ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Применение проектной деятельности на уроках технологии»

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Межотраслевой региональный центр повышения квалификации

и профессиональной переподготовки специалистов



ВЫПУСКНАЯ

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА


«Применение проектной деятельности на уроках технологии»



по программе профессиональной переподготовки

«Педагогическое образование»

(профиль-преподавание технологии)


Выполнил: слушатель группы ПОу - 14-01

Буделенкова Зоя Алексеевна









Слушатель

З.А.Буделенкова



(подпись)

Руководитель работы

Г.В.Леженина


(подпись)

Руководитель программы

О.Г.Ларионова



(подпись)

Допускаю к защите:

Директор МРЦПК

Е.А.Жданова



(подпись)





Братск 2015


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

6

1.1 История метода проектов

7

1.2 Сущность понятия проектной деятельности

11

1.3 Роль учителя при выполнении проекта

15

2 ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

18

2.1 Выбор тематики проектов для девочек

19

2.2 Организация проектной деятельности обучающихся

24

2.3 Презентация проектов

28

2.3.1 Творческий проект по теме «Вязание варежек спицами»

2.3.2 Социальный проект по технологии "Подарок Победителю"

3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

32

4 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

34

5 ПРИЛОЖЕНИЕ

36


ВВЕДЕНИЕ

Школа - это второй дом, приходя в него, каждый день стараешься отдать детям все то, чему тебя научила жизнь.

Для того чтобы стать хорошим учителем одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, учитывать особенности детей.

Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни.

В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает времени посидеть со своей дочерью, научить или передать ей свои умения, этот предмет просто необходим. В школе №31 им.А.П.Жданова есть все условия для проведения уроков технологии и развития творческих способностей у детей.

Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. И это задача каждого учителя.

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способу к сотрудничеству, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны» [2, с.21].

Основной целью образования на современном этапе является улучшение подготовки молодежи к эффективной жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях. Низкая конкурентоспособность молодежи делает ее наиболее незащищенной категорией на рынке труда. Чаще всего это обусловлено несоответствием полученного образования, профессиональным интересом и рыночному спросу, недостаточной квалификацией. Образованный человек в современном обществе - это только и не столько человек вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применять имеющиеся знания в любой ситуации. Выпускник современной школы заинтересован в получении практико-ориентированных знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Для образования возникает новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний.

Обновляющейся школе потребовались новы методы обучения, которые ориентировали бы школьников на использование теоретических знаний в практической деятельности. Одним из таких эффективных методов является метод проектов.

В первой главе аттестационной работы «Теоретико-методологические аспекты применения проектной деятельности на уроках технологии» представлены вопросы истории развития метода, его основные характеристики и деятельность учителя и обучающихся в ходе выполнения проектов.

Во второй главе «Применение проектной деятельности на уроках технологии» описан опыт реализации метода проектов на уроках технологии для девочек 5-9 классов.

В приложениях представлены таблицы: этапы проектной деятельности, требования к оформлению проекта, оценочный лист.

Объем аттестационной работы на 46 стр., для подготовки работы использовано 13 источников.

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

1.1 История метода проектов

В условиях обновления содержания образования подрастающего поколения одной из главных задач, стоящих перед школой становится воспитание и обучение творческой личности, умеющей воплощать свои идеи в действительность, разрабатывать и создавать свой продукт учебно-познавательной деятельности.

Главной целью в образовательной области "Технология" в системе общего образования становится формирование трудовой и технологической культуры учащихся, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских качеств их личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда т.е к самостоятельной трудовой деятельности. Ребята должны овладеть основами рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умение применять их при реализации собственной продукции и услуг. Поэтому учителя технологии должны обучать учащихся оформлять объекты труда с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства. Давать знания и развивать самостоятельность и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи. Все эти задачи ребенок реализует в творческом проекте.

Каждая педагогическая эпоха породила своё поколение технологий. Первое поколение образовательных технологий представляло собой традиционные методики. Технологиями второго и третьего поколений были модульно-блочные и цельноблочные системы, а к четвертому поколению образовательных технологий относится интегральная технология, одним из элементов которой является «Проектное обучение».

Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. На современном этапе развития общества, который характеризуется необычайной подвижностью и изменчивостью, проектный тип культуры начинает доминировать. Он становится одним из центральных культурных механизмов преобразования действительности. Поэтому школе необходимы методы обучения, которые предназначены для:

- формирования активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении;

- развития общеучебных умений и навыков: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- развитие познавательного интереса учащихся;

- реализации принципа связи обучения с жизнью.

История метода проектов

Метод проектов - это такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов.

Понятие проекта впервые возникло в Римской архитектурной школе XVI века для обозначения эскизов, планов. Постепенно это понятие стало использоваться и в педагогическом значении, как самостоятельно выполненное учащимися конкурсное задание (лат. projectus - буквально брошенный вперед).

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. В начале прошлого столетия в США его называли также методом проблем, и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.

Теория и практика проектного обучения активно начала развиваться в конце XIX-начале XX веков. Подходы к пониманию сущности проектного обучения отечественными и зарубежными педагогами были существенно разные.

За рубежом научной основой были предложены идеи Д. Дьюи, который предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей и способностей детей. Школа должна развивать врожденные интеллектуальные или практические «импульсы» ученика. Обучение надо организовывать вокруг какого-нибудь дела, задания. Вот из этих идей был выдвинут метод проектов. Метод проектов возник впервые в половине 19-го века, вначале его называли методом проблем или целевого акта. В 1901 году впервые был употреблен термин «проект» педагогом с/х школы США Д. Снезден, в 1911 году - бюро воспитания с/х школ США узаконило термин «проект». Продолжатель школы Д. Дьюи, американский педагог Килпатрик дал следующее определение метода проектов « это метод планирования целеустремленной, целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-либо учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке».

Одновременно Килпатрик высказывал, что за термином проект должна стоять серьезная научная концепция. Э. Каллингс сформулировал концепцию в своей книге «Опыт работы американской школы по методу проектов» и выделил различные виды проектов, такие как экскурсионные, проекты-доклады, трудовые проекты и проекты - игры.

Появление метода творческих проектов в Российской школе исторически обусловлено. Этому способствовали достижения в промышленности и других отраслях народного хозяйства. Русские ученые связывали методы обучения и в том числе проектный метод прежде всего с проблемой развития личности обучения жизни и труду. Педагог и психолог Коптерев П. Ф. писал: «Знания, конечно, ценны, но еще ценнее умение, искусство, способности. Важно, чтобы человек сам мог учиться, чему нужно, а не то, чтобы он в школе приобретал, возможно, больше знаний».

