- Преподавателю
- Технология
- На тему «Уроки творчества»
На тему «Уроки творчества»
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Швец Е.М. |
Дата | 30.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Статья на тему: «Уроки творчества»
учитель технологии 1 квалификационной категории
МОУ «Рыбницкий теоретический лицей-комплекс»
Современный этап развития педагогики и школы требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Одной из актуальных проблем обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей школьников. В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или изменяет цели и задачи школьного образования. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. [1]. Наряду с принципом демократизации всей системы образования, принципом соревновательности разных моделей школ, методов и программ воспитания, должен быть представлен и метод креативности - ориентации на творческие процессы в педагогике, на формирование творческой личности. В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода - порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью или творчеством. Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. [3]
Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии творческих способностей учащихся посредством педагогически организованной творческой деятельности. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. Конституция любого государства предоставляет человеку право на выбор занятия и профессии в соответствии со способностями, призванием. Главная задача школы - обеспечить развитие личности ребенка. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течении его жизни под влиянием обучения и воспитания .
Основой моего обучения является развитие творческих способностей у детей на уроках технологии. Этот процесс длительный, поэтому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка в школе. Детей без таланта нет. Важно только вовремя научить их раскрыть свои способности, поверить в себя и свои силы. Это задача каждого учителя. И бывает обидно за детей, когда недооцениваются творческие возможности ребенка, его умение и желания работать самостоятельно, инициативно.
Я никогда не смогла бы стать никем другим, кроме учителя. Школа - это мой второй дом. Приходя в него, я каждый день стараюсь отдать детям то, чему меня научили в институте, то, чему научила меня жизнь. Сегодня, опираясь на свой тринадцатилетний опыт с уверенностью могу сказать, для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психические особенности детей, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, учитывать особенности детей. Занятия по технологии позволяют проводить систематическую работу по формированию у школьников нравственных качеств личности, развивать способности, воспитывать трудолюбие. Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности. В нашей школе есть все условия для проведения прекрасных уроков технологии и развития творческих способностей у детей.
С 2007г. я работаю по своей программе. В ней реализован принцип преемственности содержания трудового обучения в начальной и основной средней школе, сделан упор на самостоятельную работу учащихся, развитие у них творческих способностей. Содержание ее в большей мере отвечает реальным возможностям учащихся. На уроках по изготовлению швейных изделий, разрешаю ученицам выбрать модель изделия по желанию. Например, в пятом классе все шьют фартук с квадратными деталями, т.к. их обрабатывать легче, но есть дети, которые желают изменить форму фартука. Вот это первый шаг к творчеству. А к девятому классу эти девочки будут шить платья сложных фасонов, не испытывая трудности при изготовлении изделия. Я никогда не навязываю детям выбор модели , её девочки выбирают сами, хотя я объясняю, что технология изготовления этого изделия сложнее. Они отвечают: "Я смогу". Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно побудить у детей желание "хочу узнать". Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу "хочу сделать", вселить уверенность "могу сделать" и помочь довести работу до конца - "я сделал!" .Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу. В конце учебного года привожу третьи и четвёртые классы на экскурсию в свою мастерскую. Рассказываю, чем они здесь будут заниматься, показываю работы своих учеников, сообщаю, что надо подготовить для уроков. К началу занятий готовлю стенды для всех классов с изделиями, которые учащимися предстоит выполнить в учебном году. На первом занятии в пятом классе провожу беседу о культуре поведения и общения, знакомлю с историей этикета. Причем стараюсь "разговорить " девочек, включить их в диалог, выслушать их мнения. Это сближает нас, помогает мне лучше понять своих новых учениц, создает атмосферу доверия. Постоянно разъясняю и показываю учащимся правильные и безопасные приемы труда, рассказываю о средствах индивидуальной защиты, оказании первой помощи. Объясняю, почему необходимо следить за правильной организацией рабочего места, порядком размещения инструментов и рабочих материалов.
Работая в шестых классах, я стараюсь увлечь детей изготавливать красивые вещи. При изучении раздела "рукоделие" пользуюсь своими программами . На уроках девочки с удовольствием впитывают все знания, приобретают навыки и умения, проявляют свое мастерство и фантазию в оформлении изделия. Работы детей настолько хороши, что вызывают восторг и восхищение. Мне нравится самой заниматься с девочками различными видами рукоделия. На некоторых уроках использую музыку, способствующую поднятию настроения, помогающую внутренне расслабиться, улыбнуться. А в приятной обстановке и работа лучше ладится. Продуманное оформление мастерской ( со вкусом подобранные занавеси, ухоженные цветы, красивые стенды с поделками и пр.), обеспеченные всем необходимым рабочие места, наличие добротных наглядных пособий, раздаточного материала - все это имеет большое значение для успеха обучения. Приветливый тон учителя создает доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащихся к работе, чистота и порядок в мастерской служат воспитанию собранности, аккуратности, дисциплинированности, формируют хороший вкус, а главное - вызывают желание учиться, изготавливать красивые вещи своими руками. Это очень важное - воспитание мотивов учения. Я вижу огонек в их глазах, вижу, как им хочется закончить начатую работу, и благодарю Бога, который дал мне Дар - обучать детей.
Главной целью обучения в образовательной области "Технология" является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности. Ребята должны овладеть основами рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умение применять их при реализации собственной продукции и услуг. Поэтому учителя технологии должны обучать учащихся оформлять объекты труда с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства, давать знания и развивать самостоятельность и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи. Все эти задачи ребенок реализует в творческом проекте. Основой метода проектов являются исследовательские методы обучения [2]. Дети выполняют интересные работы, проявляют творческие способности . И моей целью на уроках является приблизить учащихся к акту творения . Ведь подлинное творчество расцветает там, где есть увлечение, привязанность и страсть к делу. Творческий проект - это хорошая задача для самовыражения любого учащегося. Опыт показывает, что по окончании девятого класса учащиеся вполне самостоятельно выполняют работы по моделированию, конструированию, пошиву изделий, вышиванию и вязанию. Я пришла к выводу, что, все дети творческие. Стоит их только вовремя развивать и чем раньше, тем лучше. Если мои ученицы, заканчивая обучение, сожалеют, что больше не будут приходить ко мне в мастерскую, то и мой труд не пропал даром. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее адаптируются в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. А чтобы труд был радостным и творческим, надо зажечь хотя бы одну свечу в темноте, и, тогда "Свеча зажжет огни".
Подводя итоги, можно сделать вывод , что диапазон творческих задач, решаемых педагогически организованной творческой деятельностью необычайно широк по сложности - от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки, до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческая деятельность, является более сложной по своей сущности и доступна только человеку. Есть великая «формула» приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: « Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконец открыть истины, никому еще неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Наша обязанность -помочь ребенку встать на этот путь.
Литература
1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.
2. Бермус А.Г.Гуманитарная методология разработки образовательных программ // Педагогические технологии.-2004 г. - № 2.-с.84-85.
3. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.- с. 55-56.
4