Рабочая программа кружкаБумажная пластика

Предлагаемая  программа представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному». В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, модульное оригами,  конструирование, мозаика, аппликация, квилинг). На занятиях кроме техники овладения оригами, обучающиеся углубляют свои познания о природе и географии. «Бумажная пластика» — так называется курс. Он предлагает развитие обучающихся в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.  
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Морозовская средняя общеобразовательная школа»


Согласовано Утверждено

на заседании педсовета Директор школы

протокол № от «____» ____________ 2014 г. _________ (Соломатова Е.М.)



Рабочая программ кружка

«Бумажная пластика»

Составила программу: Дмитриевская

Галина Васильевна

Учитель I квалификационной категории

стаж работы 31 год




2014г



Пояснительная записка



«Истоки творческих способностей и

дарований детей на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут

тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства

в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.



Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у обучающихся художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага - первый материал, из которого обучающиеся начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат - она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует обучающих.

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

. Предлагаемая программа представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».

В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, модульное оригами, конструирование, мозаика, аппликация, квилинг).

На занятиях кроме техники овладения оригами, обучающиеся углубляют свои познания о природе и географии. Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.

«Бумажная пластика» - так называется курс. Он предлагает развитие обучающихся в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 10 - 12лет.

В этом возрасте ребенок довольно много знает об окружающем мире и его общение с ним очень разнообразно. Кажется, что возможности восприятия, энергия, результативность деятельности детей безграничны, но умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции не всегда одинаково развито. Занятия по созданию изделий из бумаги помогут ребенку обрести уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус, умение наблюдать и выделять характерное; учат не только смотреть, но и видеть, ведь сюжеты будущих работ находятся рядом с ребятами, необходимо только отыскать их.

В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до коллективных работ. Занятия модульным оригами - это освоение практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии.

Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель данной программы - создать оптимальные организационно-педагогические условия для усвоения обучающимися практических навыков работы с бумагой, воспитание творческой активности, общее и творческое развитие личности. Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие, создание условий для самореализации в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи программы:

Обучающие:

- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

- осваивать навыки организации и планирования работы;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.

Развивающие:

- развивать образное и пространственное мышление, фантазию обучающегося;

- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;

- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;

- развивать творческий потенциал обучающегося, его познавательную активность;

- развивать психометрические качества личности;

- развитие мелкой моторики рук и глазомера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.

Воспитательные:

- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;

- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками;

- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.


Методы обучения и формы занятий:


В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:


• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

  • репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

  • частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

  • исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;

  • индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

  • групповой - организация работы в группах.

  • индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

Принципы, лежащие в основе программы:

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств, принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения обучаюшимися содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе, обучающиеся постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.




Средства обучения:

- методические пособия и книги по оригами;

- готовые изделия в техниках: оригами, аппликации, мозаики;

- инструменты, материалы и принадлежности

Психологическое обеспечение программы

включает в себя следующие компоненты:

- создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях;

- применение индивидуальных, групповых форм обучения;

- формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.

Предполагаемые результаты работы


В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:


  • положительное отношение к учению;

  • желание приобретать новые знания;

  • способность оценивать свои действия;

В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:


  • соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.

  • соблюдать правила организации рабочего места.

  • соблюдать правила бережного использования бумаги.

  • эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.

  • анализировать информацию, полученную из разных источников.

  • научатся различным приемам работы с бумагой.

  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

  • создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:


  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • работать по плану;

  • адекватно оценивать свои достижения.

В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:


  • вести диалог с учителем и одноклассниками;

  • задавать вопросы;

  • слушать и отвечать на вопросы других;

  • высказывать свою точку зрения;

  • работать в парах и рабочих группах.

К концу изучения 1 модуля учащиеся должны:

- уметь организовывать свое рабочее место;

- овладеть практическими навыками и приемами художественной обработки бумаги;

- знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

- уметь следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

- создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

- работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности;

- знать историю возникновения техники оригами;

- уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку.

К концу изучения 2 модуля учащиеся должны:

- уметь четко работать с инструментами;

- уметь читать схемы выполнения фигур в технике оригами, бумагопластики, квиллинга.

- овладеть навыками культуры труда;

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;

- уметь проводить анализ и самоанализ коллективных, индивидуальных, личных работ;

- знать и уметь выполнять композиции в технике аппликации, квиллинга.

- уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства;

В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение к учению;

  • желание приобретать новые знания;

  • способность оценивать свои действия;

В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:

  • соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.

  • соблюдать правила организации рабочего места.

  • соблюдать правила бережного использования бумаги.

  • эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.

  • анализировать информацию, полученную из разных источников.

  • научатся различным приемам работы с бумагой.

  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

  • создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • работать по плану;

  • адекватно оценивать свои достижения.

В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:

  • вести диалог с учителем и одноклассниками;

  • задавать вопросы;

  • слушать и отвечать на вопросы других;

  • высказывать свою точку зрения;

  • работать в парах и рабочих группах.



Учебно-тематический план

34 часа в году во внеурочное время, по 1 часу в неделю

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов

учебных занятий

Теоретич.

Практич.

Первый модуль

I.

«Оригами».




1.

История развития техники модульного оригами.

1

1

-

2 .

Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

1

1

-

4.

Волшебные свойства бумаги.

Базовая форма модульного оригами «Треугольник».

2

-

2

5.

Виды модульного оригами на основе базовой формы «Треугольник» с элементами аппликации. Новогодние снежинки.

3

1

2

6.

