Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

В данной исследовательской работе рассматривается проблема приобщения детей к народным традициям через самобытность тряпичной куклы. В работе проведено исследование истории славянских кукол, классификации тряпичных кукол, представлены технологии изготовления тряпичных кукол-оберегов (Вепсская, Берегиня, Колокольчик, Подорожница, Кубышка-травница). Практическая значимость работы заключается в изготовлении сувениров тряпичных кукол.
Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

27

Региональная научно-практическая конференция обучающихся

«К вершинам знаний - 2016»












Секция: история


Тема: «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»





Автор: Филина Анна Руслановна,

6 класс


Научный руководитель: Дунаева Ольга Николаевна,

учитель технологии


Место выполнения работы:

МАОУ СОШ №29 «Университетская»,

г.Липецк






2016

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Основная часть………………………………………………………………..5

Глава 1. История славянских кукол…………………………………………5

Классификация тряпичных кукол………………………………………….. 6

Липецкие традиции изготовления тряпичной куклы……………………...6

Изучение общественного мнения…………………………………………....7

Глава 2. Технологии изготовления кукол-оберегов…………………….... 7

Кукла-оберег Вепсская……………………………………………………… 7

Кукла-оберег Берегиня………………………………………………………10

Кукла-оберег Подорожница…………………………………………….…. 11

Кукла -оберег Колокольчик………………………………………………...13

Кукла-оберег Кубышка-травница…………………………………………..16

Заключение……………………………………………………………………20

Список литературы и интернет-ресурсы…………………………………....20

Приложение 1. Анкета и результаты анкетирования………………………21

Приложение 2. Иллюстрации………………………………………………..23






















ВВЕДЕНИЕ

Народные сказки и народные игрушки,

подобно каплям живой воды,

вызывают к жизни те творческие семена,

которые без этого могли бы пролежать

бесплодными в душе ребенка.


Н.Д. Бартрам

Актуальность исследования:

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию. Бесценным источником знаний о русской культуре является декоративно-прикладное искусство во всем разнообразии его жанров и проявлений. На выбор темы данного исследования повлияло то, что указом президента РФ Владимира Путина 2014 год был объявлен годом культуры в России «в целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире». Одним из интереснейших направлений народного творчества, безусловно, является тряпичная кукла.

Однако, несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к тряпичной кукле, многие не осознают ее важного места в русской культуре и не воспринимают как привлекательную игрушку. Куклы-модницы, невесты, пупсы, наполняющие витрины современных магазинов, впечатляют своим разнообразием. С красивыми причёсками, в шикарных нарядах, они несут радость девочкам, но как бы прекрасны они ни были, эти куклы всего лишь игрушки. Если кукла поломалась или просто надоела, её можно выбросить, и это никого не смутит, но так было не всегда. У древних славян отношение к куклам было особенное и очень серьёзное...

Традиционной игрушкой даже в самых бедных крестьянских семьях с давних пор была тряпичная кукла. В стародавние времена, желая привлечь в дом удачу, богатство, отогнать злых духов, хозяйки на все случаи жизни делали куколки-обереги. В некоторых домах таких куколок накапливалось до ста штук. Их шили матери, бабушки, старшие сестры. Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Передо мной возник вопрос: можно ли оживить традиции и социально-культурную связь поколений? На мой взгляд, традиционная игровая культура и детская игра немыслима без народной игрушки.

Гипотеза: приобщение детей к народным традициям через самобытность тряпичной куклы способствует духовно-нравственному образованию, формированию национального самосознания и позволяет сохранить связь поколений, нравственные устои.

Цель исследования: познакомить сверстников с культурными традициями русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы.

Задачи исследования:

  • исследование народных традиций, связанные с историей русской тряпичной куклы;

  • изучение классификации тряпичных кукол;

  • изучение липецких традиций изготовления тряпичной куклы;

  • освоение технологии изготовления кукол;

  • изготовление образцов кукол-оберегов;

  • закрепление на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа;

  • воспитание на народных традициях чувства уважения к обычаям нашего народа, интереса к декоративно-прикладному творчеству.

