Методическая разработка Организация и проведение кружковой работы по технологии

В предложенной разработке обоснована значимость, актуальность, предложена модель системы деятельности учителя технологии по организации и проведению кружковой работы, даются рекомендации для работы и с обучающимися начальной и основной школы. Система работы, которая описывается автором, включает в себя несколько компонентов. По каждому компоненту, разработанные программы и методические рекомендации прошли апробацию, имеют положительные отзывы и экспертные заключения.Основой системы работы яв...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка Организация и проведение кружковой работы по технологииМетодическая разработка Организация и проведение кружковой работы по технологииМетодическая разработка Организация и проведение кружковой работы по технологииМетодическая разработка Организация и проведение кружковой работы по технологииМетодическая разработка Организация и проведение кружковой работы по технологииМетодическая разработка Организация и проведение кружковой работы по технологииМетодическая разработка Организация и проведение кружковой работы по технологииМетодическая разработка Организация и проведение кружковой работы по технологииМетодическая разработка Организация и проведение кружковой работы по технологииМетодическая разработка Организация и проведение кружковой работы по технологииМетодическая разработка Организация и проведение кружковой работы по технологииМетодическая разработка Организация и проведение кружковой работы по технологииМетодическая разработка Организация и проведение кружковой работы по технологииМетодическая разработка Организация и проведение кружковой работы по технологииМетодическая разработка Организация и проведение кружковой работы по технологииМетодическая разработка Организация и проведение кружковой работы по технологииМетодическая разработка Организация и проведение кружковой работы по технологии

Ширяева Галина Михайловна учитель технологии

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы с углубленным изучением

отдельных предметов №7 города Кирово-Чепецка Кировской области

Организация и проведение кружковой работы по технологии


  1. Теоретические основы

Одной из целей современного образования, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Новый стандарт второго поколения требует обратить особое внимание педагогов на организацию внеурочной деятельности, в частности на проведение кружковой работы. В соответствии с современными концепциями дополнительного обучения кружковая работа в школе должна вестись интенсивно и разнопланово, так как она рассматривается как важная часть учебно-педагогического процесса.

В течение нескольких лет в школе №7 создается банк программ дополнительного образования. В данный банк входят не любые программы, а только те, которые имеют положительный опыт, прошли апробацию.

В данной работе представлены две программы, которые разработаны Ширяевой Г.М.

1.Программа курса по выбору «Наш стол.», которая предназначена для учителей технологии средних общеобразовательных учреждений, занимающихся внеклассной работой с учащимися 7-8 классов и которая может быть без изменения использована для проведения кружковой работы. Программа апробирована в течение трех лет, имеет положительный опыт.

2.Рабочая программа кружка «Мягкая игрушка » общекультурного направления «Декоративно - прикладное искусство», которая предназначена для организации и проведения занятий в рамках внеурочной деятельности для обучающихся 4 классов.

УчительУчитывая вышесказанное, мною была разработана модель системы по организации и проведению кружковой работы, которая может быть использована в предложенном варианте, а может быть изменена или дополнена другими компонентами (на усмотрение учителя).

Цель

ьь





Организация и проведение кружковой работы

(основные компоненты)









Интеграции основного и дополнительного образования

Работа с родителями

Программы кружков

Проектно - исследовательская деятельность



Методы, формы, приемы, технологии работы и др.





Результаты работы



Рис. 1 Модель системы работы учителя

Основополагающими компонентами системы являются «Программы кружков» и «Работа с родителями». На усмотрение учителя все компоненты системы могут реализовываться отдельно друг от друга (в рамках организации и проведения кружковой работы) или интегрировано друг с другом.

  1. Анализ изложения организации кружковой деятельности в различных источниках.

Печатных источников, в которых изложена организация и проведение кружковой работы по технологии в полном объеме оказалось относительно немного. Были проанализированы:

- Бабина Н. Ф. Как развивать познавательную активность учащихся. Школа и производство, 2002, №3 - с.33-35;

- Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: учебное пособие. М.:Владос,2002 - 65с.;

- Колесникова Н. В. Учим созидать: Развитие творческих способностей детей в кружковой деятельности. Народное образование. 2002, №4, с. 3.

