• Преподавателю
  • Технология
  • Духовно-нравственное воспитание у обучающихся с ОВЗ через проектную деятельность на уроках трудового обучения

Духовно-нравственное воспитание у обучающихся с ОВЗ через проектную деятельность на уроках трудового обучения

В специальной коррекционной школе VIII вида на первый план выдвигается проблема нравственного развития детей с нарушением интеллекта. В связи с этим,  проблема духовно-нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ  становится одной из актуальных.  Считаю, что проектная методика, направленная на знакомство обучающихся  с прошлым и настоящим нашей республики, города, школы доказывает свою эффективность  в патриотическом воспитании обучающихся с ОВЗ. Успех данной деятельности объясняется тем, что у об...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»

учитель профессионально-трудового

обучения Евпатова М.Н.


Духовно-нравственное воспитание у обучающихся с ОВЗ, через проектную деятельность на уроках трудового обучения.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Очевидно, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды.

В специальной коррекционной школе VIII вида на первый план выдвигается проблема нравственного развития детей с нарушением интеллекта. Эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию и патриотическое воспитание. Школьники ограничены в возможностях выражения переживаний и отношений социально - приемлемым способом, испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей. Всё это сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. Следовательно, возникает необходимость в комплексном, целенаправленном, своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы умственно отсталых школьников, с учётом их индивидуальных особенностей. В связи с этим проблема духовно-нравственного воспитания обучающихся с ОВЗ становится одной из актуальных.

То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Одним из направлений формирования элементов духовно-нравственного воспитания, является систематическая работа на уроках швейного дела по воспитанию патриотизма у обучающихся.

Наиболее полно отвечающей требованиям современного образования и воспитания является проектная методика, направленная на знакомство обучающихся с прошлым и настоящим нашей республики. Опыт использования проектной деятельности в патриотическом воспитании обучающихся с ОВЗ доказывает свою эффективность. Необходимо знать специфику использования метода проектов на уроках трудового обучения, учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходима особая готовность детей, а именно: умение выражать свою собственную точку зрения, умение слушать, умение договариваться, адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников, делать конструктивные предложения и замечания. Перечисленные умения формируются чаще всего в игровых ситуациях, по мере выработки необходимых правил общения, умения высказываться и внимательно слушать, адекватно оценивать свои и чужие поступки.

В рамках Всероссийской детской акции «С любовью к России мы делами добрыми едины» обучающиеся швейному делу приняли активное участие в социальном проекте «Подарок ветерану».

На подготовительном этапе проектного задания была выбрана тема, сформированы творческие группы, определена основная цель проекта: создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей с ОВЗ, используя метод проектов. Задачи проекта: формировать у обучающихся патриотические качества и чувства сопричастности к истории Отечества; знакомить с примерами боевых и трудовых подвигов своих соотечественников, дедов и прадедов; воспитывать уважение, внимательное и заботливое отношение к пожилым людям, к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла через изготовление подарков своими руками.

Поисково-исследовательский этап был начат с планирования работы, выбора вида швейных изделий в соответствии с возможностями обучающихся, поисковой деятельности под руководством учителя. Обучающиеся заранее получили конкретные задания, побуждавшие их начать исследовательскую деятельность:

  1. Узнать у педагога-организатора, кто из старшего поколения учителей школы-интерната воевал на фронтах Великой Отечественной войны, трудился для фронта.

  2. Сколько лет им было во время войны.

  3. Узнать, есть ли награды, полученные во время войны (ордена, медали, памятные подарки, грамоты, благодарности), кем и за что они были получены.

  4. Попросить взрослых записать их воспоминания о годах Великой Отечественной войны. Попросить фотографии.

На этом этапе ученицы познакомились с жизнью старшего поколения, пережившего страшную Великую Отечественную войну. Ценой их тяжёлого труда, ценой жизни их сверстников был побеждён фашизм. Одни из них воевали на фронте, другие трудились для фронта, третьи - будучи ещё детьми, как могли, помогали взрослым.

В процессе трансляционно-оформительского этапа происходило оформление результатов поисковой работы: учитель консультировал, координировал работу обучающихся, стимулировал их деятельность, а они оформили результаты в соответствии с правилами. Группы творчески оформили собранный материал (альбомы, рисунки, рассказы об интересных людях, героях, именами которых они могут гордиться).

Самым любимым этапом для детей является последний этап, где свои знания они использовали на практике, рассказывая об учителях школы-интерната, которые своим трудом и боевыми подвигами заслужили носить звание героев и готовить подарки для них своими руками. Заключительный этап, самый значимый в работе обучающихся включает в себя несколько направлений:

  1. Презентация - учитель организует экспертизу, а обучающиеся докладывают о результатах своей работы в форме доклада на 3-4 минуты с иллюстрациями. Задачей учителя является организация дискуссии по решению выдвинутых в начале проектной деятельности проблем.

  2. Практическая работа обучающихся по изготовлению подарков для ветеранов ВОВ и тружеников тыла. Пятиклассницы вышивали салфетки, а ученицы 9-го класса сшили прихватки и фартуки.

  3. Школьный праздник, посвященный 67-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, на котором ученицы вручили ветеранам и труженикам тыла подарки, изготовленные на уроках швейного дела своими руками.

Проектная деятельность, как передовая педагогическая технология, может быть эффективно использована для решения задач духовно-нравственного воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. Успех данной деятельности объясняется тем, что у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью лучше формируются навыки организации самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, формируется историческое самосознание, на котором строится патриотизм.

Таким образом, грамотно организованная проектная деятельность на уроках швейного дела дала ощутимый воспитательный эффект, связанный с личностным развитием обучающихся, с формированием их ключевых компетенций гражданина и патриота России. Этому высокому гражданскому чувству мы нашли соответствие в практической деятельности обучающихся, удовлетворенности результатом своего труда, в сознании причастности к социально значимому делу, способности видеть общественный смысл своего личного участия в труде. Ученицы научились гордиться результатами труда коллектива - это тоже проявление духовно-нравственного чувства.

Список литературы:

1. Гревцева Г.Я. Основные проблемы и подходы к гражданскому образованию в современной школе/ Вестник ЧГПУ. Сер.2 Педагогика. Методика преподавания. - Челябинск: ЧГПУ, 2002. - 14-28с.

2. Зильберштейн А. Военно-патриотическое воспитание школьников во внеурочное время. Начальная школа. -1989. - 30-35с.

3. Солопова Н.К., Селиванова О.В., Федорова Т.В. Организация проектной деятельности с использованием ИКТ: Методическое пособие. - Тамбов: ТОИПКРО, 2007. - 144 с.



© 2010-2022