Программа элективного курса Кулинарное искусство

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса "Кулинарное искусство".

Пояснительная записка

« Я ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть».

Сократ

Действительно, цель и смысл жизни нельзя видеть только в еде, но тем не менее , некоторым достаточно насытиться чем угодно, лишь бы не быть голодными, а другие любят съесть то, что им особенно по вкусу, да еще и оформить процесс принятия пищи как можно более элегантно и изысканно.

Вопросы правильного питания и здорового образа жизни становятся все более актуальными в жизни современного человека. Изучение основ здорового образа жизни и рационального питания в школе будет способствовать воспитанию физически и нравственно здорового поколения, развитию у учащихся чувства гармонии и красоты, способности воспринимать мир как единое целое.

Все мы знаем, что правильное питание, сбалансированный и разнообразный рацион, правильная кулинарная обработка продуктов и соблюдение санитарных норм при приготовлении пищи являются немаловажными факторами для людей всех возрастов. Но когда речь заходит о питании школьников, необходимо также учитывать особенности, присущие именно этому возрасту.

Программа элективного курса "Кулинарное искусство" разработана для учащихся 5-7 классов. Школьники этого возраста уделяют много внимания вкусной и здоровой пищи, но в программе образовательной области "Технология" разделу "Основы кулинарии" выделено недостаточное количество часов. Это послужило причиной составления данной программы кружка.

Красиво украшенный стол - это возможность блеснуть своим особым умением, выдумкой, вкусом и неуемной женской фантазией и изобретательностью.

Цель курса

Подготовка школьников к овладению элементарными практическими навыками приготовления здоровой пищи, воспитание гражданской компетенции в области кулинарного искусства.

Программа кружка направлена на решение следующих задач:

  • сформировать знания о возможностях сохранения здоровья посредством рационального питания; раскрыть основы правильного питания как одного из направлений валеологии; сформировать знания о средствах и технологических приемах преобразования продуктов;

  • научить составлять и совершенствовать рецептуру блюд из продуктов различного происхождения на основе совместимости их компонентов и обеспечения кислотно-щелочного баланса пищи;

  • ознакомить школьников с энергетическим потенциалом продуктов;

  • расширить представления о негативных последствиях трудовой деятельности человека на окружающую среду и продукты питания;

  • воспитать уважение к обычаям и традициям национальной кухни;

  • сформировать знания и умения по соблюдению норм санитарии и гигиены, безопасного труда при приготовлении пищи; формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии;

  • познакомить с профессиями: повар, официант, кондитер, экономист;

  • выявление своих склонностей, способностей, потребности рынка труда в данных специалистах;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, рациональной организацией трудовой деятельности при приготовление объектов труда с учётом технологических и экологических требований, безопасными приёмами труда;

  • развитие познавательных интересов, способностей к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач; анализа трудового процесса, навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной деятельности при приготовлении блюд национальной кухни.

Использование личностно-ориентированного подхода в процессе обучения предполагает методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действия обеспечивать и поддерживать процессы самопроявления, саморазвития и самореализации личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Данный курс направлен на освоение ряда ключевых компетенций "надпрофессионального"характера, т.е. таких компетенций, которые необходимы практически в любой деятельности(даже необязательно профессиональной). К такого рода компетенций относятся способность к коммуникациям, умение решать проблемы, работать в команде, иметь хороший вкус к выбору блюд, сервировки стола.

Изучение основ данной профессии позволяет развить творческую натуру и эстетический вкус, а также учит общению с людьми (проявлять такт, выдержку, хладнокровие, быть доброжелательным и радушным). Знание и умение, полученные в ходе изучения курса "Кулинарное искусство" помогут учащимся ориентироваться в огромном количестве имеющихся сейчас в продаже продуктов, выбрать свой стиль и приобрести опыт приготовления здоровой пищи.

Самое значительное место в программе уделено изучению национальных кухонь с точки зрения рационального питания и способов обработки продуктов, а также вопросам физиологии питания, сущности диетического питания, ознакомлению с особенностями различных диет, лечебными свойствами некоторых продуктов, организацией труда при приготовлении пищи, экономическими расчетами и др.

Освоение кулинарного дела невозможно без знаний и умений, приобретённых при изучении дисциплин школьной программы. Прослеживаются следующие межпредметные связи: с биологией(физиология и строение органов человека), с химией, с физикой (физическое стимулирование и процессы, происходящие в организме), с историей(традиционные блюда России и других стран),информатикой (создание презентаций, работа с электронной кулинарной энциклопедией, оформление портфолио).

Содержание программы поможет школьникам принять решения о выборе дальнейшего обучения и предоставлении им возможности на практике убедиться в правильности такого выбора с помощью выполнения заданий и упражнений.

