Здоровьесберегающие технологии на уроке и во внеучебной деятельности

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Баскова Татьяна Николаевна

Учитель технологии и педагог дополнительного образования ГБОУ лицей №144 Калининского района Санкт-Петербурга

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ТЕХНОЛОГИЯ И НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Здоровье - нормальная, правильная деятельность организма, его психическое и социальное благополучие. В связи с этими компонентами здоровья и появились понятие и термин «здоровьесберегающие технологии». К сожалению, ряд педагогов ошибочно понимает их как синонимы санитарно-гигиенических профилактических мероприятий. На самом деле, это понятие гораздо шире и глубже.

Задача школы, в отличие от медицинских учреждений, не лечение болезней, а их профилактика, предупреждение. Поэтому в школе педагоги становятся главными лицами, заботящимися о сохранении детского здоровья.

Конечно, педагоги должны следить за такими важными аспектами здоровья, как:

  • Соматическое здоровье (отсутствие простудных и других заболеваний, нарушений зрения и осанки);

  • Гигиенические показатели влажности воздуха, своевременное проветривание помещений, отсутствие сквозняков, длительное воздействием шумов (от неправильно работающих ламп дневного света и других причин), недостаток освещения и другие;

  • Особое внимание нужно уделять предотвращению длительного пребывания учащихся в одной позе, например, при письменных работах, тестировании, а также при авторитарном поведении педагога, когда дети сидят «не шевелясь»;

  • Незнание детьми элементарных основ сохранения здоровья (неправильная поза за столом, ношение без каблучной обуви типа «балеток» и других).

На уроках технологии и во внеурочной деятельности художественного направления учащиеся должны выполнять правила по охране труда при работе разными опасными инструментами. Но это не здоровьесберегающие технологии, а просто неукоснительное соблюдение педагогом его должностных обязанностей, согласно которым педагог отвечает за сохранность жизни и здоровья учащихся.

Многие учителя также ошибочно считают, что достаточно проводить физкультпаузы и минутки во время урока. Но это не совсем так. Необходимо учитывать, после какого предметного урока идёт Ваш урок. Если перед ним были уроки математики или русского языка, значит, дети устали от сидения за партами, от длительно чтения условий задач или упражнений. В этом случае необходимо в начале урока давать задания, не связанные с чтением или выполнением письменных заданий. Необходимо дать детям возможность физической и моральной разгрузки.

Какие технологии можно применить в подобных случаях?

Очень хорошо разгружают учащихся такие приёмы, как:

  • Работа в парах, в мелких группах, своеобразные «вертушки» с переходом из одной подгруппы в другую;

  • Вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, когда они настолько увлечены, что даже не замечают, сколько прошло времени.

  • Игровые приёмы также способствуют отсутствию утомляемости на уроках. Они могут быть самыми различными: вплоть до подачи заданий по трём уровням сложности. Каждый ребёнок сам выбирает себе задание по силам. Конечно, это возможно делать только после общего объяснения теоретического материала и приёмов выполнения практической части. Так, например, при подготовке к новому году можно предложить учащимся 2-3 варианта изготовления, например, обезьянки из бисера или фетра, или вязаной крючком. Да и в этих случаях варианты могут быть разной степени сложности: плоскостные или объёмные.

Можно сформулировать такие принципиальные подходы к проблеме сбережения здоровья наших детей:

  1. Познавательная активность учащихся как залог отсутствия переутомления.

  2. Наглядность обучения как фактор повышения познавательной активности.

  3. Единство психического и физического развития, а также учёт соматического состояния учащихся во время уроков и занятий.

  4. Снятие и предупреждение утомления и переутомления в течение учебного времени.

  5. Педагог должен знать основы здорового образа жизни, утверждать их своим примером.

  6. Структурирование уроков и внеурочной деятельности на 3 части: вводная, основная и заключительная с учётом умственной и физической работоспособности детей.

  7. Учёт возраста и пола учащихся и их психофизиологические особенности и возможности.

  8. Выбор форм, методов и средств обучения в соответствии с половозрастными и психофизиологическими особенностями.

  9. Использование здоровьесберегающих действий (количество используемых видов учебной деятельности и их сменяемость, чередование теоретической и практической частей урока или занятия, вовлечение учащихся в активные перерывы внутри урока/занятия - минутки и паузы).

При планировании урока/занятия следует учитывать такие медико-педагогические рекомендации:

  • На уроках/занятиях лучше использовать не 1-2 вида учебной деятельности, не менее 4 и не более 7 различных видов.

  • Нельзя продолжать использование какого-либо вида деятельности более 10 минут, т.к. наступают признаки утомления, через 20 минут - уже переутомления.

  • Включение в урок/занятие так называемых оздоровительных моментов (физкультминутки и паузы, дыхательная гимнастика, приёмы релаксации, массаж активных точек на уроках и лице, гимнастика для глаз).

  • Помнить, что утомляемость наступает, чаще всего, на 20 и 35 минутах урока/занятия. Именно в это время целесообразно не просто сменить вид деятельности, а перед сменой деятельности провести небольшую разминку, состоящую из 2-4 простых упражнений с 3-4-кратным их повторением.

  • Необходимы на уроке и так называемые эмоциональные разрядки: чтение небольшого четверостишия, загадки, поговорки. Так, например, при работе циркулем можно использовать такое шуточное четверостишие: «У Круга есть одна подруга, Известна всем её наружность - Она идёт по краю Круга, И называется Окружность». Оно способствует не только снятию напряжения, но и лучшему пониманию разницы между этими близкими понятиями. Желательно использовать во время урока/занятия 2-3 такие разрядки.

Итак, здоровьесберегающие технологии - это система мер, необходимых для охраны и укрепления здоровья учащихся с учётом важнейших характеристик образовательной среды, условий жизни ребёнка и их воздействия на его здоровье.

Литература:

  1. Приложение к письму МО РФ от 26 августа 2002 г. № 13-51-104/13 заместителя министра Чепурных Е.Е.

  2. "Здоровьесберегающие технологии" И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.О. Соколова. М. : Илекса:Нар.образование; Ставрополь:Сервисшкола, 2003.

  3. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе" Н.К. Смирнов. М. : АПК и ПРО, 2012.

© 2010-2022