Рабочая программа по технологии (6 класс)

Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации Тайшетского района Иркутской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Тамтачетская средняя общеобразовательная школа

Согласовано

Руководитель МО

учителей политехнического цикла

_________ С.Н. Семенова

Дата

Согласовано

ЗД по УВР

_________ Т.Н. Сулименко

Дата

Утверждено

директор МКОУ

Тамтачетской СОШ

________ А.А. Свенторжицкая

Приказ № от

Рабочая программа учебного предмета



Изобразительное искусство

Класс 6

Автор Ишмаева Инга Витальевна

учитель ИЗО

год разработки: 2014-2015 учебный год





Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основе:

-федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г №273-ФЗ

-федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03. 2004 года №1089 ;

-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего образования:

-федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2014 учебный год, с учётом требований к оснащению образовательного процесса,

-требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта, ФГОС НОО и ФГОС ООО (в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования и с учетом авторской линии «Изобразительное искусство»-6 класс,

Неменского Б.М);

-Примерной программы по изобразительному искусству основного общего образования под редакцией Неменского Б.М., М: Просвещение, 2008 г

-Учебного плана МКОУ Тамтачетской СОШ на 2013-2014 учебный год

Цель программы: развитие визуально- пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения в художественном и нравственном пространстве.

Задачи программы:

- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

-освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

-развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

-овладение основами культуры практической работы с различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды;

-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека.

Рабочая программа составлена с учетом традиций российского художественного образования, современных инновационных методов. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. В календарно-тематическом планировании предусмотрено чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

В 6 классе учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества. В основу тематического планирования положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. Учащиеся обретают навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства.

Учащиеся данного класса не все умеют рисовать по воображению, в основном привыкли срисовывать с картинок, переводить, любят рисовать только на свободную тему. В этом учебном году необходимо научить ребят рисовать на разные темы, составлять проекты..

На уроки изобразительного искусства по программе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.

Рабочая программа по изобразительному искусству способствует развитию у учащихся компетенций: культурологической, коммуникативной.











Учебно-тематическое планирование


№ п/п

Содержание

Всего

Количество часов

теория

практика

Раздел 1

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка.

9

3

6

Тема 1.1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

6

2

4

Тема 1.2

Объемные изображения в скульптуре

3

1

2

Раздел 2

Мир наших вещей. Натюрморт.

7

2

5

Тема 2.1

Изображение предметного мира - натюрморт

7

2

5

Раздел 3.

Портрет в изобразительном искусстве

10

3

7

Тема 3.1

Образ человека - главная тема искусства

4

1

3

Тема 3.2

Портрет в скульптуре

6

2

4

Раздел 4.

Человек и пространство. Пейзаж.

9

3

6

Тема 4.1

Жанры в изобразительном искусстве.

5

2

3

Тема 4.2

Пейзаж и большой мир. Организация изображаемого пространства.

4

1

3


Всего

35

10

24






Календарно-тематическое планирование 6 класс

Наименование разделов

темы

Кол-

во

часов

Кале

ндар

ные

сроки

Контроль

Знания, умения,

навыки

Средства

обучения

Глоссарий

Учебно-

методическое

обеспечение

Примечание

I

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

9








1.

Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1


Рисунки на свободную тему

Умение рисовать на свободную тему

Карандаши, краски, альбом

Пластическое искусство

Альбом по прикладному искусству


2.

Рисунок - основа изобразительного искусства

1


Рисование травянистых растений

Умение рисовать травянистые растения

Набор открыток

Гербарии травянистых растений


3.

Пятно как средство выражения

1


Изображение состояний в природе

Умение распознавать пятно

Картины природы

Силуэт

Набор картин-репродукций о природе


4.

Роль пятна в изображении

1


Изображение пятен

Умение изображать пятна

Краски

Набор картин


5.

Цвет. Основы цветоведения

1


Рисование иллюстраций к сказкам

Умение красочно рисовать иллюстрации к сказкам.

Иллюстрации

Цветовой контраст, цветовой круг

Набор сказочных иллюстраций


6.

Цвет в произведениях живописи

1


Изображение осеннего букета с разным настроением

Умение передавать с помощью красок разное настроение

Краски

Локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета

Репродукции картин Левитана


7.

Объемные изображения в скульптуре

1


Объемные изображения животных в различных материалах

Умение выполнять объемные изображения животных

Пластилин, бумага, глина, природные материалы

Муляжи животных


8.

Основа языка изображения

1


Рисование на свободную тему

Умение рисовать на свободную тему

Краски, альбом, карандаши

Выставка рисунков


9.

