Интегрированный урок по теме: Экология одежды

Интегрированный урок: технология и биология.  К данному уроку учащиеся должны вспомнить о свойствах натуральных тканей. Учащимся предстоит определить правильный алгоритм формирования экологического мышления. Узнать об экологическом стиле. На практике разработатьмакетную коллекцию моделей из бытовых отходов. Урок разработан для обучающихся 9 класса.Основные понятия изучаемые на уроке: экология одежды, технологическая среда, экологическое мышление, экологический стиль,экологизация потребления. Тем...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

итегрированного урока по теме: «Экология одежды»

Абузаровой М.С., учителя технологии МОУ «СОШ №9 имени М.И. Баркова»

г. Братска Иркутской области.

Описание урока. Интегрированный урок: технологи и биология. К данному уроку учащиеся должны вспомнить ранее изученный материал о свойствах натуральных тканей. Учащимся предстоит определить правильный алгоритм формирования экологического мышления. Узнать об экологическом стиле. На практике разработать макетную коллекцию моделей из бытовых отходов.

Возрастной уровень:

Учащиеся 9 класса.

Основные понятия:

  1. Экология одежды

  2. Технологическая среда

  3. Экологическое мышление

  4. Экологический стиль

  5. Экологизация потребления.

Тематические разделы:

  1. Теоретический

  2. Мини исследование

  3. Практическая работа.

Цели урока:

Создать условия для развития у учащихся творческой инициативы, коллективно- мыслительной деятельности, способности находить нужную информацию и отбирать самое главное.

Содействовать формированию экологической культуры, умению публично выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи.

Воспитывать бережное отношение к ресурсам.

Способствовать раскрытию взаимосвязи понятий «мода» и «экология» посредством экологических направлений в дизайне одежды и решении бытовых проблем.

Требуемое время:

Продолжительность урока - 2 учебных часа.

Материалы к уроку:

  1. Учащиеся должны иметь: альбомный лист, клей, ножницы, бытовые отходы, карандаш

  2. Повторить ранее изученный материал по разделу материаловедение

  3. Компьютер.

Ход урока:

Организационный момент.

Теоретическая часть.

Наша конференция - заключительный урок по изучению модуля «Мода и экология». Мы обобщим результаты работы по экологическим направлениям, тем самым постараемся раскрыть взаимосвязь «мода» и «экология», используем практические идеи для решения экологической проблемы в быту на примере джинсовой одежды.

В заключение постараемся ответить на основополагающий вопрос: Экологические направления в дизайне одежды - это мода или способ изменить отношение людей к окружающему миру?

Актуализация опорных знаний

Кто сегодня не слышал слово «экология»? Оно звучит по радио и с телеэкранов, не сходит со страниц газет и журналов, мы говорим об экологии дома и на улице.

Большинство людей подразумевают под экологией только охрану природы. А это далеко не так Сфера деятельности экологии гораздо шире.

И сегодня мы рассмотрим «точку» приложения экологии к человеческой деятельности в дизайне одежды. Планетная система Земли включает в себя три взаимодействующие части. Центр этой системы - человек, который является частью природы, но живет в обществе, строит производственные отношения, преобразует материальный мир за счет переработки сырьевых ресурсов в готовый продукт. Так появился искусственный мир (не свойственный природе) - техносфера, которая включает в себя и одежду.

(Техносфера - совокупность объектов и процессов, созданных в результате разумной преобразовательной деятельности людей, в том числе и одежда)

Интегрированный урок по теме: Экология одежды

рис.1

Технологическая среда оказывает не только положительное, но и отрицательное воздействие на естественную природу, человека и общество.

К техногенным опасностям относятся: радиация, ядерные излучения, вибрация, шум, вредные примеси. Темпы развития техники и технологий опережали становление технологического мышления и этики. В результате мир и человек оказались на грани экологической катастрофы. Биологические опасности связаны с проблемами экологии.

Интегрированный урок по теме: Экология одежды

рис. 2

Учитель (см. рис.3)

Итак, шаг за шагом мы будем приближаться к экологическим направлениям в моде.

