Профессиональная компетентность учителя и управление творческой деятельностью ученика

Раздел Технология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профессиональная компетентность учителя

и управление творческой

деятельностью ученика


Бедин Игорь Александрович, учитель технологии

В современной педагогичес­кой практике происходит трансформация функций учителя и учащихся. Деятель­ность учителя предполагает уточ­нение и расширение его професси­ональной компетенции, развития образования с личностно-ориентированной парадигмой обучающих­ся. В основе такой модели лежит понятие «образовательная компе­тентность», которое определяется как общая способность ученика применить в ходе своей образова­тельной деятельности приобретен­ные знания и умения, а также ис­пользовать обобщенные способы выполнения действий. В современ­ном образовательном пространстве происходят изменения роли уче­ника. В настоящее время ученик все в большей мере становится партнером учителя в образовательном процессе, проектируя собственную траекторию и осуществ­ляя собственный путь самообразо­вания, используя творческие на­чала.

Доказательство этого - полу­чающие все большее распростра­нение образовательные техноло­гии модульного, интегрированно­го и проектного характера, а также включающие коллективные спосо­бы обучения. Проблемы коллек­тивной и индивидуальной творчес­кой деятельности относятся к чис­лу популярных в отечественной педагогике. Современная образо­вательная компетентность учени­ка дополняется метазнаниями и самоуправлением своей деятель­ностью, что способствует разви­тию как познавательных, так и творческих способностей ученика. Если ориентироваться только на одаренных детей то: педагогическая ситуация может даже показаться оптимальной. Одаренные дети приобретают опыт интеллектуального лидерства. Другие оказываются на вторых ролях. В массовой школе это приобретает интересный характер.

Работа с одаренным ребенком в массовой школе (а у нас 1685 обучающихся) в нашем понимании предполагает более демократичный взгляд на задачи образовательной деятельности.

На протяжении многих лет в нашей школе организована работа с одаренными детьми школы. Составлен план работы с детьми с выраженными творческими способностями по всем предметам и профилям, с которыми работают высококвалифицированные учителя.

С первого года обучения с одаренными детьми ведется индивидуальная, групповая работа и коллективная работа в архитектурно-художественных классах. Основными целями и задачами, стоящими при работе с детьми, имеющими выраженные художественные способности, являются не обучение детей правильно, «красиво» выполнить ту или иную работу, а научить воспринимать язык художественного произведения, умению общаться с творцами через знаковую систему картины. Формирование этих навыков и является главной целью на занятиях изобразительного искусства. Художественная деятельность возникает лишь тогда, когда целью рисования становится же­лание выразить свое отношение к действительности, свое понимание жизни. В истоках художественно­го творчества всегда лежит разви­тие эстетического восприятия. Именно таковыми были и остают­ся цели художественно-эстетичес­кого образования в школе, основ­ное внимание которого уделяется развитию в детях чувства свободы, раскрепощения художественной индивидуальности каждого ребен­ка, развитию возможности ухо­дить от стереотипов.

Архитектурно-художествен­ная подготовка оказывает сущест­венное влияние на формирование вкуса, идеалов, ценностных ори­ентации подростков. Позволяет школьникам более обоснованно прийти к профессиональной под­готовке, что в дальнейшем способ­ствует успешной социальной адап­тации в современной жизни.

Раз­витие архитектурно-художествен­ной направленности обучения в нашей школе представляется в бо­лее углубленной интеграции, что позволяет преподавание общеоб­разовательных дисциплин в про­фильных архитектурно-художест­венных классах сделать оптималь­ным и действительно специализи­рованными.

Заозерная средняя школа № 16 г. Томска имеет более чем 18-летний опыт обучения детей архитектурно-художественным дис­циплинам. Коллективом учителей изобразительного искусства и ар­хитектуры была разработана ав­торская программа, в которой ос­вещались все принципы формиро­вания творческой личности школьника. В ходе реализации программы происходит развитие детского творчества, в ходе кото­рого постепенно осуществляется переход от стихийной деятельнос­ти к сознательной, целенаправ­ленной.

Основными разделами учеб­ных курсов являются изобрази­тельное искусство, декоративно-прикладное творчество, архитек­турно-художественное моделиро­вание, эстетическое восприятие действительности и искусства.

Последовательность обучения состоит из следующих этапов:

I этап - начальный, для уча­щихся 1-4-го классов, где осваи­ваются элементарные навыки вла­дения техникой изображения в объеме и на плоскости. Деятель­ность обучающихся преимущест­венно интуитивная, базируется на первых размышлениях о гармо­нии. Педагогические условия орга­низации обучения - руководство формированием индивидуальных творческих процессов, поддержка и стимуляция эстетической и ху­дожественной деятельности детей, воспитание умения испытывать радость самовыражения при осу­ществлении замыслов. Последовательное введение в деятельность обучающихся ограничений в пре­делах предложенных педагогом задач. Деятельность обучающих­ся - совершенствование и углуб­ление знаний и умений в процессе выполнения усложняющихся за­даний, начало формирования це­ленаправленности, умения довес­ти работу до конца. Педагогичес­кие условия - осуществление целенаправленного обучения, ор­ганизация стихийных и созна­тельных процессов индивидуаль­ного творчества детей, подведение к первым попыткам художествен­ного анализа собственной деятель­ности обучающихся.

