Открытый урок в 11 классе

Раздел Технология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лещенко Михаил Афанасьевич

Авторская разработка урока по технологии в 10 классе

Тема урока: «История предпринимательства в России»

Цели:

1. Раскрытие и развитие духовно-нравственных аспектов предпринимательства и потенциальных возможностей школьников в мире бизнеса.

2. Формирование у учащихся гуманистического отношения к миру, понимания, что главной ценностью в предпринимательстве является человек.

3. Пробуждение интереса к российскому хозяйству, зарождение в учениках духовных и экономических основ патриотизма.

Ход урока

Эпиграф к уроку:
Россия, благодаря своим естественным богатствам,
благодаря исключительной сметливости своего населения,
благодаря редкой выносливости своего рабочего, может и

должна быть одной из первых по промышленности стран Европы.

С.Т. Морозов.

Мотивация.

I.Вступительное слово учителя:

Ребята! Я обращаю ваше внимание на истоки предпринимательства:
1) понимание того, что в нищете жить нельзя, отсюда желание разбогатеть;
2) идея собственного дела;
3) упорство и трудолюбие.
Из этих трех компонентов и состоит формула бизнеса. Образование и развитие имеют длительный путь - от желания сделать что-либо самостоятельно до распоряжения крупным капиталом:

АКТИВНЫЙ РАБОТНИК----ДЕЛОВОЙ ЧЕЛОВЕК---ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ--КАПИТАЛИСТ
Анализ генеалогического древа династии российских купцов Морозовых показал, как происходит качественный рост предпринимательского дела. Схематично это можно изобразить так: ;

Розничная

торговля -Оптовая ---Промышленное ---Банковское

торговля производство дело

Кустарное

дело

Развивая свое дело, добросовестный предприниматель серьезно задумывается о результатах своего труда. В России традиционно хорошей фирмой считалась та, которая могла торговать дешевле, чем ее конкуренты. Дешево, как известно, можно торговать только собственным товаром. Торговые предприятия делают разумную наценку на товары, покрывающие расходы и дающую прибыль. .

II.Обмен информацией

Учащиеся представили доклады о предпринимателях Воронежской области.

1-й докладчик: «В Воронежской области тоже было немало известных династий предпринимателей. Это и купцы Гарденины, и братья Веретенниковы, Шуклины, Туликовы, и многие другие. Для Воронежской губернии начала XX века характерным признаком промышленности являлось создание капиталистических объединений, которые назывались товариществами и компаниями. В конкурентной борьбе с мелкими предпринимателями они обычно выходили победителями. Так, с созданием в Воронеже «Товарищества паровых и вальцовых мельниц» к началу XX века закрылись почти все воронежские крупорушки».

2-й докладчик: «Самым крупным капиталистическим объединением Воронежа стало «Товарищество Столль и К°». С увеличением спроса на сельскохозяйственные машины завод Столля не ограничивался ремонтными работами. Он начал выпускать плуги, веялки, молотилки. Организуется акционерная компания. Для производственной деятельности привлекаются иностранные капиталы. Завод рос. Коммерческие дела «Товарищества Столль и К°» развернулись так широко, что оно смогло открыть в Челябинске свой филиал по изготовлению веялок и молотилок. В Барнауле, Ташкенте, Омске и Екатеринодаре возникли торговые склады «Товарищества». Еще более расширился ассортимент выпускаемых товаров. На рынок с маркой «Товарищество Столль и К°» стали поступать нефтяные и керосиновые двигатели, металлообрабатывающие станки, а в условиях начавшейся Первой мировой войны -снаряды, гранаты и другое боевое снаряжение».

3-й докладчик: «Развивались и другие воронежские предприятия. В компанию с Ивановым вступил Веретенников. Образовалось «Товарищество Иванова и Веретенникова». Их металлургический и чугунолитейный заводы перешли от
ремонта сельскохозяйственного инвентаря к выпускумашинных частей и чугунного литья. В компанию с Гаусманом вступил Бухонов. Возник чугунолитейный завод«Товарищество Гаусмана и Бухонова». Завод изготовлял
оборудование для сахарных и маслобойных заводов и выполнял заказы железнодорожного транспорта. В 1915 году в связи с угрозой захвата Риги Германией в Воронеж был эвакуирован машиностроительный завод Рихард-Поле (ныне завод им. Коминтерна). Завод выпускал паровые машины,деревообрабатывающие станки, оборудование длякожевенных предприятий».

