Рабочая программа по технологии 5 кл

Художественная обработка материалов требует серьёзных знаний и умений в обращении с ручным инструментом. Одновременно с этим дает уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает  желание к последующей деятельности. Художественная обработка природных материалов ... Задачи, которые необходимо реализовать на уроках технологии: ·         Формировать интерес к различным материалам, научить учащихся правильно подбирать материалы для изделий, учитывать размеры деталей, физические и механические свойства древесины и металла; ·         Формировать навыки работы столярным и слесарными инструментами, отделки поверхности изделий, эстетического оформления изделий; ·         Формировать у учащихся знания и умения, способствующие самостоятельно разрабатывать и изготавливать собственные изделия, анализировать их преимущества и недостатки (размеры, прочность, эстетическое оформление, трудоёмкость их изготовления, доступность материалов и затраты на них и т.д.) ·         Развивать творческое и логическое мышление, эстетический вкус у учащихся; ·         Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающей среде и рабочему инструменту.
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе программы «Технология 5-11 классы», авторы Ю.Л.Хотунцев, В.Д.Симоненко, издательство Москва «Просвещение», 2010 год.

Художественная деятельность учащихся на занятиях находят разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомства с произведениями декоративно - прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ одноклассников.

Данный вид деятельности вовлекает в учебный процесс те силы и способности детей, которые другими средствами не могут быть задействованы. Он развивает важные для ребенка и процесса обучения психофизические, интеллектуальные и нравственные силы к которым относятся зрение, слух, память, внимание, привычка к порядку и точности, настойчивость и т.д. Обогащается непосредственный, живой опыт школьников, будится творческая мысль, развиваются познавательные потребности, формируется общее умение работать: определять цель, объём работы, последовательность её выполнения, предвидеть последствия ошибок, приучать к добросовестности в работе, формирует любовь к физическому труду.

Художественная обработка материалов требует серьёзных знаний и умений в обращении с ручным инструментом. Одновременно с этим дает уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Художественная обработка природных материалов развивает духовные способности человека, в том числе «чувствующий красоту формы глаз». В слаженной, согласной работе глаз, головы и руки возникает чувство правильности, порядка, пластической координации.

Задачи, которые необходимо реализовать на уроках технологии:

  • Формировать интерес к различным материалам, научить учащихся правильно подбирать материалы для изделий, учитывать размеры деталей, физические и механические свойства древесины и металла;

  • Формировать навыки работы столярным и слесарными инструментами, отделки поверхности изделий, эстетического оформления изделий;

  • Формировать у учащихся знания и умения, способствующие самостоятельно разрабатывать и изготавливать собственные изделия, анализировать их преимущества и недостатки (размеры, прочность, эстетическое оформление, трудоёмкость их изготовления, доступность материалов и затраты на них и т.д.)

  • Развивать творческое и логическое мышление, эстетический вкус у учащихся;

  • Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающей среде и рабочему инструменту.

Обучение в 5-х классах рассчитано на 1 год обучения, всего 68 часов. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа.

Формы организации познавательной деятельности -коллективная, групповая, индивидуальная.

Формы занятий-традиционные, творческие, практические.

Методы обучения-словесный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, проблемный, частично поисковый, репродуктивный, практический, продуктивный.

В календарно-тематическом планировании предусмотрено изучение технологии обработки древесины, обработки различных материалов, изобразительного искусства, элементов начертательной геометрии и графики.

Для работы учащихся 5-х классов требуются следующие оборудования и инструменты: контрольно измерительный инструмент, верстаки, ножовки, рубанки, струбцины, молотки, отвёртки, стамески, долота, наборы винтовых пальцевых и перьевых сверл, выжигательный аппарат, шурупы, гвозди, клей, кисти, масляные и нитро лаки и краски, шлифовальная бумага, образцы пород древесины, заготовки из древесины различных пород.

На уроке технологии учащиеся 5-х классов должны знать:

  • Правила охраны труда в школьной мастерской

  • Правила заготовки древесины

  • Производство и применение пиломатериалов

  • Породы и пороки древесины.