П этап - углубленный, 5-8-е классы. Завершение формирова­ния целенаправленности дейст­вий. Деятельность обучающихся с помощью педагога направлена на развитие умения самостоятельно вводить необходимые ограниче­ния деятельности, исходя из уточ­нения задачи, поставленной педа­гогом. Деятельность педагога - введение элементов анализа и син­теза композиции и формы в про­цесс художественной деятельнос­ти детей.

Ш этап - формирование мотивационной готовности к выбору профессии, развитие потребности в творческом преобразовании дей­ствительности; овладение пред­метными действиями, которые обеспечат дальнейшее успешное обучение в вузе.

На каждом из этапов поставле­ны разделы и подразделы по от­дельным проблемам:

1) Основы изобразительной грамотности (плоскость, объем, пространство, перспектива, пересечение плоско­стей в пространстве, загоражива­ние, изображение людей, живот­ных, предметов).

2) Основы компо­зиции (цвет, пятно, контраст, ко­лорит, линия, движение, статика, ритм, пропорции, симметрия, асимметрия).

3) Визуальное мыш­ление (задания на развитие интуи­ции, ощущений, ассоциаций, ри­сование по памяти и представле­нию).

4) Художественные матери­алы, средства, технологии (кисть, карандаш, фломастер, гуашь, ак­варель, тушь, бумага, картон, ра­бота в техниках печати, смешан­ная техника, отмывки, граттажа, монотипии, витраж, конструиро­вание из бумаги, оригами, аппли­кации, макетирование, дизайн предметов декора).

5) Мировая ху­дожественная культура (рисунок, живопись, декоративно-приклад­ное искусство, архитектура, гра­фика).

Программа предусматривает комплекс упражнений и отдель­ных заданий, способствующих развитию перечисленных свойств личности обучающихся. Развитие творческой активности, заинтере­сованности детей путем предо­ставления свободы самовыраже­ния. Целенаправленность дейст­вий совершенствуется с умением добиваться соответствия между замыслом и его воплощением, за­вершенности работы. Зрительное восприятие и зрительная па­мять - при развитии наблюда­тельности, профессиональной зоркости, умения запоминать зрительные впечатления и вос­производить их.

Итогом работы с одаренными детьми является участие наших детей в различных выставках, ар­хитектурных форумах, фестива­лях, научно-практических конфе­ренциях. Наша школа является участником Международного ар­хитектурного фестиваля в Москве «Зодчество», где компетентное жюри по достоинству оценило ри­сунки и макеты элементов декора деревянных домиков нашего горо­да, имеющих художественную ценность как наследие России.

На региональном фестивале архитек­турного дизайна среды «V угол», ежегодно проводимом в г. Северске, работы наших ребят также высоко ценятся. Школа является участником регионального кон­курса методических разработок в Новосибирске «УчСиб». Ежегод­ные городские научно-практичес­кие конференции открывают воз­можности и таланты одаренных детей в области макетирования ар­хитектурных сооружений, худо­жественных и архитектурных по­исков, что, несомненно, способству­ет развитию способностей к твор­ческой деятельности.

По окончании школы выпуск­ники архитектурно-художествен­ных классов получают вместе с ат­тестатом о полном среднем образо­вании свидетельство об окончании художественной школы с итоговой аттестацией по следующим дис­циплинам: рисунок, живопись, архитектурно-художественное мо­делирование, история искусства и архитектуры, пленэрная практи­ка. Такой документ является свое­образной путевкой для поступле­ния в вузы с архитектурно-худо­жественными специальностями. Наши выпускники ежегодно ус­пешно поступают и обучаются в Томской архитектурно-художест­венной академии, Томском госу­дарственном университете по специальностям «Изобразительное искусство» и «Графический ди­зайн», Томском институте бизнеса по специальности «Дизайн сре­ды». Таким образом, в условиях предстоящей конкурентной борь­бы за ученика школам предстоит доказывать преимущество и пре­восходство своей образовательной среды, своих творческих возмож­ностей, профессиональной компе­тентности учителя, учитывать по­требности обучающихся и их роди­телей. Такую среду необходимо сформировать в соответствии с вы­бранными параметрами. Мы счи­таем, что наш педагогический кол­лектив выбрал правильное направ­ление в современном образова­тельном пространстве.


© 2010-2022