(Ребята также рассказали о том, что они посетиликраеведческий музей и обнаружили там разрешительнуюграмоту «Мануфактур-Коллегии» для купца Гарденина. на открытие суконной мануфактуры).
II.Выступление группы «Психологов»:

1-й докладчик: «Группе необходимо было изучить психологический портрет российских предпринимателей и разработать основные правила деловой этики, исходя из уроков прошлого.

Было предложено послушать песню предприимчивых людей и подумать: «А такое ли отношение должно быть к бизнесу?». Группа разработала тест на оценку своих предпринимательских способностей и советы начинающему предпринимателю ».

2-й ученик: «Были составлены основные правила этики цивилизованного предпринимательства, к соблюдению которых надо стремиться. Вот эти правила:

- Честность. В честном предпринимательстве прибыль добывается не обманом, а благодаря тому, что отношения между компаньонами складываются на основе взаимного доверия.

- Обязательность и ответственность. Дал слово - держи. Подлинный предприниматель дорожит своей репутацией и никогда не подводит делового партнера. Если виноват, то сам исправляет ошибки, отвечая по своим обязательствам собственным капиталом.

- Законопослушность. Предприниматель не должен нарушать действующее законодательство. Его действия должны быть грамотными с юридической и правовой точек зрения.

- Уважительное отношение к другим людям. Необходимо соблюдать этику деловых отношений как с сотрудниками своего предприятия, так и с деловыми партнерами. Приятно иметь дело с человеком образованным, привыкшим к хорошему обращению, но тягостно быть в каких-либо отношениях с невеждой.

- Благотворительность. Она совершенно необходима человеку, преуспевающему в бизнесе. Богатство хорошо тогда, когда, приобретая его, человек сам совершенствуется нравственно и духовно, когда он делится с другими и приходит на помощь людям, нуждающимся в ней».

3-й ученик: «Если человек стесняется своей предпринимательской деятельности, значит, у него не тот бизнес или он его не так делает. Наоборот, если он делает праведное дело, то это приносит радость и душевное удовлетворение.

Предприниматель должен помнить, что превыше всего прибыль, но честь - превыше прибыли. Инициативность, находчивость, готовность рисковать и отвечать за свои действия могут обратить в реальность многие самые смелые идеи. Следовательно, предприимчивость - одна из черт личности».

4-й ученик: «Любая трудовая деятельность помогаетсамореализации личности. Но когда вы занимаетесь бизнесом, важно помнить и о нравственной стороне дела. Некоторые люди ошибочно считают, что такие понятия, как мораль, честность, порядочность, несовместимы с предпринимательской деятельностью. Они забывают, что просто погоня за деньгами «без разумения» издревле считалась большим грехом в России и презиралась обществом. Не случайно в народе родилось так много пословиц, показывающих взаимосвязь бизнеса и нравственности. Вот лишь некоторые из них:

«Денежку наживай, да честь не продавай»
«Неправая нажива - купцу не разжива»;

«Неправедно придет, быстро и уйдет».

Отраженные в пословицах принципы остаются верными и сейчас. Предпринимательская этика предполагает соблюдение определенных норм морали и нравственности, обычаев делового мира».

5-й ученик: «Для многих российских предпринимателей было характерно отношение к своему делу не только как к источнику личного богатства, но как к важной миссии, возложенной на него Богом. В прямой связи с этими качествами находилась и широчайшая благотворительность российских промышленников и купцов».

6-й ученик: «У русских предпринимателей существовал своего рода негласный Кодекс чести, осуждавший все виды развития паразитического, ростовщического, спекулятивного капитала. По неписаному табелю о рангах российские предприниматели делились на несколько групп, а точнее, на две почтенные и одну непочтенную, презираемую. К первой группе относились промышленники, фабриканты (даже мелкие), крупные торговцы-оптовики, имевшие, кроме того, свои промышленные предприятия, позднее - финансисты и предприниматели в области страхования и кредита. Ко второй - торговцы крупные, средние, мелкие, ведущие дело «по чести и без обмана». А к третьей, «презираемой», группе относилось большое количество всяческих «жучков», спекулянтов, перекупщиков, процентщиков, пытавшихся нажиться путем различных махинаций и обмана. Отношение к этой категории двух первых было крайне отрицательно: как правило, их на «порог не пускали» и по возможности пытались всячески наказывать».