Большой вклад в разработку проектного обучения внес П. П. Блонский, он говорил: «В народной школе ребенок должен, прежде всего, не обучаться теоретическим знаниям, а учиться жить». Многие принципы, на которых сегодня разрабатывается и основывается образовательная область «Технология», и непосредственно связанная с ней проектная деятельность были заложены Блонским П. П. Он писал: «Школа должна быть местом жизни ребенка, должна создать рациональную организацию этой жизни, а сделать это без проектов невозможно».

Большое внимание проектному методу обучения уделял один из создателей советской школы С.Т.Шацкий. Он писал: «Школа должна готовить учащихся к жизни. Подготовка к жизни, развитие самостоятельности должны осуществляться в процессе выполнения учащимися конкретных дел, то есть проектов».

В 1914 году группа ученых во главе с Шацким С. Т. выдвинула идею внедрения «американских» творческих проектов в Российскую школу.

Великий педагог Макаренко А. С. проектную деятельность воспитанников своей школы связывал с производительным трудом, который должен стать основным элементом воспитательной деятельности.

Е. Г. Коген определил, что: «Проект - всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью», а также указал отличительные черты проектного метода:

- опора на детский интерес сегодняшнего дня

- связь с различными секторами хозяйственной жизни страны

- самостоятельность и творчество учащихся

- слияние теории и практики

В разработках Игнатьева В. В., Крупениной М. В. метод проектов трактуется, как комплексно реализующий ряд педагогических принципов - самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.

При внедрении метода проектов были допущены ошибки, а именно:

- сторонники метода проектов провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни и труда, а не одним из элементов общей системы методов обучения

- не были подготовлены педагогические кадры, способные использовать метод проектов, как средство развития обучения и воспитания учащихся.

Постановлением ЦК ВКП (б) от 05.09.1931 «О начальной средней школе» метод проектов был объявлен буржуазным и чуждым советской школе. В зарубежной педагогике проекты рассматривались как цель обучения, связанные с утилитарной задачей выполнения учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке. Проектный метод обучения находит широкое применение во многих школах западных стран.

Идея возрождения метода творческих проектов в России принадлежит М. Б. Павловой [4]. Большую помощь обучению учителей методу проектов оказал английский ученый Джеймс Питт, проведя курсы в различных городах России. Ведущие разработки в области проектов принадлежат В. Д. Симоненко доктору педагогических наук, профессору, члену-корреспонденту РАО, заслуженному деятелю наук РФ. Он пишет: «Метод проектов - это обучение, в процессе которого учащиеся под руководством учителя создают изделия или услуги от идеи до ее воплощения, обладающие субъективной и объективной новизной». С 1993 года на выполнение творческих проектов учащимися в образовательной области «Технология» отведено в 5-9-х классах - 16 часов в год.

В работах Г.К.Селевко метод проектов рассматривается как системообразующий компонент при описании и характеристике различных технологий, как вариант технологии проблемного обучения, либо комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дающий возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, либо способ группового обучения и пр.

Таким образом, популярность метода проектов в современном образовании не дань «моде», а острая необходимость, поэтому и преподаватели, и учащиеся должны овладеть основами проектной деятельности.

1.2 Сущность понятия проектной деятельности

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е. С.Полат, что "вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее". [13].с.4.

Метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

При проектном методе обучения освоение знаний и приобретение умений учащимися осуществляется в процессе выполнения проекта, включением школьников в процессы проектирования, реализации и рефлексии. «Учебный проект» - самостоятельная, творческая, завершенная работа учащегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность. Результатом работы школьника над проектом является новый продукт, конкретный опыт или знания, приобретенные самостоятельно [7, с.240].

Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Но специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное обучение отнюдь не должно вытеснить эту систему и другие методы обучения. Учебное проектирование следует рассматривать как специфическую практическую деятельность учащихся. По характеру это эксперимент, по направленности - производственная деятельность, по задачам- обучение и воспитание.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского - «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».

Разными авторами проект понимается как:

- конечный продукт, решение проблемы материального, социального, нравственного, исторического, научно-исследовательского и другого характера;

- форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени;

- дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств.

Другими словами, это интегрированная деятельность детей, в результате которой предполагается получение определенного продукта и его дальнейшее использование.

Деятельность, как специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества, лежит в основе любого проекта. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Проектная деятельность содержит:

- осмысление необходимости выполнения проекта;

- анализ ситуации;

- поиск и обработка информации, выбор необходимой для данного проекта;

- постановка цели;

- выбор средств ее достижения;

- самоооценка полученных результатов;

- презентация проекта.

Проектная деятельность детей является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Целью проектной деятельности является понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных учебных предметов (на интеграционной основе).

Задачи проектной деятельности:

- обучение планированию (ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Принципы организации проектной деятельности:

- проект должен быть посильным для выполнения;

- создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

- вести подготовку детей к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);

- обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия;

- организовать презентацию проектов.

Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта. В том случае, если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

К результатам проектной деятельности относятся:

- повышение мотивации учащихся при решении задач;

- развитие творческих способностей;

- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

1.3 Роль учителя при выполнении проекта

Проектная деятельность различается с точки зрения учащегося и с точки зрения учителя.

С точки зрения учителя, проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся, а именно учить:

- проблематизации;

- целеполаганию и планированию своих действий;

- самоанализу и рефлексии;

- умению представить результаты своей деятельности;

- практическому применению знаний в различных, в том числе и не типовых ситуациях;

- выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.

С точки зрения ученика - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат; это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение и что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:

- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;

- осуществлять и аргументировать выбор;

- предусмотреть последствия выбора;

- действовать самостоятельно (без подсказки);

- сравнивать полученное с требуемым;

- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования.

Взаимодействие учителя и учащихся показывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний.

Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.

Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив. Поэтому логика построения деятельности школьников при выполнении проекта должна соответствовать общей структуре проектирования.

2 ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

В соответствии с новыми ФГОС образовательное учреждение предоставляет ученикам возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательное выполнение индивидуального проекта. Новый технологический этап развития общества характеризуется постоянным совершенствованием имеющихся и появлением совершенно новых технологий. В связи с этим человеку в течение жизни придется несколько раз кардинально менять направления и содержание своей профессиональной деятельности, не отрываясь от социальной реальности и реализовывая свой потенциал применительно к требованиям рынка труда. В настоящее время работник, кроме профессиональных знаний на высоком уровне, должен обладать целым комплексом личностных качеств технологического характера: работоспособностью, стремлением к самосовершенствованию, умением работать в команде и т.д. Для человека в современном обществе также становятся значимыми умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Поэтому в настоящее время наиболее актуальными задачами образования становятся формирование у учащихся преобразующего мышления, развитие творческих способностей, воспитание познавательной активности, готовности к постоянному профессиональному образованию и перемене труда.

Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе образовательной области "Технология" видное место. Так в программе к учебникам «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной в разделе «Проектные и творческие работы» предусмотрено выполнение школьниками творческих работ с элементами проектной деятельности. Соответствующая тема по учебному плану программы может даваться в конце каждого года обучения. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением элементов творческой проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года, не заменяя этим системное обучение.

Для практических работ учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект, процесс или тему творческой работы для учащихся, чтобы охватить всю совокупность рекомендуемых в программе технологических операций. При этом он должен учитывать посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную значимость.

Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово "творчество" происходит от слова "творить", т.е. в общественном смысле это означает "искать", изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном или общественном. В психолого-педагогическом определении творчества отражается момент субъективной значимости этого процесса, т.е. творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта.

Творчество - это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и познаёт окружающий нас мир. Поисковая творческая деятельность создаёт все материальные и духовные ценности.

2.1 Выбор тематики проектов для девочек

При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана со многими факторами: возрастные и индивидуальные особенности школьников, учебно-материальная база для выполнения творческих проектов и др.

При подборе проектных заданий необходимо учитывать принципы дидактики, специфичные для трудовой деятельности в школьных мастерских.

Использование в практике проектного обучения школьников комплексного многопланового подхода к отбору творческих проектов позволяет взять за основу выбора проектов учет организационно-педагогических, технологических, экономических, психолого-физиологических, эстетических и эргономических требований. Характерными признаками творческих проектов являются: творческий характер, наличие проблемных ситуаций, требующих своего решения. В то же время творческий проект - это своеобразное учебно-трудовое задание.

Процесс выполнения творческого проекта предполагает комплексное отражение изученных вопросов и практических работ на уроках технологии. При подборе проекта необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе те знания и умения, которыми уже овладел учащийся в течении года. В этом случае осуществляется самостоятельный перенос знаний и умений на конкретном объекте.

Одним из наиболее важных требований в отборе проектов является его творческая направленность. При подборе творческих проектов необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные и физиологические возможности.

Важным требованием при отборе творческих проектов является их общественно полезная или личностная значимость. Общественно полезная ценность объекта проектирования может включать в себя значимость по удовлетворению запросов школьника, семьи, общества, школы или просто рынка.

Учет возможностей и интересов учителя, материально-технических ресурсов школьных мастерских предполагает подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии и наличие материальной базы.

Обеспечение эргономических и безопасных условий труда содержит в себе комплекс требований: выбранный проект должен обеспечивать безопасные условия работы учащихся.

Содержание познавательно-трудовой деятельности школьников при выполнении проекта можно представить в виде схемы «Этапы проектной деятельности» (см. приложение 1):

Поисковый этап - подготовка к разработке проекта осуществляется на занятии со всеми детьми класса. Учитель отбирает возможные темы и предлагает ученикам выбрать понравившуюся тему проекта. При этом, над одним проектом могут работать сразу несколько учеников. Темы могут быть предложены и учащимися. На этом этапе происходит установление сотрудничества учителя и учеников, высказываются идеи и гипотезы по методам решения проблемы в проекте. Ученики входят в состояние заинтересованности задачей, задают вопросы. Учитель актуализирует проблему и выводит мышление учеников на поисковый уровень.

Конструкторский этап - планирование работы над проектом должно начаться с коллективного обсуждения; это, прежде всего, обмен мнениями, выдвижение идей, разрешение спорных вопросов. Роль учителя на данном этапе: мотивировать учащихся, пробудить интерес к теме будущего проекта, активизировать имеющиеся знания, консультировать учащихся при постановке цели и задач. Учащиеся формируют группы, распределяют роли, определяют источники информации, способы сбора, анализа информации и предоставления результатов. Самое главное, что учащиеся должны стать активными деятелями с самого начала работы над проектом.

Технологический этап - самый длинный и интенсивный этап работы над проектом. Учащиеся работают самостоятельно или в группах. Учитель - наблюдатель и если нужно консультант. На этом этапе происходит изучение необходимой информации, исследование, промежуточное обсуждение полученных данных, оформление проекта. Учащиеся под руководством учителя оформляют результаты. При этом происходит дополнительно и обсуждение результатов, анализируется вся информация, полученная ранее. Результаты деятельности описываются и представляются в виде доклада.

Заключительный этап - это своеобразная защита проекта. Происходит демонстрация работы, коллективное выступление детей. Каждый ребенок выполняет свою роль при защите проекта, получает оценку своего труда. Проводится анализ выполнения проекта в коллективе учащихся: успехи и неудачи, их причины. Проводится анализ достижения поставленной цели. Учитель делает акцент на успехах учеников, закрепляет полученный результат.

Только при прохождении всех этапов работы над проектом могут быть достигнуты положительные результаты.

Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя. Рекомендуя темы творческих проектов, следует учитывать возможность реализации межпредметных связей, преемственности в обучении. Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы временного, творческого коллектива.

Проекты выполняются по направлениям:

- Решение конструкторско-технологических задач по разработке и изготовлению учебно-наглядных пособий, инструментов, приспособлений для работы в учебных мастерских, средств малой механизации и автоматизации, бытовых устройств, декоративно-прикладных изделий и т.п.

- Разработка и модернизация технологии для изготовления различных видов объектов из древесины, металла, пластмассы, ткани, обработки пищевых продуктов, почвы, использования вторичных ресурсов и т.д.

- Решение задач дизайна производственных, учебных и жилых помещений.

- Разработка способов и приемов рационального ведения хозяйства, благоустройства усадьбы и жилища.

- Решение задач производственно-коммерческого характера, связанных с реализацией на рынке сбыта материальных и интеллектуальных продуктов деятельности учащихся, проведением мероприятий экологического характера.

Массив тематики проектов является лишь ориентировочным, так как невозможно предугадать, какие именно темы вызовут у конкретных школьников наибольший интерес. Вероятно, выход из положения заключается в постоянном расширении имеющейся тематики и предъявлении ее учащимся. Собственно, она предназначена для формирования для формулирования школьником ассоциированной новой темы, что уже можно рассматривать как творческий акт.

Учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования, тему проекта, т.е. изделие, которое они действительно хотели бы усовершенствовать, предложить на рынок, ввести в предметный мир, чтобы удовлетворить реальные потребности людей [7].

