Программа по кружковой деятельности для начальных классов

Раздел Технология
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"ВОЛШЕБНАЯ СОЛОМКА"


Программа рассчитана на 2 года обучения для учащихся от 9лет и старше. Каждый этап включает в себя определенные знания, умения и навыки, освоение которых обязательно, поэтому переход от этапа к этапу осуществляется по мере освоения материала. Основной отличие программы - тесное единение двух дисциплин: художественной соломки и декоративного рисования.

Значительное место в программе отводиться знакомству с русскими народными художественными промыслами и применению мотивов «русского букета» и «русского орнамента» в технике художественной соломки. Программа профессионально-ориентируемая. Она задумана так, чтобы научить ребенка весь процесс от первоначального замысла до конечного результата выполнять самостоятельно.

Программа предусматривает постепенное движение от простого к сложному, от частного к общему и нацеливает как педагога, так и учащихся на поиск новых технологических и художественных идей в искусстве художественной соломки.

Цель: развитие творческих индивидуальных способностей детей средствами художественной аппликации из соломки; воспитание эстетического вкуса.

Задачи обучения:

Образовательные:

● познакомить учащихся с историей развития и применения соломки в прикладном творчестве;

● научить детей владеть необходимыми инструментами, приспособлениями и вспомогательными материалами, используемыми при аппликации из соломки;

● обучить технологии аппликации из соломки при создании сувениров, панно, картин;

● обучить технике безопасности, нормам поведения и правилам соблюдения личной гигиены при работе в технике аппликации из соломки.

Воспитательные:

● воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое до конца, ответственность;

● воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;

● воспитывать стремление к качеству выполнения изделий.

Развивающие:

● способствовать развитию мелкой моторики рук, образного и логического мышления, глазомера;

● развивать творческие способности.

Учебно-тематический план

Тематический блок

Основные

разделы курса

Количество

часов

Всего часов

теор.

практ.

1. Вводное занятие

Из истории развития; инструменты и приспособления; техника безопасности; сбор и обработка соломенных стеблей



1



2



3

2. Технология выполнения аппликации из соломки

Отработка навыков работы с ножницами; выполнение образца плоскостной аппликации


2


7


9

3. Декоративные приемы в аппликации

Простые «решетки»; контурная аппликация; «соломенная крошка»; разновидности многослойной аппликации



2



10



12

4. Предметная аппликация из соломки

Выполнение образцов: геометрические формы; растительные формы; животные формы


1


14


15

5. Декоративная аппликация из соломки

Картинки по выбору: узоры (геометрические, растительные);

цветы, листья простой формы, букет; поздравительные открытки (новогодняя, пасхальная); мотивы традиционных промыслов - хохлома, гжель


4


6



2



8


14


42



28



25


18


48



30



33

6. Сюжетная аппликация из соломки

Пейзаж


4


26


30

7. Оформление картин, панно, сувениров

Вспомогательные отделочные работы


1


5


6

8. Экскурсии

По музеям и выставочным залам

9

-

9

9. Итоговое занятие

Контроль знаний и анализ работ; Итоговая выставка; Награждение; Рекомендации для дальнейшего обучения



3



-



3


Итого

43

173

216


Содержание курса


  1. Введение - 3ч.

Занятие 1. Знакомство с программой курса. Беседа «Из истории флористики». Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Инструменты, приспособления и материалы, используемые для работы. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места.

Правила заготовки и обработке соломенных стеблей, способе окрашивания.

Практические работы: обработка соломенных стеблей - нарезка отрезков-трубочек.

Задание на дом: подготовить соломенные пластины.

2. Технология аппликации из соломы - 9ч.

Занятия 2 - 4. Правила изготовления аппликации из соломы. Последовательность технологических действий, необходимые требования. Правила подбора тоновых соотношений в соломенном изображении (простые варианты). Правила работы с ножницами и клеем. Техника безопасности.

Практическая работа: отработка навыков работы с ножницами. Выполнение образца.

3. Декоративные приемы в аппликации - 12ч.

Занятия 5 - 6. Простые «решетки». Понятие ритмичности. Аппликация по заданному контуру. Демонстрация образцов. Условия и места применения. Подготовка материала к выполнению изученных приемов.