III.Группа «Реклама» представила рекламы фабрик «Дукат» и мануфактуры Гюбнера, фирмы «Треугольник», проанализировала значение рекламы для успешной реализации товаров и услуг. Учащиеся из этой группы сочинили частушки и стихи, пропагандирующие предпринимательство:

Экономику поднимет

Только личный интерес.

Коль с общественным сойдется

То получится прогресс.
. Есть идея, нету денег?

Это, право, не беда:

Со смекалкой и упорством ,
Ждет тебя успех всегда.

Очарована, околдована,

Ты с Россией реформой повенчана...

Вся ты в умные книги закована,

Экономика, мудрая, вечная.

Я склонюсь над твоими законами,

Изучу их с неистовой силою...

Свое дело открою по-новому,

Чтоб увидеть богатой Русь милую.

IV.Группа «Литературоведов» занималась изучением отношения к предпринимателям в творчестве русского народа и русских писателей.

1-я ученица: « Сегодня, кажется, уже никому не нужно доказывать, что в честном богатстве нет ничего дурного. Великий русский поэт А. С. Пушкин с уважением относился к такому понятию, как богатство: «Богат и славен Кочубей» или «Везде сребро да злато. Все светло и богато». Пушкин связывал богатство с независимостью личности: «Богат, умен, ни перед кем не кланяется в пояс». Поэту был понятен смысл предпринимательской деятельности.- он сам издавал журнал «Современник», его благополучие зависело от читательского спроса, перипетии рынка ему были хорошо знакомы: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать...», «И в пук наличных ассигнаций листочки ваши обратим».

2-я ученица: «Однако в основном для России характерно всегда было неприязненное отношение к богатым, которое сформировалось в философию «неправды денег». Существует мнение, выраженное в поговорках: «Не обманешь - не проживешь», «Делами праведными не построишь палат каменных». Наши ребята составили сборник русских поговорок, выражающих различное отношение к богатству, купцам, бизнесу и выяснили, что негативного отношения в народном творчестве к представителям бизнеса и их делам гораздо больше, чем положительного».

3-я ученица: «Русские писатели: Островский, Гончаров,Чехов, Горький, Мамин-Сибиряк - в своих произведениях неоднозначно относились к предпринимателям. Как известно, новое не всегда сразу находило поддержку и понимание. Предприниматели отвергались уже тем, что они нарушали устоявшиеся традиции. Часто, будучи выходцами из непросвещенных слоев населения, они представали ограниченными, жестокими, деспотичными людьми, для которых нажива была единственной целью в жизни. И нередко это было так. Именно таких людей осуждают и высмеивают в своих произведениях великие классики. Но были и другие предприниматели, которые служили делу России, занимались благотворительной деятельностью. Они часто становились жертвами чиновников, помещиков, которые охраняли свои привилегии и старались обобрать их или даже уничтожить. К таким новым деловым людям писатели относятся с сочувствием».

' (Инсценировка деловой ситуации в пьесе А. Чехова «Вишневый сад»).

V.Обобщение освоенного материала

Учитель. Итак, мы прослушали отчеты групп о проделанной работе, узнали много нового и интересного о российском предпринимательстве. Самое важное, ребята, это то, что вы поняли - российское предпринимательство имеет славную историю и замечательные традиции, которые могут и должны помочь начинающим предпринимателям правильно организовать свое дело, удержать его на плаву и приумножить богатство и славу своей страны. Вы сделали правильный вывод, что не лопахиным предрекал будущее великий классик, но, как показал ход истории, российская экономика будет произрастать предпринимательством малым ли, средним ли, крупным ли, но обязательно честным и социально ориентированным.

VI.' (Инсценировка деловой ситуации в пьесе А. Чехова «Вишневый сад»).

VII.Подведение итогов.

Учитель. Итак, мы прослушали отчеты групп о проделанной работе, узнали много нового и интересного о российском предпринимательстве. Самое важное, ребята, это то, что вы поняли - российское предпринимательство имеет славную историю и замечательные традиции, которые могут и должны помочь начинающим предпринимателям правильно организовать свое дело, удержать его на плаву и приумножить богатство и славу своей страны. Вы сделали правильный вывод, что не лопахиным предрекал будущее великий классик, но, как показал ход истории, российская экономика будет произрастать предпринимательством малым ли, средним ли, крупным ли, но обязательно честным и социально ориентированным.



© 2010-2022