Базовая форма «Двойной треугольник».

Коллективная работа «Лебедь».

3

1

2

7.

Коллективная работа. Композиция «Заяц».

3

1

2

8.

Коллективная работа на конкурс «Регулировщик»

4

1

3

9.

Базовая форма «Конверт»

3

1

2

10.

Цветы к празднику 8 марта на выбор. Знакомство с техникой изготовления.

1

1

-

11.

Изготовление цветка «Нарцисс». Цветовое решение.

3

1

2

12.

Коллективная работа. Композиция «Букет цветов».

3

1

2

13.

Летние композиции на выбор.

1

1

-

14.

Коллективная работа Композиция «Цветы на клумбе».

4

1

3

15.

Итоговое занятие. Подготовка изделий к выставке. Оформление выставки.

2

-

2

Итого

34

12

22

Второй модуль

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов учебных занятий

Теоретич.

Практич.

II.

«Квилинг»




1.

История возникновения техники квиллинга. Материалы и инструменты.

1

1

-

2.

Правила работы с бумагой в технике квиллинга.

Техника безопасности.

1

1

-

3.

Вырезание полосок для квиллинга

2

-

2

4.

Основные формы "капля", "треугольник", "долька"

4

1

3

5.

Основные формы "квадрат", "прямоугольник".

4

1

3

6.

Основные формы "завитки".

2

1

1

7.

Основные формы "спирали в виде стружки".

2

1

1

8.

Основные формы «глаз», «лист».

3

1

2

9.

Коллективная работа «Осенний букет» Изготовление цветов.

3

-

3

10.

Индивидуальная работа. Открытка «Ирисы»

3

1

2

11.

Открытка - валентинка.

2

-

2

12.

Индивидуальная работа. Открытка для папы.




13.

Индивидуальная работа. Открытка для мамы.

2

-

2

14.

Оформление рамки для фотографии.

4

1

3

15.

Итоговое занятие. Оформление выставки работ.

1

-

1


Итого

34

9

25








































Методические рекомендации


Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.

Программа предполагает работу с обучающимися в форме занятий, совместной работе с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в работе с бумагой, меняется по мере развития овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Программа предусматривает, преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.

Все задания соответствуют по сложности обучающихся определенного возраста. Это гарантирует успех каждого и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Образные представления у школьников значительно опережают их практические умения, поэтому предполагаются игры-упражнения, тематические выставки, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас обучающихся. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием изделий, так и во время работы. Готовые поделки используются для создания сложных композиций на темы литературных произведений, природы.

Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия.

Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки прикладного творчества, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Важное место на занятиях занимает сказка. Именно она формирует у детей основы нравственных представлений, создает многообразие художественных образов. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.

Первый модуль.

В первый год обучения у детей происходит знакомство с технологическим процессом создания изделий из бумаги. Особое внимание следует уделять развитию способности слушать, рассказывать, смотреть. На занятиях необходимо предлагать вопросы, задания, активизирующие творческую активность обучающихся.

Этот год обучения знакомит с историей возникновения бумаги. На примере практической работы, обучающимся даются знания о свойствах бумаги.

Результатом обучения в первый год является создание коллективных работ с использованием различных технологических приемов при такой организации занятия, чтобы дети могли свободно общаться, чувствовать себя комфортно и уверенно.

Второй модуль.

Этот год характеризуется, прежде всего, повышением творческого потенциала обучающихся. Содержание обучения направленно на углубление и закрепление первоначальных знаний, умений, навыков, но на этом этапе в первую очередь реализуются задачи творческого развития. Этот период характеризуется углубленным изучением тем «Оригами», «Бумагопластика», «Квиллинг». Итогом работы второго года обучения является создание выставки детских творческих работ.

Для реализации успешной работы воспитанникам необходимы следующие инструменты: карандаши, линейки, ножницы, ластики, циркули.

Материалы: цветная и белая бумага, белый и цветной картон, ватман, калька, копировальная бумага, фольга, клей ПВА, фломастеры, цветные карандаши, акварель.

Наглядные пособия:

- стенды (Правила техники безопасности; Коллекция бумаги и др.);

- работы воспитанников;

- демонстрационные работы и образцы;

- схемы (базовые формы оригами, швы оригами, цветовая карта, схема сочетания цветов, геометрические фигуры);

- иллюстрационный материал к тематическим праздникам (Новый год, Рождество, День Защитника Отечества, Пасха, Праздник весны, День Победы).

Видео-, аудио материалы:

- классические музыкальные произведения (П.И. Чайковский, М.И. Глинка и др.);

- музыкальные произведения и видеофильмы, посвященные военной и патриотической тематике;

- детские музыкальные произведения (песни);









Список литературы, рекомендуемой для педагога

1. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. - М.: Лист, 1998.

2. Амоков В.Б. Искусство аппликации. - М.: Школьная пресса, 2002.

3. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. - М.: Рольф Аким, 1999.

4. Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. - М.: Педагогика, 1987.

5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1999.

6. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. - М.: Издательский дом МС, 2001.

7. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. - Ярославль: Академия развития, 2000.

8. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1985.

9. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2002.

10. Игры и развлечения: Книга 3. - М.: «Молодая гвардия», 1992.

11. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. - Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.


Список литературы, рекомендуемой для детей

1. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома, - М.: Рольф Аким, 1999.

2. Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. - М.: Педагогика, 1987.

3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2002.

4. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. - М.: ЗАО «ИД КОН - Лига Пресс», 2002.

5. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. - М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.

6. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. - СПб.: Кристалл, 2001.


© 2010-2022