Практическая работа: нарезка соломенных полос. Выполнение трех образцов простых «решеток» из узких, средних, широких полос с разным ритмом. Выполнение образца аппликации по заданному контуру.

Задание 7. Элементы украшения - «соломенной крошки». Место применения «соломенной крошки». Демонстрация образцов. Правила получения.

Практическая работа: нарезка «соломенной крошки». Выполнение образцов.

Задание 8. Разновидности многослойной аппликации. Демонстрация образцов. Способы: многослойная аппликация соломки с соломкой; соломки с тканью.

Практическая работа: выполнение образцов многослойной аппликации (деталировка, сборка).

4. Предметная аппликация из соломки - 15ч.

Занятия 9 - 11. Геометрические и растительные формы. Понятия «стилизация», «симметрия». Просмотр дидактического материала, образцов. Аппликация из соломки на основе образца «Подсолнух».

Практическая работа: картинка.

Альтернативные работы: закладка для книги, декоративная тарелочка с оформлением орнамента из простых геометрических или растительных форм.

Занятия 12 - 13. Животные (рыбки, насекомые) в технике аппликации из соломки. Просмотр иллюстраций, образцов, дидактического материала. Дополнительные правила в аппликации при выполнении сложных форм.

Практическая работа: аппликация из соломки на основе образца. Картинка по выбору - «Бабочка», «Рыбки».

Альтернативные работы: картинка «Петушок», «Попугай», «Котенок».

5. Декоративная аппликация из соломки - 129ч.

Орнаменты геометрические и растительные - 18ч.

Знания 14 - 15. Орнаменты разных народов (этнические). Геометрические орнаменты. Просмотр иллюстраций. Подбор рисунка для аппликации.

Практическая работа: аппликация из соломки геометрического орнамента в круге. Картинка «Калейдоскоп».

Занятия 16 - 19. Орнаменты разных народов. Растительные орнаменты. Просмотр иллюстраций, подбор рисунка для аппликации.

Практическая работа: аппликация из соломки с изображением вензеля или монограммы и с оформлением растительного орнамента по кайме в квадрате.

«Цветы», «листья» простой формы. «Полевой букет» - 48ч.

Занятия 20 - 23. Цветы полевые. Видовое многообразие. Просмотр иллюстраций. Подбор рисунка для аппликации.

Практическая работа: аппликация из соломки «Полевые гвоздички».

Альтернативные работы: картинка «Ромашки», «Васильки».

Занятия 24 - 27. Листья. Видовое многообразие. Просмотр иллюстраций. Подбор рисунка для аппликации.

Практическая работа: аппликация из соломки - картинка «Веточка тополя».

Альтернативные работы: картинки «Веточка дуба», «Кленовый лист».

Занятия 28 - 35. Полевой букет. Виды колосовидных растений. Просмотр иллюстраций. Подбор рисунка для аппликации.

Практическая работа: аппликация из соломки - картинка «Полевой букет».

Поздравительная открытка - 30ч.

Занятия 36 - 41. Новогодняя открытка. Из истории праздника. Новогодние поздравления и сувенирные подарки. Просмотр новогодних открыток печатного производства.

Практическая работа: творческое задание - придумать и нарисовать эскиз для открытки. Подетальная проработка рисунка. Аппликация из соломки - новогодняя открытка.

Занятия 42 - 45. Пасхальная открытка. Из истории праздника Пасхи. Атрибуты праздника. Просмотр иллюстраций.

Практическая работа: аппликация из соломки на основе образца. Пасхальная открытка.

6. Мотивы традиционных художественных промыслов России (хохлома, гжель) для декоративной аппликации из соломки - 33ч.

Занятия 46 - 51. Из истории художественных промыслов: хохлома. Знакомство с методической литературой. Растительные мотивы в росписи. Характер цветовой гаммы и особенности письма. О применении мотивов хохломы в декоративной аппликации из соломки. Новые технологические приемы: совмещение аппликации из соломки и ткани. Виды, цветовая гамма и правила обработки ткани для аппликации.

Практическая работа: аппликация из соломки. Картинка по выбору: «Малинка», «Клубничка», «Вишенка», «Смородина».

