- Преподавателю
- Технология
- Интегрированный урок на тему: «Декоративно-прикладное искусство казахского народа»
Интегрированный урок на тему: «Декоративно-прикладное искусство казахского народа»
Раздел | Технология |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ибраева С.Т. |
Дата | 03.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Интегрированный урок на тему: «Декоративно-прикладное искусство казахского народа»
Ибраева Сауле Темировна
учитель технологии первой категории высшего уровня
КГУ «Общеобразовательная средняя школа № 22 г.Темиртау»
Предмет: Технология и изобразительное искусство
Класс: 5 класс
Тема: Декоративно- прикладное искусство казахского народа
Цель: Углубить знания о народном декоративно- прикладном искусстве казахского народа
Задачи:
Обучающая: познакомить учащихся с интерьером юрты, как одного из древнейших видов передвижного жилища казахов, а также ознакомиться с видами орнаментов, выполнить творческую работу в группах.
Развивающая: развивать дизайнерские и художественные способности, память, внимание, познавательный интерес.
Воспитательная: воспитывать патриотические чувства, уважать культуру и традиции своей страны, родного дома.
Тип урока: урок изучения нового материала и практическое закрепление знаний учащихся.
Наглядный материал и оборудование: иллюстрации известных художников Казахстана, работы учащихся,выполненные в разной технике; ТСО - компьютер, интерактивная доска, ватманы ф.А-2, карандаши, палитра, краски, кисти, цветная бумага, клей, ножницы.
Ход урока.
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
2. Постановка учебной задачи, актуализация знаний.
С какими видами искусства вы уже знакомы? Перечислите.
-Что такое живопись, скульптура, графика, архитектура?
- Какие жанры в искусстве вы знаете? - Перечислите.
- Произведения каких известных художников Казахстана вы знаете?
- В какой технике они выполнены? (Демонстрация иллюстраций).
- Расскажите стихи о жанрах в искусстве.
Слайды:
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется пейзаж.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это - натюрморт.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется портрет.
Если видишь на картине танки
В бой лавиною пошли
Или быстрые тачанки,
Или в море - корабли
Иль штыков мерцая сталью,
В бой пехота поднята -
Называется … (батальным)
Жанр картин таких всегда.
Если видишь на картине
Повседневный труд людской
За прилавком в магазине
Или в швейной мастерской,
На заводе или в школе,
Это навсегда усвой -
Жанр картины - …(бытовой).
Если видишь на картине
Нарисован слон,
Крокодил, жираф, горилла,
Кошка, иль питон,
Или звери Аргентины,
Иль пингвин Арктический,
Значит, жанр такой картины -
Анималистический. (Изображение животных)
3. Изучение нового материала.
- Ребята давайте представим себе, что мы отправились в путешествие в ближайший казахский аул, которые существовали в давние времена кочевников. Конечно, сейчас в наше время нет таких поселений, но всё же юрта-древнейшее и в то же время остаётся современным жилищем кочевников-чабанов. А вот и юрты.
Сегодня я приглашаю посетить три юрты, в которых мы увидим много интересных вещей. В первой юрте мы узнаем все о декоративно- прикладном искусстве (учитель демонстрируя наглядности рассказывает о различных предметах быта, одежде, посуде, ювелирных украшениях и многом другом.), посетив вторую юрту мы узнаем о различных орнаментах и их значении. (демонстрация презентации), и побывав в третьей юрте мы с вами выполним творческую работу.
4. Решение поставленной учебной задачи. Путешествие по степи Казахстана:
- Давайте посетим первую юрту: человека, входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее интерьер. Здесь: любая вещь в юрте, выполненная из кожи, металла, кости, ткани и шерсти, войлока в декоративном стиле, украшенного орнаментом, поражает своей красотой. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом.
Кочевники использовали юрту как переносное жилье. Юрта была очень удобна при кочевьях народа, т.к. она быстро разбиралась и собиралась, легко было перевозить на верблюдах.
Одной из разновидностью древнего жилища была куйме - повозка с установленной на ней юртой.
Первые варианты юрт появились еще в бронзовом веке. Племена этого времени жили в круглых жилищах, похожие на казахские юрты.
1. Какие бывают юрты? В чем их различие? (праздничные, повседневные). Форма, оформление дома могли так же указать на этническую принадлежность хозяина.
2. Ребята, посмотрите на эти иллюстрации и ответьте, чем украшали жилища?
У казахского народа насчитывается более 200 видов национального орнамента. Искусство орнамента в течении веков передавалось из поколения в поколение.
3. Давайте, ребята, вспомним из презентации, какие бывают орнаменты и что они символизируют:
геометрический - это ромб, квадрат, зигзаг, цепь.
растительный - делятся на основной и производный
анималистический или зооморфный - отражает мир древних скотоводов и земледельцев.
У славян - изображения птиц, животных; у казахского народа согласно корану запрещается рисовать животных, изображаются лишь части тела животных: горб, след, рог, шея и т.д.
космогонический - это изображения звезд, солнца, луны.
Так, если посмотреть на жилища, то можно встретить:
на ставнях дверей - изображение ромба - символа небесного грома;
на дверях юрт можно встретить резьбу по дереву в виде вихревой розетки - это символ солнца.
Инструктаж о правилах безопасности работы с ножницами, с клеем.
Дети повторяют правила безопасности работы с ножницами, с клеем. (на доску вывешиваются правила безопасности).
-Как будем прикладывать шаблон к цветной бумаге? (к краю бумаги).
Напоминаю правило работы с красками:
- пользоваться палитрой;
- на кисточку много воды не брать, излишки воды убирать о край баночки;
- если вам нужны яркие цвета, нужно набрать побольше краски.
5. Работа с пооперационной картой.
На доске схема выполнения работы.
-
Приложить шаблон к цветной бумаге.
-
Обвести шаблон.
-
Вырезать орнамент.
-
Приклеить к рисунку.
Фон (Звучит кюй А. Енсепова «Гафиз»)
6.Самостоятельная работа ( контроль и самопроверка знаний)
Ребята делятся на три команды и самостоятельно выполняют работу.
Командам раздаются бумаги формата А-2 с изображением силуэта юрты, цветная бумага, шаблоны узоров. Ребята трех команд должны будут украсить юрты снаружи узорами и орнаментами самостоятельно.
7. Подведение итогов. Наш урок подходит к концу. Мы узнали:
- о декоративно- прикладном искусстве казахов
- об орнаментах, что они символизируют
- выполнили творческую работу
Оценивание работы учащихся.
Демонстрация работ учащихся.
Вот вы и завершили украшение юрты, в этом вам помогла ваша находчивость, знания, способности.
Рефлексия: На баскур заранее украшенной юрты приклеить ромбики:
Очень понравился
Урок понравился
Не понравился
Красный -5
Желтый - 4
Синий - 3
8.Домашнее задание по группам.
1 группа - аппликация с использованием геометрического орнамента
2 группа - аппликация с использованием зооморфного орнамента
3 группа - аппликация с использованием растительного орнамента