  • Способы соединения деталей.

  • Назначение столярного верстака, шерхебеля, рубанка, ножовки, лобзика, ручной дрели.

  • Назначение и устройства сверлильного станка.

  • Технический рисунок, эскиз, чертёж.

  • Способы зачистки поверхности древесины и древесных материалов.

  • Способы отделки поверхностей изделий.

  • Породы и пороки древесины, свойства древесины.

  • Правила чтения чертежей, эскизов и технологических карт.

  • Устройство и назначение переносного электроинструмента для обработки древесины.

  • Устройство и назначения штангенциркуля.

  • Разметочный и контрольно-измерительный инструмент.

  • Инструмент для ручной обработки древесины.

  • Инструмент для ручной обработки металла.

  • Способы художественной обработки древесины.

  • Способы отделки изделий.

  • Лакокрасочные материалы.

  • Правила ТБ при ручной и механической обработки древесины.

  • Правила ТБ при ручной и механической обработки металлов.

  • Правила ТБ при проведении отделочных и лакокрасочных работ.

Учащиеся 5-х классов должны уметь:

  • Организовывать рабочее место.

  • Пользоваться верстаком.

  • Различать твердые и мягкие породы древесины.

  • Размечать экономно заготовки.

  • Работать инструментом для ручной обработки древесины, соблюдая безопасные приёмы работы.

  • Сверлить отверстия в древесине и древесных материалов ручной дрелью и на сверлильном станке.

  • Соединять деревянные детали гвоздями, шурупами, клеем.

  • Читать технические рисунки и эскизы.

  • Составлять операционные карты.

  • Зачищать поверхность заготовки рашпилем напильником и шлифовальной бумагой.

  • Отделывать поверхность заготовок.

  • Подбирать заготовки из древесины и древесных материалов, учитывая нагрузку на них и условия эксплуатации.

  • Эстетически украшать изделия.

  • Покрывать изделия лаками и красками.

Уровень обученности и воспитанности отслеживается в процессе педагогического наблюдения, на зачётных занятиях, на выставках и конкурсах.

Цель: формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, оказание помощи им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства.









Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты

программы

УМК

обучающихся

УМК

учителя

Федеральный

компонент

Региональный

компонент

Школьный

Компонент

5

2

Программа «Технология 5-11 классы», авторы Ю.Л.Хотунцев, В.Д.Симоненко, издательство -М «Просвещение», 2010 год.

Технология: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков. /П.С. Самородский, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко; под ред. В.Д. Симоненко. -М.:Просвещение, 2009г.

Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /[М.Б. Павлова, И.А. Сасова, М.И. Гуревич и др.]; под ред. И.А. Сасовой. -М.: Вентана-Граф, 2011г.

Технология. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: вариант для мальчиков. /П.С. Самородский, А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко; под ред. В.Д. Симоненко.- М.:Просвещение, 2009г.

Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /[М.Б. Павлова, И.А. Сасова, М.И. Гуревич и др.]; под ред. И.А. Сасовой. -М.: Вентана-Граф, 2011г.

Поурочные разработки по технологии (вариант для мальчиков) 5 класс К.Л. Дерендяев -М.: ВАКО, 2009г.

Технология: 5 класс (мальчики): поурочные планы по учебнику под ред. В.Д. Симоненко / - Волгоград: Учитель, 2007г.

Технология 5-9 классы «Организация проектной деятельности»; О.А. Нессонова и др. - Волгоград; Учитель 2009г.

Научная редакция сборника: Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко.


5 класс.

урока.

Содержание

(общая тема,

тема урока)

Кол-во

часов

Дата проведения уроков

Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся на уроке.

Контроль достижения результата.

Примечание

планируемая

фактическая

Технология обработки древесины. Элементы машиноведения.

1-2

Инструктаж по ТБ и ППБ в мастерской. Рабочее место для ручной обработки древесины.

2

05.09.

05.09.

05.09.