Методы исследования: анализ литературы по декоративно-прикладному творчеству; обобщение, моделирование, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация, наблюдение, социологический опрос.

Объект исследования: народные игрушки.

Предмет исследования: тряпичная кукла.

План исследования:

  • Потребность: зачем изготавливать тряпичных кукол?

Можно таких куколок дарить родным и близким на праздники и просто так, можно поучаствовать в выставке декоративно - прикладного искусства, можно подарить куколок в музей, чтобы все узнали о существовании оберегов в виде куколок.

  • Задачи: что я буду делать?

Искать и собирать информацию о тряпичных куклах. Изучать и выбирать, что нужно сделать. Изучать технологию изготовления кукол. Изготавливать кукол.

  • Исследование: как искать подтверждение своей гипотезы?

Провести социологический опрос среди сверстников до знакомства с тряпичной куклой и после мастер-класса по ее изготовлению. Составить анкету. Проанализировать результаты. Затем подтвердить или опровергнуть своё предположение.

  • Технология + практика: как решать поставленные задачи?

1 шаг: Конкретизировать свои намерения - каких кукол хотелось бы изготовить.

2 шаг: Найти технологию изготовления.

3 шаг: Подготовить необходимый текстильный материал.

4шаг: Изготовить образцы кукол.

5шаг: Показать мастер-класс изготовления обережной куклы для сверстников, одноклассников.

  • Результат: что получится?

Собрать информацию по истории создания и изготовления тряпичных кукол. Создать коллекцию кукол - оберегов. Подготовить выступление и рассказать о проекте на неделе науки и творчества.













ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. История славянских кукол

Работу по данной проблеме мы решили начать с подробного изучения собранной мной информации о народной кукле.

В 1918 году был издан указ о создании в Москве Музея игрушки, и куклы заняли в нём достойное место.

История появления кукол берет начало из самой глубокой древности, с языческих времен. Самые ранние игрушки, обнаруженные в нашей стране, относятся ко второму тысячелетию до н. э. Традиционной игрушкой в быту русской деревни была тряпичная кукла.

Первые человекообразные фигурки олицетворяли богов. Но священные предметы, попадая в детские руки, превращались в кукол. У всех народов куколки не только отличались внешним видом, но и изготавливались из разных материалов. Большинство греческих кукол были сделаны из терракоты (обожженой глины). [1]

Древнейшие куклы из ткани - это коптские куклы из шерсти, найденные во время раскопок древних поселений в Египте. Интересная деталь этих кукол - открытая спираль на месте лица. Спираль - один из древнейших символов вечности и бесконечности бытия, символ плодородия и нового рождения у всех народов. Спираль - это и символ Реки жизни, в которой плывут люди, народы, в которой соединяются микрокосм отдельной человеческой судьбы и микрокосм целой Вселенной. Ученые пришли к выводу, что спираль - это схематический образ эволюции Вселенной, динамический аспект бытия, который отражает одновременно текучесть и вечность.

Но есть кукла, которую в той или иной форме знали на всех континентах. Это Мотана, или узловая кукла, делали ее из мягкого материала - ткани, ниток или кожи. Очевидно, первые такие куклы делали из травы или соломы, а затем, с появлением ткачества, начали использовать ткань и пряжу. Во многих регионах России сохранилось искусство изготовления куклы-мотанки; где-то их называли Желанница, где-то Берегиня. Издавна в славянских семьях, молодая мать, ожидающая ребенка, делала куклу-мотанку, которая олицетворяла собой будущего ребенка. Прежде чем положить в колыбель новорожденного, туда клали куколку, и она становилась оберегом ребенка, его защитницей, символом связи со всем родом, и эта связь защищала человека. Это очень напоминает о традиции, которая существовала в Древнем Риме, где из глины изготавливали лари - символические фигурки, изображающие предков; римлянин всегда возил их с собой, и где бы он ни был - с ним были его предки, его земля и мощная защита всего рода. [1]

Еще в начале ХХ века девушки, готовя сундук со свадебным приданным, вместе с полотенцами и рубашками клали туда своих кукол. Каждая девушка делала куклу, которую забирала с собой в новую семью. Причем в семье мужа разрешалось молодой жене играть куклой: считалось, чтобы стать хорошей матерью, нужно больше играть в куклы. Иногда мать или бабушка делали куклу наскоро, чтобы занять ребенка или успокоить. Тогда в голову детской куклы завязывался кусочек хлеба (до сих пор такая народная «пустышка» называется куклой); для ребенка это были и игрушка, и успокоение, и первый образ, который он воспринимал. Вместе с тем кукла несла энергию любви, которая незримо формировала подсознательное отношение к предкам, роду, земле.