Занятие 52. Правила подготовки основы для картины в технике аппликации из соломки, подбор цветовой гаммы, фона. Оформительские работы.

Практическая работа: подбор цветовой гаммы фона. Построение и нарезка картона для основы. Аппликация фона. Покрывочные работы лаком. Оформление работы в рамку.

Занятия 53 - 57. Из истории художественных промыслов: гжель. Знакомство с методической литературой. Мотивы и сюжеты росписи мастеров гжели. Характер цветовой гаммы и особенности письма. О применении мотивов гжели в декоративной аппликации из соломки. Применение новых технологических приемов: совмещение аппликации из соломки и ткани. Виды и цветовая гамма ткани для аппликации.

Практическая работа: аппликация из соломки картинки по выбору: «Орнамент», «Цветок», «Птичка».

7. Сюжетная аппликация из соломки - 30ч.

Оформление панно, картин, сувениров - 6ч.

Занятия 58 - 67. Понятие «пейзаж». Пейзаж как вид изобразительного искусства. Времена года в пейзаже. Декоративность в изображении объектов пейзажа. Выбор цветовой гаммы для основного фона.

Практическая работа: аппликация из соломки по выбору: «Деревенский пейзаж», «Весенний пейзаж» и пр.

Альтернативная работа: картины «На лужайке», «В лесу».

Занятие 68. Правила подготовки основы для картины сюжетной аппликации. Оформительская работа.

Практическая работа: подбор цветовой гаммы фона. Построение и нарезка картона для основы. Аппликация фона. Покрывочные работы лаком. Оформление работы в рамку.

8. Экскурсии на выставки - 9ч.

Занятия 69 - 71. По музеям и выставочным залам родного города. Обсуждение и анализ представленных на выставках работ. Подведение итогов экскурсий.

9. Итоговое занятие - 3ч.

Занятие 72. Контроль занятий. Оформление работы и выставки. Анализ выполненных работ. Рекомендации для дальнейшего обучения технике аппликации из соломки.

По завершении 1-го года обучения учащиеся должны знать:

● историю возникновения флористики. О роли применении растительных материалов в декоративно-прикладном искусстве. Об аппликации из соломки как виде художественного творчества. Историю хохломы и гжели;

● инструменты и приспособления для аппликации из соломки;

● правила безопасности труда при работе с инструментами; правила содержания рабочего места;

● злаковые растения как основной материал в аппликации. Правила заготовки и технологию обработки соломенных стеблей;

● дополнительные материалы;

● технологию выполнения аппликации из соломки;

● правила подбора тоновых соотношений в соломенном изображении (простые варианты);

● декоративные приемы в аппликации («решетки»; аппликация по законному контуру; «крошка», многослойность);

● правила сборки соломенного рисунка по эскизу;

● основные правила при выполнении подготовительных и оформительских работ;

должны уметь:

● пользоваться инструментами и приспособлениями для аппликации из соломки;

● соблюдать технику безопасности, режем и условия труда;

● заготавливать и обрабатывать соломенные стебли для аппликации;

● получать желтые и коричневые оттенки соломенных пластин;

● владеть технологией аппликации из соломки;

● применять клей ПВА и «Момент»;

● составлять соломенный рисунок по эскизу;

● выполнять аппликации по мотивам хохломы и гжели, применяя одновременно соломку и ткань;

● обработать ткань крахмалом, желатином;

● выполнять подготовительные и оформительские работы при выполнении изделий в технике аппликации из соломки.


Учебно-тематический план

2-го года обучения


Тематический блок

Основные

разделы курса

Количество часов

Теор.

практ.

