- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по технологии 5 кл
Рабочая программа по технологии 5 кл
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Карамашев О.А. |
Дата | 07.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе программы «Технология 5-11 классы», авторы Ю.Л.Хотунцев, В.Д.Симоненко, издательство Москва «Просвещение», 2010 год.
Художественная деятельность учащихся на занятиях находят разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомства с произведениями декоративно - прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ одноклассников.
Данный вид деятельности вовлекает в учебный процесс те силы и способности детей, которые другими средствами не могут быть задействованы. Он развивает важные для ребенка и процесса обучения психофизические, интеллектуальные и нравственные силы к которым относятся зрение, слух, память, внимание, привычка к порядку и точности, настойчивость и т.д. Обогащается непосредственный, живой опыт школьников, будится творческая мысль, развиваются познавательные потребности, формируется общее умение работать: определять цель, объём работы, последовательность её выполнения, предвидеть последствия ошибок, приучать к добросовестности в работе, формирует любовь к физическому труду.
Художественная обработка материалов требует серьёзных знаний и умений в обращении с ручным инструментом. Одновременно с этим дает уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Художественная обработка природных материалов развивает духовные способности человека, в том числе «чувствующий красоту формы глаз». В слаженной, согласной работе глаз, головы и руки возникает чувство правильности, порядка, пластической координации.
Задачи, которые необходимо реализовать на уроках технологии:
-
Формировать интерес к различным материалам, научить учащихся правильно подбирать материалы для изделий, учитывать размеры деталей, физические и механические свойства древесины и металла;
-
Формировать навыки работы столярным и слесарными инструментами, отделки поверхности изделий, эстетического оформления изделий;
-
Формировать у учащихся знания и умения, способствующие самостоятельно разрабатывать и изготавливать собственные изделия, анализировать их преимущества и недостатки (размеры, прочность, эстетическое оформление, трудоёмкость их изготовления, доступность материалов и затраты на них и т.д.)
-
Развивать творческое и логическое мышление, эстетический вкус у учащихся;
-
Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающей среде и рабочему инструменту.
Обучение в 5-х классах рассчитано на 1 год обучения, всего 68 часов. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа.
Формы организации познавательной деятельности -коллективная, групповая, индивидуальная.
Формы занятий-традиционные, творческие, практические.
Методы обучения-словесный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, проблемный, частично поисковый, репродуктивный, практический, продуктивный.
В календарно-тематическом планировании предусмотрено изучение технологии обработки древесины, обработки различных материалов, изобразительного искусства, элементов начертательной геометрии и графики.
Для работы учащихся 5-х классов требуются следующие оборудования и инструменты: контрольно измерительный инструмент, верстаки, ножовки, рубанки, струбцины, молотки, отвёртки, стамески, долота, наборы винтовых пальцевых и перьевых сверл, выжигательный аппарат, шурупы, гвозди, клей, кисти, масляные и нитро лаки и краски, шлифовальная бумага, образцы пород древесины, заготовки из древесины различных пород.
На уроке технологии учащиеся 5-х классов должны знать:
-
Правила охраны труда в школьной мастерской
-
Правила заготовки древесины
-
Производство и применение пиломатериалов
-
Породы и пороки древесины.
-
Способы соединения деталей.
-
Назначение столярного верстака, шерхебеля, рубанка, ножовки, лобзика, ручной дрели.
-
Назначение и устройства сверлильного станка.
-
Технический рисунок, эскиз, чертёж.
-
Способы зачистки поверхности древесины и древесных материалов.
-
Способы отделки поверхностей изделий.
-
Породы и пороки древесины, свойства древесины.
-
Правила чтения чертежей, эскизов и технологических карт.
-
Устройство и назначение переносного электроинструмента для обработки древесины.
-
Устройство и назначения штангенциркуля.
-
Разметочный и контрольно-измерительный инструмент.
-
Инструмент для ручной обработки древесины.
-
Инструмент для ручной обработки металла.
-
Способы художественной обработки древесины.
-
Способы отделки изделий.
-
Лакокрасочные материалы.
-
Правила ТБ при ручной и механической обработки древесины.
-
Правила ТБ при ручной и механической обработки металлов.
-
Правила ТБ при проведении отделочных и лакокрасочных работ.
Учащиеся 5-х классов должны уметь:
-
Организовывать рабочее место.
-
Пользоваться верстаком.
-
Различать твердые и мягкие породы древесины.
-
Размечать экономно заготовки.
-
Работать инструментом для ручной обработки древесины, соблюдая безопасные приёмы работы.
-
Сверлить отверстия в древесине и древесных материалов ручной дрелью и на сверлильном станке.
-
Соединять деревянные детали гвоздями, шурупами, клеем.
-
Читать технические рисунки и эскизы.
