Творческая работа Сувенир Северянка

Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сеяхинская школа-интернат».



Проект

Сувенир «Северянка».





Разработала воспитатель старшей группы:

Вэнго Мальдюне Вэсаковна.

2015г.

.

Цель занятия:

Познакомить с историей декоративного искусства народов Крайнего Севера и Восточной Сибири.

Задачи:

1.Научить изготавливать куклу-сувенир традиционным способом.

2.Овладеть умением последовательности изготовления куклы.

3.Развить познавательную активность, внимание, память, умение, рассуждать, приучать к самостоятельной поисковой деятельности.

4.Воспитывать любовь и интерес к уникальной культуре коренных народов края.

Преобладающий метод: иллюстративно-наглядный, проблемно-поисковый, творческий.

Категория обучающихся: дети 9-12 лет

Оборудование и материалы.

Иллюстрированный материал по искусству народов Восточной Сибири и Крайнего Севера, таблицы графического изображения сувенира "Северянка", выкройка - лекало и чертеж сувенира (приложение 1.), готовый образец сувенира (приложение 2.),литература (приложение 3.), ножницы, нитки, иголки, клей, кисти, краски, поролон, картон для изготовления выкроек - лекал, ткань - сукно, драп и фетр, - полоски натурального меха, шерстяная пряжа для оформления швов, цветные катушечные нитки для сшивания деталей.

План занятий:

1. Беседа о декоративно - прикладном искусстве народов Крайнего Севера и Сибири.

2. Практическая работа: зарисовки элементов северного орнамента и народной одежды, выполнение эскиза игрушки с использованием этих зарисовок, заготовка каркаса из поролона, раскрой, сшивание деталей, оформление игрушек.

Ход занятий.

Сведения о декоративно - прикладном искусстве народов Крайнего Севера и Сибири рекомендуется приводить постепенно в начале каждого занятия по теме.

В начале занятия, для более полного представления о бескрайних просторах Сибири можно использовать географическую карту. Сибирь занимает около десяти миллионов квадратных километров. Это - и громадная территория, и неистощимые запасы природных богатств, используемых человеком, это и особый ритм, размах сегодняшней жизни.

Сибирь богата памятниками истории и культуры. Высокая и самобытная культура существовала здесь с древнейших времен.

Север страны заселяют народности, отличные друг от друга по языку и культуре, но близкие по своему народнохозяйственному укладу. Это в первую очередь ханты и манси, населяющие Ханты - Мансийский автономный округ; ненцы, расселенные в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах; чукчи и коряки - жители Чукотского и Корякского округов и др. Главные отрасли хозяйства - рыбная ловля, оленеводство, звероводство и пушной промысел.

Характер декоративно - прикладного искусства этих народов тесно связан с условиями быта. В большинстве случаев это украшение одежды, домашней утвари, жилища.

Среди разнообразных видов народного творчества Северной Сибири особое развитие получила вышивка. Почти все народы Сибири употребляли для своей одежды шкуры животных, украшая их вышивкой яркими нитками, аппликациями, бисером, нашивками металлических блях.

Особого внимания заслуживает самобытное искусство меховой мозаики, узорами которой ханты и манси украшали одежду, обувь, головные уборы и некоторые бытовые предметы - сумки для швейных принадлежностей, охотничьи сумки, мешки для хранения одежды. Искусству меховой мозаики северных народностей свойственна исключительная близость к природе, общение с которой воспитало их вкусы, зоркую наблюдательность. Большая часть узоров меховой мозаики состоит из геометрических или сильно геометризованных мотивов. Орнамент возникал на основе повторения природных элементов - головок зверей, оленьих рогов, копытец, крылышек птицы и т.д.

В одежде и домашней утвари из природных материалов - кожи и меха животных, рыбьей кожи, бересты, дерева, кости, преобладал естественный цвет этих материалов. Бытовые изделия украшались росписью самодельными красками неярких тонов или аппликацией с такой же окраской. Национальным орнаментом украшают и современную одежду.

Особого внимания заслуживают новые формы изделий. Это настенные коврики, мягкие комнатные туфли, головные уборы, рукавицы. Эти изделия выполняют из оленьей кожи и тканей с вышивкой, аппликацией и меховой отсрочкой. В разработке настенных украшений мастера все чаще стали вводить изобразительные мотивы. В наши дни в нанайском доме встречаются коврики, исполненные в технике аппликации и вышивки, в которых центром композиции является изображение спутников, кремлевской башни и т.д. Мягкая гармония натуральных тонов уступила место яркому контрасту цветных тканей.

Северные народы для своих детей издавна делали различные игрушки из дерева, кости, камня, а также сшивали из кусочков кожи и меха. Куклы, изображающие людей, одеты в теплые шубы, расшитые торбаса (обувь), рукавицы и головные уборы соответственно суровым климатическим условиям Севера.

Проводя анализ куклы - сувенира, как опытный преподаватель обращаю внимание детей на образ игрушки, средства его выражения. Воспитанники находят в оформлении игрушки характерные детали костюма северных народов, орнаментальность, применение меховой отделки.

Практическая работа. Из поролона вырезают основу - голову вместе с туловищем, отдельно - варежки и валенки. Из сукна вырезают шубку: для спины - деталь шубки вырезают вместе с деталью головы, для переда - каждую деталь отдельно.

Лицо игрушки вырезают из сукна или другого плотного материала розового цвета, волосы - из ткани черного цвета. Из яркого сукна вырезают валенки и варежки, из отделочной ткани - украшение для низа шубки и нагрудник.

Переднюю часть шубки и лицевую часть головы соединяют и сшивают по линии шеи. Детали туловища из ткани соединяют с прокладкой из поролона, сметывают, прокалывая иглой все три слоя. Сшивают мелкими косыми стежками, оставив не зашитой линию верхней части рукавов. Отдельно сшивают валенки и варежки и пришивают их к туловищу. Нагрудник и украшение по низу шубки пришивают или приклеивают на места, указанные на рисунке.

Оформляют линии верха рукавов и верх украшений на шубке толстой пасмой шерстяных ниток, прикрепляя ее катушечной ниткой через равные расстояния (примерно через 1 см).

Оформляют голову игрушки: пришивают деталь челки к верхнему краю головы, оставив свободным прямой край. По краю головы пришивают полоску из натурального меха шириной 2 - 2,5 см. Свободный край челки нарезают ножницами на прямые полоски, приклеивают глаза, щечки, рот.



Приложение 1.

Выкройка - лекало и чертеж сувенира

Творческая работа Сувенир Северянка











Приложение 2. Фото.

Готовый образец сувенира «Северянка».

Творческая работа Сувенир Северянка











Литература.

1.Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениров. - М.,1990. -89 с.

2.Бороздин Э.К., Забродин В.А., Вагин А.С. Северное оленеводство, - Ленинград, 1990г.

3.Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях, - М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

4.Бугамбаев М. Гончарное ремесло. Серия «Для дома и заработка». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. - 320 с.

5.Географический атлас ЯНАО. - М.: Издательство ДИК, 1999.- 24 с.

6.Журнал «Ручная работа» №1,4/2007

7.Журнал «Чудесные мгновения» №2/2007

8.Издание для досуга. Идеи для рукоделия. Мн.: Харвест, 2005

© 2010-2022