Тряпичные куклы в домах древних славян выполняли роль игрушек, благодаря которым дети знакомились с укладом жизни и получали нравственные, символические и мифологические знания.

По обычаю куколок мастерили женщины. С древнейших времен женщина была хранительницей традиций. Она хранила и передавала знания и навыки из поколения в поколение. В древности при изготовлении куколок не допускалось присутствие мужских энергий в комнате. Собирались девушки, женщины, садились за стол и работали, напевая и разговаривая о своем, девичьем.

Делая куколку, нужно было соблюдать все правила. [1]

Обязательным условием является использование красной нити при изготовлении обережной куклы. Красный цвет символизирует жизнь и плодородие, это цвет Ярилы (бога Солнца), он считается не только красивым, но и защитным.

У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая «безликая кукла» служила «оберегом». В куклу без лица не сможет вселиться злая душа и кукла не причинит никакого вреда живым людям.

Куклы изготавливались безликими из целых кусков изношенной одежды. Ношеная ткань символизировала энергию, жизненную силу человека. Куклы изготавливали без ножниц и иголок, чтобы будущая жизнь была «не резаная и не колотая».

Для защиты дома от разного рода неблагоприятных воздействий куколок закрепляли над входом в жилище. Считалось, что они отражают попытки черных сил проникнуть в дом, охраняют семейное счастье от дурного глаза. Подобных куколок вешали над колыбелью ребенка, кроватью больного человека или над ложем новобрачных, и они оберегали от нападок злых сил.

Классификация тряпичных кукол

Изучив все многообразие тряпичных кукол, я представила их классификацию следующим образом.

По назначению куклы бывают:

обереговые куклы: Вепсская, Колокольчик, Берегиня, Крупеничка, Долюшка, Кубышка-травница, Подорожница, Ангелочек, День и ночь, Неразлучники и др.

обрядовые куклы: Масленица, Коляда, Кострома, Кукушечка, Покосница, Купавка, Коза, Зольная кукла, Козьма и Демьян.

игровые куклы: Столбушки, Малышок-голышек, Барыня, Кукла нарядная, Девка-Баба.

По размеру: локтевые, ладонные, пальчиковые.

По способу изготовления:

  1. Основа куклы 2 прямоугольника(«пасха», «неразлучники», «Кузьма и Демьян»).

  2. Куклы, в которых голова представляет шарик, положенный в центр квадрата, а руки сделаны из этого же квадрата по диагонали (день и ночь, ангел, колокольчик, покосница, закрутка) иногда на эту основу крепится грудь (вепсская, капустка).

  3. Куклы - столбушки - основа которых скатка из бересты, ткани, полешки.

  4. Куклы, в основе которых лежит мешочек (зольная, зернушка, крупеничка).

Липецкие традиции изготовления тряпичной куклы

В Липецкой области тряпичная кукла имеет черты местного колорита. Традиционный образ куклы-оберега Берегини выполнен в стиле романовской игрушки: женская фигура - романушка одета в народный романовский костюм (рис.1 приложения 2). Красная кофта, яркая юбка, пестрые разноцветные атласные ленты, ряды блестящих бус. В Липецке сохранилось выражение «как романушка», т.е. безвкусно, пёстро одета. Действительно, романовский женский костюм очень своеобразный. Его отличают яркие цвета и их насыщенность - сочетаются синий и зеленый, черный и золотой, розовый и синий, зеленый и красный. Костюм состоял из рубахи, юбки, подшейника, головного убора, носившего название башлык или кокошник, стеклянных бус.