К выбору темы проекта предъявляются требования, которые должны быть восприняты учащимися почти как инструкция, руководство:

- объект должен быть хорошо знаком, понятен и, главное, интересен;

- будущее новое изделие должно изготовляться промышленным или кустарным способом с определенной программой выпуска и расчетом на массового или единичного потребителя;

- необходимо предчувствие, что объект позволит разработчику реализовать себя в творчестве, что он ему по силам;

- не страшно, если темы будут повторяться в учебной группе; в процессе проектирования учащиеся сами поймут, что двух одинаковых изделий никто предложить на рынок не может.

Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, учитель имеет возможность максимально точно помочь подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждой группы учащихся. Требования к выполнению и оформлению проекта зависят от возраста учащихся и класса обучения (см.приложение 2). Некоторые проекты могут быть интегрированными, т.е. наряду с технологией охватывать содержание и других учебных предметов.

Творческая проектная деятельность школьников способствовует технологическому образованию, формированию технологической культуры каждого подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы Отечества, приумножать природные богатства и человеческий потенциал. Возрождающийся проектный метод обучения, при его умелом применении, по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности [7].

2.2 Организация проектной деятельности обучающихся

При определении содержания проектной деятельности учитываются возрастные особенности школьников. Учащиеся, овладевая проектной деятельностью, имеют возможность применять полученные теоретические знания на практике, которые позволяют реализовать творческий потенциал в современном обществе.

В каждом классе творческая проектная деятельность усложняется. Программа под редакцией О. А. Кожиной к учебникам «Технология. Обслуживающий труд» в разделе «Проектные и творческие работы» предлагает следующие творческие проекты.

В 5 классе творческие проекты в объеме 10 часов:

- Блюда национальной кухни для традиционных праздников.

- Отделка швейного изделия вышивкой.

В 6классе творческие проекты в объеме 12 часов:

- Сбор коллекции образцов декоративно прикладного искусства края.

- Изготовление сувенира.

- Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.

Самыми любимыми темами в 5-6 классах стали проекты, выполненные в подарок маме (подушка «Думка» выполненная в лоскутной технике, открытка - вышивка лентами). Индивидуальность каждого проекта выражается в произвольном выборе декоративного оформления, а обязательность применения определенных инструментов служат в качестве закрепления пройденного материала.

В 7классе творческие проекты в объеме 10 часов

- Изготовление изделий декоративно прикладного искусства для украшения интерьера.

- Оформление интерьера декоративными растениями.

- Изготовление ажурного воротника.

- Организация и проведение праздника (юбилей, день рождения, Масленица и др.).

В 8классе творческие проекты

- Сервировка праздничного стола.

- Изготовление сувениров и изделий в технике валяния.

В 7-8 классах в проекты учащихся добавляется исследовательская деятельность. Чтобы разработать проект надо научиться сопоставлять и анализировать собранный материал, находить связи и зависимости, закономерности - всё то, что в совокупности развивает творческие способности учащихся.

Учащиеся 9 класса выполняют проекты, которые являются подготовленными к профессиональным пробам. Обучение проектной деятельности предполагает, что уровень творческого проекта, выполняемого учеником, должен возрастать по мере взросления ученика. Соответственно с уровнем проблемы, поставленной в начале проектной деятельности - от изделия в младших классах до комплексных программ решения поставленных проблем старшеклассников. Основными критериями выбора проектов являются: оригинальность, доступность, надежность; техническое совершенство; эстетические достоинства; безопасность; соответствие общественным потребностям; удобства эксплуатации; технологичность; материалоемкость; стоимость и т.д.

Организация работы позволяет выполнить проекты различного типа: исследовательские, практико-ориентированные и др. при этом создаются такие продукты проекта, как: папка дополнительных материалов для уроков технологии, наглядные пособия, различные изделия.

Организация метода проектов требует от преподавателя большой работы по конструированию специальных условий для учащегося с целью выявления и развития его творческого потенциала. Практически, это заключается в искусственном конструировании проблем и проблемных задач для решения их учащимися.

Опыт применения метода проектов дает возможность выделить два уровня тем для проектирования:

- тематические - это, как правило, индивидуальные проблемные задания, сравнительно небольшие по объему и включающие во все возможные варианты решения, вновь полученные знания;

- итоговые - это объемные проблемные задания для рабочих групп, состоящих из нескольких учеников, выполняемые на протяжении длительного периода времени.

В школе на уроках технологии перед учащимися ставится учебная цель и дается максимально возможная самостоятельность для выполнения учебного проекта. Ученики могут выбрать делового партнера по проектной работе, проблемную область, задачу из предложенных, что позволяет создавать работоспособные группы и учитывать предметные склонности учащихся.

Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на фактические знания, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.

С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках, факультативах, дополнительных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам, выполнять социальные заказы общества.

Работа над проектом развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде.

На таких уроках воспитывается общая информационная культура школьника, реализуется индивидуальный подход в обучении учащихся, реализуются межпредметные связи.

Интегрированные уроки, делают процесс обучения более качественным и интересным, обеспечивают формирование творческих способностей учащихся, так как позволяют внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.

Защита проектов проводится в форме лекций, презентаций или выступлений. Такая деятельность способствует глубокому, осознанному усвоению базовых знаний, что обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Одна из проблем, с которой сталкивается учитель это: как оценивать проектную деятельность учащихся? Необходимы текущие оценки, т.к. контр-оль подтягивает, дисциплинирует учащихся, и, разумеется, итоговая, оконча-тельная оценка должна ставится с учетом текущих оценок, уровня защиты проекта, качества готового проекта (его описательной части-пояснительной записки, и изделия). С этой целью можно использовать контрольный лист проекта (оценочный лист), в котором за выполненную часть ставится оценка (см. приложение 3).

От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.


2.3 Презентация проектов

2.3.1 Творческий проект по теме «Вязание варежек спицами»

Автор: ученица 9Б класса МБОУ «СОШ №31 им.А.П.Жданова» Усова Татьяна, учитель технологии МБОУ «СОШ № 31 им.А.П.Жданова» Буделенкова Зоя Алексеевна,

Описание проекта: зимой очень велика вероятность простудных заболеваний, есть необходимость защитить себя от холода. Для этого надо тепло одеваться, возникает потребность в теплых вещах, таких как шубы, куртки, шарфы, шапки, и т.д. Кроме всего необходимо и кожу рук держать в сохранности от замерзания и обморожения.

