Рабочая программа танцевального кружка старшей группы

Данная программа рассчитана на 1 год обучения с 5 по 8 класс (дети в возрасте 11 -14 лет)   Цель программы: воспитание нравственно – эстетических чувств, формирование познавательного интереса и любви к прекрасному, раскрытие художественно–творческих, музыкально–двигательных способностей, творческой    активности, самостоятельности, выносливости, упорства и трудолюбия  воспитанников. Задачи:          •        Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в танцевальной д...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное учреждение

«Солонецкая средняя общеобразовательная школа»





Согласовано:

Заместителя директора

по воспитательной работе

___________/Пискунова Л.И./

Утверждено:

Директор школы

___________/Крупенева С.Г./

Рабочая программапедагога дополнительного образования

Фатеевой Олеси Николаевны, первая квалификационная категория



срок реализации: 1 год

разработана: 2014 год

возраст детей: 10-14 лет

форма организации

дополнительного

образования - кружок

«Танцевальный»

ст.группа «Ритм»



2014 - 2015 гг.

Пояснительная записка

Программа разработана на основании следующих документов: Закон РФ « Об образовании», «ФГОС второго поколения», «Концепция духовно- нравственного воспитания». В проекте программы «Наша новая школа» говорится, что важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности. Весомое значение приобретет внеаудиторная занятость учащихся - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. Необходимо будет создать, как специальную систему поддержи сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни». Поэтому особое внимание следует уделять раннему выявлению и развитию способностей детей.

Как бы мы часто ни повторяли известную истину, что здоровье человека - богатство страны. Отставание физической культуры от необходимого современного уровня с каждым годом увеличивается. Накапливается и дефицит движения. Недостаточная двигательная активность детей приводит к нежелательным последствиям. Большое количество школьников имеют лишний вес, не уменьшается процент школьников с отставанием в физическом развитии. Увеличивается количество учащихся, которые пропускают занятия вследствие простудных заболеваний, немало и тех, кто по состоянию здоровья включён в специальную медицинскую группу. Став учителем, я увидела в учащихся и робость, и угловатость, и неумение красиво держаться. Имея хореографическое образование, я избрала танец как средство физического, морального, нравственного и эстетического воспитания учеников во внеурочное время. Танец сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно - физического развития и образования, а так же эффективен, как развивающее средство. Стремление к красоте тела, красоте движений, к красоте и выразительности в проявлении чувств должны быть не случайными, а постоянными. Красивые манеры, походку, правильную осанку, выразительность движений и поз необходимо воспитывать систематически и с раннего возраста. Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Благодаря хореографическому образованию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру. Приобщение к искусству хореографии включает ознакомление учащихся с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, связанных с укладом жизни народов, с их красочными костюмами, музыкально-ритмическим складом мелодий. Народный танец является одним из действенных средств приобщения подрастающего поколения к богатству танцевального и музыкального творчества, даёт возможность почувствовать свою национальную принадлежность, познакомиться и проникнуть в образную сущность танцевальной культуры других народов. Занятия народно - сценических танцев совершенствуют координацию движений, способствуют укреплению мышечного аппарата, развивают те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа, дают возможность участникам коллектива овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, сложностью их темпов и ритмов. Работа без станка на первом году обучения даёт возможность заложить фундамент важнейших исполнительских качеств и обнаружить ряд малоиспользуемых при обычном подходе резервов. Необходимо ознакомить участников коллектива с национальными особенностями, рассказать о народных обрядах, традициях, жизни и истории народа. Всё это поможет более глубокому проникновению в национальный характер, усилит выразительность исполнения. Дальнейшее увеличение мышечной нагрузки в течение всего периода обучения производится постепенно и планомерно. Особое внимание следует уделять такому немаловажному фактору, как дыхание. Правильно поставленное дыхание имеет иногда решающее значение для усвоения танцевальной техники народного танца. Первостепенное значение в деле эстетического воспитания имеет музыка, которая должны быть доступной, будь то народные мелодии или произведения современных авторов. Программа дана по годам обучения. На каждый год обучения предлагается определенный минимум умений, навыков и сведений по хореографии. На каждом этапе обучения дается материал по основным четырем разделам хореографического искусства:

• азбука музыкального движения;

• элементы классического танца;

• элементы народного танца;

• элементы историко-бытового танца.

В первый раздел включены ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие учащихся. На первом году обучения они строятся на шаге и беге в различных рисунках, ориентируя детей в пространстве и времени, развивая музыкальность. В дальнейшем ритмическое воспитание происходит на элементах танцевальных движений.

Во втором разделе вводятся элементы классического танца, упражнения которого подготавливают к более сложным движениям и физической нагрузке, укрепляют мышцы спины, ног.

