План - конспект урока - взаимообучения Знакомимся с токарными операциями

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - взаимообучение «Знакомимся с токарными операциями»

Цель: - ознакомление учащихся профилей филиала с профессией «Токарь» и основными токарными операциями

Задачи: - познакомить учащихся с профессией «Токарь»

- дать возможность учащимся попробовать себя в выполнении простейших токарных операций

  • прививать учащимся уважение к делу других людей

  • научить учащихся не только обучаться, но и обучать

Оснащение: выставка творческих работ учащихся токарного участка, цитаты и высказывания о профессионализме, мастерстве, профессии «Токарь». Информационная листовка с профессиограммой профессии «Токарь» и образовательной картой. Резцы, сверла, переходные втулки, сверлильный патрон, заготовки, ШЦ, токарные станки.


Ход урока


  1. Вступительная часть

1.1. Вступительное слово учителя

Мы живем на Урале, а Урал всегда был опорным краем Державы, славой России. Потому что на Урале сосредоточены предприятия металлургии, тяжелой промышленности, машиностроения. Они являются краеугольным камнем в экономике страны. Без машин немыслима жизнь человека в современном обществе. А чтобы эти машины создать, необходим труд станочников. В том числе и токарей.

Я убеждена, что нет дела интереснее и увлекательнее, чем труд на металлорежущем станке. Этот труд не просто интересен и сложен, он необходим!

1.2. Первый учащийся

По улицам городов и сел спешат автомобили, плывут стрелы башенных кранов над строящимися зданиями, проносятся самолеты. В космосе, на земле, на воде, под землей и под водой несут службу механизмы, созданные из деталей, сделанных умелыми руками станочников- токарей. Ведь токарь - самая массовая профессия в металлообработке.

1.3. Второй учащийся

Токарь должен очень много знать и уметь: подбирать и затачивать инструмент, выбирать режимы резания, использовать приспособления, знать черчение, изготавливать детали с разными степенями точности - от десятых долей мм до тысячных. Кроме того, токарь должен разбираться в марках металлов и сплавов и их применение, должен знать систему допусков и посадок, квалитеты точности, классы чистоты обработки. Должен уметь составлять технологическую последовательность обработки с режимами резания, мерительными и режущими инструментами и приспособлениями. Это все сродни труду инженера.

1.4. Третий учащийся

Для кого-то профессия станет главным делом жизни, определяющим ее смысл. Хочется надеяться, что успех ждет и вас на профессиональном пути.

Мастерство-это то, чего можно добиться. И как может быть мастером-профессионалом врач, актер, художник, так может быть и мастером-профессионалом токарь.

Спросите любого опытного токаря, что было самым удивительным в его жизни, и он среди главных событий обязательно назовет знакомство со станком. Узнав станок и полюбив его, обнаруживается, что это на всю жизнь. Так, летчик, испытав себя в полете, навсегда остается пленником высоты.

1.5. Первый учащийся

Станок - тоже завораживающая высота. Ведь, изготавливая деталь, видишь, как на глазах совершается чудо: из некрасивой ржавой заготовки рождается сложная деталь, сверкающая всеми гранями и хранящая тепло рождения, она кажется произведением искусства. Разве это не чудо? Разве это не шаг к творчеству?

В каждом деле можно найти что-то прекрасное, эстетическое, какую-то «изюминку».

1.6. Второй учащийся

Старая притча повествует о трех людях, выполняющих одинаковую работу. На вопрос о том, что они делают, каждый из них дает разный ответ. Первый отвечает: «Целый день таскаю эту проклятую тачку». Второй: «Зарабатываю деньги, чтобы накормить семью». Третий: «Строю прекрасный храм».

2. Приглашение попробовать себя в профессии «Токарь»

2.1. Третий учащийся

Народная мудрость гласит: посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку, - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу.

Известно, что, упражняясь, тренируясь, человек формирует навыки и умения, которые обеспечивают ему успех в избранном деле. Многое из того, что мы делаем дома, в школе, в кругу сверстников содержит в себе частичку той или иной профессиональной деятельности. Это дает возможность как бы «примерить» себя к различным видам деятельности.

2.2. Учитель:

Получать знания о трудовой деятельности можно из книг, рассказов друзей и взрослых, но лучше, когда вы реально проверите себя в той или иной профессии.

Лучше всего если вы будете себя «примерять» к различным видам трудовой деятельности, проведете множество профессиональных проб. Это даст возможность более точно выбрать ту профессию, которая максимально подойдет вам.

Сегодня у вас есть такая возможность: попробовать себя в профессии «Токарь», познакомиться с основными токарными операциями и даже самим выполнить какие-то из них.

Сейчас наши ребята познакомят вас с приемами работы на станке и продемонстрируют некоторые операции. Но прежде, чем это сделать, необходимо прослушать инструктаж по технике безопасности, так как наш участок является очень серьезным в плане охраны труда.

З. Взаимообучение (работа «инструкторов» - учащихся)

  1. Инструктаж по технике безопасности (правила техники безопасности рассказывают все учащиеся участка)

  2. Демонстрация приемов управления станком (демонстрирует и поясняет приемы первый учащийся)

3.2.1. Учащиеся - гости повторяют простейшие приемы управления станком

3.3. Демонстрация выполнения операции обтачивания (показывает и поясняет приемы второй учащийся)

3.3.1. Учащиеся - гости повторяют приемы обтачивания.

3.4. Демонстрация выполнения операции сверления (показывает и поясняет приемы третий учащийся)

3.4.1. Учащиеся - гости повторяют приемы сверления

  1. Заключение.

Учитель: Сегодня вы впервые встали к станку и для вас можно прочесть четверостишие Л. Татьяничевой

Я детали учился точить на станке,

Стружки руки клевали, прикипали к щеке.

Вырывалась, шипела норовистая сталь

И никак не хотела превращаться в деталь!

А теперь я попршу вас высказать свои мнения о сегодняшнем занятии.

3.1. Отзывы учащихся-гостей и учащихся токарного участка о занятии, проделанной работе

  1. Опрос-самооценка учащихся - гостей по результативности усвоения ЗУНов

Таблица №1

Что нового вы узнали на занятии

Что вам понравилось

Как вы оцениваете работу учащихся - «инструкторов»

Что вам не понравилось или было непонятным

Как оцениваешь свою старательность при получении ЗУНов


3.3. Первый учащийся: Сегодня вы увидели лишь тысячную часть того, что должен знать и уметь токарь. Но мы надеемся, что вы поняли суть работы на токарном станке. Увидели, как интересна, увлекательна и ответственна эта работа, потому что сами попробовали выполнить токарные операции.

Мы всегда начинаем больше уважать людей после того, как попробуем делать их работу.

3.4. Второй учащийся:

Ищите красоту не только у природы,

Не только в струях ласковых, живых.

Ищите красоту в туманной мгле заводов,

В грохочущих и шумных мастерских.

3.5. Учитель: Спасибо всем за сотрудничество


© 2010-2022