Наиболее оптимальным решением для того, чтоб руки были в тепле - вязаные варежки. Их можно одеть и под верхнюю одежду, или в комплекте с шарфом, шапкой. Также можно подобрать в сочетании с обувью и сумкой. Поэтому возникает потребность в самостоятельном изготовлении варежек, соответствующей выше названным требованиям.

При работе мы приобретем навык по работы с нитями, пряжей, со спицами; углубим знания по технологии обработки материалов (по разделу «рукоделие»); экономическому разумному ведению хозяйства, будем развивать творческий подход к работе и прививать элементы предпринимательства.

Для реализации данных целей следует решить ряд задач: выбрать оригинальные и технологически-доступные конструкцию и дизайн проекта, тщательно продумать технологическую последовательность изготовления изделия; рационально подойти к выбору материалов.Основной проект представлен в приложении 4.


2.3.2 Социальный проект по технологии "Подарок Победителю"

Автор: Буделенкова Зоя Алексеевна, учитель технологии МБОУ «СОШ №31 им.А.П.Жданова»

Описание проекта: Данный проект раскрывает особенности работы обучающихся 5 класса над изготовлением изделий, результатом которого должны стать подарочные сувениры «Детские ладошки» и «Солнышки» ветеранам Великой Отечественной войны , жителям и гостям города.

Назначение: данный проект может быть полезен учителям технологии в организации проектной деятельности учащихся.

Цель: разработка подарков - сувениров ветеранам ВОВ, жителям и гостям города в День Победы.

Задачи:

1.развивать самостоятельность, способность планировать и корректировать собственную деятельность, коммуникативные навыки,

2.развивать патриотическое отношение к историческому прошлому своей страны, к ветеранам ВОВ,

3.развивать творческие способности, эстетический вкус.

Обоснование возникшей проблемы: 9 Мая наша страна празднует День Победы в Великой Отечественной Войне. По традиции в этот день школьники поздравляют ветеранов ВОВ, жителей и гостей города. Пятиклассники тоже пожелали высказать свою благодарность ветеранам и подарить им подарочные сувениры. Но не простые, а изготовленные своими руками. Данный проект представлен в приложении 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Метод проектов является базовой технологией реализации образовательных стандартов нового поколения, и потому каждый современный учитель в обязательном порядке должен овладеть этим педагогическим инструментом.

Такое значение проектному обучению придаётся в связи с тем, что в его режиме формируется инновационное поведение личности, подразумевающее готовность к разрешению проблем, технологическую готовность (понимание инструкции, четкое соблюдение алгоритма деятельности), готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию и другие актуальные компетенции.

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.

Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать творцом. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определенными творческими способностями обладает каждый, вступающий в этот мир, человек. И потенциал этот нужно раскрыть. В этом нет никакого противоречия. Так, каждый обладает способностью логически мыслить, но лишь немногие становятся специалистами по логике или удачными теоретиками. Поэтому педагог должен настраиваться и вести себя так, будто весь класс состоит из потенциальных творцов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова - Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - с. 288,3.

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.// Вестник года. // Вестник образования. 2002. №6 с 21.

  3. Настольная книга учителя технологии: справ.- метод. пособие/сост. А.В. Марченко.- М.: АСТ: Астрель, 2005.- 430, [2] c,- ( Настольная книга).

  4. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. Сасовой И.А., - М.; Вентана-Графф, 2003. - с. 299

  5. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1996.- 319с.:ил.

  6. Е.С. Полат. Метод проектов - статья на сайте Российской Академии Образования.

  7. Программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обучение 1-4 классы, 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2005. - с. 240.

  8. Сасова И.А., Гуревич М.И. Метод проектов в технологическом образовании школьников. - М.: «Вентана-Граф», 2003. - с. 38.

  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998 г.- с. 167-215.

  10. Симоненко В.Д., Бронникова Н.Л., Самородский П.С., Синица Н.В. 11.Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы./ Под ред. Симоненко. - М.: «Вентана-Графф», 2001.- 240с.

  11. Тагариев, Р.З. Технологическое образование. - М.: Изд-во РАЕ, 2002.-с.134.

  12. Чечель И.З. Метод проектов: Субъективная и объективная оценка результатов// Директор школы. 1998. №4.- с. 7-12.

  13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат - М., 2000.- с.4.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1 - Этапы проектной деятельности

№ п/п

Наименование этапа

Пошаговые действия

1.

Поисковый

Поиск и анализ проблемы. Выбор темы проекта. Планирование проектной деятельности по этапам. Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.

2.

Конструкторский

Поиск оптимального решения задачи проекта. Исследование варианта конструкции с учетом требований дизайна. Выбор технологии изготовления. Экономическая оценка. Экологическая экспертиза. Составление конструкторской и технологической документации.

3.

Технологический

Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования. Выполнение запланированных технологических операций. Текущий контроль качества. Внесение, при необходимости, изменений в конструкцию и технологию.

4.

Заключительный

Оценка качества выполнения проекта. Анализ результатов выполнения проекта. Изучение возможностей использования результатов проектирования.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 2 - Требования к оформлению проекта

Класс

Вид проекта

Требования к оформлению проекта

5

Индивидуальный проект (самостоятельно выполненное изделие) и его публичная защита.

Обоснование выбора темы, эскиз изделия, план изготовления изделия (технологическая карта), использованные инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Выполнение соответствующих записей в рабочей тетради.

6

Индивидуальный проект (самостоятельно выполненное изделие) и его публичная защита.

Обоснование выбора темы, эскиз изделия, план изготовления изделия (технологическая карта), перечень необходимого оборудования, инструментов, расход материалов. Правила техники безопасности. Выполнение соответствующих записей в рабочей тетради.

7

Индивидуальный проект (самостоятельно выполненное изделие) и его публичная защита.

Обоснование выбора темы, эскиз и чертеж изделия, технологическая карта (с графическим изображением последовательных операций), краткая историческая справка, расчет цены изделия. Правила техники безопасности. Записи в рабочих тетрадях.



8

Индивидуальный или групповой проект.

Обоснование выбора темы, краткая историческая справка, оценка вариантов, эскиз и чертеж изделия, технологическая карта (с графическим изображением последовательных операций), расчет финансовых затрат, список использованной литературы. Правила техники безопасности. При групповом проекте - вклад каждого участника.

9

Индивидуальный, групповой или коллективный проекты.

Обоснование выбора темы, краткая историческая справка, оценка вариантов. Эскиз и чертеж изделия, технологическая карта (с графическим изображением последовательных операций), полное экономическое обоснование, экологическая безопасность, список использованной литературы. Правила техники безопасности. При групповом или коллективном проекте указывается вклад каждого участника.

