Профессиональная компетентность и инновационный поиск учителя технологии

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профессиональная компетентность и инновационный поиск учителя технологии.

Подготовила: Мелешко Светлана Викторовна,

учитель высшей категории,

лицея №11 «Естественнонаучный»


В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. В педагогике постоянно появляются новые подходы к организации процесса обучения и воспитания. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения мотивации к учебе обучающихся и повышения качества обучения. Овладение, применение учителем современных педагогических технологий - обязательная компетенция профессиональной его деятельности. (слайд 2-3)

Одной из ванных задач, по моему мнению, является изучение, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта инновационно работающих учителей технологии; анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса, внедрение новых форм, технологий и методов обучения.(слайды 4-5)

В свете современных требований предъявляемых мировым сообществом к образованию, отечественная система образования должна стать более гибкой, интенсивнее использовать контакты между содержанием разных учебных предметов, а также предоставлять возможности для приобретения ключевых компетенций, связанных с развитием мышления, наличием собственной точки зрения, управленческими способностями, навыками коллективной работы, не идущими вразрез с развитием индивидуальных способностей, стремлением овладеть новейшими

технологиями.(слайды 6)

Реализация упомянутых возможностей со всей остротой ставит проблему адекватности уровня профессиональной компетентности педагогов. Многообразие учебных программ и методов работы, переосмысление целей образования, возрастающая неоднородность ключевых компетенций обучающихся свидетельствует о том, что преподаватель с однопредметным набором знаний и навыков не может серьёзно претендовать на выполнение образовательных задач, которые усложнились и стали комплексными. (слайд 7)Следовательно, необходим поиск новых форм организации образовательного процесса, которые позволяют:

- обеспечить высокий уровень ключевых компетенций обучающихся, умение самостоятельно приобретать их на практике;

- развивать каждого обучающегося как творческую личность; вовлечь каждого участника образовательного процесса в активный познавательный процесс;

- сформировать навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление;

- повысить мотивацию к совместной работе в группе, сотрудничеству, проявлению коммуникативных умений;

- сформировать у обучаемых представление о диалоге культур как безальтернативной философии жизни в современном мире.

Мировой опыт свидетельствует о том, что быстрая смена технологий за время трудовой деятельности вынуждает человека неоднократно менять профессию. Технологическая революция и возникновение постиндустриального общества привели к тому, что к работнику стали предъявляться новые функциональные требования: развитие производственных функций и способности к проектированию. Эти качества личности должны формироваться с детства, развиваться во время технологической подготовки в общеобразовательных учреждениях и далее в профессиональной деятельности.

Существует много различных технологий, но каждому учителю для повышения своей компетентности можно выбрать любую, наиболее приемлемую для себя. (слайд 8)

Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс метода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Особенностью данного метода является то, что обучаемый должен не только собрать и проанализировать необходимую информацию, представить продукт деятельности, но и оценить, публично защитить свой проект. При более сложных коллективных проектах обязательным является определение реального вклада каждого ученика.

Таким образом, решается комплекс педагогических задач, включающий формирование у обучаемых чувства ответственности за принятые решения, способности работать в группе ( при коллективном проекте), а также умений анализировать свою деятельность и результаты, правильно описывать процессы своей деятельности.

Сегодня уже накоплен значительный опыт в реализации проектного метода обучения в образовательной области «Технология», тем не менее, мне хотелось представить Вам свой опыт реализации данной технологии обучения.

Как любая педагогическая технология, метод проектов включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; систему действий всех участников образовательного процесса; критерии оценивания и качественно новый результат.

Цели проектного обучения:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения: позволить каждому обучаемому увидеть себя как человека способного и компетентного; развивать у каждого позитивный образ себя и других; развивать у обучаемых умения истинно оценивать себя.

2. Обеспечить механизм развития критического мышления, умение искать и умение сотрудничать, находить пути решения поставленной задачи, осуществлять самоконтроль.

В своей работе использую три вида самоконтроля :

Итоговый-по результату работы - выполнение работы и сравнение её с образцом;

Пошаговый, пооперационный - по ходу работы- позволяет исполнителю проекта скорректировать деятельность до её завершения;

Прогнозирующий, перспективный, планирующий, опережающий- определение этапов деятельности последовательности исполнения.

Этот вид контроля является самым сложным видом регуляции всей учебной работы, он позволяет предупредить ошибки, спланировать учебную работу в целом. При работе над проектом присутствуют все виды самоконтроля, что имеет немаловажное значение при оценивании результативности деятельности.

3. развивать исследовательские умения ( выявление проблем, сбор информации из литературы и т. д.), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.

(слайд 9) Мною накоплен и создан банк проектных работ обучающихся по всем направлениям технологической подготовки, согласно, базовой программы.

(слайд 10)В реализации проектной технологии применяю дифференцированный подход в деятельности обучающихся 5-8 классов.

(слайды 11-20) Предлагаю Вашему вниманию рассмотреть процесс выполнения проектов обучающимися и набор различных упражнений, применяемых в учебном процессе в целях развития творческого, логического, критического мышления.

(слайд16-17)

АНАЛИЗ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

6-8-Х КЛАССОВ ЗА ПЕРИОД С 2006 ПО 2011 ГОД


Класс

Кол-во уч-ся

Учебный год,

вид проекта




Кол-во проектов


Уровень творчества




Кач-во знаний в %

Репродук-тивный

продуктивный

редуктивный

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

2006-2007 г.г.

