Исследовательская работа Прялка

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

«Обшиярская основная общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл









ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«ПРЯЛКА»







Выполнил: учащийся 8 класса МОУ «Обшиярская ООШ» Яковлев Роман

Руководитель: учитель технологии Поливин В.В.





д. Полевая

У разных народов есть различные вековые традиции, которые передаются из поколения в поколение, такие как резьба по дереву, резьба по кости, чеканка, роспись, гончарное дело и т. д. Прядение пряжи является одним из таких ремесел. Кудель (шерсть), прялка, веретено - вот основные составляющие этого процесса.

Актуализация исследования заключается в том, что прялка занимает особое место в жизни человека традиционного общества.

Целью моей исследовательской работы является изучение истории прялок разных конструкций и сам процесс прядения.

Задачи исследования:

- изучить историю развития прядения на прялке

- побеседовать, выявить секреты мастерства у мастеров - умельцев, живущих в нашем селе

Объект исследования: предметы быта жителей д. Полевая, прялка как феномен народной культуры

Предмет исследования: конструкция ручной прялки

Методы исследования:

- наблюдение, опрос населения д. Полевая, д. Коротково

- анализ научной литературы по истории возникновения прядения

- анализ печатного материала о народных промыслах прошлых веков

Результаты моего исследования можно использовать на уроках истории, технологии, ИКН, марийской, русской литературы, на внеклассных мероприятиях.

История ручной прялки

Весьма устойчивая традиция радует «примерных», то есть домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси, чаще всего занятыми за прялкой. Здесь я рассматриваю предшествующие стадии «технологического процесса» - прядения нитей. Всё это делалось самостоятельно в домашних условиях.

Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд - прясть пряжу. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы.

Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Первоначально прялку изобрели в Древнем Риме, вошла в обиход на Западе около 1480 года. Что же касается древних славян, то они пряли иным способом - на веретене. Изучив литературу и проанализировав рассказы бабушек, я выяснила, что для прядения необходимы поначалу было именно веретено, а позднее в обиход вошли самопрялки.

Веретёна изготавливали из сухого дерева, предпочтительно из берёзы. Длина веретена могла колебаться от 20 до 80 сантиметров. Один или оба конца его заострялись; недаром существует характерное слово «веретёнообразный» - веретено имеет эту форму и «голое», без намотанной нити.

Чтобы нить не рвалась, была длинной, на веретено надевали пряслице - маленький грузик с отверстием. На верхнем конце иногда устраивалась «бородка» для завязывания петли. Кроме того, веретёна бывают «низовые» и «верховые», смотря по тому, на какой конец деревянного стержня надевали пряслице - глиняный или каменный просверленный грузик.

Скрученная нить затем подматывалась на веретено и захлестывалась петелькой на его верхнем конце, чтобы не разматывалась и не соскакивала.

У всех славянских и финно-угорских народов Восточной Европы прядущие тянут нить из кудели левой рукой, а правой - вращают веретено. На Кавказе и в средней Азии поступают наоборот.

Любопытно, что пальцы левой руки, дёргающие пряжу, как и пальцы правой руки, занятые веретеном, приходилось всё время смачивать слюной.

Об одной из прялок народом сложена загадка, которую современной молодёжи уже не разгадать: «На липе сижу, сквозь клён гляжу, берёзой трясу» Из липы, дерева мягкого и тёплого, делают донце, на которое садилась пряха, в донце вставлялся гребень из клёна, а из берёзы точили веретёнце.

Прялка состояла из двух частей: горизонтальной доски - донца и вставленного в него навершия с лопастью. Иногда вместо донца использовалась лавка с проделанным отверстием, в котором закреплялось навершие. Наиболее древней формой считается прямая прялка, встречавшаяся в XX веке в Рязанской, Тульской, Воронежской губернии.

Самая трудоёмкая деталь прялки, требующая не только хорошего материала, но и большего мастерства, - гребень.

Чтобы изготовить такой гребень, нужно было хорошо высушить кленовую доску, для чего выдерживать её до трёх лет. Клён хорошо обрабатывать режущими инструментами.

Лопасти прялок украшались резьбой и раскрашивались.

Такие прялки представляют собой поистине произведение искусства. В старину в некоторых местностях прялки расписывались в той же технике, что и иконы. Доска покрывалась тонким грунтом из мела и клея.

В настоящее время у бабушек сохранились разъёмные прялки, но без украшений. Они до сих пор прядут на веретене и самопрялке.

Прялка имела свое строение: лопасть, на которую привязывали прочесанную, очищенную шерсть, вверху лопасти имелись украшения, которые назывались городки. Серьги также служили как украшение. Затем ножка прялки и донце . На донце садилась пряха и начинала свою монотонную работу.Исследовательская работа Прялка

В 15 век была изобретена самопрялка с рогулькой, что позволило одновременно скручивать и наматывать пряжу.

В 18 веке развивается машинное прядение.

Сегодня в домах мастериц уже электрические прялки.

В нашей местности отдают предпочтение прялке с веретеном и электрической.

Исследовательская работа также помогла собрать сведения о женщинах нашего села, использующих прялки и сегодня. Сразу отметим, что, несмотря на тот факт, что прялки имеются почти во всех домах, прядением занимается лишь малая часть жительниц.

Всем респондентам мы также задавали вопрос по поводу того, во сколько лет они научились прясть. Полученные ответы показали, что женщины 1920-1940-ого года рождения впервые за прялки сели в возрасте от 7 до 10 лет, а все остальные респонденты, которые моложе, научились прясть уже будучи замужними женщинами, многих из них прялочным премудростям обучали из свекрови (матери супругов).

Опрос нынешних школьников показал, что ни один из них не умеет обращаться с прялкой, многие даже не знают, для чего нужен этот предмет.

Таким образом, почти в каждом доме д. Полевая имеется прялка. В основном она нынешним владельцам перешла по наследству от бабушек или свекровей

Подводя итоги исследования, следует отметить, что прядением занимаются люди преклонного возраста, представители того поколения, когда ручной труд и домашнее производство играли важную роль в домашнем хозяйстве.

Результаты исследования

Я узнал много нового об истории ведения домашнего хозяйства, изучив историю веретён и самопрялок.

Анализируя собранные сведения, я пришел к следующим выводам:

- веретенами бабушки пользуются до настоящего времени;

- женщины прядут на прялках двух видов - «лежак» и «стояк», а также на прялках с электрическим приводом.

Поставленные цели и задачи исследования выполнены.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроке технологии, в разделе декоративно-прикладного искусства, и на уроках истории, ИКН.


Литература

  1. Берштам Т.А. Прялка в символическом контексте культуры // Сборник Музея антропологии и этнографии. СПб., 1999. Вып. 45. С.15.

  2. Мифология народа мари. Йошкар-Ола. 1999. Т.1. С. 422.

  3. Сорокин П. Этнографические этюды. Йошкар-Ола, 1999. С.11

© 2010-2022