Изучение материальной культуры казахского народа на уроках технологии

На обширной территории Казахстана с древних времен народные мастера передавали из поколения в поколение замечательные традиции, связанные с обработкой и изготовлением различных изделий из кожи, шерсти, ткани, ниток, металла и дерева. Содержание учебной программы среднего образования по предмету технология предусматривает изучение материала по разделу декоративно-прикладного творчества, знакомит с известными мастерами и с почти забытыми видами домашнего рукоделия, с бытом казахского народа, национальными традициями, обычаями, убранством юрты, изготовлением казахского костюма. Приобщение школьников к материальной культуре казахского народа на уроках технологии позволяет осуществлять межпредметную связь со следующими учебными дисциплинами: «Казахский язык и литература», «История Казахстана». Основная роль учителя технологии заключается, в том, чтобы заинтересовать учащихся в изучении развития материальной культуры казахского народа и познакомить с технологическими процессами декоративно-прикладного творчества. На уроках технологии учащиеся приобретают теоретические знания и практические умения и навыки по казахскому рукоделию, что способствует привитию уважения к национальной культуре. Произведения народного творчества формируют у учащихся художественный вкус, развивают творческий потенциал. Изготавливая самые разнообразные изделия, требующие не только знаний и умений, но и терпения, упорства в достижении цели, учащиеся получают массу положительных эмоций, проявляют творчество, фантазию. Особенной популярностью среди учащихся пользуется изготовление сувениров, панно, шкатулок, бижутерии и других предметов интерьера выполненные в технике «аппликация», «вышивка», «лоскутная пластика», «теснение», «ткачество». Следует сказать несколько слов о кружковой работе по декоративно-прикладному творчеству во внеурочное время. Огромный материал по декоративно - прикладному творчеству казахского народа не позволяет на уроках технологии изучить все детально, а полученная дополнительная информация на занятиях во внеурочное время, активизирует познавательный процесс и повышает уровень знаний учащихся. Работы, выполненные учащимися на уроках технологии и кружковых занятиях во внеурочное время, по темам народного декоративно-прикладного творчества выставляются на школьных и городских выставках, служат оформлением проведения в школе государственных праздников, а также применяются в интерьере кабинетов казахского языка и казахской литературы. Как же строить деятельность учащихся в школе, чтобы способствовать развитию познавательного интереса учащихся к культуре казахского народа? Для этого необходимо: - поэтапно знакомить учащихся с различными видами народного декоративно-прикладного творчества на протяжении всего периода обучения в школе; - изучать традиции, обычаи, декоративно-прикладное творчество не только на уроках технологии, но и во внеурочное время; - дать учащимся представление о специфике казахского рукоделия и формировать практические знания и умения; - организовывать выставки работ учащихся, посещать центры народного творчества, музеи; - применять работы декоративно-прикладного творчества в повседневном обиходе в качестве украшения интерьера. Всю работу по изготовлению предметов декоративно-прикладного творчества можно разделить на следующие этапы: - выбор изделия; - техника изготовления изделия; - пути улучшения, новизна; - составление эскизов; - составление технологической карты; - практическая работа; - оформление готового изделия. Работа в данной последовательности по изготовлению предметов декоративно-прикладного творчества предоставляет учащимся больше самостоятельности, инициативы, творчества. Взаимосвязь теоретических знаний по материальной культуре и изготовление предметов национального декоративно-прикладного творчества имеет познавательно-воспитательное значение: прививает школьникам любовь к Родине, развивает художественный вкус и творческие способности.
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Е. А. Андреева, учитель технологии,

СШ №3 г. Рудный, Костанайская область.


Изучение материальной культуры казахского народа на уроках технологии

На обширной территории Казахстана с древних времен народные мастера передавали из поколения в поколение замечательные традиции, связанные с обработкой и изготовлением различных изделий из кожи, шерсти, ткани, ниток, металла и дерева.

Содержание учебной программы среднего образования по предмету технология предусматривает изучение материала по разделу декоративно-прикладного творчества, знакомит с известными мастерами и с почти забытыми видами домашнего рукоделия, с бытом казахского народа, национальными традициями, обычаями, убранством юрты, изготовлением казахского костюма.

