Методическая разработка школьного кружка по художественной керамики и лепки

Мы забыли о самых древних ремеслах и в том числе о лепке из глины. однажды я попала в гончарную мастерскую и была очень удивлена этим ремеслом, во мне проснулось желание возродить этот промысел у себя на уроках. Для тех у кого в школе в водят дополнительные платные услуги подойдет идеально. Денег требуется минимум, теории минимум ну а практики максимум, работайте на здоровье!!!
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школьный кружок художественной керамики и лепки.


Занятия в кружке художественной керамики и лепки - эффективная форма приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству, развития пространственного мышления, глазомера, воображения, специальных умений, воспитания трудолюбия и эстетического вкуса.

Практические занятия лепкой, беседы о творчестве великих мастеров с просмотром диафильмов, слайдов и иллюстраций, посещение музеев, керамических мастерских, встречи с художниками - керамистами -все это способствует всестороннему развитию личности ребенка.

Для занятий в кружке художественной керамики и лепки учащихся желательно разделить на возрастные группы: младшую - I-III классы, среднюю - IV-VII и старшую - VIII-XI классы. Но группа может быть и смешанной. Продолжительность занятий - 1,5 - 2ч один-два раза в неделю. При этом следует иметь в виду, что изделия из глины нежелательно оставлять для завершения на следующем занятии.

Для занятий художественной керамикой и лепкой лучше иметь два помещения: большое - для собственно работы кружка и меньшее - для хранения материалов (глины, пластилина, гипсовых слепков, инструментов и приспособлений) . В помещении для занятий располагают рабочие столы со станками поворотного круга - турнетками (рис. 1) или досками для лепки;

шМетодическая разработка школьного кружка по художественной керамики и лепки.каф для хранения инструментов, наглядных пособий, глазурей, ангобов; шкаф или полки для просушивания изделий, готовых изделий; муфельную печь. Последнюю желательно установить ближе к рабочему столу педагога, а не в подсобном помещении, так как во время обжига необходим постоянный контроль за ее работой.

Методическая разработка школьного кружка по художественной керамики и лепки.

На занятиях используется следующий набор инструментов и приспособлений: стеки, печатки (рис. 2,3), штампы мягкие кисти, ткань, каркасы, гипсовые слепки.

Стеки-это деревянные или пластмассовые палочки, концы которых имеют различную форму. Набор стеков можно приобрести в магазине или изготовить самим (деревянные палочки затачивают, придавая их концам различную форму). Печатки и штампы нужны для узорно-рельефного офактуривания поверхности глиняных изделий. Их, как и стеки, можно изготовить самостоятельно, используя деревянные палочки для печаток и резину (ластик) или глину для приготовления штампов. Получить печатки можно, придав концам деревянных палочек различную форму, которая оставляет на поверхности сырого глиняного изделия отпечатки различных фигур (треугольник, крестики, круги и т.д.). Для приготовления штампов из глины раскатывают болванку, высушивают ее и зачищают шкуркой . На полученную поверхность карандашом наносят контуры любого очертания и вырезают резаком. Полученный штамп обжигают.

Кисти необходимы для росписи керамических изделий, а также для того, чтобы с их помощью у сырого глиняного изделия сделать гладкую поверхность. Иногда требуется снять детали изделия из глины с доски или турнетки и присоединить к основной форме. Снять деталь изделия с доски не повредив её формы, поможет ткань (30Х30 см), которую следует положить на доску для лепки или турнетку.

Каркасы чаще используют в лепке из пластилина. Для их изготовления учащимся необходимо иметь щит-подставку, железный стержень, согнутый в виде буквы Г (для лепки головы человека), и проволоку. Небольшие работы из глины следует выполнять без применения каркаса, так как он мешает равномерному высыханию глины, что приводит к растрескиванию изделий.

