- Преподавателю
- Технология
- Интегрированный урок по русскому языку и технологии. «Горшочек каши»
Интегрированный урок по русскому языку и технологии. «Горшочек каши»
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Корчагина О.П. |
Дата | 06.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕМА: Интегрированный урок по русскому языку и технологии. « Горшочек каши».
Первым проводится урок технологии.
ЦЕЛИ:
-
Познакомит детей с народными традициями, связанными с зерновыми культурами и научить приёмам приготовления блюд из них.
-
Закрепить знания о крупах и злаковых культурах, дать исторические сведения о разнообразии способов и рецептов приготовления каш.
Межпредметные связи ( с литературой, историей): использование малых форм народного фольклора ( пословицы, поговорки, частушки и другие),закрепление знаний по истории через изучение истории продуктов и способов питания наших предков.
Материалы и оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тарелки, ложки, скатерти, салфетки, горшочки, кастрюли, пиалы. Коллекция засушенных злаковых ( или их изображения). Коллекция круп. Оформленный стенд с изображениями блюд русской кухни. Русский народный костюм.
Предварительная подготовка:
- подготовить несколько разных видов круп и бобовых культур ( рисовую, пшенную, манную, гороховую и другие)
- задание детям: найти и прочитать дополнительную литературу об истории злаковых растений и круп, о кашах, о народных праздниках;
- подобрать или придумать частушки на тему « Злаки и каши».
ХОД УРОКА:
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.( 3-5 мин.)
Проверка учащихся по журналу; осмотр внешнего вида учащихся, проверка наличия рабочей одежды и готовности к уроку.
-
ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. ЛЕКЦИЯ УЧИТЕЛЯ ( Приложение 1а, 1б)
Инструктаж по технике безопасности.
-
ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.
Приложение 1.
Изучение карты техпроцесса изготовления каши.
Показ трудовых приёмов.
Безопасные приёмы труда при изготовлении каши.
-
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ ПО БРИГАДАМ.
Текущий инструктаж - целевые обходы.
Первый обход - проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приёмов труда.
Второй обход - проверить правильность выполнения трудовых приёмов и технологической последовательности.
Третий обход - проверить правильность выполнения трудовых приёмов и технологической последовательности. Провести приёмку и оценку работ.
-
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.
Анализ характерных ошибок и их причины.
Вопросы для повторения:
-
Для чего человеку нужна пища?
-
Как следует правильно обращаться с горячей посудой?
-
Вспомните, что такое сервировка СТОЛА?
-
Какими полезными веществами богаты крупы?
-
Почему крупы необходимо подвергать первичной обработке?
Сообщение оценки работы каждого учащегося.
-
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
-
УБОРКА РАБОЧИХ МЕСТ. УЧАЩИЕСЯ ИДУТ НА УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.
РУССКИЙ ЯЗЫК.
Цели урока:
Научитть владеть способом действия при выборе суффиксов - ек и - ик.
Дать понятие об образовании существительных с помощью суффиксов -ек и - ик.
• Межпредметные связи : Закрепить знания о крупах и злаковых культурах, дать сведения о разнообразии способов и рецептов приготовления каш.
• Материалы и оборудование: Оформленный стенд с изображением блюд русской кухни, злаковых культур; русские народные костюмы; горшочки готовой кашей разных сортов; коллекция злаковых культур на блюдечках; самодельные « горшочки», которые вручаются за правильные ответы; оформленная доска с написанными пословицами о каше; индивидуальные задания для детей о праздниках, связанных с кашей; карточки с пропущенными орфограммами « Горшочек каши» по теме « Гласные в суффиксах существительных -ек и -ок.
ХОД УРОКА:
-
Оргмомент.
У читель проверяет готовность к уроку.
- на парте должны лежать учебники, рабочие тетради, ручки.
2. Объявление цели урока.
Сегодня на уроке мы вспомним элементы Устного Народного Творчества и узнаем об истории появления и значимости каши на Руси, а также познакомимся с новой орфограммой. За правильные ответы вы получите « горшочек», количество полученных « горшочков» мы подсчитаем в конце урока и выставим оценки.
- Послушайте и скажите, о чём этот отрывок:
Сорока-белобока
Кашу варила,
Ребят созывала
Про кашу слушать,
Да кашу кушать. ( О каше).
-
Повторение. Поговорки и пословицы про кашу. Работа с пропущенными орфограммами, повторение пройденного материала, пунктуационный разбор предложения. Запись двух предложений в тетрадь.
- Про кашу в народе сложилось множество пословиц и поговорок. Да вы, наверное , их хорошо знаете. Откройте волшебный сундучок. Там лежат такие пословицы и поговорки. Прочитаем их:
• Греч…евая каша (-) матушка наша,
А хле.. ржаной (-) отец родной.
• Русского мужика без каши (не) накормишь.
• Каша - к..рмилица наша.
• Кашу маслом (не) испортишь.
• Щи да каша - пища наша.