6

19

Индиви-дуальный

19

4

21

7

36

8

40

100

7

15

Групповой

(3 чел)

5

-

-

5

100

-

-

100

8

23

Коллек-тивный

1

-

-

-

-

1

100

100

2007-2008 г.г.

7

14

Групповой

(2 чел)

7

-

-

7

100

-

-

100

8

15

Индиви-дуальный

15

-

-

7

46

8

54

100

2008-2009 г.г.

6

18

Индиви-дуальный

18

3

16

9

48

6

36

100

7

16

Индиви-дуальный

16

4

25

6

37

6

38

100

2009-2010 г.г.

6 «А»

17

Индиви-дуальный

17

5

30

8

48

4

22

100

6 «Б»

19

Индиви-дуальный

19

4

21

9

46

6

33

100

7

24

Групповой

(3 чел)

8

-

-

-

-

8

100

100

8 «А»

16

Индиви-дуальный

16

-

-

5

30

11

70

100

8 «Б»

17

Индиви-дуальный

17

-

-

7

42

10

58

100

2010-2011 г.г.

6 «А»

13

Индиви-дуальный

13

2

15

5

38

6

47

100

6 «Б»

15

Индиви-дуальный Групповой

(3 чел)

9 (60%)

2 (40%)

1


-

12


-

4


-

44


-

4


2

44


100

100


100

7

22

Индиви-дуальный Групповой

(3 чел)

4 (18%)

6 (82%)

2


-

9


-

2


-

9


-

-


6

-


82

100


100

8

18

Индиви-дуальный

18

-

-

8

45

10

55

100

По результатам таблицы произведен расчет уровня творчества в проектной деятельности учащихся и построена диаграмма


УРОВЕНЬ ТВОРЧЕСТВА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЩИХСЯ 6-8 х КЛАССОВ

Профессиональная компетентность и инновационный поиск учителя технологии

Формула расчета % выполненных проектов данного уровня творчества

% =Количество учащихся, занятых данным видом проекта (6 кл+7 кл+8 кл) * 100 %

Общее количество учащихся (6 кл+7 кл+8 кл)

Сравнительная диаграмма, выполненная на основании данных таблицы 2, показывает, что % проектов репродуктивного характера остается низким. В основном учащиеся отдают предпочтение поисковым и творческим проектам, соотношение между которыми меняется в зависимости от объективных причин, способностей, мотивации, уровня подготовки. Высокий уровень творческих проектов получен за счет выполнения групповых проектов. В течение 5-х лет учащиеся лицея принимали участие в городских олимпиадах по технологии.

(слайд18) упражнения на развитие творческих способностей обучающихся (по упрощенной модификации тестов Торренца) предлагаю в 5 классах.

Например: напишите все возможные виды использования слов «ботинок» «кастрюля», причём могут быть и необычные виды применения.

Этот тест определяет показатели продуктивности, гибкости и оригинальности мышления обучающихся.

Оценивание теста по следующим критериям:

Высокий уровень- 15 и более ответов;

Средний уровень- 10-14 вариантов ответа;

Низкий уровень- менее 10.

В конечном итоге самым важным является сам творческий процесс поиска и придумывания ответов, его спонтанность интересность для обучающихся, а не уровень выполнения. Частое включение в процесс творческой игры развивает творческую мотивацию любой деятельности и стимулирует проявление творческих способностей, которые есть у каждого человека, независимо от уровня интеллекта.

Следующий тест (слайд 19) СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ СЛОВ

Например: Составьте осмысленное предложение из слов "трактор", "Луна", "весло". Запишите его. Затем составьте предложение из новых слов "масло", "фонарь" и "верблюд". Также запишите его.

Далее составьте маленький рассказ, в котором используются все

6 заданных слов, но с новым содержанием рассказа и предложений, и запишите его.

Он, конечно же, может включать и другие слова.

Заданные слова можно использовать в любой форме: уменьшительной, множественном числе и т.п.

Определяются: осмысленность, логичность и оригинальность предложений и рассказа.

Примерные уровни выполнения задания

Высокий - логичность и осмысленность обоих предложений и рассказа, оригинальность не менее 2 ответов (всего 3 ответа - два предложения и один рассказ).

Средний - логичность всех трех ответов, но нет их оригинальности.

Низкий - нелогичные случайные предложения или их отсутствие, нет оригинальных ответов.

(слайд 20) Здесь я вам предлагаю поработать над заданием на принцип объединения.

Например: подумайте и запишите, с каким другим объектом можно объединить «настольную лампу» и « рамку для фотографий». Зарисуйте самую интересную идею на ваш взгляд и объясните.

Об эффективности реализации проектной технологии свидетельствуют результаты деятельности школьников (слайды 21- 30)

Кроме того новые возможности кабинета «Технология», позволяют реализовать современный образовательный процесс на более качественном уровне.(слайд 31)

И, расставаясь с вами , я хотела бы предложить вам несколько необычных, но интересных мыслей для вашей души, которые мне очень понравились. Думаю, они понравятся и вам.

(слайд 35)

- Люблю предмет, который я люблю

- Мне такт и интуиция опора

- Я горы вмиг с ребятами сверну

- Я слушаю других, - какое чудо!

- Я и творить, и натворить умею

- Свои ошибки детям я прощаю

- Мне юмор в детстве подмешали в молоко

- Я знаю мало, и я это знаю

- Я от души со всеми терпелива!

- Профессия досталась мне от Бога!


© 2010-2022