Для лепки используют жирную глину, которая встречается на берегах рек и ручьев. Глину можно приобрести и на ближайшем керамическом заводе. Для занятий в течение целого года потребуется примерно мешок глины, так как не все изделия доводятся до обжига и, следовательно, их вновь можно замочить для последующей работы. Пластилин можно приобрести в магазине. Этот материал всегда готов к лепке и не требует дополнительной обработки. Для создания мелких изделий, лепки карнавальных масок и изделия по ним изделий из папье-маше удобнее использовать именно пластилин.

Необходимы в работе и такие материалы как ангобы и глазури. Ангобы- это глинистые жидкие массы, наносимые тонким слоем на поверхность керамических изделий. Ангобы можно приобрести на керамическом заводе или, имея глину нескольких оттенков, изготовить самим, разведя ее с водой до состояния краски.

Глазурью называют тонкие стеклообразное покрытие, образующееся в результате на поверхность керамических изделий легкоплавких силикатных соединений. В школьном кружке при декорировании керамических изделий желательно использовать заводскую легкоплавкую глазурь, которая не требует очень высоких температур при обжиге.

При подготовке глины к занятию больше её куски измельчают и заливают водой, оставляя верхний слой (1-2см) сухим. Через 2-3 дня, когда глина впитает воду, её приминают. На следующий день глина готова к работе. Если глина окажется слишком вязкой, её необходимо выпаривать, оставив для этого в открытом сосуде на несколько дней, или добавить сухую глину, измельченную в порошок. В таком случае глину желательно использовать на следующий день. В состав глины рекомендуется добавлять 20% шамота (обожженная глина), что препятствует деформации и растрескиванию изделий при сушке и обжиге.

Растрескиваться изделия могут и потому, что глина была засорена щепками, камешками и т. п.

В таком случае её дробят молотком, разводят водой и фильтруют с помощью сита. Жидкую глину затем выпаривают в течение нескольких дней. Существует и другой способ очистки глины: Её высушивают, толкут, просеивают через сито и вновь заливают водой.

Глину для занятий следует заготовить заранее. Готовая к работе, она сохраняет свои качества в закрытом сосуде нескольких дней. Существует хороший способ проверки готовности глины: Из неё раскрывают жгут и сгибают в кольцо. Если при этом материал не трескается и не прилипает к рукам, можно приступать к работе.

На практических занятиях учащиеся должны прежде всего овладеть основными способами лепки: конструктивным, пластическим и комбинированным. Для изготовления посуды используются ленточные способы, способ кругового налепа, лепка путем выбирание глины стекой, а также формовка и литьё.

Конструктивный способ - это лепка изделий из отдельных частей с последующим соединением. Он наиболее для лепки сложной по форме изделий он наиболее удобен для лепки сложных по форме изделий! Кусок глины (пластилина) делят на пропорциональные части. Начинают лепку с самой крупной, основной части. Например, у животного туловища лепят в первую очередь (рис.4).

Методическая разработка школьного кружка по художественной керамики и лепки.

Затем лепят голову и присоединяют её к основной части. Более мелкие детали (ноги, хвост) присоединяют к туловищу, легко прижимая и приглаживая. Придают животному характерную позу и обрабатывают со всех сторон.

Пластический способ - лепка из целого куска глины (пластилина). Так лепят дымковские, каргопольские, самаркандские и другие игрушки, а также изделия не сложной конструкции.

Рассмотрим на примере лепки ослика(тип самаркандской игрушки)обязательные этапы работы. Намечают исходную форму изделия (Рис.5). Методическая разработка школьного кружка по художественной керамики и лепки. Затем вытягивают из неё одновременно голову, шею и ноги. Уточняют основные пропорции частей тела, придавая им соответствующую форму. Далее вытягивают мелкие детали-уши и хвост. Обрабатывают фигурку со всех сторон и оформляют с помощью стеков и печаток

Комбинированный способ-лепка применением пластического и конструктивного способов. Например, фигуру барыне по типу дымковской игрушки (Рис.6)

Методическая разработка школьного кружка по художественной керамики и лепки.

