Внеурочная деятельность в системе ФГОС

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочная деятельность в системе ФГОС: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся через совместную деятельность образовательного учреждения и семьи.

«Подлинная красота человека проявляется в труде. Прекрасен не только результат труда, но и сам процесс свободного труда, в котором раскрываются творческие возможности человека, мощь его разума, его власть над силами природы. Труд стоит у истоков эстетического чувства, у истоков искусства, которое само является областью вдохновенного духовного труда.»

П. Р. Атутов

Внеурочная деятельность, как вид образовательной деятельности школьников по реализации задач их воспитания и социализации

В соответствии с п.13 ФГОС начального и основного общего образования основная образовательная программа НОО и ООО реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

О ценностном, содержательном единстве урочной и внеурочной деятельности, о необходимости реализации воспитательного потенциала современных учебных программ как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время отмечалось ранее неоднократно (например, письмо Минобразования России от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»). Однако именно сейчас в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования эта идея получила нормативное закрепление: организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должны обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и ООО. Согласно ФГОС внеурочная деятельностью по сути является, одним из инструментом достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников.

Внеурочная деятельность как понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации, является одной из концептуальных идей ФГОС, обязательной составляющей базисного учебного плана. (Материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях представлены в письме департамента общего образования Минобрнауки РФ № 03-296 от 12 мая 2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»).

Внеурочная деятельность осуществляется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся и позволяет решить следующие задачи (НОО):

-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

-оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

-улучшить условия для развития ребенка;


Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.

Теперь необходимо найти такие средства для эффективного и качественного обучения, такие формы организации процесса, которые способствовали бы развитию личности, повышению мобильности и обеспечили уверенное достижение поставленных новыми стандартами образовательных целей.

В системе обучения существуют три уровня усвоения знаний: репродуктивный, продуктивный и творческий. В основном, в образовательном процессе затрагиваются лишь продуктивный и репродуктивный уровни усвоения, творческий же уровень затрагивается значительно реже. Поэтому появляется острая потребность к мотивации обучения и привития интереса к предмету у обучающихся.

Необходимость изучения новых педагогических подходов, технологий, повышающих качество образования и формирующих творческую активность обучающихся, которая отмечена таким рядом факторов: противоречия, требования социума - обуславливают актуальность темы исследования. Это говорит, о том, что в обществе наступило время перемен, так как обществу требуются социально активные личности.

Перед нами поставлены следующие задачи:

1) определить степень изученности проблемы интеграции учебной и внеурочной деятельности;

2) проанализировать теоретические подходы по эффективному внедрению активных методов обучения на уроках и внеурочной деятельности;

3) экспериментально проверить возможность практической реализации полученной модели на основе интеграции учебной и внеурочной деятельности ;

4) анализ эмпирического опыта и разработка методических рекомендаций;

5) обработка и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что постановка и решение проблемы формирования творческой активности в процессе преподавания в условиях интенсивного внедрения ФГОС нового поколения углубляют, расширяют и дополняют представления о механизмах повышения качества образования.

Конкретной практической задачей является осмысление педагогической деятельности, создание такого ценностного пространства бытия обучающихся, концепции взаимодействия, в которых бы отношения, окружающая среда и ресурсы управления представляли собой целостный социально-педагогический механизм, основанный на интеграции учебной и внеурочной деятельности по преподаваемому предмету.

Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения (далее - АМО) в образовательный процесс позволяет создать такую среду как на уроке , так и во внеклассной деятельности .

На ступени основной школы задачи учебных занятий определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта. Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач - от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения. Выполняемые учащимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.

Уроки, проводимые с помощью АМО, делают обучение психологически комфортным, а формирование культуры рефлексивного мышления естественным, ненавязчивым и радостным. Игровой характер учебной деятельности на уроке может дать прекрасные результаты, хотя и требует от учителя массу разных умений. Следует отметить, что АМО позволяют учителю помочь ребенку в выстраивании индивидуальной стратегии обучения.

Все уроки и внеурочные мероприятия проходят по следующей схеме:

Внеурочная деятельность в системе ФГОС

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы .

Внеурочная деятельность в системе ФГОС

Мои принципы работы - максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, при этом стать консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение обучающихся, т.к. растет доверие, авторитет и уважение.

Использование технологии АМО в процессе интеграции учебной и внеурочной деятельности за счет создания высокой творческой и познавательной мотивации обеспечивает активную и результативную деятельность обучающихся.

Эффективность технологии АМО позволяет говорить о возможности достижении высокого уровня качества обучения. Ведь обучающиеся 5-го класса могут решать следующие жизненно-практические задачи:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач (это необходимо во внеурочной деятельности по предмету);

  • работать в группах (эта форма работы часто используется в технологии АМО), аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;

  • самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Также технология АМО способствует развитию творческих способностей и нестандартности мышления обучающихся, универсальных навыков, раскрытию личностно-индивидуальных возможностей каждого обучающегося и определение условий для их проявления и развития.

Все вышеперечисленные результаты соответствуют требованиям, определенным для школы новыми ФГОС. Системное и широкое использование новых методов обучения будет содействовать достижению нового уровня образования в школе.

Подводя итоги, можно сказать, что удалось:

  • определить комплекс активных методов обучения в процессе преподаваниятехнологии;

  • создать условия для интеграции учебной и внеурочной деятельности;

  • получить положительные результаты интеграции вследствие переноса учащимися ключевых компетенций из урочной деятельности во внеурочную и наоборот,

  • привлечь родителей к совместной деятельности,

  • повысить творческий потенциал педагогов,

  • обеспечить информационную открытость через публикации во всероссийских СМИ и на образовательных порталах.







Использованная литература

  1. БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС: Результаты обучения и компетентность подходов (книга-приложение 1) - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - с. 536.

  2. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции - М.: Феникс, 2009. - 336 с.

  3. Дубровина И. Б., Прихожан А. М., Зацепин В. В. Возрастная и педагогическая психология - М.: Академия, 2005 - с. 368.

  4. Карманчиков А. Особенности индивидуального подхода в формировании творческой активности учащихся // Дополнительное образование - 2004. - № 7 - С. 5-8

  5. Кочетов А. И. Воспитательная система: теория, проблематика, альтернативы - Минск.: Мин-во образования, 1997. - с. 146.

  6. Максаковский В. П. Что мешает развитию нашего образования? (полемические заметки) // Стандарт и мониторинг образования - 2006. - № 2 - С. 51-56.

  7. Международный Институт Развития «ЭкоПро» Образовательный портал Мой университет. Курс "Активные методы обучения!" moi-universitet.ru/

  8. Носков М. В., Шершнева В. А. Междисциплинарная интеграция в условиях компетентностного подхода. // Высшее образование сегодня - 2008. - № 11 -С. 69-72.

  9. Орлов В. И. Педагогическое образование: поиск путей повышения качества. // Педагогика - 2002. - № 10. - С. 57-64.

  10. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: МарТ, 2006. - с. 336.

  11. Фундаментальное ядро содержания общего образования/под ред. ВВ.Козлова, А.М.Кондакова. М.: Просвещение, 2009.-48 с.- Стандарты второго поколения.











Внеурочная деятельность в системе ФГОС: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся через совместную деятельность образовательного учреждения и семьи.








Подготовила Белая Л.П.

преподаватель технологии

ГКС(К)ОУ

«Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа

-интернат №26 V вида»





2015-2016 уч.год.

9

© 2010-2022