10-11

Групповой или коллективный проекты.

Все вышеуказанные требования с учетом профиля обучения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таблица 1 - Оценочный лист

Фамилия, имя:

Дата начала работы:

Класс:

Дата защиты проекта:

Тема проекта:


Этапы выполнения проекта

Что оценивать

Оценка в баллах

максимальная

фактическая

1.

Подготовительный этап

Выбор и обоснование темы проекта, оригинальность.

5


Историческая и техническая справки.

5


2.

Конструкторский этап

Оформленная конструкторская документация.

5


3.

Технологический этап

Оформленная технологическая документация.

5


Наличие оригинальных технологий, специально изготовленных приспособлений и т.п.

5


4.

Этап изготовления
изделия.

Соблюдение культуры труда на каждом уроке.

5 или 0


Качество изделия, соответствие стандартам, оригинальность.

30


5.

Заключительный этап.

Экономическое обоснование.

5


Качество рекламы, оригинальность.

5


Качество доклада:

  1. полнота представления доклада и др.;

  2. объем и глубина знаний по теме;

  3. ответы на вопросы;

  4. личностные качества докладчика.

10


Качество записки (отчета); оформление, соответствие стандартам, рубрицирование и структура текста, качество чертежей, эскизов, схем, качество и полнота рецензий.

5


Наличие вывода о проделанной работе.

5


Уровень самостоятельности при проектировании всех этапов.

10




Итого баллов:

100



ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Творческий проект ученицы 9Б класса, Усовой Татьяны, по теме «Вязание варежек спицами»

Оглавление

Глава I. Исследовательский этап

1.1 Определение проблемы (потребности проектирования)

1.2 Выбор темы проекта и обоснование

1.3. Определение целей и задач

1.4 Составление поэтапного плана проектной деятельности

1.5. Сбор информации по тематики проекта

1.6. Анализ собранной информации и анализ существующих вариантов

1.7. Разработка конструкции. Дизайн-анализ

Глава II. Технологический этап

2.1. Разработка технологии изготовления (технологическая последовательность изготовления изделия)

2.2. Подбор оборудования, материалов, инструментов, приспособлений

2.3. Разработка документации

2.4. Организация рабочего места в соответствии с требованием охраны труда

Глава III. Заключительный этап

3.1. Отделка изделия

3.2. Корректировка, контроль качества, и испытание изделия

3.3. Экономическая часть

3.4. Анализ проделанной работы, выводы

Библиографический список

Приложение

Глава I. Исследовательский этап

1.1 Определение проблемы (потребности проектирования)

Зимой очень велика вероятность простудных заболеваний, есть необходимость защитить себя от холода. Для этого надо тепло одеваться, возникает потребность в теплых вещах, таких как шубы, куртки, шарфы, шапки, и т.д. Кроме всего необходимо и кожу рук держать в сохранности от замерзания и обморожения.

1.2 Выбор темы проекта и обоснование

Наиболее оптимальным решением для того, чтоб руки были в тепле - вязаные варежки. Их можно одеть и под верхнюю одежду, или в комплекте с шарфом, шапкой. Также можно подобрать в сочетании с обувью и сумкой. Поэтому возникает потребность в самостоятельном изготовлении варежек, соответствующей выше названным требованиям.

1.3 Определение целей и задач

Необходимо изготовить варежки с целью получения знаний, при их изготовления; совершенствовать навыки и приемы работы с нитями, пряжей, со спицами; углубить знания по технологии обработки материалов (по разделу «рукоделие»); готовить учащихся к самостоятельной жизни, экономическому разумному ведению хозяйства, развивать творческий подход к работе, прививать элементы предпринимательства.

Для реализации данных целей следует решить ряд задач: выбрать оригинальные и технологически-доступные конструкцию и дизайн проекта, тщательно продумать технологическую последовательность изготовления изделия; рационально подойти к выбору материалов.

1.4 Составление поэтапного плана проектной деятельности

Схема выполнения проекта.

1.5 Сбор информации по тематике проекта

Исторические сведения.

Издавна, стараясь украсить свой быт, люди стремились использовать самые простые материалы для сочетания несложных форм и средств с неприхотливыми узорами, достигнув при этом высокого мастерства.

Ручное вязание изначально появилось как простая утилитарная необходимость, в дальнейшем превратилось в настоящее искусство. Вязаные изделия всегда ценились очень высоко. Например, в Европе их могли поначалу носить только очень состоятельные люди. Вязаные шелковые чулки были подарком даже для королей! Так, шведский король Эрик IV выписал себе пару шелковых чулок. А стоили они - годовое жалование королевского сапожника. Очень сложно точно установить историю вязания, так как нити и трикотаж сохранить тяжело. Но все-таки некоторые свидетельства этого искусства дошли до нас в виде изображений

Требования, предъявляемые к изделию.

Проектируя объект, следует учитывать его надежность, долговечность, универсальность, легкость и простоту ношения и уходе за изделием, соблюдая размер, требования модели: органичность и целостность внешней формы, пропорциональность, гармоничность цветов.

Выбор материала для проектируемого изделия.

Пряжа

Цвета нитей подбираются в зависимости от предпочтения цветовой гаммы в одежде, цветовых предпочтений. Для вязания варежек лучше выбрать смешанную пряжу, состоящую, например, на 38% из шерсти, 37% из хлопка и на 25% из полиамида (50 г/225 м). Синтетические волокна сделают ее более прочной по сравнению с чистошерстяной. Еще один плюс: изделия из пряжи такого состава прекрасно переносят машинную стирку при температуре воды 40' С. Для этой модели потребуется 100 г бежевой пряжи, комплект чулочных спиц № 2,5 и игла со скругленным острием для закрепления концов нити.

1.6 Анализ собранной информации и анализ существующих вариантов

Существует много видов варежек, например как на рисунке и стоят они около 350 рублей

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Применение проектной деятельности на уроках технологии»ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Применение проектной деятельности на уроках технологии»ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Применение проектной деятельности на уроках технологии»

1.7 Разработка конструкции. Дизайн

Варежки вяжутся на пяти спицах. Такое вязание называется трубчатым, круговым, или вязанием на пяти спицах. Оно осуществляется по кругу. На четырех спицах равномерно размещаются набранные петли, пятая - свободная, рабочая. Она сменяет поочередно все остальные.