Приобщение школьников к материальной культуре казахского народа на уроках технологии позволяет осуществлять межпредметную связь со следующими учебными дисциплинами: «Казахский язык и литература», «История Казахстана».

Основная роль учителя технологии заключается, в том, чтобы заинтересовать учащихся в изучении развития материальной культуры казахского народа и познакомить с технологическими процессами декоративно-прикладного творчества.

На уроках технологии учащиеся приобретают теоретические знания и практические умения и навыки по казахскому рукоделию, что способствует привитию уважения к национальной культуре. Произведения народного творчества формируют у учащихся художественный вкус, развивают творческий потенциал.

Изготавливая самые разнообразные изделия, требующие не только знаний и умений, но и терпения, упорства в достижении цели, учащиеся получают массу положительных эмоций, проявляют творчество, фантазию. Особенной популярностью среди учащихся пользуется изготовление сувениров, панно, шкатулок, бижутерии и других предметов интерьера выполненные в технике «аппликация», «вышивка», «лоскутная пластика», «теснение», «ткачество».

Следует сказать несколько слов о кружковой работе по декоративно-прикладному творчеству во внеурочное время. Огромный материал по декоративно - прикладному творчеству казахского народа не позволяет на уроках технологии изучить все детально, а полученная дополнительная информация на занятиях во внеурочное время, активизирует познавательный процесс и повышает уровень знаний учащихся.

Работы, выполненные учащимися на уроках технологии и кружковых занятиях во внеурочное время, по темам народного декоративно-прикладного творчества выставляются на школьных и городских выставках, служат оформлением проведения в школе государственных праздников, а также применяются в интерьере кабинетов казахского языка и казахской литературы.

Как же строить деятельность учащихся в школе, чтобы способствовать развитию познавательного интереса учащихся к культуре казахского народа?

Для этого необходимо:

- поэтапно знакомить учащихся с различными видами народного декоративно-прикладного творчества на протяжении всего периода обучения в школе;

- изучать традиции, обычаи, декоративно-прикладное творчество не только на уроках технологии, но и во внеурочное время;

- дать учащимся представление о специфике казахского рукоделия и формировать практические знания и умения;

- организовывать выставки работ учащихся, посещать центры народного творчества, музеи;

- применять работы декоративно-прикладного творчества в повседневном обиходе в качестве украшения интерьера.

Всю работу по изготовлению предметов декоративно-прикладного творчества можно разделить на следующие этапы:

- выбор изделия;

- техника изготовления изделия;

- пути улучшения, новизна;

- составление эскизов;

- составление технологической карты;

- практическая работа;

- оформление готового изделия.

Работа в данной последовательности по изготовлению предметов декоративно-прикладного творчества предоставляет учащимся больше самостоятельности, инициативы, творчества.

Взаимосвязь теоретических знаний по материальной культуре и изготовление предметов национального декоративно-прикладного творчества имеет познавательно-воспитательное значение: прививает школьникам любовь к Родине, развивает художественный вкус и творческие способности.



МОДЕЛЬ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА КАЗАХСКОГО НАРОДА

Цель: изучать материальную культуру казахского народа на уроках технологии (у девочек)

Материальная культура:

  • особенности национального жилища;

  • особенности национального казахского костюма;

  • особенности национальной кухни;

  • особенности предметов домашнего обихода;

  • обряды и традиции народа.

Задачи

  • формировать интерес к казахскому декоративному творчеству;

  • развивать творческую активность;

  • воспитывать бережное отношение к народному творчеству.

Государственные праздники

Изучение материальной культуры казахского народа на уроках технологии

Изучение материальной культуры казахского народа на уроках технологии

Конкурсы прикладного творчестваИзучение материальной культуры казахского народа на уроках технологии

Изучение материальной культуры казахского народа на уроках технологии

Ярмарки

Изучение материальной культуры казахского народа на уроках технологииИзучение материальной культуры казахского народа на уроках технологии

Выставки детских работ

Научное объединение учащихсяИзучение материальной культуры казахского народа на уроках технологии

Виды рукоделия

  • Вышивка

  • Аппликация

  • Ткачество

  • Работа с кожей

  • Лоскутная техника

  • Плетение



Сотрудничесиво с краеведческим музеем

Профориентация



© 2010-2022