В третий раздел включены элементы народного танца, включены танцы разного характера. Использование различных танцев позволяет развивать координацию ног, корпуса, рук.

В четвертый раздел включены элементы историко-бытового танца. Этот раздел состоит из элементов исторических танцев, способствует развитию танцевальности, музыкальности, чувства позы.

Постановочная и репетиционная работа пронизывает весь учебно-воспитательный процесс и имеет целью эстетическое воспитание, развитие творческих и актерских способностей учащихся, понимание содержательности танцевального образа. В процессе постоянной практики дети сами приходят к выводу, что хореография - это содержательное искусство, требующее умения, техники, выразительности. Учащиеся должны получить представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца - это совершенство движений, легкость, сила и грация. Исполнение должно быть естественным, предлагаемый материал - соответствовать не только техническим возможностям учащихся, но и учитывать их возрастную психологию. В конце каждого года обучения необходимо использовать небольшой законченный танец, где наряду с усвоением элементов можно было бы проследить за воспитанием чувств ансамбля в создании сценического образа. Обучение должно опираться на дифференцированный подход к детям, от степени их способности, физических возможностей и технических навыков к восприятию предлагаемого материала.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения с 1 по 8 класс (дети в возрасте 6 -14 лет)

Цель программы: воспитание нравственно - эстетических чувств, формирование познавательного интереса и любви к прекрасному, раскрытие художественно-творческих, музыкально-двигательных способностей, творческой активности, самостоятельности, выносливости, упорства и трудолюбия воспитанников.

Задачи:

• Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в танцевальной деятельности

• Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

• Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами танцев.

• Приобщить детей к танцевальной культуре, обогатить их танцевальный опыт: знания детей о танце, его истории, устрой танцевальных профессиях, костюмах, атрибутах, танцевальной технологии,

• Развить у детей интерес к танцевально-игровой деятельности

Формы:

- обучающее занятие

- тренировочное занятие

- коллективно - творческое занятие

- контрольное занятие

- индивидуальное занятие

- беседы по истории танца и истории балета

- музыкальное занятие (прослушивание музыкального материала, беседы о музыке, музыкальные игры)

- неформальные мероприятия (посещение культурных мероприятий, досуг внутри коллектива)

Все занятия тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях хореографией, находят широкое применение на других занятиях и уроках в школе.

Методы:

• Словесный(объяснение, замечание)

• Наглядность (личный показ педагога)

• Практический (выполнение движений)

Способы обучения:

• Занятия должны быть разнообразными как по содержанию (ритмическиеупражнения, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение танцев), так и по набору применяемых методов.

• При повторении необходимо избегать однообразия, скуки, вносить в знакомое движение, танец элемент новизны, предъявлять новые требования, ставить новые задачи.

• Любое задание, которое предлагается выполнить учащимися, должно соответствовать степен6и подготовленности к нему.

• Весь процесс обучения необходимо строить на сознательном усвоении знаний и навыков.

• Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует долго отрабатывать одно и тоже движение, танец, долго объяснять, пытаясь научить всему сразу.

• На занятии следует закрепить все навыки, которые вырабатывались раннее, повторить пройденные движения и фигуры.

Основные дидактические правила:

• От лёгкого - к трудному.

• От простого - к сложному.

• От известного - к неизвестному.

• Учитывать физическую подготовленность учащихся.

• Не допускать чрезмерной нагрузки.

• Использовать элементы тренажа в соответствии с возможностями своего коллектива.

Структура занятий:

• Подготовительная часть (разминка)

• Основная часть (разучивание нового материала)

• Заключительная часть (закрепление выученного материала)

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ УЧАЩИХСЯ

1. К концу учебного года школьник должен овладеть рядом знаний и навыков: правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку. Чувствовать характер марша и уметь передать его в шаге.

2. Знать следующие движения: припадание, боковой шаг, шаг с притопом, «ковырялочку». Уметь исполнить переменный шаг.

3. Знать позиции ног и рук классического танца.

4. Уметь станцевать простейший русский танец.

5. Исполнять движения, сохраняя танцевальную осанку.

6. Исполнять движения в характере музыки - четко, сильно, медленно, плавно.

Учебно - тематический план

Тема занятий

Количество часов

1.

Введение. Азбука музыкального движения.

2

2.

Понятие о координации движений, о позиции рук и ног.

2

3.

Основы народного танца. Народный танец«Русские потешки»

6

4.

Танцевальные этюды. Эстрадный танец «Арлекин»

4

5.

Разучивание движений современного танца «Леди»

7

6.

Разучивание движений танца «Катюша»

4

7.

Разучивание танца «Синий платочек»

6

8.

Отработка номеров. Показ танцевальных номеров.

3

Календарно - тематическое планирование

Тема занятий

Количество часов

Дата

Примечание

план

факт

1

Введение. Азбука музыкального движения

2

3.09.

