- Преподавателю
- Технология
- Профессиональная компетентность учителя и управление творческой деятельностью ученика
Профессиональная компетентность учителя и управление творческой деятельностью ученика
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Бедин И.А. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Профессиональная компетентность учителя
и управление творческой
деятельностью ученика
Бедин Игорь Александрович, учитель технологии
В современной педагогической практике происходит трансформация функций учителя и учащихся. Деятельность учителя предполагает уточнение и расширение его профессиональной компетенции, развития образования с личностно-ориентированной парадигмой обучающихся. В основе такой модели лежит понятие «образовательная компетентность», которое определяется как общая способность ученика применить в ходе своей образовательной деятельности приобретенные знания и умения, а также использовать обобщенные способы выполнения действий. В современном образовательном пространстве происходят изменения роли ученика. В настоящее время ученик все в большей мере становится партнером учителя в образовательном процессе, проектируя собственную траекторию и осуществляя собственный путь самообразования, используя творческие начала.
Доказательство этого - получающие все большее распространение образовательные технологии модульного, интегрированного и проектного характера, а также включающие коллективные способы обучения. Проблемы коллективной и индивидуальной творческой деятельности относятся к числу популярных в отечественной педагогике. Современная образовательная компетентность ученика дополняется метазнаниями и самоуправлением своей деятельностью, что способствует развитию как познавательных, так и творческих способностей ученика. Если ориентироваться только на одаренных детей то: педагогическая ситуация может даже показаться оптимальной. Одаренные дети приобретают опыт интеллектуального лидерства. Другие оказываются на вторых ролях. В массовой школе это приобретает интересный характер.
Работа с одаренным ребенком в массовой школе (а у нас 1685 обучающихся) в нашем понимании предполагает более демократичный взгляд на задачи образовательной деятельности.
На протяжении многих лет в нашей школе организована работа с одаренными детьми школы. Составлен план работы с детьми с выраженными творческими способностями по всем предметам и профилям, с которыми работают высококвалифицированные учителя.
С первого года обучения с одаренными детьми ведется индивидуальная, групповая работа и коллективная работа в архитектурно-художественных классах. Основными целями и задачами, стоящими при работе с детьми, имеющими выраженные художественные способности, являются не обучение детей правильно, «красиво» выполнить ту или иную работу, а научить воспринимать язык художественного произведения, умению общаться с творцами через знаковую систему картины. Формирование этих навыков и является главной целью на занятиях изобразительного искусства. Художественная деятельность возникает лишь тогда, когда целью рисования становится желание выразить свое отношение к действительности, свое понимание жизни. В истоках художественного творчества всегда лежит развитие эстетического восприятия. Именно таковыми были и остаются цели художественно-эстетического образования в школе, основное внимание которого уделяется развитию в детях чувства свободы, раскрепощения художественной индивидуальности каждого ребенка, развитию возможности уходить от стереотипов.
Архитектурно-художественная подготовка оказывает существенное влияние на формирование вкуса, идеалов, ценностных ориентации подростков. Позволяет школьникам более обоснованно прийти к профессиональной подготовке, что в дальнейшем способствует успешной социальной адаптации в современной жизни.
Развитие архитектурно-художественной направленности обучения в нашей школе представляется в более углубленной интеграции, что позволяет преподавание общеобразовательных дисциплин в профильных архитектурно-художественных классах сделать оптимальным и действительно специализированными.
Заозерная средняя школа № 16 г. Томска имеет более чем 18-летний опыт обучения детей архитектурно-художественным дисциплинам. Коллективом учителей изобразительного искусства и архитектуры была разработана авторская программа, в которой освещались все принципы формирования творческой личности школьника. В ходе реализации программы происходит развитие детского творчества, в ходе которого постепенно осуществляется переход от стихийной деятельности к сознательной, целенаправленной.
Основными разделами учебных курсов являются изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, архитектурно-художественное моделирование, эстетическое восприятие действительности и искусства.
