Программа кружка Умелые руки

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Утверждаю» «Согласовано»

Директор МБУ ДОД «ЦВР» Директор МБОУ «АксубаевскаяСОШ №2»

______/Н.И.Еграшкин/ _______/А.М.Сударев/



Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Умелые руки»





Возраст обучающихся: 9- 11 лет

Срок реализации программы: 1 год





Автор программы:

педагог дополнительного образования

МБУ ДОД «ЦВР» Маклакова Наталья Сергеевна









2013-2014 уч.г.

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество - создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги.

Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А.С.Каргин, В.А. Разумный, О.И.Мотков и другие.

В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э. Фромма, И. П.Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Актуальность программы.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника-оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа «Умелые руки» направлена на развитие творческих способностей - процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цель программы

Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.

Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:





Образовательные




1.Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

2. Обучить детей владению инструментами и приспособлениями .

3. Обучить бисероплетению.

4.Обучать шитью мягкой игрушки и сувениров из меха.

5.Обучать художественному моделированию из бумаги.

6.Обучить элементам квиллинга.

Развивающие

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Развивать внимание, память, воображение, усидчивость.

3.Расширять художественный кругозор, обогащать

личный жизненно - практический опыт учащихся.

Воспитательные

1.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную

самооценку.

2. Формировать творческий подход к выбранному виду

деятельности.

Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие интерес к конкретным видам

практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий,

выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно- технические

приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников

объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности

(работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и

теоретических работ.

Условия реализации программы.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 9 -11 лет, на 1 год

обучения: 128 часов в год, 2 раза в неделю.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

-интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимание причин успешности/ неуспешности творческой деятельности.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- контролировать действия партнёра.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- владеть монологической и диалогической формой речи;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи

с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

- достичь оптимального для каждого уровня развития;

- сформировать навыки работы с информацией

Программа предусматривает различные формы и методы работы:

-теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний с использованием элементов игры, работа с учебной литературой;

- работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;

-практические занятия по изготовлению поделок и оформлению творческих отчетов о проделанной работе.

Методы

Приемы

Объяснительно-иллюстративные

Рассказ, показ, беседы

Репродуктивные

Практические занятия

Эвристические

Творческие задания


Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе

К концу 1 года обучения учащиеся могут знать:

- название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;

- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);

- способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),

- применение бисера в окружающем мире.

Уметь:

- правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;

- выполнять работу самостоятельно без напоминаний;

- организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

- понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

- самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);

- изготовлять изделия из бисера.

Учебно-тематический план

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

2 часа

2 раза

4 часа

128 часов



№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Теория

Количество практических работ

1

Введение

4

4


2

Работа с бисером

40

2

38

3

Работа с тканью

20

2

18

4

Работа с бумагой и картоном

40

4

36

5

Квиллинг

22

2

20

6

Итоговое занятие

2

2



128

16

Итого

112

128 часов

Календарно - тематический план


Наименование разделов и тем

Часы

I. 1-2

Введение. Правила по технике безопасности.

4 ч

II.3-4

Работа с бисером

4 ч

5-6

Знакомство, беседа "Родословная стеклянной бусинки", показ образцов, иллюстраций.

4 ч

7-8

Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты, пробные плетения.

4 ч

9-10

Плетение браслетов-"фенечек".

4 ч

11-12

Плетение браслетов-"фенечек".

4 ч

13-14

Работа по схемам (изучение знаков, условных обозначений)

4 ч

15-16

Работа по схемам (изучение знаков, условных обозначений).

4 ч

17-18

Работа по схемам (изучение знаков, условных обозначений).

4 ч

19-20

Плетение брошек (работа по схемам)

4 ч

21-22

Плетение кулонов

4 ч

III. 23-24

Работа с тканью

4 ч

25-26

Шитье мягкой игрушки (уметь самостоятельно изготовлять игрушки используя лекала)

4 ч

27-28

Шитье мягкой игрушки (уметь самостоятельно изготовлять игрушки используя лекала)

4 ч

29-30

Шитье мягкой игрушки (уметь самостоятельно изготовлять игрушки используя лекала)

4 ч

31-32

Шитье мягкой игрушки (уметь самостоятельно изготовлять игрушки используя лекала)

4 ч

IV. 33-34

Работа с бумагой и бросовым материалом

4 ч

35-36

Изготовление шкатулок из открыток (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье частей шкатулки петельным швом, сбор шкатулки

4 ч

37-38

Изготовление шкатулок из открыток (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье частей шкатулки петельным швом, сбор шкатулки)

4 ч

39-40

Изготовление шкатулок из открыток (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье частей шкатулки петельным швом, сбор шкатулки)

4 ч

41-42

Изготовление карандашницы.

4 ч

43-44

Изготовление карандашницы (с использованием пластмассовой бутылки)

4 ч

45-46

Изготовление шкатулки-сувенира

4 ч

47-48

Игрушка "Гордый петух" (из пластмассовой бутылки).

4 ч

49-50

Работа по замыслу детей.

4 ч

51-52

Работа по замыслу детей.

4 ч

V.

53-54

Квиллинг. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Беседа. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.

4 ч

55-56

Элементы квиллинга. Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.

4 ч

57-58

Основные формы: «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник», «капля», «глаз».

4 ч

59-60

Изготовление простых, несложных цветов. Изготовление бахромчатых цветов.

4 ч

61-62-63

Коллективная работа. Композиция из цветов.

6 ч

VI. 64

Итоговое занятие.

2 ч

ИТОГО

128 ч



Руководитель объединения: ________ /Н.С.Маклакова/



Список используемой литературы

  1. Гудилина С. И. "Чудеса своими руками»

  2. Гукасова А. М. "Рукоделие в начальных классах".

  3. Гусакова М. А. "Аппликация". М., Просвещение.

  4. Гусакова М. А. "Подарки и игрушки своими руками".

  5. Докучаева Н. "Сказки из даров природы".

  6. Кочетова С. В. "Игрушки для всех" (Мягкая игрушка)

  7. Нагибина М.И."Природные дары для поделок и игры".


© 2010-2022