Удобнее выполняя комбинированным способом: Верхнюю часть (Туловище, голова и руки) лепят из целого куска и присоединяют к нижней (конусообразная юбка). Можно дополнить изделие мелкими деталями, вылепив их (коса ,оборки на платье и т. д.).

Ленточный способ (рис.7) служит для изготовления посуды (чашки, вазы, кувшины, стаканы и т.д.)

Методическая разработка школьного кружка по художественной керамики и лепки.

Начинают работу слепки дна: глину расплющивают в форме диска толщиной около 5мм. С помощью стеки выравнивают края диска. Затем лепят стенки сосуда: раскатывают глину в валик, расплющивают его(толщина дна и стенок сосуда должна быть примерно одинаковой ) и, срезая края, оставляют прямоугольную фигуру, длина которая должна соответствовать периметру дна сосуда .Эту лентообразную форму осторожно снимая с доски, сгибают форму цилиндра и соединяют с краями дна. При этом стараются обработать как внешний, так и внутренний шов.

Способ кругового налепа (спирального кольцевого налеп) (рис.8).

Методическая разработка школьного кружка по художественной керамики и лепки.

Сосуды способ кругового налепа лепят с помощью жгутов, которые раскатывают из глины или пластилина. Разное длина жгутов, накладываемых друг на друга, определяют диаметр получаемых колец и даёт возможность изготовить сосуды различной формы. Концы жгутов соединяют между собой в каждом ряду или 1 жгут, всё время напрашиваются, вкладывают в виде спирали. И в этом и в другом случаи жгуты соединяют между собой, тщательно замазывая внутренние и внешние швы.

Способ выбирания глины стекой (рис.9) заключается в том, что комку глины

Методическая разработка школьного кружка по художественной керамики и лепки.

придаёт форму желаемого сосуда и с помощью стеки-лопаточки удаляют материал из горловины. Делают это осторожно, стараясь не деформировать стенки сосуда. Потом обрабатывают горловину сосуда и декорируют изделие.

Формовку- ручную отминку (лепку) в гипсовых формах (рис. 10)- применяют при изготовления из глины крупных и сложных по форме изделия. На гипсовую форму накладывают пласт глины и тщательно проминают его, стараясь не оставить воздуха между формой и глиной, а также сохранить примерно одинаковую толщину пласта. На следующий день изделие снимают форму.

Методическая разработка школьного кружка по художественной керамики и лепки.

Л и т ь е основано способности гипсовой формы всасывать в себя воду шликера (глина, разведенная водой до консистенции сметаны) с образованием на внутренней поверхности формы более плотного слоя глины.

Существует сливной и наливной способы литья. При сливном способе (рис. 11) гипсовую форму, состоящую из двух частей, скрепляют и перетягивают веревкой или резиновой лентой.

Методическая разработка школьного кружка по художественной керамики и лепки.

Заливают в форму шликер. В течении часа на стенках гипсового слепла образуются слой плотной глины. Остатки шликера сливаются. Через 24 часа осторожно разъединяют части гипсовой формы и вынимают сунка через слой ангоба; в) резьбы -глубокая гравирование г) оформление с помощью природных материалов. Изделие. При наливном способе шликер обратно не сливают.

Существует много способов декоративного оформления керамических изделий. Рассмотрите из них, применение которых возможно в условиях школьного кружка художественной керамики и лепки.

Узорно-рельефные офактуривание поверхности изделий (рис.13,а) находится в сыром состоянии. Стеки или штампы, вдавливаемые в сырое изделие, оставляют на поверхности тот или иной рисунок. Наиболее удобно для декорирования кожетвердое состояние черепка, при котором используются такие способы оформления, как полирование, процарапывание, сграффито, ангобирование и др.