Изучение общественного мнения

В своем исследовании я предположила, что приобщение школьников к народным традициям через самобытность тряпичной куклы способствует духовно-нравственному образованию и позволяет сохранить связь поколений.

Задачей социологического опроса было выяснить значение тряпичной куклы- оберега для младших подростков. Чтобы изучить интерес к тряпичной кукле моих сверстников, мною была составлена анкета, проведено анкетирование в 6АБ классе. В социологическом опросе участвовали 27 респондентов в возрасте 11-12 лет. Анкета состояла из 7 вопросов. Результаты анкетирования представлены в таблице 1 приложения 1.

По полученным данным можно сделать следующие выводы: гипотеза подтвердилась; после проведения мастер-класса по изготовлению тряпичной куклы большинство детей (96%) считают необходимым сохранять уважение к предметам старины, узнали особенности народных традиций Липецкого края, умеют сделать тряпичную куклу своими руками.





Глава 2. Технология изготовления кукол-оберегов.

Мы - куклы. Берите. И в дом свой несите.
И пусть на столе, на стене, на диване
Мы вам улыбнемся, когда захотите,
И, может, теплее кому-нибудь станет.
А если кому-то однажды взгрустнется-
Откройте нам то, что гнетет вашу душу.
И кукла поймет, и щекой к вам прижмется,
И, может быть, круг ваш печальный разрушит.
Но не обижайте, в нас спрятана сказка…
В нас столько тепла и доверия к людям.

Основным этапом в исследовании стала непосредственная работа по изготовлению кукол-оберегов. Для достижения поставленной цели были разработаны технологические карты для изготовления каждой куклы в отдельности.


Кукла-оберег Вепсская

Капустка - (Вепсская) - Одна из самых древних обереговых кукол, главная помощница женщины, берегиня ее судьбы. Это образ замужней женщины, матери-кормилицы, символ благополучия и достатка, а ее большая грудь - символизирует способность прокормить всех. В наряде Вепсской куколки всегда присутствовал красный цвет - цвет солнца, тепла, здоровья, радости (рис.2 приложения 2). Эту куклу клали в люльку ещё до рождения ребёнка, чтобы она её согревала, а потом вешали над ребёнком как оберег. Такая кукла-берегиня сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Делается она без использования ножниц и иглы, чтобы жизнь ребенка не была "резаная и колотая".

Делала её и девушка, готовая к замужеству и рождению детей. Она приносила свою Капустку на посиделки и клала на колени. А по тому, как парень обращается с куклой, старшие женщины судили, готов ли он к женитьбе. Кукла способствует обретению женской силы и семейного счастья.

Для работы понадобится:

• лоскут белой х\б ткани 20х20 см

• 3 лоскута цветастой х\б ткани 20х20 см

• лоскут ткани для косынки и для фартука

• синтепон

• х\б нитки красного цвета (сам по себе красный цвет несет в себе обережную силу).

Технологическая карта изготовления куклы-оберега Вепсская

Этап

изготовления

Технологическая операция

Эскиз (фото)

технологической операции

Изготовление головы куклы

В середину белого лосута вкладываем кусочек синтепона, формируем головку и сматываем нитью, делаем закреп. Заготовке придаем форму туловища, сложив ее по диагонали. Углы, находящиеся по сторонам заготовки- это ручки, углы, смыкающиеся снизу - туловище.

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Оформление ручек

Сложить уголки ткани вовнутрь, сделать обмотку, закрепить

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Подготовка груди

Берем два цветастых лоскута, и также, как делали головку куклы, готовим две груди.

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Соединение груди с головой (туловищем)

Соединить детали груди с куклой, также примотав нитью.

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Подготовка задней части сарафана

Сложить третий цветастый лоскут дважды по диагонали.

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Оформление сарафана куклы

Соединить деталь сарафана сзади, приложив ее к линии груди вниз уголком, примотать.

Опустить юбку вниз.

Вот что получилось.

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Подготовка фартука

Приложить лоскутик фартука на лицо куклы лицевой стороной вниз, примотать нитью сделать закреп, нить можно оторвать.

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Одеть косынку

Одеваем кукле косынку, сводим концы косынки перекрестив на шее, и выводим назад. Сзади завязываем на один узелок.