Хорошей помощью при разработке программы кружка могут служить «Примерные программы внеурочной деятельности». Начальное и основное образование. Под редакцией В. А. Горского, опубликованные издательством Просвещение в 2010 году.

В свободных доступу источниках сети Интернет опубликованы, в основном программы кружков, не представлена в полном объеме система работы по организации кружковой работы. Авторами предлагаются теоретические материалы по организации кружковой деятельности по однотипному алгоритму и почти всегда это только рекомендации по написанию программы кружка и редко представлена работа с родителями. Существует множество программ, для обучающихся различных направлений, все они носят индивидуальный характер, учитывают конкретные условия реализации, в которых находятся авторы - составители.

Деятельность учителя по организации и проведению кружковой работы должна осуществляться в системе, а не сводиться к написанию программы и проведению занятий.


  1. Дидактический анализ

Обоснование актуальности


В целях удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся в образовании предусмотрено время на внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности в таких формах как экскурсии, кружки, секции и т.д.

Организация и проведение внеурочных занятий являются неотъемлемой частью работы любого учителя - предметника, а особенно учителя технологии т.к. специфика предмета предполагает не только приобретение учащимися знаний, умений и навыков на уроках, но и их применение на практике в течение всей жизни. Значение кружковой работы состоит в том, что она расширяет и углубляет знания учащихся, развивает их инициативу, творчество, кругозор. В связи с этим при разработке и составлении программ особое внимание необходимо уделить основному содержанию, продумать формы и методы работы с учащимися.

Главная задача внеурочных форм организации дополнительного образования - активизировать процесс познавательной деятельности учащихся путем приобщения к нетрадиционному изучению материала. В школе необходимо осуществлять интеграцию основного и дополнительного образования, которое ориентировано на выявление и развитие природных задатков у детей, формирует высокую самооценку, потребность в саморазвитии, уверенность в своих силах, развивает творчество.

Методическая система работы «Активизация познавательной деятельности обучающихся на урочных и внеклассных занятиях технологии» позволяет решать учителю поставленные задачи и делает кружковую работу равноправным компонентом процесса обучения и воспитания. Опыт работы по данной системе представлен учителям технологии города на заседании ГМО.

Область применения: оказание помощи учителям технологии при организации и проведении кружковой работы путем использования разработанных программ, методических рекомендаций и нескольких приложений. Также представленные разработки могут быть использованы родителями для занятий с детьми.

Цель работы: создание системы работы по организации и проведению кружковой работы с обучающимися, которая поможет выявить и внедрить условия для развития творческой личности, воспитания у учащихся духовности, патриотизма, уважения к истории и традициям своего народа.

Задачи:

  • Разработка рабочих программ для проведения кружковой работы

  • Разработка приложений, которые могли бы использоваться не только на кружковых занятиях, но и на учебных и индивидуальных.

  • Осуществление работы с родителями в рамках проектной деятельности совместно с учащимися.

  • Разработка и создание различных методических материалов.

Духовно-нравственное и творческое развитие детей - это ключевые направления в работе учителей технологии. Организация кружковой работы - это система, комплекс, социосфера, работающая в одном направлении: воспитании достойного члена общества, гражданина, уважающего не только свои права, но и права другого человека, образованного, творчески мыслящего, способного не только адаптироваться в условиях современной жизни, но и преобразовывать её, физически и нравственно.

Особенностью предложенной системы по организации и проведению кружковой работы (рис. 1) заключается:

  • в интегрированном подходе - соединение основного и дополнительного образования;

  • возможности использования содержания модулей программ как одно целое, так и независимо друг от друга;

  • использовании методических разработок для проведения урочных и индивидуальных занятий с учащимися, общешкольных мероприятий;

  • содержание программ, модули, каждый учитель может дополнять, изменять, а может разработать дополнительный модуль в зависимости от конкретных условий, в которых находится.

  • обязательная работа с учащимися и родителями по осуществлению проектно - исследовательской деятельности.

Средства, формы и методы реализации


Интеграция основного и дополнительного образования осуществляется через использование одних и те же образовательных технологий (ИКТ, проектного обучения, здоровьесберегающие и др.), о которых подробно рассказано в методической системе работы учителя. Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов её организации. На занятиях кружковой работы широко используются игровые элементы, элементы соревнования. Занятия проводятся в форме беседы, защиты проектов, докладов, проведения экскурсий, выставок, практических работ.