Знать: назначение и устройство столярного и универсального верстаков, правила размещения ручных инструментов на верстаке.

Уметь: организовывать рабочее место для ручной обработки древесины, устанавливать и закреплять заготовки в зажимах верстака; проверять соответствие верстака своему росту.

Устный опрос учащихся. Тест.

3-4

Древесина как природный конструкционный материал.

2

12.09.

12.09.

12.09.

Знать: сферу применения древесины; породы древесины, их характерные признаки и свойства; природные пороки древесины.

Уметь: распознавать лиственные и хвойные породы древесины по внешним признакам: цвету и текстуре.

Устный опрос учащихся. Тест.

5-6

Пиломатериалы и древесные материалы.

2

19.09.

19.09.

19.09.

Знать: виды древесных материалов, пиломатериалов; области их применения,
способы рационального
использования.

Уметь: определять виды древесных материалов по внешним признакам; выявлять природные пороки древесных материалов и заготовок.

Устный опрос учащихся. Тест.

7-8

Графическое изображение из древесины.

2

26.09.

26.09.

26.09.

Знать: различия технологического рисунка, эскиза, чертежа; графическое изображение деталей.

Уметь: различать технологические рисунки, эскизы, чертежи; графические изображения деталей.

Устный опрос учащихся. Тест.

9-10

Этапы создания изделий из древесины.

2

03.10.

03.10.

03.10.

Знать: основные этапы технологического процесса; назначение технологической карты, её содержание; основные технологические операции. Уметь: определять последовательность изготовления детали по технологической карте.

Устный опрос учащихся. Тест. проверка выполненной работы.

11-12

Разметка заготовок из древесины. ТБ при разметке древесины.

2

10.10.

10.10.

10.10.

Знать: правила работы с измерительным инструментом; правила разметки заготовок из древесины.

Уметь: выполнять разметку заготовок из древесины по чертежу с учётом направления волокон, наличия пороков материала.

Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.

13-14

Пиление столярной ножовкой. ТБ при пилении ножовкой.

2

17.10.

17.10.

17.10.

Знать: инструменты для пиления; их устройство; назначение стусла; правила безопасной работы ножовкой; способы визуального и инструментального контроля качества выполненной операции.

Уметь: выпиливать заготовки столярной ножовкой; контролировать качество выполненной операции.

Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.

15-16

Строгание древесины. ТБ при строгании древесины.

2

24.10.

24.10.

24.10.

Знать: устройство и назначение инструментов для строгания; правила безопасной работы при строгании.

Уметь: выполнять сборку, разборку и регулировку рубанка; строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы.

Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.

17-18

Сверление древесины. ТБ при сверлении древесины.

2

31.10.

31.10.

31.10.

Знать: виды свёрл; типы отверстий; устройство инструментов для сверления; правила безопасной работы при сверлении; последовательность действий при сверлении.

Уметь: закреплять свёрла в коловороте и дрели; размечать отверстия; просверливать отверстия нужного диаметра.

Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.

19-20

Соединение деталей гвоздями и шурупами. ТБ при соединении деталей гвоздями шурупами.

2

14.11.

14.11.

14.11.

Знать: виды гвоздей и шурупов; правила выбора гвоздей и шурупов для соединения деталей; правила безопасной работы.

Уметь: выбирать гвозди и шурупы для соединения деталей из древесины; выполнять соединение деталей из древесины гвоздями и шурупами.

Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.

21-22

Склеивание изделий из древесины. ТБ при склеивании древесины.

2

21.11.

21.11.

21.11.

Знать: виды клея и области их применения; правила безопасной работы с клеем;

Уметь: выполнять соединять детали изделия клеем.

Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.

23-24

Зачистка, лакирование поверхностей деталей. ТБ при зачистки и лакировании деталей.

2

28.11.

28.11.

28.11.

Знать: инструменты для опиливания, зачистки т лакирования деталей; назначение опиливания и зачистки; правила безопасности работы.

Уметь: выполнять операции опиливания, зачистки и лакирования поверхности изделия.

Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.

25-26

Выжигание по древесине. ТБ при выжигании.

2

05.12.

05.12.

05.12.

Знать: устройство и назначение электровыжигателя правила безопасной работы.

Уметь: выжигать электровыжигателем и соблюдать правила безопасной работы.

Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.

27-28

Выпиливание лобзиком. ТБ при выпиливании лобзиком.

2

12.12.

12.12.

12.12.

Знать: различные приёмы художественной обработки древесины; инструменты для такой обработки; виды лобзиков; правила безопасной работы.

Уметь: выпиливать лобзиком и соблюдать правила безопасной работы.

Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.

29-30

Понятие о механизме и машине.

2

19.12.

19.12.

19.12.

Знать: сущность понятий машина, механизм, деталь; типовые детали; типовые соединения; условные обозначения деталей, узлов механизмов на кинематических схемах.

Уметь: читать кинематические схемы; строить простые кинематические схемы.

Устный опрос учащихся. Тест.

Технология обработки металла. Элементы машиноведения.

31-32

Рабочее место для ручной обработки металлов.

2

26.12.

26.12.

26.12.

Знать: устройство и назначение слесарного верстака и слесарных тисков; правила безопасности труда.

Уметь: регулировать высоту верстака в соответствии со своим ростом; рационально размещать инструменты и заготовки на слесарном верстаке; закреплять заготовки в тисках.

Устный опрос учащихся. Тест.

33-34

Тонколистовой металл и проволока.

2

16.01.

16.01.

16.01.

Знать: основные свойства металлов и область применения; виды и способы получения тонколистового металла; способы получения проволоки; профессии, связанные с добычей и производством металлов.

Уметь: различать цветные и чёрные металлы; виды листового металла и проволоки

Устный опрос учащихся. Тест.

35-36

Графическое изображение деталей из металла

2

23.01.

23.01.

23.01.

Знать: различия технологического рисунка, эскиза, чертежа; графическое изображение деталей.

Уметь: различать технологические рисунки, эскизы, чертежи; графические изображения деталей.

Устный опрос учащихся. Тест. Выполнение технологического рисунка, эскиза, чертежа;

37-38

Технологические процессы изготовления изделий из металла.

2

30.01.

30.01.

30.01.

Знать: правила чтения чертежей; содержание технологической карты.

Уметь: читать чертежи
деталей из тонколистового металла и проволоки; определять последовательность изготовления детали по технологической карте.

Устный опрос учащихся. Тест. Чтение чертежей по технологическим картам.

39-40

Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. ТБ при правки металла.

2

06.02.

06.02.

06.02.

Знать: назначение операции правки; устройство и назначение инструментов и приспособлений для правки тонколистового металла и проволоки; правила безопасной работы.

Уметь: править тонколистовой металл и проволоку.

Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.

41-42

Разметка, приемы резания тонколистового металла и проволоки. ТБ при разметке и резании металла.

2

13.02.

13.02.

13.02.

Знать: правила разметки и приемы резания заготовок из тонколистового металла и проволоки; назначение, устройство ручных инструментов и операции резания, приспособления для разметки и резания; правила безопасной работы при разметке и резании металла

Уметь: выполнять разметку и резание заготовок и из тонколистового металла и проволоки.

Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.

43-44

Гибка тонколистового металла и проволоки. ТБ при сгибании металла и проволоки.

2

20.02.

20.02.

20.02.

Знать: о процессе сгибания тонколистового металла и проволоки; назначение и устройство инструментов и приспособлений для выполнения операции сгибания; правила безопасной работы; правила безопасной работы при сгибании металла и проволоки.

Уметь: выполнять операцию сгибания тонколистового металла и проволоки.

Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.

45-46

Пробивание и сверление отверстий. ТБ при пробивании и сверлении отверстий.

2

27.02.

27.02.

27.02.

Знать: приёмы выполнения операций пробивания и сверления отверстий; назначение и устройство инструментов для пробивания и сверления отверстий; правила безопасной работы.