-
Составлять операционные карты.
-
Зачищать поверхность заготовки рашпилем напильником и шлифовальной бумагой.
-
Отделывать поверхность заготовок.
-
Подбирать заготовки из древесины и древесных материалов, учитывая нагрузку на них и условия эксплуатации.
-
Эстетически украшать изделия.
-
Покрывать изделия лаками и красками.
Уровень обученности и воспитанности отслеживается в процессе педагогического наблюдения, на зачётных занятиях, на выставках и конкурсах.
Цель: формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, оказание помощи им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства.
Класс
Количество часов в неделю согласно учебному плану школы
Реквизиты
программы
УМК
обучающихся
УМК
учителя
Федеральный
компонент
Региональный
компонент
Школьный
Компонент
5
2
Программа «Технология 5-11 классы», авторы Ю.Л.Хотунцев, В.Д.Симоненко, издательство -М «Просвещение», 2010 год.
Технология: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков. /П.С. Самородский, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко; под ред. В.Д. Симоненко. -М.:Просвещение, 2009г.
Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /[М.Б. Павлова, И.А. Сасова, М.И. Гуревич и др.]; под ред. И.А. Сасовой. -М.: Вентана-Граф, 2011г.
Технология. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков. /П.С. Самородский, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко; под ред. В.Д. Симоненко.- М.:Просвещение, 2009г.
Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /[М.Б. Павлова, И.А. Сасова, М.И. Гуревич и др.]; под ред. И.А. Сасовой. -М.: Вентана-Граф, 2011г.
Поурочные разработки по технологии (вариант для мальчиков) 5 класс К.Л. Дерендяев -М.: ВАКО, 2009г.
Технология: 5 класс (мальчики): поурочные планы по учебнику под ред. В.Д. Симоненко / - Волгоград: Учитель, 2007г.
Технология 5-9 классы «Организация проектной деятельности»; О.А. Нессонова и др. - Волгоград; Учитель 2009г.
Научная редакция сборника: Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко.
5 класс.
№
урока.
Содержание
(общая тема,
тема урока)
Кол-во
часов
Дата проведения уроков
Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся на уроке.
Контроль достижения результата.
Примечание
планируемая
фактическая
Технология обработки древесины. Элементы машиноведения.
5а
5б
5в
5а
5б
5в
1-2
Инструктаж по ТБ и ППБ в мастерской. Рабочее место для ручной обработки древесины.
2
05.09.
05.09.
05.09.
Знать: назначение и устройство столярного и универсального верстаков, правила размещения ручных инструментов на верстаке.
Уметь: организовывать рабочее место для ручной обработки древесины, устанавливать и закреплять заготовки в зажимах верстака; проверять соответствие верстака своему росту.
Устный опрос учащихся. Тест.
3-4
Древесина как природный конструкционный материал.
2
12.09.
12.09.
12.09.
Знать: сферу применения древесины; породы древесины, их характерные признаки и свойства; природные пороки древесины.
Уметь: распознавать лиственные и хвойные породы древесины по внешним признакам: цвету и текстуре.
Устный опрос учащихся. Тест.
5-6
Пиломатериалы и древесные материалы.
2
19.09.
19.09.
19.09.
Знать: виды древесных материалов, пиломатериалов; области их применения,
способы рационального
использования.
Уметь: определять виды древесных материалов по внешним признакам; выявлять природные пороки древесных материалов и заготовок.
Устный опрос учащихся. Тест.
7-8
Графическое изображение из древесины.
2
26.09.
26.09.
26.09.
Знать: различия технологического рисунка, эскиза, чертежа; графическое изображение деталей.
Уметь: различать технологические рисунки, эскизы, чертежи; графические изображения деталей.
Устный опрос учащихся. Тест.
9-10
Этапы создания изделий из древесины.
2
03.10.
03.10.
03.10.
Знать: основные этапы технологического процесса; назначение технологической карты, её содержание; основные технологические операции. Уметь: определять последовательность изготовления детали по технологической карте.
Устный опрос учащихся. Тест. проверка выполненной работы.
11-12
Разметка заготовок из древесины. ТБ при разметке древесины.
2
10.10.
10.10.
10.10.
Знать: правила работы с измерительным инструментом; правила разметки заготовок из древесины.
Уметь: выполнять разметку заготовок из древесины по чертежу с учётом направления волокон, наличия пороков материала.
Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.
13-14
Пиление столярной ножовкой. ТБ при пилении ножовкой.
2
17.10.
17.10.
17.10.
Знать: инструменты для пиления; их устройство; назначение стусла; правила безопасной работы ножовкой; способы визуального и инструментального контроля качества выполненной операции.
Уметь: выпиливать заготовки столярной ножовкой; контролировать качество выполненной операции.
Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.
