Интегрированный урок по русскому языку и технологии. «Горшочек каши»

Этот урок интересен тем, что учащиеся одновременно побывают на двух, казалось бы, очень разных предметах и смогут активно участвовать в нём. Интересный ход урока имеет целью воспитать не только правильное отношение к труду, но и сделает для ребят вывод в том, как близки иногда бывают и даже не могут существовать друг без друга такие разные понятия: уважение к труду и грамотность. Сам урок построен так, чтобы ребятам была понятна не только цель, но и необходимость такой интеграции.Они смогут в фи...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: Интегрированный урок по русскому языку и технологии. « Горшочек каши».

Первым проводится урок технологии.

ЦЕЛИ:

  1. Познакомит детей с народными традициями, связанными с зерновыми культурами и научить приёмам приготовления блюд из них.

  2. Закрепить знания о крупах и злаковых культурах, дать исторические сведения о разнообразии способов и рецептов приготовления каш.

Межпредметные связи ( с литературой, историей): использование малых форм народного фольклора ( пословицы, поговорки, частушки и другие),закрепление знаний по истории через изучение истории продуктов и способов питания наших предков.

Материалы и оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тарелки, ложки, скатерти, салфетки, горшочки, кастрюли, пиалы. Коллекция засушенных злаковых ( или их изображения). Коллекция круп. Оформленный стенд с изображениями блюд русской кухни. Русский народный костюм.

Предварительная подготовка:

- подготовить несколько разных видов круп и бобовых культур ( рисовую, пшенную, манную, гороховую и другие)

- задание детям: найти и прочитать дополнительную литературу об истории злаковых растений и круп, о кашах, о народных праздниках;

- подобрать или придумать частушки на тему « Злаки и каши».

ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.( 3-5 мин.)

Проверка учащихся по журналу; осмотр внешнего вида учащихся, проверка наличия рабочей одежды и готовности к уроку.

  1. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. ЛЕКЦИЯ УЧИТЕЛЯ ( Приложение 1а, 1б)

Инструктаж по технике безопасности.

  1. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.

Приложение 1.

Изучение карты техпроцесса изготовления каши.

Показ трудовых приёмов.

Безопасные приёмы труда при изготовлении каши.

  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ ПО БРИГАДАМ.

Текущий инструктаж - целевые обходы.

Первый обход - проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приёмов труда.

Второй обход - проверить правильность выполнения трудовых приёмов и технологической последовательности.

Третий обход - проверить правильность выполнения трудовых приёмов и технологической последовательности. Провести приёмку и оценку работ.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ.

Анализ характерных ошибок и их причины.

Вопросы для повторения:

  1. Для чего человеку нужна пища?

  2. Как следует правильно обращаться с горячей посудой?

  3. Вспомните, что такое сервировка СТОЛА?

  4. Какими полезными веществами богаты крупы?

  5. Почему крупы необходимо подвергать первичной обработке?

Сообщение оценки работы каждого учащегося.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

  2. УБОРКА РАБОЧИХ МЕСТ. УЧАЩИЕСЯ ИДУТ НА УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.

РУССКИЙ ЯЗЫК.

Цели урока:

Научитть владеть способом действия при выборе суффиксов - ек и - ик.

Дать понятие об образовании существительных с помощью суффиксов -ек и - ик.

• Межпредметные связи : Закрепить знания о крупах и злаковых культурах, дать сведения о разнообразии способов и рецептов приготовления каш.

• Материалы и оборудование: Оформленный стенд с изображением блюд русской кухни, злаковых культур; русские народные костюмы; горшочки готовой кашей разных сортов; коллекция злаковых культур на блюдечках; самодельные « горшочки», которые вручаются за правильные ответы; оформленная доска с написанными пословицами о каше; индивидуальные задания для детей о праздниках, связанных с кашей; карточки с пропущенными орфограммами « Горшочек каши» по теме « Гласные в суффиксах существительных -ек и -ок.

ХОД УРОКА:

  1. Оргмомент.

У читель проверяет готовность к уроку.

- на парте должны лежать учебники, рабочие тетради, ручки.

2. Объявление цели урока.

Сегодня на уроке мы вспомним элементы Устного Народного Творчества и узнаем об истории появления и значимости каши на Руси, а также познакомимся с новой орфограммой. За правильные ответы вы получите « горшочек», количество полученных « горшочков» мы подсчитаем в конце урока и выставим оценки.

- Послушайте и скажите, о чём этот отрывок:

Сорока-белобока

Кашу варила,

Ребят созывала

Про кашу слушать,

Да кашу кушать. ( О каше).

  1. Повторение. Поговорки и пословицы про кашу. Работа с пропущенными орфограммами, повторение пройденного материала, пунктуационный разбор предложения. Запись двух предложений в тетрадь.

- Про кашу в народе сложилось множество пословиц и поговорок. Да вы, наверное , их хорошо знаете. Откройте волшебный сундучок. Там лежат такие пословицы и поговорки. Прочитаем их:

• Греч…евая каша (-) матушка наша,

А хле.. ржаной (-) отец родной.

• Русского мужика без каши (не) накормишь.

• Каша - к..рмилица наша.