всего

1. Введение. Основы технологии аппликации из соломки

Повторение материала 1-го года обучения; знакомства с программой нового этапа; история западной аранжировки цветов. Основы композиции



2



1



3

2. Декоративные листья

Выполнение образцов листьев простой формы с учетом жилкования


2


19


21

3. Декоративные цветы

Выполнение образцов соцветий: чашевидной формы; колоколовидной формы; звездчатой формы; зонтичной формы



3



21



24

4. Декоративная аппликация в цветочной аранжировке

Вегетативный стиль; декоративный стиль


5


28


33

5. Сувениры, открытки, подарки

Новогодние сюрпризы; в День Св. Валентина; любимой маме, бабушке; пасхальное торжество; в день рождения


5


46


51

6. Коллективные работы. Участие в выставках

Совместная разработка и реализация проекта по выбору: цветочная композиция; архитектура; сказочные сюжеты; жанровые сцены



12



60



72

7. Экскурсии

По музеям и выставочным залам

9

-

9

8. Итоговое занятие

Контроль знаний и анализ выполненных работ; итоговая выставка; награждение; рекомендации для дальнейшего обучения



2



1



3


Итого

40

176

216


1. Введение - 3ч.

Занятие 1. Знакомство с программой 2-го года обучения. Повторение материала 1-го года обучения. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места.

Из истории западной аранжировки цветов. Основы композиции. Формы композиции: круглые, овальные, вертикальные, S - и L - образные, треугольные, серповидные, свободные.

Практическая работа: схематические зарисовки основных принципов построения цветовых композиций в стилях западной аранжировки; освоение приемов вырезания контуров с усложнением (тренировка с бумагой). Нарезка соломенных стеблей.

2. Декоративные листья - 21ч.

Занятия 2 - 8. Знакомство с породами деревьев, кустарников, травянистых растений, имеющих простую форму и разное направление жилкования.

Практическая работа: аппликация из соломки: выполнение образцов листьев простой формы с учетом жилкования: линейное, продолговатое, ланцетовидное, яйцевидное, языковидное, округлое, щитовидное, стреловидное, сердцевидное.

3. Декоративные цветы - 24ч.

Занятия 9 - 16. Видовое многообразие цветковых растений. Просмотр иллюстраций. Технологические приемы в аппликации при выполнении соцветий.

Практическая работа: аппликация из соломки: выполнение образцов соцветий чашевидной, колоколовидной, звездчатой, зонтичной форм.

4. Декоративная аппликация в цветочной аранжировке - 33ч.

Занятия 17 - 27. Из истории цветочной аранжировки (продолжение). Основные стили. Вегетативный стиль. Декоративный стиль. Правила построения букета. Варианты-схемы. Правила подбора тоновых соотношений в соломенном изображении (варианты с усложнением).

Практическая работа: аппликация из соломки. Картинка в одном из стилей по выбору. Подготовительные, основные и оформительские работы.

5. Сувениры, открытки, подарки - 51ч.

Занятия 28 -30. Новогодние сюрпризы. Празднование Нового года в других странах мира. Сходства и различия в проведении праздника разными странами.

Практическая работа: аппликация из соломки. Игрушки на елку - «Снежинка», «Звездный шар». Подготовительные, основные и оформительские работы.

Альтернативные работы: картинка в технике аппликации «В новогоднюю ночь».

Занятия 31 - 33. В День Св. Валентина. Из истории праздника. «Валентинки».

Практическая работа: аппликация из соломки. Сувенир «Валентинка». Подготовительные, основные и оформительские работы.

Занятия 34 - 36. «Любимым маме, бабушке». Весеннему празднику 8 Марта посвящается. Из истории праздника. Сувениры из соломки к 8 Марта. Поздравление в стихах.

Практическая работа: аппликация из соломки. Поздравительная открытка по выбору: «Цветение вербы», «Тюльпаны», «Нарциссы». Подготовительные оформительские, основные работы.

Занятия 37 - 39. В день рождения (День ангела). Именинные поздравительные открытки.

Практическая работа: придумать сюжет, составить эскиз; проработать деталировку; выполнить задуманный проект в технике аппликации из соломки. Подготовительные, основные, оформительские работы.

Занятия 40 - 44. Пасхальное торжество. Из истории Святого Воскресенья. Атрибуты праздника.

Практическая работа: аппликация из соломки. Сувениры - пасхальные яйца. Подготовительные, оформительские, основные работы.

6. Коллективные работы. Участие в выставках - 72ч.

Занятия 45 - 68. Выбор теме коллективных серийных картин, панно («Цветочные композиции», «Архитектура», «Сказочные сюжеты», «Жанровые композиции»). Углубленное изучение темы. Знакомство с литературой и иллюстрационным материалом.

