- Преподавателю
- Технология
- Обучающий семинар по технологии критического мышления
Обучающий семинар по технологии критического мышления
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Султанова Д.А. |
Дата | 24.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Обучающий семинар для педагогов
Денисовского профессионально-технического колледжа
Применение технологии «Развитие критического мышления»
в образовательном процессе
Чаще заглядывай в самого себя
Цицерон.
Ход семинара
1. Приветствие
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех тех, кто знает о технологии «Развития критического мышления»,
-Тех, кто не слышал об этой технологии,
-Тех, кто хотел бы узнать о технологии «Развитие критического мышления».
Я приглашаю вас к совместной работе.
Возьмите чистый лист бумаги, расставьте числа от одного до пяти сверху вниз.
Слушаем вопрос и записываем ответ.
1. В каком году образовалось Казахское ханство?
2. Публичное исполнение музыкальных произведений, эстрадных и других номеров по заранее составленной программе.
3. Какая часть речи в русском языке не относится ни к самостоятельной, ни к служебной части речи?
4. Какая величина является мерой гравитации?
5. Единица измерения силы электрического тока.
А сейчас предлагаю проверить.
Ответы: 1. В 1465 году 2. Концерт 3. Междометие 4. Масса 5. Ампер
Возможно, вы не смогли ответить на некоторые вопросы из-за неожиданности такой формы работы, почувствовали дискомфорт от незнания правильного ответа, надеюсь, что каждый из вас подумал о детях, которые постоянно попадают в подобные ситуации.
Это еще раз доказывает, что незнание каких-то фактов не мешает педагогу жить и трудиться. Не умаляет его значение как специалиста.
Есть различные источники информации и задача педагога воспитать учащихся пользоваться ими, научить их познавать новое, стимулировать к самообразованию.
А сейчас я предлагаю выполнить следующее задание. Возьмите лист белой бумаги с набором букв. Вычеркните каждую вторую букву и прочитайте полученное высказывание. Вы замечательно справились с заданием.
«Вдохновляй других развиваться, развиваясь сам» - в этом состоит моя педагогическая миссия.
Тема сегодняшнего обучающего семинара: «Применение технологии "Развитие критического мышления" в образовательном процессе».
Почему технология критического мышления?
- На мой взгляд, данная технология позволяет не только оживить урок, сделав его увлекательным и эмоциональным, но и раскрыть потенциальные возможности каждого обучающегося.
2. Планирование работы и прогнозирование результативности мастер-класса.
Прием «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»
- Мы все учителя, учителя практики.
- Каждый из нас при подготовке к уроку планирует свою работу.
- Предлагаю и нам составить план нашей совместной работы на сегодня.
- Сделаем мы это с помощью такого приема, как «Дерево предсказаний»
- Этот прием предполагает предвидение хода событий и прогнозирование конечного результата.
- Что на ваш взгляд даст наша встреча? С какой целью мы собрались. И что мы получим в итоге?
(Узнать что-то такое критическое мышление, понять, что нового несет в себе ТКМ, этапы урока, приемы, что такое технология)
Критическое мышление - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать её способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику. (по Уолтеру).
В настоящее время Педагоги пришли к выводу, что, хотя получение знаний важно, но в настоящее время это не самая главная цель учебного процесса. Главной задачей сегодня является научить ребят мыслить критически.
Это американская технология, в России и Казахстане она начала развиваться с 1997 года. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер - являются членами консорциума «За демократическое образование».
Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться. (по Выготскому).
Это интерактивная технология, то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)
-
Во-первых - это мышление самостоятельное
-
Во-вторых - это мышление обобщенное
-
В-третьих - это мышление проблемное и оценочное
-
В четвертых - это мышление аргументированное
-
В пятых - критическое мышление есть мышление социальное
Критического мышления состоит из 6 компонентов.
Критический мыслитель:
-
Формирует собственное мнение
-
Совершает обдуманный выбор между различными мнениями
-
Решает проблемы
-
Аргументировано спорит
-
Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение
-
Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
3 этапа развития критического мышления:
-
вызов;
-
осмысление новой информации;
-
рефлексия.
Первая стадия - вызов. Как вы уже знаете, Эта стадия позволяет: - актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;- побудить ученика к активной работе на уроке и дома. Учение становится активным, учащийся целенаправленно думает, выражает свои мысли собственными словами.
Вторая стадия - осмысление. Эта стадия позволяет ученику:
-
получить новую информацию;
-
осмыслить ее;
-
соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия - рефлексия. На данном этапе происходит выведение знаний на уровень понимания и применения, идет рефлексия своего процесса учения. Здесь основным является:
-
целостное осмысление, обобщение полученной информации;
-
присвоение нового знания, новой информации учеником;
-
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Как вы уже знаете, элементы новизны содержатся в приемах работы с учащимися на каждом этапе урока.
Сегодня я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, те, которые я чаще всего использую на своих уроках. Они универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но и любых других подобных мероприятиях (семинары, рабочие встречи, педсоветы и т.д.).
Преимущества ТРКМ
Педагоги, работающие с детьми в рамках критического мышления, отмечают следующие преимущества данной технологии:
-
работа в паре и в малой группе удваивает, утраивает интеллектуальный потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;
-
совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
-
есть возможность повторения, усвоения материала;
-
усиливается диалог по поводу смысла текста (как перекодировать текст для презентации полученной информации другим участникам процесса);
-
вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
-
появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;
-
обостряется любознательность, наблюдательность;
-
дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
-
письменная речь развивает в детях навыки чтения и наоборот;
-
в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;
-
развивает активное слушание;
-
исчезает страх перед белым листом и перед аудиторией;
-
предоставляется случай заблистать в глазах одноклассников и учителей, развеять стереотипы восприятия того или иного ребенка, повысить самооценку.
Затруднения, которые испытывает педагог, работая
в данной технологии.
-
Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно- урочной системы очень сложно (как и другой любой). Лучше урок сдваивать, если есть такая возможность.
-
Не все дети способны работать с большим объёмом инфор-мации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.
-
Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая).
-
С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необ-ходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это явля-ется одним из условий.
-
Неправильное понимание стратегий и методов.
-
Непринятие некоторых приёмов детьми, нелюбимые (твор-ческого характера и работа с большим объёмом информации).
-
В технологии огромное количество приёмов - затруднение в выборе.
-
Сложность в подборе материала (из разных источников).
-
Маленькая наполняемость детей в классах может тормозить внедрение технологии КМ.
-
Большие моральные, временные и материальные затраты.
Образовательные результаты
-
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
-
пользоваться различными способами интегрирования информации;
-
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
-
решать проблемы;
-
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
-
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
-
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
-
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
-
брать на себя ответственность;
-
участвовать в совместном принятии решения;
-
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
-
умение сотрудничать и работать в группе и др.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его индивидуальности.
Поразмышляйте над этим… Только критически!!!