- Преподавателю
- Технология
- Статья на тему: Стили общения на уроке технологии
Статья на тему: Стили общения на уроке технологии
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ахтямова Л.Х. |
Дата | 08.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Стили общения на уроках технологии
Являясь составной частью воспитательной работы, педагогическое общение представляет собой взаимодействие учителя с учениками и со всеми участниками педагогического процесса, состоящее в установлении контактов, обмене информацией, в организации совместной деятельности. От стиля общения зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие.
Из ранее перечисленных стилей общения в реальной педагогической практике чаще всего имеют место «смешанные» стили общения. Но в целом, как учитель технологии у мальчиков, я ориентируюсь на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с учащимися, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно развивающую стратегию педагогического взаимодействия.
На моих уроках технологии в первую очередь оцениваются факты, а не личность. Класс принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у мальчиков развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении.
Я проявляю определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникаю в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение следует за мной.
При выполнении творческих проектов я использую такой стиль общения, как общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском - результат не только моей коммуникативной деятельности, но в большей степени отношения к педагогической деятельности в целом.
Также я не исключаю из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые не только определяют общие цели работы, но и указывают способы выполнения задания, жестко определяют, кто с кем будет работать, и т.д. Такие приемы оказываются иногда эффективными, особенно при работе с отдельными учащимися относительно низкого социально-психологического и личностного развития. Такие дети чаще всего мальчики.
Для полноценного развития мальчиков нужно большее пространство, чем девочкам. Мужественное поведение характеризуется настойчивостью, агрессивностью, стремлением к лидерству и авторитарности, умением решительно действовать, ориентацией на успех и карьеру, способность к риску, категоричность, инициативность.
В отличие от девочек:
- мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, несдержанны, нетерпимы, и даже более агрессивны;
- мальчики с первых классов обычно отстают и в учебе и в дисциплине, а к 5-6 классам стереотипно становятся нарушителями школьных правил и головной болью школы;
- у мальчиков в 5-8 классах проявляется тенденция к избеганию общения с противоположным полом, сочетающаяся с короткими, преимущественно агрессивно окрашенными контактами вплоть до полного размежевания;
- мальчики мыслят и принимают решения быстрее, им надоедает слушать повторное объяснение материала;
- среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, так как они реже раскрывают его в словах;
- у мальчиков высоко развита поисковая деятельность: им свойственна большая сообразительность в сложных ситуациях, склонность к поиску нетрадиционных новых решений. Исполнительская часть работы при этом страдает;
- мальчики раскачиваются долго, на учителя смотрят редко. Они только достигают пика работоспособности, а самое важное уже объяснено. Возможности усвоить материал для мальчиков оказываются низкими.
Педагоги должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Учителям-женщинам трудно понять эту сторону жизни мальчика - они-то сами другие. Мальчики быстро снимают эмоциональное напряжение, они не могут долго удерживать его, так как их мозг не приспособлен для этого, чтобы не сломаться, они просто ставят блок, защиту. Вот и получается, если ругают мальчика, он сначала эмоционально реагирует, переживает первые 5 минут разговора, а потом мозг отключает слуховой канал, и информация до его сознания не доходит. Мальчик не слышит ни замечаний, ни поощрений.
В своей работе с мальчиками на уроках технологии я использую такие приемы и методы, как осмысление теоретического материала после практической работы, то есть через опыт; групповые формы работы с обязательной сменой лидера.
Мальчики с большой любовью относятся к урокам технологии. Навыки, приобретенные на уроках в дальнейшем помогут будущим мужчинам в их жизни. Может кто-то из них станет профессиональным столяром, станочником, мастером, инженером.