Средства реализации системы работы учителя: нормативно - правовые документы различных уровней, примерные программы кружковой работы, информационно - методические материалы по организации внеурочной и проектно - исследовательской деятельности учащихся, материально - техническая база кружка.

Формы реализации: занятия кружков, внеклассные мероприятия, индивидуальные занятия по организации проектно - исследовательской деятельности учащихся, индивидуальная и групповая работа с родителями, курсы по выбору, выставки, экскурсии и т.п.

Методы реализации: проведение занятий кружка и различных мероприятий планируемых и организованных совместно с родителями.

Трудоемкость внедрения системы работы. Деятельность по организации кружковой работы по технологии связана :

  • с временными затратами по поиску нового материала, созданием новых методических разработок;

  • с достаточно большим объемом дидактической, методической работы;

  • с охватом значительного количества учащихся, разных возрастных категорий;

  • нет гендерного деления ( кружок «Наш стол» в течении двух лет посещали как девочки, так и мальчики)

Вывод о возможности внедрения системы работы по данной теме. Все разработанные материалы могут быть использованы при наличии следующих условий: нормативно - правовых, организационных, мотивационных (добровольное участие учащихся, осуществление личностного подхода в обучении), информационных, кадровых (наличие у учителя профессиональных качеств руководителя кружка, желания работать), материально - технических, научно - методических, финансовых. Не последнюю роль при выполнении некоторых условий играют родители, поэтому работа с ними является важным фактором организации кружковой работы.


  1. Методика работы

Организация кружковых занятий проходит следующие этапы:

1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников для эффективного воспитательного воздействия.

2. Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы.

3. Анализ проведѐнной работы. Работа на данном этапе направлена на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. В зависимости от поставленных задач руководители кружков на занятиях используют различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего, сочетая их. Формы работы: традиционно-урочная, экскурсия, демонстрация видеоматериалов, практические занятия, проекты, беседы. Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, проектного обучения, частично - поисковый.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическую. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Основное место на занятиях отводится практическим работам. Руководителю необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися.

Интеграция основного и дополнительного образования позволяет использовать активные методы на внеурочных занятиях, что способствует формированию у учащихся положительной мотивации, создает условия для всестороннего развития личности каждого ребенка. Предложенные разработки программ кружков, мероприятий рассчитаны для обучения учащихся 4, 7-8 классов без гендерного деления (девочки, мальчики). Как показала практика, мальчики с желанием посещают занятия кружка, выполняют проекты, принимают участие в итоговых общешкольных мероприятиях. Совместные занятия помогают формированию у учащихся коммуникативных навыков. Кроме этого, не предусмотрено деление детей на умных, неспособных и неуспевающих. Даже если у ребенка есть какие-то проблемы в учебе, то в сфере творчества, куда он приходит добровольно, ему необходимо помочь раскрыть свои способности. В кружковой деятельности каждый может найти себе дело по душе, его способности, хоть самые малые, найдут достойное воплощение, а сам он обретет статус успешного человека в глазах сверстников, педагогов и родителей. Каждое, даже незначительное, достижение любого ребенка должно быть отмечено, развивая тем самым чувство уверенности в своих силах и способностях.


  1. Возможности и удобства практического использования

С целью возможности и удобства практического использования в деятельности учителя по организации и проведению кружковой работы выделены основные компоненты системы работы (смотри Рисунок 1).

Представленные разработки каждого компонента системы, являются рекомендациями и прошли апробацию на различных уровнях.

Компонент «Рабочие программы»


Прежде чем организовывать кружок, учителю необходимо разработать его программу, структура и содержание которой должны соответствовать всем предъявленным требованиям. Именно программа кружка является основополагающим компонентом всей системы работы.

