Разработка урока 5кл Декоративно-прикладное искусство. Лоскутное шитьё

Конспект урока по технологии 5 класс (девочки) из раздела «Декоративно-прикладное искусство» знакомит пятиклассниц с одним из древних традиционных видов народного творчества – лоскутным шитьём. В процессе изучения нового материала даются исторические сведения, правили подбора кусочков тканей по толщине, цветовой гамме. Уделяется внимание технике безопасности при ручных работах и при влажно-тепловой обработке ткани. Возможно перед практической работой выполнить ученицами несколько эскизов планиру...
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4

Конспект урока по технологии (девочки) 5 класс.

Тема: Декоративно-прикладное искусство. Лоскутное шитьё.

ЦЕЛИ:

  • изучение одного из видов традиционного народного творчества;

  • расширение кругозора;

  • овладение навыками выполнения лоскутного шитья;

  • приучение к аккуратности;

  • воспитание вкуса;

  • пробуждение фантазии.

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя

Занятия на уроках технологии постепенно должны привести вас в страну Мастерляндию, и вы станете настоящими мастерами на все руки. Добраться до этой страны непросто. Как и всякого путешественника вас ожидают трудности и неожиданные открытия, вы увидите и узнаете что-то новое. В дороге вам помогут смекалка, настойчивость, любознательность и желание научиться тому, что ты ещё не умеешь. Народные мудрости по этому поводу гласят:

  • Жизнь дана на добрые дела.

  • Труд человека кормит, а лень - портит.

  • Всякое уменье трудом даётся.

  • Была бы охота - заладится всякая работа.

  • Без дела жить - только небо коптить.

3. Изучение нового материала.

В Мастерляндии живут мастера, умеющие делать из ткани всё : одежду, бельё, обувь, книжные переплёты, парашюты, паруса яхт, игрушки и многое другое.

Искусство изготовления ткани возникло тысячи лет назад. Из тростника и травы первобытные люди плели обувь, сети, корзины, подстилки. Со временем они научились прясть - вырабатывать из волокон растений и шерсти животных нити. Всё это делалось вручную или при помощи нехитрых приспособлений, времени занимало много. Поэтому ткани очень ценились и все кусочки и остатки хранились, а когда их скапливалось достаточное количество, то можно было приступать к рукоделию.

Шитьё из лоскутков - один из традиционных видов народного творчества. Мастерицы разных народов выполняли всевозможные полезные для дома вещи: коврики, шторки, покрывала, сумки, одеяла и так далее. Кусочки ткани так искусно подбирались по цвету, соединялись в гармоничные композиции, что эти изделия становились настоящими произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают наши дома и быт уютными и красивыми.

В лоскутных изделиях можно использовать различные виды тканей, главное, что их надо подобрать так, чтобы ткани были одной плотности (толщины). В настенных ковриках, панно, аппликациях, игрушках используются кроме ткани и другие материалы: тесьма, ленты, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы и прочее. Нередко приходится ориентироваться на старые вещи, главное, чтобы они не были очень ветхие и быстро не порвались.

Изделие из лоскутков должно быть выполнено в гармоничной цветовой гамме: тёмные ткани будут хорошо сочетаться со светлыми, крупный рисунок с мелким, хорошо, когда набивные рисунки чередуются с однотонными.

Чтобы получились аккуратные и красивые изделия вам потребуются следующие предметы: различные куски ткани, ножницы, иголки и нитки, швейная машина, утюг и гладильная доска. Для того, чтобы правильно выкроить детали, вы будете пользоваться картонными трафаретами с внутренней пустотой. Обводить надо трафарет и снаружи и внутри, так как внешняя линия нужна для вырезания, а внутренняя - для выполнения шва.

Умелые рукодельницы выполняют сложные изделия, а мы начнём с простых. В процессе работы вы будете использовать ножницы, иголку, нитки, карандаш либо мыло, лекала, может быть резак и утюг,а значит нужно вспомнить технику безопасности.

Труд - дело очень важное,

Порой небезопасное.

Правила должны вы знать,

Безопасность соблюдать.

При выполнении ручных работ:

  1. хранить иголки в специально отведенном месте - подушечке, игольнице;

  2. шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец;

  3. ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе;

  4. передавать ножницы кольцами вперёд.

При работе с утюгом:

  1. перед началом работы необходимо проверить целостность шнура;

  2. включать и выключать утюг нужно сухими руками, одной рукой придерживая корпус розетки, а другой - держа вилку;

  3. ставить утюг на подставку;

  4. следить за тем, чтобы подошва горячего утюга не касалась шнура;

  5. правильно устанавливать температурный режим (в соответствии с видом ткани);

  6. после окончания работы следует поставить утюг на подставку и выключить.

4. Практическая работа «Лоскутный коврик»

  1. Коврик будет состоять из полосок ткани различных цветов. Примерный размер коврика 15х15 см. Соответственно ширина полосок - 3 см.На отглаженной ткани обвести нужное количество деталей, на тёмной ткани рисуем мылом, а на светлой - карандашом на изнаночной стороне. Делаем экономную раскладку, учитывая направление долевой нити (по основе)

  2. Раскрой ткани с учётом припуска на швы.

  3. Начинаем сборку деталей. При сшивании кладём лицевую сторону к лицевой, аккуратно совмещая края.

  4. Отглаживаем полосы и сшиваем их между собой. Получаем квадрат .

  5. Отглаживаем квадрат и выкраиваем из более плотной ткани нижнюю деталь нашего изделия

  6. Складываем заготовки лицевой стороной друг к другу и прошиваем три стороны

  7. Выворачиваем, отглаживаем

  8. Делаем петлю, прикладываем её на нужное место и зашиваем

Во время выполнения практической работы учитель консультирует учащихся.

5. Подведение итогов. Коллективное обсуждение работ, полученных результатов. Выставление оценок.

  1. Уборка рабочих мест.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. В. Д. Симоненко Технология. 5 класс Москва изд Дрофа, 2011.

  2. Занимательные задания для уроков технологии 5-7 классы Волгоград: Учитель, 2009.

  3. Карачевцева Л.Д., Власенко О.П., Технология. 5-9 классы: дополнительные и занимательные материалы. - Волгоград: Учитель, 2009.

  4. blog.kp.ru/users/sandra50/post131594957/



© 2010-2022