10.09.

2.

Понятие о координации движений, о позиции рук и ног.

2

17.09.

24.09.

3.

Основы народного танца. Народный танец «Русские потешки»

6

1.10.

8.10.

15.10.

22.10.

29.10.

12.11.

4.

Танцевальные этюды. Эстрадный танец «Арлекин»

4

19.11.

26.11.

3.12.

10.12.

5.

Разучивание движений современного танца «Леди»

7

17.12.

24.12.

14.01.

21.01.

28.01.

4.02.

11.02.

6.

Разучивание движений танца «Катюша»

4

18.02.

25.02.

4.03.

11.03.

7.

Разучивание танца «Синийплаточек»

6

18.03.

1.04.

8.04.

15.04.

22.04.

29.04.

8.

Отработка номеров.

2

6.05.

13.05.

9.

Показ танцевальных номеров.

1

20.05.



Содержание

  1. Введение. Азбука музыкального движения 2ч.

Цель:МЕСТО ХОРЕОГРАФИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ИСКУССТВЕ. ПРОСМОТР ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ О ТВОРЧЕСТВЕ ВЕЛИКИХ ТАНЦОРОВ. ПОНЯТИЕ О ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВАХ КЛАССИЧЕСКОГО И НАРОДНОГО ТАНЦЕВ. СОСТАВЛЕНИЕ ИЛЛЮСТРИРОВАННОГО СЛОВАРИКА ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ.

АЗБУКА ПРИРОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ. ПОСТАНОВКА КОРПУСА. ПОЗИЦИИ НОГ, РУК, ГОЛОВЫ. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОВЫ, КОРПУСА. ИНСТРУКТАЖ ПО БЕЗОПАСНОМУ ИСПОЛНЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ И ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: ОСВОЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ ДЛЯ ГОЛОВЫ, ТУЛОВИЩА, РУК, НОГ.

  1. Понятие о координации движений, о позиции рук и ног 2ч.

Цель:ОСНОВНЫЕ ШАГИ ТАНЦА. ПРЫЖКИ. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ВЫРАБОТКА ОСАНКИ, ОПОРЫ, ЭЛАСТИЧНОСТИ И КРЕПОСТИ ГОЛЕНОСТОПНОГО, КОЛЕННОГО, ТАЗОБЕДРЕННОГО СУСТАВОВ. ПОНЯТИЕ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ТЕЛА, О ТЕМПЕРАМЕНТЕ, О ЧУВСТВЕ РИТМА, О МУЗЫКАЛЬНОМ СЛУХЕ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: ОСВОЕНИЕ ПОЗ И ДВИЖЕНИЙ ТАНЦА.

  1. Основы народного танца. Народный танец «Русские потешки» 6ч.

Цель: ХОДЫ РУССКОГО ТАНЦА: ПРОСТОЙ, ПЕРЕМЕННЫЙ, С УДАРАМИ, ДРОБНЫЙ. ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОГО ТАНЦА: ВЫНОС НОГИ НА КАБЛУК, ВПЕРЁД, В СТОРОНУ. РАБОТА НАД ЭТЮДАМИ(УКРАИНСКИЙ ЭТЮД, БЕЛОРУССКИЙ ЭТЮД, КАВКАЗСКИЙ ЭТЮД). ДЕТСКИЕ ТАНЦЫ (СНЕЖИНКИ, ХОРОВОД, МАТРЁШКИ, ТАНЕЦ СОЛНЕЧНЫХ ЗАЙЧИКОВ). УПРАЖНЕНИЯ НА УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ РУК, НОГ, СПИНЫ, ШЕИ. ПОНЯТИЕ О РЕЖИМЕ ДНЯ ТАНЦОРА И О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.

ПОНЯТИЕ О ПРИРОДНЫХ ЗАДАТКАХ, СПОСОБСТВУЮЩИХ УСПЕХУ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ, И О ПУТЯХ ИХ РАЗВИТИЯ. ПОНЯТИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МАСТЕРСТВЕ ТАНЦОРА. ПРАВИЛА ТАНЦЕВАЛЬНОГО ЭТИКЕТА.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: ОСВОЕНИЕ ПОЗ И ДВИЖЕНИЙ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ.

  1. Танцевальные этюды. Эстрадный танец «Арлекин» 4ч.

Цель:ТАНЦЕВАЛЬНАЯ РАЗМИНКА. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РАЗМИНКИ: СИДЯ, ЛЁЖА, СТОЯ. ТЕХНИКА ПРЫЖКОВ И ВРАЩЕНИЙ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: ОСВОЕНИЕ ПОЗ И ДВИЖЕНИЙ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ЭСТРАДНОГО ТАНЦА; ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С НАИБОЛЕЕ ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ.

  1. Разучивание движений современного танца «Леди» 7ч.