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Кукла-оберег Берегиня

Кукла Берегиня представляла собой своеобразный амулет, охраняющий домашний очаг и семью. Кукла Берегиня (рис.3 приложения 2) наделялась сильными обережными свойствами и поэтому обязательно присутствовала на Руси в каждом доме. Берегиня от слова «бережет», вот главный смысл обережной куклы - беречь, сберегать дом и семью от внешних напастей, а внутри дома сохранять гармонию и согласие. И наши предки свято верили в такие магические силы Берегини, доверяли ей и в свою очередь тщательно берегли саму куклу. Берегиню обычно ставили на уровне или выше головы.

Для работы понадобится:

1. лоскутки ткани:

-в форме прямоугольника - 2 шт., один чуть больше, размеры произвольные, но из разной ткани: поменьше - обязательно белый;

-в форме треугольника - 2 шт., один большой, другой меньше, размеры произвольные, но из разной ткани;

-в форме квадрата - 3 шт.,(2 шт.- одинакового размера и из одной ткани; 1 шт.-побольше);

2. вата (или синтепон, или ватные диски);

3. нитки.

Технологическая карта изготовления куклы-оберега Берегиня

Этап

изготовления

Технологическая операция

Эскиз (фото)

технологической операции

Изготовление головы куклы

Возьмем белый лоскут ткани в форме прямоугольника, в серединку положим шарик ватки.

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Оформление рук

Из лоскута ткани (форма квадрата, который один большего размера) формируем трубочку и обвязываем с двух краев ниткой. Кладем изготовленные нами руки между белой тканью, для лучшего крепления, можно так же обвязать их ниткой.

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Изготовление юбки кукле.

Берем больший прямоугольник цветной и обматываем прямоугольник вокруг нашей куклы и обвязываем ниткой, таким образом, получается юбка.

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Одеваем

кукле платки.

Берем треугольник поменьше, и обвязываем им голову (завязывая сзади). Когда мы завязали один платок, готовим второй. Берем большой треугольный лоскуток и завязываем его кукле спереди, а затем концы платка убираем назад и делаем еще один узел уже сзади (так как завязывают платки наши бабушки).

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Оформление груди.

Берем оставшиеся у нас 2 лоскутка в форме квадратов (одинаковые и одной расцветки), в серединку каждого кладем немного ватки, противоположные уголки квадрата складываем так, чтобы получился шарик из ткани и ваты. Грудь куклы обвязываем ниткой. Так делаем с обоими квадратами. Получившуюся грудь с помощью нитки привязываем к кукле на уровне выше юбки. В старину женщины, мечтающие о большом потомстве, делали грудь кукле как можно больше, которая символизировала их желание. И наша кукла-берегиня готова!

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Кукла-оберег Подорожница

Сборы в дорогу и сегодня сопровождаются многими приметами, обычаями и суевериями: присесть на дорожку, не отправляться в путь в понедельник, вернуться, если кто-то закудакал, возвращаться - плохая примета. Все ли знают для чего, почему покидая родину увозить с собой горсть земли или золы из родного очага было давней и широко распространенной традицией. Подорожница-славянская обрядовая кукла, которую давали в дорогу страннику, чтобы тому сопутствовала удача (рис.4 приложения2). Обычно ее делала мать сыну или жена мужу, при этом брать ее в руки мог только тот, кто делал куклу и тот, кому она предназначалась.

Для работы понадобится:

1. Квадратик белой ткани на голову размером примерно 20*20 см

2. Небольшой шарик хлопковой ваты

3. Полоска цветной ткани на нижний платок - повойник

4. Треугольник нарядной ткани на верхний платок

5. Полоска плотной ткани на юбку размером примерно10*12 см

6. Полоску ткани на руки размером примерно 4*12 см

7. Ткань на узелок с крупой размером 7*7 см

8. Крупа

9. Льняные или хлопковые нити, желательно красного цвета.

Технологическая карта изготовления куклы-оберега Подорожница

Этап

изготовления

Технологическая операция

Эскиз (фото)

технологической операции

Изготовление головы куклы

В квадрат из белой ткани положить шарик из ваты и сформировать голову так, чтобы на лице не было складочек. Стянуть головку ниткой и завязать четное количество узелков, например, два или четыре.