Художественное познание

1


Рисование на свободную тему

Умение фантазировать

Краски, карандаши, альбомы

Фантазия, реальность


II

Мир наших вещей. Натюрморт.

7




10.

Изображение предметного мира - натюрморт

1


Рисование кухонной утвари

Умение рисовать натюрморт

Краски, альбомы

Натюрморт

Репродукции картин «Натюрморт»


11.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

1


Конструировани из бумаги простых геометрических тел

Умение конструировать из бумаги

Бумага, геометрические тела

Конструирование

Муляжи простых геометрических тел


12.

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива

1


Построение конструкций из нескольких геометрических тел

Умение строить конструкции

Карандаши, зарисовки

Плоскость и объем


13.

Освещение. Свет и тень.

1


Изображение геометрических тел из дерева или бумаги с боковым освещением

Умение работать с красками

Краски, альбомы

Свет, блик, полутень, рефлекс

Набор плакатов


14.

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте.

1


Работа в изображении натюрморта

Умение рисовать натюрморт в разном настроении

Краски, гуашь

Набор плакатов с натюрмортам


15.16

Выразительные возможности натюрморта

2


Оформление творческих работ. Защита творческих работ

Умение защищать свою работу

Рисунки учащихся

Выставка работ художников


III

Портрет в изобразительном искусстве

12




17.

Образ человека - главная тема искусства

1


Рисунок на свободную тему

Умение рисовать человека

Краски, альбом

Портрет

Портреты писателей


18.

Конструкция головы человека и ее пропорции

1


Работа над рисунком и аппликацией по изображению головы

Умение работать с аппликациями

Аппликации

Набор аппликаций


19.

20.

Графический портретный рисунок. Выразительность образа человека

2


Рисунок-набросок с натуры

Умение рисовать с натуры

Портреты

Набор портретов


21.

Портрет в скульптуре

1


Лепка портрета из пластилина

Умение лепить портрет

Пластилин

Образцы работ


22.

Сатирические образы человека

1


Изображение сатирических образов литературных героев

Умение изображать сатирические портреты

Карандаши, альбомы, краски

Карикатура, шарж

Набор карикатур


23.

Образные возможности освещения в портрете

1


Наблюдение натуры и наброски головы в различном освещении

Умение делать наброски

Карандаши, альбомы, краски

Набросок


24.

Портрет в живописи

1


Зарисовки композиций портретов с натуры в карандаше

Умение рисовать с натуры

Карандаши, альбомы

Набор портретов с натуры


25.

Роль цвета в портрете

1


Работа над созданием автопортрета

Умение рисовать автопортрет

Карандаши, альбомы, автопортреты

Цвет и живописная фактура

Автопортреты писателей и художников


26.

Великие портретисты

1


Презентация работ портретов

Умение составлять презентации

Презентации


IV

Человек и пространство. Пейзаж

8




27.

Жанры в изобразительном искусстве

1


Рисование на свободную тему

Умение рисовать по теме

Краски, альбомы

Портрет,

натюрморт, пейзаж,

тематическая картина

Набор картин


28.

Изображение пространства

1


Работа со словарями по ИЗО

Умение работать со словарями

Словари


29

30.

Правила линейной и воздушной перспективы

2


Изображение уходящей вдаль аллеи

Умение рисовать уходящую аллею

Карандаши, альбом

Перспектива

Набор рисунков


31.

Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства

1


Рисование на тему «Дорога в большой мир»

Умение рисовать мир

Карандаши, альбомы

Пространство


32-33.

Пейзаж - настроение. Природа и художник

2


Рисунки на тему «Весна»

Умение

передавать настроение

Карандаши, альбомы

Репродукции картин художников


34.

Городской пейзаж

1


Рисунки на тему «Городской пейзаж»

Умение рисовать пейзаж

Краски

Пейзаж

Репродукции художников городского пейзажа


35.

Выразительные возможности изобразительного искусства

1


Выставка работ учащихся

Умение защищать свою работу

Рисунки учащихся








Содержание курса (6 класс)

Изобразительное искусство в жизни человека (34 часа)

Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка- 9 часов

Тема 1.1. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

Содержание учебного материала:

Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Беседа об искусстве и его видах. Пластические и пространственные виды искусства.

Рисунок - основа изобразительного творчества.

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Роль пятна в изображении. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения. Линия и пятно.

Цвет. Основы цветоведения. Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Цвет в произведениях живописи. Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета».

Учащиеся должны знать: пластическое искусство, понятие силуэта, основы цветоведения

Учащиеся должны уметь: изображать различные явления природы, рисовать иллюстрации к сказкам, составлять осенние букеты.