Глава II. Технологический этап

2.1 Разработка технологии изготовления

В первую очередь, необходимо определиться с моделью варежек. Затем, выбрать или начертить самой схему и нанести на ней все необходимые размеры (количество петель, рядов) Составить технологическую карту с указанной последовательностью операций и используемыми инструментами. Изготовить изделие, произвести контроль качества, осуществить коррекцию варежек

2.2 Подбор оборудования, материалов, инструментов, приспособлений

Для производства варежек необходимо следующее оборудование: рабочее место (стол, стул, настольная лампа).

Инструменты: ножницы, спицы

Приспособления: настольная лампа.

Для проектирования варежек были выбраны основные материалы.

Карта материалов.

Название

Образец

Смешанная

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Применение проектной деятельности на уроках технологии»

Меланжевая

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Применение проектной деятельности на уроках технологии»

Однониточная

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Применение проектной деятельности на уроках технологии»

Неоднородная

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Применение проектной деятельности на уроках технологии»

Крученная

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Применение проектной деятельности на уроках технологии»

Аппаратная

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Применение проектной деятельности на уроках технологии»

Я выбрала именно эту смешанную пряжу, так как синтетические волокна сделают ее более прочной по сравнению с чистошерстяной. Еще один плюс: изделия из пряжи такого состава прекрасно переносят машинную стирку при температуре воды 40° С.

Пряжа по структуре и природе волокна отвечает технологическим требованиям: изготовлена из экологически-чистого материала.

Разновидность вязки, использованной при изготовлении.

№ п/п

Название вязки

Графическое изображение

1

Чулочное вязание из «бабушкиных петель»

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Применение проектной деятельности на уроках технологии»

2

Резинка 2х2

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Применение проектной деятельности на уроках технологии»

2.3 Разработка документации

Технологическая карта

№ п/п

Название операции

Эскиз

Инструменты

Оборудование

1

2

3

4

5

1

Набор петель (воздушных)

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Применение проектной деятельности на уроках технологии»

Спицы

Рабочее место: стол,

1

Набор петель (начального ряда)

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Применение проектной деятельности на уроках технологии»

Спицы

3

Набор петель (начального ряда)

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Применение проектной деятельности на уроках технологии»

Спицы

4

Набор петель (для начала изготовления изделия)

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Применение проектной деятельности на уроках технологии»

Спицы

стул, настольная лампа

5

Верхняя часть варежки с манжетой (вяжется по кругу)

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Применение проектной деятельности на уроках технологии»

Спицы

Рабочее место: стол, стул, настольная лампа

6

2

3

4

5

7

Узор

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Применение проектной деятельности на уроках технологии»

Спицы

Рабочее место: стол, стул, настольная лампа

8

Образование отверстия для большого пальца

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Применение проектной деятельности на уроках технологии»

Спицы

Рабочее место: стол, стул, настольная лампа

9

Соединение пятки со стопой

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Применение проектной деятельности на уроках технологии»

Спицы

Рабочее место: стол, стул, настольная лампа

10

Клин подъема стопы

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Применение проектной деятельности на уроках технологии»

Спицы

Рабочее место: стол, стул, настольнаялампа



1

2

3

4

5

11

От клина подъема стопы до мыска

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Применение проектной деятельности на уроках технологии»

Спицы

Рабочее место: стол, стул, настольная лампа

12

Мысок

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА «Применение проектной деятельности на уроках технологии»

Спицы

Рабочее место: стол, стул, настольная лампа, швейная машина

2.4 Организация рабочего места в соответствии с требованием охраны труда

Правила посадки при работе на рабочем месте

1. Сидеть за рабочим местом, (стол, кресло, диван и др.) слегка наклонив корпус и голову вперед.

2. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.

3. Ноги должны опираться всей ступней на пол.

4. Все необходимые инструменты должны лежать в пакете (или другом предусмотренном месте).

5.Перед началом вязания в изделии не должно находиться булавок или игл.

6. Нельзя близко наклоняться к движущимся остриям спиц. Необходимо следить за правильным положением рук.

Техника безопасности при работе.

1. Работа со спицами

хранить спицы в определенном: месте;

при потере спиц обязательно найти ее;

кусочки сломанной спицы собрать и выбросить в безопасное место;

не вязать ржавой спицей;

нельзя брать спицу в рот, вкалывать в одежду

2. Работа с ножницами:

класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

передавать и переносить ножницы кольцами вперед и с сомкнутыми лезвиями;

· не оставлять ножницы около подвижных частей швейной машины.

3. Санитарно - гигиенические правила:

нельзя перекусывать нитки зубами;

мыть руки перед началом работы;

рекомендуется делать перерывы в работе не реже, чем через каждые полтора часа, так как устают пальцы и утомляются глаза.

4.Правила обработки моющимися средствами после изготовления изделия, желательно стирать в специально предназначенных для шерсти порошках, или других подобный моющих средств.

Глава III. Заключительный этап

3.1 Отделка изделия

Связанные варежки с выбранным (если есть такой в наличии) рисунком готовы к применению, при желании можно пропустить плотную нить через верхний край варежки.

3.2 Корректировка, контроль качества, и испытание изделия

Мною были соблюдены основные требования к полотну изделия

1. Равномерная по всей длине вязка полотна

2. Без затяжек

3. С равной силой по всей длине набор петель

Я провела испытания на эластичность, растяжения, соответствие выбранного размера.

В результате: изделие соответствует предъявленным требованиям, внешний вид оригинален и привлекателен.

3.3 Экономические расчеты

Стоимость материалов.

№ п/п

Материал

К-во, гр

Цена, руб.

1

Пряжа

100 г

120

2

Спицы

5

100

Итого: 220 руб.

Стоимость электроэнергии на освещение = 6 • 0,1 • 2 ~ 2 руб.,

где 6 часов - время изготовления изделия при искусственном освещении,

0,1 кВт = 100 Вт - мощность лампочки,

2 руб. = 1 кВт • ч - цена электроэнергии.

Сумма затрат без учета работы.

2 + 130 = 222 руб.

3.4 Анализ проделанной работы, выводы

Производство изделия осуществлялось 6 часов, с учетом выполнения схемы (при необходимости). Сложность изготовления заключается в переходе от одного вида вязки к другой, так как требуется определенные навыки при вязании. Было затрачено 220 руб. на покупку материалов. Эта цена значительно меньше цены рассмотренных мною вариантов, без учета труда. Следовательно, рациональней изготовить варежки самой, чем приобрести их в магазине. Тем более что при самостоятельной разработки конструкции и рисунки изделия, можно не сомневаться, что эта вещь творческая, эксклюзивная и оригинальная, а также удобна и необходима каждому человеку.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Социальный проект по технологии "Подарок Победителю"

Автор: Буделенкова Зоя Алексеевна, учитель технологии МБОУ "СОШ№31 им.А.П.Жданова»

Описание проекта: Данный проект раскрывает особенности работы обучающихся 5 класса над изготовлением изделий, результатом которого должны стать подарочные сувениры «Детские ладошки» и «Солнышки» ветеранам Великой Отечественной войны, жителям и гостям города. Назначение: материал проекта может быть полезен учителям технологии в организации проектной деятельности учащихся.