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Изготовление платка-повойника

Из небольшой полоски цветной ткани, сложенной пополам, сделать нижний платок-повойник. Концы платка опустить вниз и прикрепить к голове ниткой, завязывая четное количество узлов.

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Изготовление юбки кукле

Из прямоугольника плотной ткани делаем юбку, равномерно распределяя складки и приматывая юбку нитками к шее. Края ткани можно подогнуть и загладить, а можно сделать бахрому, вытянув нижние нити. Можно сделать кукле две юбки, последовательно примотав их к шее.

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Изготовление узелка с крупой

На середину кусочка ткани, предназначенного для узелка, положить немного ваты и насыпать крупу. Затем сложить узелок и перевязать нитками.

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Оформление рук

Ткань, приготовленную для рук, аккуратно сложить в три раза по длине. Таким образом, формируются руки. Ткань лучше взять с запасом, так как лишнее всегда можно отрезать. На середину полоски рук привязать узелок с крупой, приготовленный заранее.

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Соединение рук с туловищем

Руки привязывать к шее, чуть назад. Отрегулировав нужную длину рук относительно длины юбки, лишнее обрезать.

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Повязать платок

Одеть кукле на голову платок поверх повойника, подвернув на лбу и завязав назад крест на крест.

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Кукла-оберег Колокольчик

Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение (рис.5 приложения2).

Для работы понадобится:

1. Три квадратных лоскута ткани.

Из них вырезаем три круга, диаметрами, например, 30, 25, и 20 см.

2. Квадрат со стороной примерно 20 см белой ткани для лица.

3. Небольшой кусочек красивой тесьмы для очелья (вокруг головки) .

4. Цветной лоскутик треугольной формы - это для платочка.

5. Нитки для обвязывания.

6. Вата, ветошь или синтепон для головки.

Технологическая карта изготовления куклы-оберега Колокольчик

Этап

изготовления

Технологическая операция

Эскиз (фото)

технологической операции

Изготовление первой юбочки

Берём синтепон (вату или ветошь) и скатываем в шарик.

К шарику привязываем колокольчик на нитке.

Шарик из синтепона кладём в центр большого круга и обвязываем его.

Получилась первая (самая нижняя) юбочка. А внутри юбочки - звонкий колокольчик.

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Изготовление второй юбочки

Теперь берём круг поменьше, также ровненько надеваем и обвязываем.

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Изготовление третьей юбочки

В ход идёт самый маленький кружок ткани. Расположив головку в его центре, обвязываем.

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Изготовление головы

Белый квадратный лоскут для лица складываем противоположными углами к центру.

Прикладываем сложенный белый лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1 см подгиба. При необходимости расправляем складки на лице и фиксируем ткань ниточкой на шее.

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Оформление рук

Для того, чтобы получились ручки надо загнуть острые кончики внутрь и сделать манжеты - цветными нитками завязать на расстоянии примерно 1 см от края.

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Оформить голову

Надеваем на головку очелье (повойник) - цветную тесёмку вокруг головы.

Теперь надеваем косыночку и завязываем её под ручками

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»





Кукла-оберег Кубышка - Травница

Это целительная кукла-хозяюшка. Наши предки использовали её для очищения воздуха в доме и профилактики заболеваний. Вешали или ставили куколку «Кубышку-Травницу» в местах, где застаивался воздух или над колыбелью ребенка (рис.6 приложения2). Каждый вечер, перед сном, мешочек обязательно разминали, чтобы в комнате разнесся травяной дух, который благотворно влияет на состояние сна и воздуха в помещении. В основе этой куклы юбка-мешок, наполненный лекарственными травами. Таким образом поступали наши предки, охраняя дом от злых духов, хвори. Куклу «Кубышку-травницу» можно использовать в зависимости от трав, которые заложены в ее мешочек: успокаивающий\е составы (свежие опилки, кора, иголки сосны и гречиха; пустырник, мелисса, ромашка аптечная). Для хорошего сна куколку нужно поместить в спальне, возле кровати. Для профилактики простудных заболеваний - зверобой, ромашка аптечная, бессмертника; шалфей, тысячелистник, полынь. При заболеваниях верхних ж\дыхательных путей полезно набить куклу травой чабреца. Можно куклу «кубышку» хранить в кухне, набив ее юбку листочками смородины, базилика, мелиссы. А если добавить гвоздику или корицу благоухание будет ярче. Через два года траву в мешочке надо менять.