Уметь: пробивать и сверлить отверстия в тонколистовом металле.

Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.

47-48

Соединение деталей из тонколистового металла. Отделка изделий из металла. ТБ при соединении и окраски металла.

2

06.03.

06.03.

06.03.

Знать: способы соединения деталей из тонколистового металла; способы защитной и декоративной отделки изделий из металла; правила безопасной работы.

Уметь: выполнять соединение деталей фальцевым швом и заклёпочным соединением; отделку изделия.

Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.

49-50

Устройство сверлильного станка. приемы работы на сверлильном станке. ТБ при работе на сверлильном станке.

2

13.03.

13.03.

13.03.

Знать: устройство и приемы работы на сверлильном станке; правила безопасной работы.

Уметь: выполнять операцию сверления на сверлильном станке.

Устный опрос учащихся. Тест. Проверка готового изделия.

Культура дома.

51-52

Интерьер дома

2

20.03.

20.03.

20.03.

Знать: понятие интерьер; требования, предъявляемые к интерьеру; предметы интерьера; характеристики основных функциональных зон.

Уметь: анализировать дизайн интерьера жилых помещений на соответствие требованиям эргономики, гигиены, эстетики

Устный опрос учащихся. Тест.

53-54

Уборка помещений. Уход за одеждой и книгами.

2

03.04.

03.04.

03.04.

Знать: последовательность операций во время уборки помещений; правила ухода за мебелью, одеждой, обувью, книгами; условные обозначения ухода за текстильными изделиями; современную бытовую технику для выполнения домашних работ, её устройство и назначение.

Уметь: выполнять уборку помещений; ухаживать за мебелью, одеждой, обувью, книгами с использованием современных средств ухода и бытовой техники.

Устный опрос учащихся. Тест.

55-56

Организация труда и отдыха. Питание. Гигиена.

2

10.04.

10.04.

10.04.

Знать: основные требования к режиму дня школьника; основы рационального питания школьника; правила личной гигиены.

Уметь: планировать свой день; рационально питаться; ухаживать за телом, зубами, волосами.

Устный опрос учащихся. Тест.

Информационные технологии.

57-58

Графический редактор.

2

17.04.

17.04.

17.04.

Знать: основные программы, рабочее поле.

Уметь: пользоваться графическим редактором.

Устный опрос учащихся. Выполнение работы на компьютере.

59-60

Текстовый редактор.

2

24.04.

24.04.

24.04.

Знать: основные программы, рабочее поле.

Уметь: пользоваться текстовым редактором.

Устный опрос учащихся. Выполнение работы на компьютере.

Творческие проекты.

61-62

Творческий проект

2

08.05.

08.05.

08.05.

Знать: этапы выполнения творческого проекта; возможную тематику творческих проектов.

Уметь: выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; подбирать материалы и инструменты; составлять технологическую карту; выполнять технологические операции по обработке древесины и металла.

Устный опрос учащихся. Проверка выполненного творческого проекта.

63-64

Творческий проект

2

15.05.

15.05.

15.05.

Знать: этапы выполнения творческого проекта; возможную тематику творческих проектов.

Уметь: выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; подбирать материалы и инструменты; составлять технологическую карту; выполнять технологические операции по обработке древесины и металла.

Устный опрос учащихся. Проверка выполненного творческого проекта.

65-66

Творческий проект

2

22.05.

22.05.

22.05.

Знать: этапы выполнения творческого проекта; возможную тематику творческих проектов.

Уметь: выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; подбирать материалы и инструменты; составлять технологическую карту; выполнять технологические операции по обработке древесины и металла.

Устный опрос учащихся. Проверка выполненного творческого проекта.

67-68

Творческий проект

2

29.05.

29.05.

29.05.

Знать: этапы выполнения творческого проекта; возможную тематику творческих проектов.

Уметь: выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; подбирать материалы и инструменты; составлять технологическую карту; выполнять технологические операции по обработке древесины и металла.

Проверка выполненного творческого проекта.



© 2010-2022