Практическая работа: подготовительный этап (работа над эскизом, деталировка рисунка, подготовка материала, переводом рисунка и деталей на кальку); основной этап - коллективное выполнение аппликации из соломки согласно эскизам, подготовка основ, закрепление изготовленных из соломки деталей на основе; заключительный этап - оформление изделий в рамки, вспомогательные отделочные работы.

7. Экскурсии - 9ч.

Занятия 69 - 71. По музеям и выставочным залам родного города. Обсуждение и анализ представленных на выставках работ. Подведение итогов экскурсий.

8. Итоговое занятие - 3ч.

Занятие 72. Контроль знаний. Оформление работ и выставки. Анализ выполнения работ. Рекомендации для дальнейшего обучения технике аппликации из соломки. Награждение по итогам обучения. Задание на лето - сбор материала (соломки), предварительная обработка в домашних условиях материала для учебных занятий.

По завершении 2-го года обучения учащиеся должны знать:

● породы деревьев, кустарников, трав, листья которых имеют простую форму;

● видовое многообразие цветковых растений;

● краткую историю цветочной аранжировки;

● понятия «вегетативный» и «декоративный» стили;

● последовательность технологических операций при выполнении сувениров, открыток, подарков к празднику;

● правила подбора тоновых соотношений в соломенном изображении (варианты с усложнением);

● принципы коллективного труда;

● основные правила при выполнении подготовительных и оформительских работ;

● марки лаков для закрепления соломенного изображения;

Должны уметь:

● соблюдать правила хранения и ухода за готовыми изделиями;

● выполнять аппликации из соломки с учетом жилкования;

● выполнять аппликация из соломки соцветий чашевидной, колоколовидной, звездчатой, зонтичной форм;

● владеть приемами вырезания простых и сложных контуров;

● применять известные декоративные приемы при выполнении листьев и цветов;

● воспроизводить схемы построения букетов;

● выполнять аппликационные композиции в вегетативном и декоративном стилях цветочной аранжировки;

● выполнять изученные изделия (сувениры, открытки и пр.);

● выполнять индивидуальные задания в рамках коллективных проектов. Принимать участие в поиске иллюстрационного материала, эскизных работ;

● качественно выполнять аппликационные работы;

● производить подготовительные и оформительские работы.

Обеспечение деятельности

Материалы: соломка; ткань различных цветов; рамки; клей ПВА, «Момент»; основа (картоновая, фанера); обои, цветная бумага и другие материалы под основу; тушь, гуашь.

Инструменты и приспособления: маникюрные ножницы; шило, ножницы; линейки, циркуль; простые и цветные карандаши; миллиметровая бумага, калька; шаблоны, трафареты и тр.

Учебно-наглядные пособия: готовые изделия, журналы, книги, альбомы с образцами и чертежами узоров, с рисунками и фотографиями различных изделий и их описанием, технологические карты.

Литература

Богуславская, И. Жостово. Декоративная живопись. - М., 1994.

Буланин, В.Д. Мозаичные работы по дереву. - М., 2000.

Булич, О.Н. и др. Соавторы - природа. Флористика. Лесная скульптура. Мозаика по дереву. - М., 1996.

Губанов, И.А. Луговые травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М., 1990.

Задворная, Т.Д. Аранжировка цветов. - М.,1994.

Картины из сухих цветов. Энциклопедия / под ред. В. Стецюк. - М.,2002.

Ломоносова, М.Т. Искусство вокруг нас: учебн. Для 3 кл. - М., 1998.

Новикова, И.В., Базулина, Л.В. 100 поделок из природных материалов. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.

Петров, В.В. Растительный мир нашей Родины. - М., 1991.

Ремезова, Т.Л. Войди в зеленый мир. - М., 1996.

Хессайон, Др. Д. Г. Все об аранжировке цветов. - М., 1996.

МБОУ Лосненская СШ










ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО
ОБЪЕДИНЕНИЯ

"ВОЛШЕВНАЯ СОЛОМКА"




Программа рассчитана на 2 года обучения и рекомендована для работы с учащимися 9 - 13 лет













Педагог: Пастухова Г.В.






© 2010-2022