Для работы нам понадобится:

1. Квадрат белой ткани со стороной 25х25см.

2. Квадрат цветной ткани для юбки 25х25см (30х30).

3. Два квадрата для рукавов со стороной 15х15см.

4. Два квадрата светлой ткани для ладошек 2.5х2.5см.

5. Два квадрата цветной ткани для груди 12х12см.

6. Два квадрата цветной ткани для кубышек со стороной 7см.

7. Треугольник ткани для платка.

8. Лоскуток на фартук.

9. Ткань или кружево для повойника длиной 6-7 см.

10. Синтепон или другой наполнитель.

Технологическая карта изготовления куклы-оберега Кубышка-травница

Этап

изготовления

Технологическая операция

Эскиз (фото)

технологической операции

Изготовление туловища куклы

Берем наполнитель, размером с грецкий орех. Помещаем его в центр белой ткани.

Вокруг обвязываем нитками белого цвета. У нас получилась голова и туловище.

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Оформление груди

Берем квадрат цветной ткани для груди, набиваем плотно наполнителем, обвязываем нитками.

Прикрепляем груди к туловищу нитками.

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Изготовление рукавов

Находим центр рукава и делаем небольшое отверстие.

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Берем квадраты для ладошек и складываем его по диагонали 2 раза. Вставляем ладошку в рукав. Выворачиваем наизнанку и прикрепляем нитками.

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Выворачиваем рукав на лицевую сторону. В центр рукава помещаем наполнитель. По кругу собираем рукава и закрепляем нитками

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Соединение рукавов с туловищем

По бокам туловища прикрепляем ручки, придерживая левой рукой, а правой обматываем вокруг белыми нитками.

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Изготовление юбки

Из цветного квадрата вырезаем круг, можно просто срезать уголки.

Берем иголку с прочной ниткой и прошиваем по кругу, заворачивая края ткани на 0,5 см.

Слегка собираем. Нитку не обрываем и не делаем узелка. Внутрь юбки укладываем синтепон.

Набиваем юбку куклы травой, плотно утрамбовывая.

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Соединение юбки с туловищем

Помещаем туловище в юбку.

Затягиваем нитку на юбке

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Изготовление головных уборов

Из кружева или тесьмы делаем повойник.

Сверху надеваем платок, завязываем концы сзади.

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Изготовление фартука

Одеваем фартук

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Изготовление кубышек с травой в руки

Делаем кубышки, которые кукла будет держать в руках.

В центр квадрата кладем измельченную траву. Завязываем кубышки и крепим к рукам куклы

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы над куклами (рис.7 приложения 2) мы совместными усилиями со сверстниками превращали исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые осмысливали. Чем раньше подросток почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

В результате мне удалось:

- собрать материал по истории русской тряпичной куклы, изготовлению и применению тряпичной куклы во внеурочной и самостоятельной деятельности младших школьников;

- составить технологические карты изготовления кукол;

- заинтересовать и вовлечь сверстников в творческий процесс;

- провести мастер-класс по изготовлению куклы для одноклассников.

Этой проделанной работой я довольна.

«Кукла - знак человека; кукла - способ познания жизни для тех, кто её создает и для тех, кто с ней общается. Кукла - это произведение искусства». Кукла не рождается сама: её создаёт человек. Она приобретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. Поэтому для приобщения детей к вековым традициям своего народа, воспитания чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважения к родной культуре и своей земле я обратилась за помощью к традиционной народной игрушке. По-моему мнению, декоративно-прикладное искусство не только знакомит с народным творчеством, но и внушает нравственные правила, нормы поведения.