15-16
Строгание древесины. ТБ при строгании древесины.
2
24.10.
24.10.
24.10.
Знать: устройство и назначение инструментов для строгания; правила безопасной работы при строгании.
Уметь: выполнять сборку, разборку и регулировку рубанка; строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы.
Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.
17-18
Сверление древесины. ТБ при сверлении древесины.
2
31.10.
31.10.
31.10.
Знать: виды свёрл; типы отверстий; устройство инструментов для сверления; правила безопасной работы при сверлении; последовательность действий при сверлении.
Уметь: закреплять свёрла в коловороте и дрели; размечать отверстия; просверливать отверстия нужного диаметра.
Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.
19-20
Соединение деталей гвоздями и шурупами. ТБ при соединении деталей гвоздями шурупами.
2
14.11.
14.11.
14.11.
Знать: виды гвоздей и шурупов; правила выбора гвоздей и шурупов для соединения деталей; правила безопасной работы.
Уметь: выбирать гвозди и шурупы для соединения деталей из древесины; выполнять соединение деталей из древесины гвоздями и шурупами.
Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.
21-22
Склеивание изделий из древесины. ТБ при склеивании древесины.
2
21.11.
21.11.
21.11.
Знать: виды клея и области их применения; правила безопасной работы с клеем;
Уметь: выполнять соединять детали изделия клеем.
Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.
23-24
Зачистка, лакирование поверхностей деталей. ТБ при зачистки и лакировании деталей.
2
28.11.
28.11.
28.11.
Знать: инструменты для опиливания, зачистки т лакирования деталей; назначение опиливания и зачистки; правила безопасности работы.
Уметь: выполнять операции опиливания, зачистки и лакирования поверхности изделия.
Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.
25-26
Выжигание по древесине. ТБ при выжигании.
2
05.12.
05.12.
05.12.
Знать: устройство и назначение электровыжигателя правила безопасной работы.
Уметь: выжигать электровыжигателем и соблюдать правила безопасной работы.
Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.
27-28
Выпиливание лобзиком. ТБ при выпиливании лобзиком.
2
12.12.
12.12.
12.12.
Знать: различные приёмы художественной обработки древесины; инструменты для такой обработки; виды лобзиков; правила безопасной работы.
Уметь: выпиливать лобзиком и соблюдать правила безопасной работы.
Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.
29-30
Понятие о механизме и машине.
2
19.12.
19.12.
19.12.
Знать: сущность понятий машина, механизм, деталь; типовые детали; типовые соединения; условные обозначения деталей, узлов механизмов на кинематических схемах.
Уметь: читать кинематические схемы; строить простые кинематические схемы.
Устный опрос учащихся. Тест.
Технология обработки металла. Элементы машиноведения.
31-32
Рабочее место для ручной обработки металлов.
2
26.12.
26.12.
26.12.
Знать: устройство и назначение слесарного верстака и слесарных тисков; правила безопасности труда.
Уметь: регулировать высоту верстака в соответствии со своим ростом; рационально размещать инструменты и заготовки на слесарном верстаке; закреплять заготовки в тисках.
Устный опрос учащихся. Тест.
33-34
Тонколистовой металл и проволока.
2
16.01.
16.01.
16.01.
Знать: основные свойства металлов и область применения; виды и способы получения тонколистового металла; способы получения проволоки; профессии, связанные с добычей и производством металлов.
Уметь: различать цветные и чёрные металлы; виды листового металла и проволоки
Устный опрос учащихся. Тест.
35-36
Графическое изображение деталей из металла
2
23.01.
23.01.
23.01.
Знать: различия технологического рисунка, эскиза, чертежа; графическое изображение деталей.
Уметь: различать технологические рисунки, эскизы, чертежи; графические изображения деталей.
Устный опрос учащихся. Тест. Выполнение технологического рисунка, эскиза, чертежа;
37-38
Технологические процессы изготовления изделий из металла.
2
30.01.
30.01.
30.01.
Знать: правила чтения чертежей; содержание технологической карты.
Уметь: читать чертежи
деталей из тонколистового металла и проволоки; определять последовательность изготовления детали по технологической карте.
Устный опрос учащихся. Тест. Чтение чертежей по технологическим картам.
39-40
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. ТБ при правки металла.
2
06.02.
06.02.
06.02.
Знать: назначение операции правки; устройство и назначение инструментов и приспособлений для правки тонколистового металла и проволоки; правила безопасной работы.
Уметь: править тонколистовой металл и проволоку.
Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.
41-42
Разметка, приемы резания тонколистового металла и проволоки. ТБ при разметке и резании металла.
2
13.02.
13.02.
13.02.
Знать: правила разметки и приемы резания заготовок из тонколистового металла и проволоки; назначение, устройство ручных инструментов и операции резания, приспособления для разметки и резания; правила безопасной работы при разметке и резании металла
Уметь: выполнять разметку и резание заготовок и из тонколистового металла и проволоки.
Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.
43-44
Гибка тонколистового металла и проволоки. ТБ при сгибании металла и проволоки.
2
20.02.
20.02.
20.02.
Знать: о процессе сгибания тонколистового металла и проволоки; назначение и устройство инструментов и приспособлений для выполнения операции сгибания; правила безопасной работы; правила безопасной работы при сгибании металла и проволоки.
Уметь: выполнять операцию сгибания тонколистового металла и проволоки.
Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.
45-46
Пробивание и сверление отверстий. ТБ при пробивании и сверлении отверстий.
2
27.02.
27.02.
27.02.
Знать: приёмы выполнения операций пробивания и сверления отверстий; назначение и устройство инструментов для пробивания и сверления отверстий; правила безопасной работы.
Уметь: пробивать и сверлить отверстия в тонколистовом металле.
Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.
47-48
Соединение деталей из тонколистового металла. Отделка изделий из металла. ТБ при соединении и окраски металла.
2
06.03.
06.03.
06.03.
Знать: способы соединения деталей из тонколистового металла; способы защитной и декоративной отделки изделий из металла; правила безопасной работы.
Уметь: выполнять соединение деталей фальцевым швом и заклёпочным соединением; отделку изделия.
Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.
49-50
Устройство сверлильного станка. приемы работы на сверлильном станке. ТБ при работе на сверлильном станке.
2
13.03.
13.03.
13.03.
Знать: устройство и приемы работы на сверлильном станке; правила безопасной работы.
Уметь: выполнять операцию сверления на сверлильном станке.
Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.
Культура дома.
51-52
Интерьер дома
2
20.03.
20.03.
20.03.
Знать: понятие интерьер; требования, предъявляемые к интерьеру; предметы интерьера; характеристики основных функциональных зон.
Уметь: анализировать дизайн интерьера жилых помещений на соответствие требованиям эргономики, гигиены, эстетики
Устный опрос учащихся. Тест.
53-54
Уборка помещений. Уход за одеждой и книгами.
2
03.04.
03.04.
03.04.
Знать: последовательность операций во время уборки помещений; правила ухода за мебелью, одеждой, обувью, книгами; условные обозначения ухода за текстильными изделиями; современную бытовую технику для выполнения домашних работ, её устройство и назначение.
Уметь: выполнять уборку помещений; ухаживать за мебелью, одеждой, обувью, книгами с использованием современных средств ухода и бытовой техники.
Устный опрос учащихся. Тест.
55-56
Организация труда и отдыха. Питание. Гигиена.
2
10.04.
10.04.
10.04.
Знать: основные требования к режиму дня школьника; основы рационального питания школьника; правила личной гигиены.
Уметь: планировать свой день; рационально питаться; ухаживать за телом, зубами, волосами.
Устный опрос учащихся. Тест.
Информационные технологии.
57-58
Графический редактор.
2
17.04.
17.04.
17.04.
Знать: основные программы, рабочее поле.
Уметь: пользоваться графическим редактором.
Устный опрос учащихся. Выполнение работы на компьютере.
59-60
Текстовый редактор.
2
24.04.
24.04.
24.04.
Знать: основные программы, рабочее поле.
Уметь: пользоваться текстовым редактором.
Устный опрос учащихся. Выполнение работы на компьютере.
Творческие проекты.
61-62
Творческий проект
2
08.05.
08.05.
08.05.
Знать: этапы выполнения творческого проекта; возможную тематику творческих проектов.
Уметь: выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; подбирать материалы и инструменты; составлять технологическую карту; выполнять технологические операции по обработке древесины и металла.
Устный опрос учащихся. Проверка выполненного творческого проекта.
63-64
Творческий проект
2
15.05.
15.05.
15.05.
Знать: этапы выполнения творческого проекта; возможную тематику творческих проектов.
Уметь: выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; подбирать материалы и инструменты; составлять технологическую карту; выполнять технологические операции по обработке древесины и металла.
Устный опрос учащихся. Проверка выполненного творческого проекта.
65-66
Творческий проект
2
22.05.
22.05.
22.05.
Знать: этапы выполнения творческого проекта; возможную тематику творческих проектов.
Уметь: выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; подбирать материалы и инструменты; составлять технологическую карту; выполнять технологические операции по обработке древесины и металла.
Устный опрос учащихся. Проверка выполненного творческого проекта.
67-68
Творческий проект
2
29.05.
29.05.
29.05.
Знать: этапы выполнения творческого проекта; возможную тематику творческих проектов.
Уметь: выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; подбирать материалы и инструменты; составлять технологическую карту; выполнять технологические операции по обработке древесины и металла.
Проверка выполненного творческого проекта.