  1. Программа курса по выбору «Наш стол» для обучающихся 7-8 классов с методическими рекомендациями и приложениями, которая может без каких - либо изменений использоваться для проведения кружковой работы. Программа рассчитана для работы не только с девочками, а и с мальчиками т.е. не предусматривает гендерное деление учащихся, что представляет возможности для повышения качества воспитательного процесса в ходе её реализации. Данная программа не просто апробирована в течение трех лет, опубликована в сети Интернет на Всероссийском педагогическом портале МЕТОДКАБИНЕТ РФ, интернет - проект «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки» но и имеет экспертное заключение и благодарственное письмо от экспертов портала. (web-адрес публикации программы xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai/index.php/publications/proforientaciya.html?start=17,). Так же программа получила положительный отзыв учителей города Кунгура Пермского края.

  2. Рабочая программа кружка «Мягкая игрушка » общекультурного направления «Декоративно - прикладное искусство» внеурочной деятельности для обучающихся 4 классов (в рамках ФГОС).

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Игрушка - это один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа над современной и народной игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества. Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Одной из воспитательных задач программы является воспитание в детях любви к своей родине, к традиционному народному искусству.

Программа также не предусматривает гендерное деление учащихся, имеет достаточное количество приложений, предложенные объекты труда в технологии изготовления содержат элементы традиционных народных техник творчества русского народа.

Программа кружка «Мягкая игрушка» прошла экспертизу КОГОАУ ДПО (ПК) «ИРО Кировской области», получила положительную оценку, рекомендована для использования в практике внеурочной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, что отражено в экспертном заключении, подготовленном С. И. Мелехиной, доцентом кафедры информационно - технологического и физико - математического образования, кандидатом педагогических наук.

Компонент «Проектно - исследовательская деятельность»


Организация учителем - руководителем кружка проектно - исследовательской деятельности учащихся создает дополнительные условия для развития ключевых компетентностей обучающихся, формирование которых предполагается федеральным компонентом государственного стандарта. Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается процесс решения ими научных или личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективного знания. Под учебным проектом обычно понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы, что основывается на личностно - ориентированном подходе в образовании.

Предложенные в данной работе разработки помогут как начинающему учителю, так и учителю, который уже владеет навыками и умениями организации данного вида деятельности.

  1. Постоянно развивая интерес у учащихся к занятиям, педагог стремится выбрать такую форму их проведения, при которой представляется возможность самостоятельного творческого подхода к своей работе. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать тему, технологии, помогать в решении поставленной задачи. Поэтому разработанные программы кружков «Наш стол» и «Мягкая игрушка» предусматривают обязательное выполнение учащимися проектных или исследовательских работ. Каждому учителю необходимо учитывать это и проводить соответствующую работу. В это могут помочь рекомендации, предложенные в электронной презентации «Подготовка учащихся к написанию исследовательских и проектных работ», которая размещена на страницах сетевого портала (web- адрес публикации: ucom.ru/elib.html Электронная библиотека Архив конференций (РИНЦ)Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке Тамбов, 31 января 2012 г. Часть 6 ).

  2. Внеурочная работа учителя по предмету направлена на развитие интересов, склонностей, познавательных и творческих способностей учащихся, воспитания социально - активной личности. Поэтому организация и проведение кружковой работы обязательно должна осуществляться интегрировано с общим образованием, через использование одних и те же образовательных технологий и ресурсов. Одной из форм интеграции может быть использование на учебных и кружковых занятиях учебных пособий для учащихся. В данной работе показан опыт разработки и использования учебного пособия для учащихся 7-9 классов по организации проектно - исследовательской деятельности «Мой исследовательский поиск». Учебное пособие разработано группой учителей школы, апробировано и представлено учителям Кировской области года на курсах повышения квалификации в КОГОАУ ДПО (ПК) «ИРО Кировской области» в декабре 2014 по теме «Основы инновационной и исследовательско - экспериментальной деятельности в технологическом образовании».Представленное пособие может быть использовано учителем для организации работы с учащимися на кружковых и учебных занятиях или индивидуально.

Компонент «Работа с родителями»


В. Сухомлинский писал, что не только школа воспитывает и дает образование, но и семья, причем с первого дня существования ребенка она выполняет эти же функции. Поэтому семья и школа должны развиваться вместе. «Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя - школа и семья - не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания».

Вторая причина участия родителей в совместной работе - организация проектно - исследовательской деятельности учащихся на занятиях кружка. Именно поэтому в процессе организации и проведения кружковой работы с учащимися, учителю необходимо взаимодействие и с родителями.