Цель:ТАНЦЕВАЛЬНАЯ РАЗМИНКА. ИЗУЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ. ПОСТАНОВКА ТАНЦА.

  1. Разучивание движений «Катюша» 4ч.

Цель: ТАНЦЕВАЛЬНАЯ РАЗМИНКА. ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ. ПОСТАНОВКА ТАНЦА.

  1. Разучивание танца «Синий платочек» 6ч.

Цель: ТАНЦЕВАЛЬНАЯ РАЗМИНКА. ИЗУЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА. ПОСТАНОВКА ТАНЦА.

  1. Отработка номеров. 2ч.

Цель: ОТРАБОТКА ПОЗИЦИЙ РУК, НОГ, КОРПУСА, ГОЛОВЫ В ТАНЦАХ РАЗНЫХ ВИДОВ. ТРЕНИНГ СОВРЕМЕННОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ПЛАСТИКИ. ОТРАБОТКА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ ПРЫЖКОВ И ВРАЩЕНИЙ, ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА В РИТМЕ ВАЛЬСА, ПОЛЬКИ, ЧА-ЧА-ЧА.

ПОДГОТОВКА ТАНЦЕВАЛЬНЫХ КОСТЮМОВ. ПОНЯТИЕ О МАКИЯЖЕ. СОЗДАНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО МАКИЯЖА.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: ОСВОЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ТАНЦОРА.

  1. Показ танцевальных номеров. 1 ч.

Список литературы

  1. Д.В.ГРИГОРЬЕВ, П.В. СТЕПАНОВ СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР. ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ М. «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2011.

  2. СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ. ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. НАЧАЛЬНОЕ И ОСНОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПОД РЕДАКЦИЕЙ В. А. ГОРСКОГО.- М.»ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2011.

  3. ЗАХАРОВ В. М. ТАНЦЫ НАРОДОВ МИРА. - М., 2001.

  4. МИХЕЕВА Л. Н. МОЛОДЁЖНЫЙ ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ТЕАТР: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ./ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. - М., 2006.

  5. СЕВРЮКОВ С. П. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ДЖАЗ - ТАНЦУ. - М., 1998.



КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ:

МУЗЫКАЛЬНОСТЬ - СПОСОБНОСТЬ ВОСПРИНИМАТЬ И ПЕРЕДАВАТЬ В ДВИЖЕНИИ ОБРАЗ И ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ИЗМЕНЯТЬ ДВИЖЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ФРАЗАМИ, ТЕМПОМ, РИТМОМ.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ МИМИКИ И ПАНТОМИМИКИ, УМЕНИЕ ПЕРЕДАВАТЬ В ПОЗЕ, ЖЕСТАХ РАЗНООБРАЗНУЮ ГАММУ ЧУВСТВ, ИСХОДЯ ИЗ МУЗЫКИ И СОДЕРЖАНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ (СТРАХ, РАДОСТЬ, УДИВЛЕНИЕ, НАСТОРОЖЕННОСТЬ, ВОСТОРГ, ТРЕВОГУ, ПЕЧАЛЬ И Т.Д.)

ГИБКОСТЬ, ПЛАСТИЧНОСТЬ - МЯГКОСТЬ, ПЛАВНОСТЬ И МУЗЫКАЛЬНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ РУК, ПОДВИЖНОСТЬ СУСТАВОВ, ГИБКОСТЬ ПОЗВОНОЧНИКА, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ИСПОЛНИТЬ НЕСЛОЖНЫЕ АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ («РЫБКА», «ПОЛУШПАГАТ», «ЛОДОЧКА», «МОСТИК» И Т.Д.).

КООРДИНАЦИЯ, ЛОВКОСТЬ ДВИЖЕНИЙ - ТОЧНОСТЬ ИСПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ, ПРАВИЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ ДВИЖЕНИЙ РУК И НОГ В ТАНЦЕ.

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ - УМЕНИЕ ИМПРОВИЗИРОВАТЬ ПОД ЗНАКОМУЮ И НЕЗНАКОМУЮ МУЗЫКУ НА ОСНОВЕ ОСВОЕННЫХ НА ЗАНЯТИЯХ ДВИЖЕНИЙ, А ТАКЖЕ ПРИДУМЫВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ОРИГИНАЛЬНЫЕ «ПА».

ВНИМАНИЕ - СПОСОБНОСТЬ НЕ ОТВЛЕКАТЬСЯ ОТ МУЗЫКИ И ПРОЦЕССА ДВИЖЕНИЯ (ВЫПОЛНЯТЬ КОМПОЗИЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНО, БЕЗ ПОДСКАЗОК).

ПАМЯТЬ - СПОСОБНОСТЬ ЗАПОМИНАТЬ МУЗЫКУ И ДВИЖЕНИЯ.

15


© 2010-2022