Владеть компетенциями: умение видеть красоту изображаемого, передавать через рисунок настроение человека.

Контроль знаний и умений: Изображение различных состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман, яркое солнце и тени) . Аппликации. Рисование иллюстраций к сказкам «Царство снежной королевы», «Изумрудный город», «Страна золотого солнца».

Изображение осеннего букета с разным настроением -радостный, грустный, торжественный, тихий.

Тема 1.2. Объемные изображения в скульптуре.

Содержание учебного материала:

Выразительные возможности объемного изображения. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево. Объемные изображения животных.

Основы языка изображения. Художественное познание: реальность, фантазия.

Учащиеся должны знать: виды изображения в скульптуре, основы языка изображения.

Учащиеся должны уметь: работать с глиной, камнем, металлом, деревом

Владеть компетенциями: формирование практических навыков и умений

Контроль знаний и умений: объемные изображения животных, рисование на свободную тему

Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт - 7 часов

Тема 2.1 Изображение предметного мира - натюрморт.

Содержание учебного курса:

Беседа. Изображение окружающего мира. Изображение предметного мира - натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Конструирование из бумаги простых геометрических тел.

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.

Освещение. Свет и тень. Изображение геометрических тел из дерева или бумаги с боковым освещением.

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Выразительные возможности натюрморта.

Учащиеся должны знать: определение натюрморта, линейная перспектива, композицию и образный строй натюрморта

Учащиеся должны уметь: конструировать из бумаги простые геометрические тела, выполнять оттиск с аппликации на картоне

Владеть компетенциями: формирование практических навыков и умений

Контроль знаний и умений: построение конструкций из нескольких геометрических тел.

Оттиск с аппликации на картоне.

Раздел 3. Портрет в изобразительном искусстве -10 часов

Тема 3.1.Образ человека - главная тема искусства.

Содержание учебного материала:

Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени.

Конструкция головы человека и ее пропорции. Выразительность образа человека. Сатирические образы человека.

Учащиеся должны знать: историю возникновения портрета

Учащиеся должны уметь: составлять графический портретный рисунок, изображать литературных героев

Владеть компетенциями: формирование практических навыков и умений

Контроль знаний и умений: графический портретный рисунок, изображение литературных героев.

Тема 3.2. Портрет в скульптуре.

Содержание учебного материала:

Лепка портрета из пластилина. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты. Зарисовки портретов с натуры. аппликацией - изображение

Учащиеся должны знать: великих портретистов

Учащиеся должны уметь: лепить портрет из пластилина, рисовать портреты с натуры

Владеть компетенциями: формирование практических навыков и умений, прививать любовь к прекрасному

Контроль знаний и умений: лепка портрета из пластилина, зарисовки портретов с натуры

Раздел 4.Человек и пространство. Пейзаж. - 9 часов.

Тема 4.1. Жанры в изобразительном искусстве.

Содержание учебного материала:

Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.

Изображение пространства. Виды перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Правила линейной и воздушной перспективы. Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением линейной и воздушной перспективы.

Учащиеся должны знать: жанры искусства, правила линейной и воздушной перспективы

Учащиеся должны уметь: изображать уходящую вдаль аллею

Владеть компетенциями: формирование практических навыков и умений

Контроль знаний и умений: рисование на свободную тему, рисунок уходящей вдаль аллеи

Тема 4.2. Пейзаж - большой мир.

Содержание учебного материала:

Организация изображаемого пространства. Рисование на тему «Дорога в большой мир». Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Пейзаж - настроение. Природа и художник Городской пейзаж.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей.

Учащиеся должны знать: определение пейзажа, виды пейзажа

Учащиеся должны уметь: анализировать картины пейзажа, изображать пейзаж в разное время года

Владеть компетенциями: формирование практических навыков и умений, прививать любовь к прекрасному

Контроль знаний и умений: рисунки на тему «Весна», «Городской пейзаж».

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

Учащиеся должны знать:

-о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

-о существовании изобразительного искусства во все времена; иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

-о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

-основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта;

-ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве; в отечественной культуре;

-особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

-основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

-о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

-о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

-пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь); обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

-видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы.

-видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций; характер освещения; цветовые отношения при изображения с натуры, по представлению и по памяти.

-создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

-активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изибразительные метафоры и видеть целостную картину мира.

Перечень учебно- методического обеспечения

Неменский Н.Б. Изобразительное искусство, 6 класс. Поурочные планы, Волгоград

Учитель, 2006

Неменский Б.М. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд.М.: Просвещение,2008

Неменская Л.А. Искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса, М.: Просвещение, 2008 г




© 2010-2022