• Кашу маслом (не) испортишь.

• Щи да каша - пища наша.

- О чем же шла речь в пословицах? ( О каше). Почему же она остаётся популярной до сих пор? ( Потому что это здоровая и полезная пища, дающая много энергии).

- Повторим орфограммы - оглушении в конце слова ( хлеб - хлебушек), безударные гласные в корне слова ( родной - род, кормилица - корм, не с глаголами ( не испортишь).

- Теперь обратим внимание на знаки препинания, все ли стоят на своих местах?

- Запишем первое предложение и прокомментируем его. Произведем пунктуационный разбор. ( Запятая ставится,т.к предложение сложное, тире ставится, т.к. подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже.( каша-матушка). Составим схему этого предложения.

- Запишите третье предложение- Каша - кормилица наша. И ьустно дадим его характеристику.

4. СООБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ.

А теперь послушайте исторические сведения о разнообразии способов и рецептов приготовления каш. ( Сообщения 2 учеников в «Приложении»)

Вывод делает учитель: « Каша была и остаётся главной едой во время поста. Это здоровая и полезная пища, дающая человеческому организму много энергии и здоровья».

  1. ВИКТОРИНА

О злаках и их происхождении. ( по лексическому значению определить слово).

- Из какого злака готовится житная каша? ( из ячменя).

- Как ещё называется каша из зёрен ячменя? ( ячная, ячневая, перловая).

- Когда в Россию был завезён рис? ( в 18 веке).

- Из какого злака готовится пшённая каша? ( из проса).

- В чём готовили кашу на Руси? ( в горшочке).

7. НОВАЯ ТЕМА.

- ГОШОЧЕК или ГОРШОЧИК?

Как правильно, без ошибок, написать это слово нам предстоит узнать сегодня на уроке.

( использование алгоритма).

- Прочитайте тему урока и скажите, над какой морфемой нам предстоит работать? ( над суффиксом).

Столик- ( Р.п.) столика

Горшочек- (Р.п.) горшочка.

Проследим изменение слова. От чего зависит написание е или и?

( При изменении слова в форму родительного падежа, гласная выпадает)

  1. Работа с алгоритмом.

Слово

Изменяем по падежам

( ставим в Р.п.)

Посмотри!

ЕСЛИ ГЛАСНАЯ ВЫПАДАЕТ - ПИШИ СУФФИКС -ЕК-.

ЕСЛИ ГЛАСНАЯ НЕ ВЫПАДАЕТ - ПИШИ - ИК-.

  1. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

Откройте учебник на странице 105. Ещё раз прочитаем правило и закрепим материал, выполнив упражнение по цепочке.

9.РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ по вариантам ( 1 вариант выписывает слова с суффиксом - ек-, 2 вариант слова с суффиксом - ик-. Затем проверим.

1 вариант. 2 вариант.

Маленький грибочек Тонкий карандашик

Ненастный денёчек Толстый словарик

Неглубокий овражек Голубой халатик

Спелый орешек Тёплый коврик

Игрушечный ножичек Узорный столик

Годовалый ребеночек. Маленький кирпичик

За правильное написание получите по « горшочку»

ВЫВОД: Все справились. Молодцы! Как гласит пословица: « Кашу маслом не испортишь», поэтому и мы ещё раз посмотрим на алгоритм и сделаем вывод.

11. Исследования о происхождении слов. ( рассказывает учитель технологии).

Стук в дверь , и появляется учитель технологии в роли бабушки Аграфены, которая приносит готовую кашу в горшочках, показывает ребятам.

- Здравствуйте, ребята! Я бабушка Аграфена, услышала, что вы про кашу говорили, вот и решила сварить её и угостить вас.

- А пока гости угощаются кашей, послушайте интересные исследования о происхождении слов « манна» , « сочельник» и пословицы « С ним каши не сваришь» ( сообщение учителя)

12. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Сварите кашу из любого зерна и запишите план последовательности действий, употребляя слова с суффиксами -ек- и -ик- или выполните упражнение № 252.

13. ФИЗМИНУТКА.

При выполнении различных упражнений дети проговаривают главные и второстепенные члены предложения.

14. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Задание на выбор: работа с готовым текстом или составление текста сочинения-миниатюры, с использование опорных слов. ( Столик, мешочек, хлебушек, пирожочек, кусочек, орешек, горшочек).

При проверке выдаем « горшочки»

15.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА. ОЦЕНКИ ЗА УРОК.

Считаем горшочки.





СПИСОК ИСПОЛЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Е.Н. Перова « Уроки по курку технологии» М. Дрофа,2007г.

  2. Журнал « Школа и производство» №4 2007г.

  3. Л.Ф. Захарова, Е.И.Толчинская « Путешествие в страну кулинарию».

  4. Т.Ю. Угроватова « Подсказки на каждый день» 6 класс.

  5. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык 6 кл.М. Просвещение 2007г.

  6. Г.А. Богданова « Уроки русского языка в 6 классе» М. «Просвещение» 2007г.

  7. Е.И. Никитина « Уроки развития речи 6 класс» М. Дрофа «)): г.







© 2010-2022