На мой взгляд, любой народ должен хранить традиции своих предков, ведь без этого, как известно, не может быть будущего. Из века в век старшее поколение передавало свой опыт младшему поколению. Система народных традиций, обычаев становится одним из эффективных средств воспитания. В этом главная ценность традиционной тряпичной куклы.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. Долгова В. Славянские куклы-обереги.

  2. ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-aleksevna-vasyukova/master-klas-po-izgotovleniyu-radicionoi-obrjadovoi-kukly-kapustka.html Вепсская

  3. ped-kopilka.ru/vospitateljam/master-klasy-dlja-vospitatelei/oberegovaja-kukla-kubyshka-travnica-svoimi-rukami/page-2.html Кубышка-травница

  4. ped-kopilka.ru/blogs/popova-galina/kukla-bereginja.html Берегиня

  5. perunica.ru/rukodelie/6296-tradicionnaya-kukla-obereg-podorozhnica.html Подорожница

  6. static.eva.ru/eva/160000-170000/168961/photoalbum/898526565496415.jpg

  7. d_topolek.kuyby.edu54.ru/DswMedia/chelovek.doc

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА

Дорогой друг!

Приглашаем тебя принять участие в опросе, который поможет понять значение оберега в наше время. Отвечая на вопросы анкеты, напиши свой вариант ответа, там, где это требуется или обведи номер предложенного тебе варианта, который сочтёшь наиболее подходящим.

Фамилию свою подписывать не надо, только ответить на вопросы.

1. Можете ли Вы рассказать о традициях русского народа? Выберите все подходящие варианты.

а) как жили наши предки?

б) какими занимались ремёслами?

в) как сеяли хлеб?

г) какую на Руси носили одежду?

2.Как Вы считаете, необходимо ли сохранять уважение к предметам старины? (Подчеркни нужное)

а) да

б) нет.

3. Знаешь ли ты, что такое оберег? (Подчеркни нужное)

а) да

б) нет.

4.Какие обереги ты знаешь? (Напиши)_________________________________________

________________________________________________________________________________

5.Какие виды кукол вы знаете? Выберите все подходящие варианты

а) тряпичные;

б) обереговые;

в) игровые;

г) обрядовые.

6. Делали ли Вы куклу своими руками? (Подчеркни нужное)

а) да

б) нет.

7. Каковы особенности народных традиций Вашего города, края? (Напиши)_______________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо, что принял (а) участие в школьном социологическом опросе.








Результаты анкетирования

Таблица 1

№ п\п

Вопрос

До знакомства с

тряпичной куклой

После мастер-класса по изготовлению тряпичной куклы

Да,знаю

Нет, не знаю

Да, знаю

Нет, не знаю

1

Можете ли Вы рассказать о традициях русского народа

а) как жили наши предки?

18 (66,7%)

9

25 (96%)

2

б) какими занимались ремёслами?

15

12

22 (22,5%)

5

в) как сеяли хлеб?

14

13

18 (66,7%)

9

г) какую на Руси носили одежду?

15

12

27 (100%)

0

2

Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?

21

6

25 (96%)

2

3

Что такое оберег?

23

4

27 (100%)

0

4

Какие обереги знаешь?

---

---

---

---

5

Какие виды кукол вы знаете?

а) тряпичные;

15

12

27 (100%)

0

б) обереговые;

10

17

27 (100%)

0

в) игровые;

19

8

27 (100%)

0

г) обрядовые.

20

7

27 (100%)

0

6

Делали ли Вы куклу своими руками?

12

15

27 (100%)

0

7

Каковы особенности народных традиций Вашего города, края?

9

18 (66,7%)

25 (96%)

2















ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Рис.1. Текстильная кукла в романовском костюме Рис.2. Кукла-оберег Вепсская

Автор Елена Зинина, ОБУК Центр романовской игрушки

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Рис.3 Кукла-оберег Берегиня Рис.4 Кукла-оберег Подорожница

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Рис.5 Кукла-оберег Колокольчик. Рис.6. Кукла-оберег Кубышка-травница

Исследовательская работа «Роль тряпичной куклы в возрождении народных традиций»

Рис.7 Коллекция авторских тряпичных кукол

© 2010-2022