Разрешить экологический кризис можно, но необходимым условием решения экологических проблем является формирование экологического мышления.

Задание:
На столах листы-программы. Проставьте цифрами алгоритм условных этапов формирования экологического мышления.

Ответы:

3

Признание главенства эколог. Ценностей

1

Изменение сознания человека

2

Изменение человека к миру

4

Поддержание эколог. равновесия

5

Охрана природы

6

Развитие творческого потенциала

Учащиеся проверяют по слайду с анимацией ответы, появляющиеся по порядку на экране. Мы видим, что на первом месте стоит изменение сознания человека.

Интегрированный урок по теме: Экология одежды

рис. 3 .

Озабоченность общества экологическими проблемами - одна из причин формирования новой концепции в дизайне одежды.

«Экологическим» может быть названо любое проектирование в дизайне, направленное на гармонию отношения человека с окружающим миром. В 70-е годы появился «экологический стиль» в моде, акцентирующий внимание на натуральные материалы, естественные цвета.

Интегрированный урок по теме: Экология одежды

рис.4

Шерсть. Сохраняет в себе первичную структуру меха и поэтому излучает положительную энергию, которая соответствует жизненной энергии человека. Шерстяные вещи подходят людям слабовольным, скромным, застенчивым.

Хлопок. Подходит любому человеку, даря безмятежность и спокойствие. Его энергия хорошо снимает стрессы, перевозбуждение, помогает при неврозах.

Лен. Обладает энергетическими свойствами, позволяющими пробуждать в человеке чувство спокойной собранности. Лен является хорошим изолирующим материалом, который отражает внешние энергетические воздействия.

Шелк. Таит в себе заряд эротической энергии, возбуждающей чувственность. Чтобы получить от шелка максимум энергии, ткань должна быть однотонной и тонкой.

2. Экологические направления в дизайне одежды

Интегрированный урок по теме: Экология одежды

рис.5

«Вещизм» изменил традиционное отношение к вещам - основными требованиями к ним вместо качества и долговечности становятся удобство в употреблении и модность. При проектировании вещей специально предусматривается ее быстрое физическое и моральное устаревание.

Потребителя заставляют тратить деньги на приобретение все новых и новых более совершенных товаров. Однако бесконечное увеличение потребления невозможно, существуют «пределы роста».

Назрела необходимость формирования новой системы ценностей, которая бы способствовала гармоничному существованию человека и природы, определяя превосходство качества жизни над количеством потребляемых благ.

Снижению объемов потребления способствует приверженность современного дизайна одежды и к многофункциональности вещи.

1) Универсальная вещь.

2) Минимальный гардероб.

Многие модельеры являются сторонниками идеи минимального гардероба, состоящего из вещей, подходящих для любого случая.

3) Мини-исследование «Гардероб учащихся 9-го класса»