- О чем же шла речь в пословицах? ( О каше). Почему же она остаётся популярной до сих пор? ( Потому что это здоровая и полезная пища, дающая много энергии).
- Повторим орфограммы - оглушении в конце слова ( хлеб - хлебушек), безударные гласные в корне слова ( родной - род, кормилица - корм, не с глаголами ( не испортишь).
- Теперь обратим внимание на знаки препинания, все ли стоят на своих местах?
- Запишем первое предложение и прокомментируем его. Произведем пунктуационный разбор. ( Запятая ставится,т.к предложение сложное, тире ставится, т.к. подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже.( каша-матушка). Составим схему этого предложения.
- Запишите третье предложение- Каша - кормилица наша. И ьустно дадим его характеристику.
4. СООБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ.
А теперь послушайте исторические сведения о разнообразии способов и рецептов приготовления каш. ( Сообщения 2 учеников в «Приложении»)
Вывод делает учитель: « Каша была и остаётся главной едой во время поста. Это здоровая и полезная пища, дающая человеческому организму много энергии и здоровья».
-
ВИКТОРИНА
О злаках и их происхождении. ( по лексическому значению определить слово).
- Из какого злака готовится житная каша? ( из ячменя).
- Как ещё называется каша из зёрен ячменя? ( ячная, ячневая, перловая).
- Когда в Россию был завезён рис? ( в 18 веке).
- Из какого злака готовится пшённая каша? ( из проса).
- В чём готовили кашу на Руси? ( в горшочке).
7. НОВАЯ ТЕМА.
- ГОШОЧЕК или ГОРШОЧИК?
Как правильно, без ошибок, написать это слово нам предстоит узнать сегодня на уроке.
( использование алгоритма).
- Прочитайте тему урока и скажите, над какой морфемой нам предстоит работать? ( над суффиксом).
Столик- ( Р.п.) столика
Горшочек- (Р.п.) горшочка.
Проследим изменение слова. От чего зависит написание е или и?
( При изменении слова в форму родительного падежа, гласная выпадает)
-
Работа с алгоритмом.
Слово
Изменяем по падежам
( ставим в Р.п.)
Посмотри!
ЕСЛИ ГЛАСНАЯ ВЫПАДАЕТ - ПИШИ СУФФИКС -ЕК-.
ЕСЛИ ГЛАСНАЯ НЕ ВЫПАДАЕТ - ПИШИ - ИК-.
-
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.
Откройте учебник на странице 105. Ещё раз прочитаем правило и закрепим материал, выполнив упражнение по цепочке.
9.РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ по вариантам ( 1 вариант выписывает слова с суффиксом - ек-, 2 вариант слова с суффиксом - ик-. Затем проверим.
1 вариант. 2 вариант.
Маленький грибочек Тонкий карандашик
Ненастный денёчек Толстый словарик
Неглубокий овражек Голубой халатик
Спелый орешек Тёплый коврик
Игрушечный ножичек Узорный столик
Годовалый ребеночек. Маленький кирпичик
За правильное написание получите по « горшочку»
ВЫВОД: Все справились. Молодцы! Как гласит пословица: « Кашу маслом не испортишь», поэтому и мы ещё раз посмотрим на алгоритм и сделаем вывод.
11. Исследования о происхождении слов. ( рассказывает учитель технологии).
Стук в дверь , и появляется учитель технологии в роли бабушки Аграфены, которая приносит готовую кашу в горшочках, показывает ребятам.
- Здравствуйте, ребята! Я бабушка Аграфена, услышала, что вы про кашу говорили, вот и решила сварить её и угостить вас.
- А пока гости угощаются кашей, послушайте интересные исследования о происхождении слов « манна» , « сочельник» и пословицы « С ним каши не сваришь» ( сообщение учителя)
12. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Сварите кашу из любого зерна и запишите план последовательности действий, употребляя слова с суффиксами -ек- и -ик- или выполните упражнение № 252.
13. ФИЗМИНУТКА.
При выполнении различных упражнений дети проговаривают главные и второстепенные члены предложения.
14. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Задание на выбор: работа с готовым текстом или составление текста сочинения-миниатюры, с использование опорных слов. ( Столик, мешочек, хлебушек, пирожочек, кусочек, орешек, горшочек).
При проверке выдаем « горшочки»
15.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА. ОЦЕНКИ ЗА УРОК.
Считаем горшочки.
СПИСОК ИСПОЛЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
-
Е.Н. Перова « Уроки по курку технологии» М. Дрофа,2007г.
-
Журнал « Школа и производство» №4 2007г.
-
Л.Ф. Захарова, Е.И.Толчинская « Путешествие в страну кулинарию».
-
Т.Ю. Угроватова « Подсказки на каждый день» 6 класс.
-
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык 6 кл.М. Просвещение 2007г.
-
Г.А. Богданова « Уроки русского языка в 6 классе» М. «Просвещение» 2007г.
-
Е.И. Никитина « Уроки развития речи 6 класс» М. Дрофа «)): г.