Последовательность обучения состоит из следующих этапов:
I этап - начальный, для учащихся 1-4-го классов, где осваиваются элементарные навыки владения техникой изображения в объеме и на плоскости. Деятельность обучающихся преимущественно интуитивная, базируется на первых размышлениях о гармонии. Педагогические условия организации обучения - руководство формированием индивидуальных творческих процессов, поддержка и стимуляция эстетической и художественной деятельности детей, воспитание умения испытывать радость самовыражения при осуществлении замыслов. Последовательное введение в деятельность обучающихся ограничений в пределах предложенных педагогом задач. Деятельность обучающихся - совершенствование и углубление знаний и умений в процессе выполнения усложняющихся заданий, начало формирования целенаправленности, умения довести работу до конца. Педагогические условия - осуществление целенаправленного обучения, организация стихийных и сознательных процессов индивидуального творчества детей, подведение к первым попыткам художественного анализа собственной деятельности обучающихся.
П этап - углубленный, 5-8-е классы. Завершение формирования целенаправленности действий. Деятельность обучающихся с помощью педагога направлена на развитие умения самостоятельно вводить необходимые ограничения деятельности, исходя из уточнения задачи, поставленной педагогом. Деятельность педагога - введение элементов анализа и синтеза композиции и формы в процесс художественной деятельности детей.
Ш этап - формирование мотивационной готовности к выбору профессии, развитие потребности в творческом преобразовании действительности; овладение предметными действиями, которые обеспечат дальнейшее успешное обучение в вузе.
На каждом из этапов поставлены разделы и подразделы по отдельным проблемам:
1) Основы изобразительной грамотности (плоскость, объем, пространство, перспектива, пересечение плоскостей в пространстве, загораживание, изображение людей, животных, предметов).
2) Основы композиции (цвет, пятно, контраст, колорит, линия, движение, статика, ритм, пропорции, симметрия, асимметрия).
3) Визуальное мышление (задания на развитие интуиции, ощущений, ассоциаций, рисование по памяти и представлению).
4) Художественные материалы, средства, технологии (кисть, карандаш, фломастер, гуашь, акварель, тушь, бумага, картон, работа в техниках печати, смешанная техника, отмывки, граттажа, монотипии, витраж, конструирование из бумаги, оригами, аппликации, макетирование, дизайн предметов декора).
5) Мировая художественная культура (рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, архитектура, графика).
Программа предусматривает комплекс упражнений и отдельных заданий, способствующих развитию перечисленных свойств личности обучающихся. Развитие творческой активности, заинтересованности детей путем предоставления свободы самовыражения. Целенаправленность действий совершенствуется с умением добиваться соответствия между замыслом и его воплощением, завершенности работы. Зрительное восприятие и зрительная память - при развитии наблюдательности, профессиональной зоркости, умения запоминать зрительные впечатления и воспроизводить их.
Итогом работы с одаренными детьми является участие наших детей в различных выставках, архитектурных форумах, фестивалях, научно-практических конференциях. Наша школа является участником Международного архитектурного фестиваля в Москве «Зодчество», где компетентное жюри по достоинству оценило рисунки и макеты элементов декора деревянных домиков нашего города, имеющих художественную ценность как наследие России.
На региональном фестивале архитектурного дизайна среды «V угол», ежегодно проводимом в г. Северске, работы наших ребят также высоко ценятся. Школа является участником регионального конкурса методических разработок в Новосибирске «УчСиб». Ежегодные городские научно-практические конференции открывают возможности и таланты одаренных детей в области макетирования архитектурных сооружений, художественных и архитектурных поисков, что, несомненно, способствует развитию способностей к творческой деятельности.
По окончании школы выпускники архитектурно-художественных классов получают вместе с аттестатом о полном среднем образовании свидетельство об окончании художественной школы с итоговой аттестацией по следующим дисциплинам: рисунок, живопись, архитектурно-художественное моделирование, история искусства и архитектуры, пленэрная практика. Такой документ является своеобразной путевкой для поступления в вузы с архитектурно-художественными специальностями. Наши выпускники ежегодно успешно поступают и обучаются в Томской архитектурно-художественной академии, Томском государственном университете по специальностям «Изобразительное искусство» и «Графический дизайн», Томском институте бизнеса по специальности «Дизайн среды». Таким образом, в условиях предстоящей конкурентной борьбы за ученика школам предстоит доказывать преимущество и превосходство своей образовательной среды, своих творческих возможностей, профессиональной компетентности учителя, учитывать потребности обучающихся и их родителей. Такую среду необходимо сформировать в соответствии с выбранными параметрами. Мы считаем, что наш педагогический коллектив выбрал правильное направление в современном образовательном пространстве.