Социологический опрос учениц 9-го класса


Ф.И. учащегося

Плащ

Платье

Джинсы

Топ

Кофта

Джемпер

Брюки

Толстовка

Юбка джинсовая

Юбка

Костюм

Костюм спортивный

Куртка

Дубленка

Шуба

Скуратова Лилия



3

3

2


1





1

3



Журавлева Валентина



4

4

7

3

2

2

1

3


2

4

1


Бабакулова Карина



5

10

3

5

2

1



1

2

3

1

1

Лангуева Наталия



3

2

5


1


1


1

1

4



Морозова Анна



4

5

5



3




3

6



Бардакова Елена



9

15


1

3

4

5

1

2

4


1

Сазонова Елизавета



2

4

5


1

1

1

3


1

2



Гордеева Илона



3

5

4


2

1

1

7


2

3



Духовникова Кристина



5

7

13

3

5

3

1

4


3

5



Балега Екатерина



1

1

5


1

1

2

3



1

1


Качан Наталия



3

13

10

1

3

1

2

1


1

3


1

Брюханова Анастасия



3

10

2

1

2


1

2



3



Астапова Татьяна



2

13

9



2

2

2


2

2



Куренкова Наталия



3

4

5



1

2



1

3



Овчинникова Юлия



5

10

8

4

1


2

5

1

2

3

1


Чужакина Анастасия


6

2

2

4

2

1


1

3


1

3

1


Константинова Эльвира



3

3

5




2


1

1

2


1

Логачёва Яна

1

2

4

9

4

1

1

1

1

6


2

8

1


Халютина Алина



5

3

4




1



3

2

1


Мешкова Ирина



2

4

6

2


2


1

1

1

3


1

Среднее значение

0,05

0,4

3,55

6,35

5,3

1,1

1,2

1

1,25

2,25

0,3

1,55

3,35

0,35

0,25

рис.6

Вывод:

Проведя социологический опрос среди учениц девятого класса было выяснено, что девушки 14-15 лет отдают предпочтение универсальному, удобному стилю, Многофункциональная одежда, которую выбирает современная молодежь, подходит и для посещения учебного заведения, и для прогулок с друзьями, похода на дискотеку. В гардеробе каждой девушки есть не одни джинсы, модный топ, куртка. Реже встречаются классические вещи - костюм, строгая юбка, платье.

Опираясь на результаты опроса, мы составили свой минимальный гардероб:

  1. джинсы

  2. топ

  3. кофта

  4. куртка

  5. юбка

  6. спортивный костюм.

Интегрированный урок по теме: Экология одежды

рис.7

От экологизации потребления зависит экологизация производства. Это направление решает проблемы, связанные с технологическим процессом).

В дизайне одежды эти проблемы решаются путем отказа от синтетических материалов, которые негативно влияют на здоровье самого человека. Синтетику предлагают заменить естественными материалами, традиционными для изготовления одежды.

Интегрированный урок по теме: Экология одежды

рис. 8

Одна из целей дизайна, ориентированного на «экологию человека»- развитие творческих способностей личности. Утилитарная ценность уступила место игре «фантазии потребителя». Потребитель включается в процесс создания своего образа. Сегодня можно выбрать все, что подходит.

Отношение к моде стало менее серьезным. Трансформирующие формы, пристегивающие элементы», смешные дополнения.

Костюм может даже быть похожим на театральный. По одежде не определишь социальный статус. Меняя одежду, человек по собственному желанию меняет свой имидж.

Появились проекты звучащей одежды; реагирующей на изменения температуры или освещенности. Подобные эксперименты с новейшими технологиями проводят японские и итальянские дизайнеры.

Интегрированный урок по теме: Экология одежды

рис. 9

Отдельно можно выделить направление «Мусорный дизайн», которое пока имеет мало общего с массовой одеждой.

Известны коллекции «Гринпис», представляющие одежду из использованных упаковок, бутылочных пробок, банок из-под напитков, пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов.

Появляющиеся в моделях дизайнеров такие нетрадиционные материалы, как старые газеты, коробки из-под стирального порошка, текстильный лоскут свидетельствуют об их интересе к возможностям «мусорного дизайна».

Практическая работа: «Выполнение макетной коллекции моделей».

Задание:

На альбомном листе оформить одну модель с использованием бытовых отходов.

Критерии оценки:

оригинальность идеи,

эстетику оформления,

объем работы.

Итог урока:

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с еще одним направлением экологии - Экология одежды. Доказали что необходимым условием решения экологического кризиса является правильное формирование экологического мышления. И в первую очередь изменения сознания человека. Познакомились с «экологическим стилем» основным направлением которого является гармоничное отношение человека с окружающей средой. «Вещизм» изменил традиционное отношение к вещам, назрела необходимость формирования новой системы ценностей. Мини опрос показал нам, что можно обойтись минимальным набором вещей и хорошо выглядеть. Выполняя практическую работу мы попытались ответить на основополагающий вопрос: Экологическое направления в дизайне одежды - это мода или способ изменить отношение людей к окружающему миру.

Заключение:

Скоро вы вступите во взрослую жизнь. Хотелось бы, чтобы полученные на уроках технологии знания применялись на протяжении всей вашей жизни. Все это поможет улучшить окружающий нас мир.

Приложение:

Презентация.

© 2010-2022