Полирование производят с помощью кости, гальки или любого гладкого предмета. Этот способ создает приятную фактуру гладкой поверхности и делает изделие после обжига водонепроницаемым.

Процарапывание делают любым остроконечным предметом.

На поверхность изделия наносят линейные рисунки. Иногда процарапанные линий заполняют с помощью кисти цветным ангобом.

Сграффито (рис. 13,б) - процарапывание рисунка на ангобированную поверхность изделия до контрастного выявления основного цвета черепка.

Резьба (рис. 13,в) - украшение изделия резьбой (глубоким гравированием) с помощью стеков.

Методическая разработка школьного кружка по художественной керамики и лепки.

Ангобирование - нанесение ангобного шликера на изделие мягкой кистью. Изделие перед этим следует протереть влажной губкой, так как ангоб, нанесенный на сухой черепок, при сушке трескается.

Одно из любимых занятий кружковцев - роспись гуашевыми красками изделия, изготовленных по типу дымковского, филимоновской, каргопольской и других игрушек (см.1 с. обложки). Изделие следует подсушить в течении 2-3 дней, а наиболее удачные обжечь в муфельной печи. Детей очень увлекает использование нетрадиционных способов оформления изделия. Например, листья деревьев, ткань различной фактуры, играя роль штампов, оставляют на поверхности сырого изделия привлекательные рисунки (рис. 13,г).

Глиняные изделия сушат при комнатной температуре в течении 2-6 дней- в зависимости от размеров изделия. При этом надо избегать сквозняка и воздействия солнечных лучей. Затем изделие на сутки помещают в теплое и сухое место (у радиатора отопления или на муфельной печи, когда идет обжиг других изделий) и лишь после этого обжигают. В муфельную печь кладут глиняное изделие, закрывают дверцу и включают печь в сеть, переводя ручку регулятора на деление 1. При этом зажигается сигнальная лампочка. На делении 1 печь работает в течении 1ч, затем ручку регулятора переключают на деление 7. В этом режиме печь работает еще 1,5- 2ч. Через специальный глазок, имеющий дверцы в муфельной печи (ни в коем случае не открывать дверцу!), определяют окончание обжига по цвету обжигаемых изделий. Если изделие имеет темно-красный цвет, ручку регулятора поворачивают на ноль и печь выключают из сети. Вынимать изделие желательно на следующий день. Так обжигают изделия на утиль, т. е. До неполного созревания черепка.

Глазурование утильных изделий производится кистью. Можно окунуть изделие в раствор глазури с помощью проволоки. В этом случае нужно удалить глазурь с его основания, чтобы во время обжига глазурь не прилипла к поверхности муфеля. Чтобы этого не случилось, на муфель в печи подсыпают песок или подставляют под изделие керамическую не глазурованную плитку. Температура при вторичном обжиге повышается до «созревания» изделий и зависит от температуры плавкости глазури. Легкоплавкая глазурь, рекомендуемая для использования в школьных кружках, плавится в муфельной печи при температуре до 950о в течение 4- 5 ч.

Примерная тематика практических занятий:

  1. Лепка глиняных игрушек различными способами: конструктивным,

пластиковым, комбинированным.

  1. Лепка декоративной маски.

  2. Лепка посуды ленточным способом, способом спирально-кольцевого

налепа и из целого куска глины (пластилина).

  1. Лепка игрушки-свистульки

  2. Лепка декоративной шкатулки.

  3. Лепка фигур животных.

  4. Лепка декоративной композиции на сказочный сюжет.

  5. Изготовление изразца с использованием гипсовых форм (формовка).

  6. Лепка декоративного сосуда.

  7. Лепка фигуры человека.

  8. Лепка рельефа с использованием растительных и геометрических

элементов.

  1. Лепка двухфигурной композиции.

  2. Лепка головы человека.

  3. Изготовление сосуда с использованием гипсовых форм сливным и

наливным способами литья.

© 2010-2022