Совместная работа над проектом педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом воспитания личности. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с ними. Они становятся ближе, лучше понимают проблемы своих детей.

Формы работы с родителями описаны в мастер - классе «Семья и проектная деятельность обучающихся». Так же в разработке мастер - класса представлена значимость самооценки своей деятельности и дан пример занятия по формированию самооценки учащихся.

Мастер - класс был проведен с учителями Центрального образовательного округа Кировской области 4 февраля 2014 года; был представлен на сетевом мастер - классе 25 по 30 ноября 2013 года по теме «Эффективные формы профессионального самосовершенствования педагогов» в Центре развития МРСО. Сетевая школа методиста федерального портала «Сетевое образование. Экспертиза. Учебники» и получил положительные отзывы как учителей Центрального образовательного округа, так и участников сетевого мастер - класса. Публикация мастер - класса «Семья и проектная деятельность обучающихся» web-адрес net-edu.ru/node/16345

Компонент «Интеграция основного и дополнительного образования»


Интеграция основного и дополнительного образования заложена в содержании программ кружковой работы. Учитель может дополнительно разработать и провести мероприятие (занятие, экскурсию и т.п.), которое бы давало возможность его участникам использовать, расширять знания и умения, приобретенные на учебных и кружковых занятиях.

Разработанные программы состоят из модулей, содержание которых можно изменять. Но всегда остается неизменным то, что выбор блюд для приготовления или выполнения творческих проектов, изготовление мягкой игрушки должны основываться на технологиях: приготовления традиционных русских блюд, изготовления традиционной русской игрушки, т.к. одна из задач обучения - воспитание духовности, уважения к истории своего народа, традициям своего края, культурно - национальным особенностям Кировской области. Поэтому в конце изучения курса предложенных программ можно рекомендовать проведение внеурочного занятия «Посиделки», разработка которого с использованием электронной презентации опубликована в электронной и печатной версии Методического журнала для учителей технологии «Технология» №4 апрель 2015 год Издательского дома «Первое сентября».Проведение предложенного занятия помогает осуществлять качественную работу по организации взаимодействия в системе учитель - ученик - родители, воспитывает гражданско - патриотические качества личности ребенка.

Компонент

«Результаты работы по организации и проведению кружковой работы»


Результативность работы отслеживается по каждому компоненту, в зависимости от разработанных учителем программ и методик. Необходимо чтобы результаты деятельности учеников становились достоянием всей школы, родителей.

Для подведения итогов работы кружка можно использовать формы: проведение школьной декады предметов ( пример представлен в презентации «Проведение декады предметов художественно - эстетического цикла», web- адрес публикации: vdohnovlennye.ru/paqe_id=8668), участие в выставке детского творчества, организация праздника для родителей и др.

Практическая значимость внедрения системы деятельности по организации проведению кружковой работы по технологии окажет помощь в развитии и воспитании не только учащимся, а и самому учителю.

Дополнение компонентов, постоянное обновление их содержания и использование системы в работе поможет учителю:

  1. Систематизировать свою деятельность по организации и проведению кружковой работы.

  2. Осуществлять качественную интеграцию основного и дополнительного образования.

  3. Повысить качество обучения по предмету.

  4. Увеличить количество обучающихся, желающих заниматься на занятиях кружка.

  5. Осуществлять тесное взаимодействие с родителями обучающихся, что окажет положительное действие на воспитании личности ребенка.

  6. Повысить свою профессиональную компетентность.

  7. Построить такое образовательное пространство, в котором ребенок сможет воспитывая эстетические чувства, одновременно развивать свои творческие способности, уверенность в своих силах, что необходимо для формирования всесторонне развитой личности в современном обществе.

Список основных использованных источников


  1. Методика трудового обучения: (Обслуживающий труд) Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 2008 / Л.В.Мельникова, Л.В.Осипова, Т.Б.Фридман; под ред. Л.В. Мельниковой.- М.: Просвещение,1985-224с.

  2. kirovipk.ru/metodika/soprovozhdenie-vnedreniya-fgos Федеральный уровень - общие нормативные документы. ( ФГОС: Начальное общее образование. ФГОС: Основное общее образование. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России )

  3. livelib.ru/author/237524/quotes В. Сухомлинский - цитаты

© 2010-2022