Цель: разработка подарков - сувениров ветеранам ВОВ, жителям и гостям города в День Победы.

Задачи:

1.развивать самостоятельность, способность планировать и корректировать собственную деятельность, коммуникативные навыки,

2.развивать патриотическое отношение к историческому прошлому своей страны, к ветеранам ВОВ,

3.развивать творческие способности, эстетический вкус. Обоснование возникшей проблемы.

9 Мая наша страна празднует День Победы в Великой Отечественной Войне. По традиции в этот день школьники поздравляют ветеранов ВОВ, жителей и гостей города. Пятиклассники тоже пожелали высказать свою благодарность ветеранам и подарить им подарочные сувениры. Но не простые, а изготовленные своими руками.

Цель работы: создание подарочного сувенира к празднику 9 мая.
Задачи:

- овладеть новой техникой изготовления сувениров из фетра и атласных лент;
- совершенствовать навыки владения композиционным построением изделия,
- развивать умения гармоничного подбора цвета при составлении подарка
Перед работой над проектом было проведено исследование в рамках школьного проекта «Я Помню! Я Горжусь! 1941-1945г.» Тема: Мой прадед Попов Иван Прокопьевич. Автор: Сидорова Полина ученица 5 В класса Руководитель: Буделенкова З.А.

Краткая биографическая справка

Мой прадед Попов Иван Прокопьевич родился 1910 году. Родиной является село Большая Кода, поселок Калтук Иркутская обл. Учился в школе. Как все советские школьники мечтал стать шофером.

18 лет пошел в служить в Советскую армию. Служил на Монгольско-Советской границе. После службы сразу попал на фронт. Был отважным, смелым и очень веселым человеком.

Участвовал в боях на Калининградском западном, Бела - русских боях. Награжден медалями за эти бои. Имеет медаль за победу над Германией.

После Великой Отечественной войны участвовал в японской войне с 9.02- 03.09 1945 г.Имеет медаль за участие в японской войне.

Демобилизован 20 марта1946 г. Прожил 86 лет.

За время жизни награжден Орденом отечественной войны 1 степени, медалью Жукова к 60-летию вооруженных сил СССР и 70-летию вооруженных сил СССР.

Я горжусь своим прадедом.

Выявление основных требований к изделию. На уроках технологии учащиеся к Дню учителя научились делать из атласных лент браслеты. Перед ними встал вопрос: "А есть ли другие техники и материалы?" для изготовления подарков, сувениров. Дети изучили журналы, сайты Интернета по рукоделию, рассмотрели разные варианты выполнения сувениров. В итоге решили, что подарочные сувениры из двух ладошек и солнышка должен быть ярким и радостным, прочным, простым в изготовлении.

Разработка идей, вариантов. а) Как может выглядеть сувенир? Пятиклассники изучили разнообразные сувениры ко Дню Победы. Возникла идея - изготовить две ладошки, скрепить их атласной лентой. Так как желтого фетра осталось много - решено изготовить солнышко. б) Из какого материала можно это сделать? Предложения были: из текстиля, из бумаги, из фетра, связанные крючком, из кожи.

Анализ идей и выбор лучшего варианта. Рассмотрели все варианты: - бисер - очень дорогой материал, его нужно слишком много, - натуральную кожу ярких цветов тоже непросто найти, - работы из бумаги красивы, но не столь долговечны, как другие материалы, - текстиль подойдёт, он самый распространённый и дешёвый. Лоскутное шитье - традиционное русское рукоделие. Еще прапрапрабабушки создавали коврики, одеяла в технике лоскутной пластики. Лоскуты тщательно подбирались по цвету, сшивались в определенном порядке, создавая геометрические орнаменты. Но время идет вперед, появляются новые материалы, например, очень красивые, разнообразные по цвету и назначению. Фетр не требует дополнительной обработки: его края имеют кромки, которые не осыпаются. А торцы нарезанной ленты легко оплавляются свечей, так как это синтетический материал. Просмотрев журналы, сайты Интернета по рукоделию, учащиеся узнали, что существует много техник изготовления из фетра, но решили остановиться на двух вариантах: ладошки из фетра скрепленные атласной лентой и солнышко из фетра, украшенное кружочками, которые остались после изготовления ладошек.

Определили правила техники безопасности при изготовлении проекта. 1.Ножницы класть на стол с сомкнутыми лезвиями кольцами к себе; передавать ножницы, держась за сомкнутые лезвия.

2. Иглы хранить в игольнице; не вкалывать их в одежду и другие предметы во время отдыха, не брать в рот.

3. При работе иглой использовать напёрсток.

4. Кусочки сломанной иголки собрать, завернуть в бумагу и выбросить в безопасное место (отдать учителю).

5. Работать с клеем в проветриваемом помещении.

6. Обжигая над свечой торцы ленты, не брать её близко к краю руками.

Подготовили материалы, инструменты и принадлежности:

- фетр

- ленты атласные,

- игла швейная, ножницы,

- клей "Титан",

- свеча для обработки торцов лент,

- игла, напёрсток,

- дырокол.

Определили последовательность изготовления изделия.

1. Изготовить, необходимое количество ладошек и солнышек, пользуясь инструкционно-технологическими картами.

2. Когда все ладошки и солнышки будут готовы, нужно подготовить листики и атласные ленты. В конце работы провели прочность приклеивания на солнышках.

Сделать такое сообща совсем не сложно: нужна только усидчивость, аккуратность, согласие, желание, ответственность за свою часть работы, фетр и остатки разноцветных шёлковых и атласных лент.

Реализация проекта

Среди учащихся школы провели конкурс рисунков «Дети рисуют Победу!». Из всех представленных - выбрали 56 рисунков и ими украсили троллейбус Победы.

Украшали троллейбус Победы лучшие ребята школы в БТУ 8 мая. Оформление шарами сделано родителями 10 класса.

Вручали подарки ветеранам и пожилому населению города Братска экскурсоводы 5-7 классов, в «троллейбусе Победы» по маршруту 4, который курсировал по городу 9 мая. Пятиклассники искренне надеются, что эти сувениры будет долго радовать наших бабушек и дедушек, гостей и жителей города.



© 2010-2022