Практическая деятельность учащихся носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и кулинарной культуры. Они учатся подбирать продукты для приготовления различных блюд, правильно выбирать способ обработки, красиво оформлять готовые блюда.Школьники выполняют учебные проекты, как правило, связанные с поиском рецептур блюд и приготовлением здоровой пищи.

В содержательном плане курс построен по принципу "от общего к частному", что находит подтверждение в тематическом плане.

Поурочная разбивка программы выполнена таким образом, чтобы объём вновь изучаемого материала позволял учителю проводить проверку знаний по ранее изученным темам, а также использовать собственный иллюстративный материал по теме, равно как проводить "Кулинарный поединок","Смак" игры для активизации усвоения новых понятий и связей между ними. При проведении занятий можно использовать новые технические возможности, в частности электронные учебные пособия. В программу заложено использование различных форм контроля за уровнем достижений учащихся: тестирование, беседа, оценка работы в малых группах, контроль выполнения реферата или проекта и его презентация, контроль анализа конкретных ситуаций. Система оценок предлагается "зачёт", "не зачёт".



Прогнозируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать/иметь представление:

  • физиологию пищеварения, роль химических компонентов пищи в обменных процессах и условиях качественного ее усвоения;

  • виды продуктов, их питательную ценность;

  • безопасные приемы работы с кухонным оборудованием и горячими жидкостями;

  • способы горячей обработки продуктов, их преимущества и недостатки;

  • технологии приготовления блюд и изменения состояния продуктов в результате их кулинарной обработки;

  • принципы подбора гарниров и пищевых добавок к мясным блюдам;

  • условия обеспечения сбалансированного питания;

  • правила культуры питания;

  • основные правила приготовления пищи;

  • наиболее распространенные ошибки в питании;

  • принципы формирования национальной кухни;

  • влияние экологии на качество продуктов;

  • технологии очищения продуктов от ядохимикатов.

Учащиеся должны уметь/иметь опыт:

  • осуществлять поиск необходимой информации;

  • определять питательную ценность пищи;

  • соблюдать безопасные приемы работы с кухонным оборудованием и горячими жидкостями;

  • осуществлять модернизацию рецептуры блюда;

  • разрабатывать рецептуру блюда и меню трехразового питания в соответствии с нормами содержания белка, жиров и углеводов в дневном рационе питания;

  • подбирать продукты для гарниров и добавок к пище животного происхождения;

  • соблюдать правила здорового питания;

  • находить способы устранения причин снижения качества пищи.

Дидактическое обеспечение

  • Книги.

  • Журналы.

  • Иллюстрации.

  • Презентации.

Содержание курса

Занятие 1

Тема. Вводное занятие - 2 час.

Цели и задачи курса. Значение питания для жизнедеятельности организма. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для кулинарных работ. Современная бытовая техника для приготовления пищи в домашних условиях.

Примерный перечень практических заданий:

  1. Изучение инструкций по безопасности труда, санитарии и гигиене.

  2. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах.

  3. Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах и других травмах.

Форма проведения занятия

- лекция с элементами фронтальной беседы и практикума.

Занятия 2, 3

Тема. Пища и ее предназначение в жизни человека. Культура питания как составляющая здорового образа жизни - 2 ч.

История развития и расширение пищевого рациона человека. Характеристика пищи как одной из существенных составляющих материальной культуры человека. Культура питания как составляющая здорового образа жизни. Снижение качества питательной ценности продуктов:использование пищевых добавок; ионизация и рафинирование продуктов питания.

Примерный перечень практических заданий:

  1. Выявление потребности человека в применении "кулинарного искусства" (заполнение анкеты).

  2. Изучение школьниками данных о том, как, когда, сколько, что есть по информационным источникам, предложенным преподавателем.

Форма проведения занятия

- лекция с элементами фронтальной беседы и практикума.

Занятия 4, 5

Тема. Основы рационального питания - 2 ч.

Рациональное питание. Обмен веществ и энергии.Суточный расход энергии человека. Потребность в пище в зависимости от возраста, пола, физических нагрузок. Составление меню на день.

Примерный перечень практических заданий

(практическая работа по группам):

  1. Составление схем приготовления различных блюд.

  2. Составление меню на день.

  3. Приготовление блюд из круп (или сладких блюд). Перечень блюд: пшенная каша с тыквой, Гурьевска каша.

  4. Приготовление горячих напитков. Перечень блюд: зеленый чай, фруктовый чай.

Занятие 6, 7

Тема. Способы обработки пищевых продуктов - 2ч.

Характеристика способов обработки пищевых продуктов. Преимущества приготовления пищи на пару.

Примерный перечень практических заданий

(практическая работа по группам):

  1. Составление инструкционных карт по приготовлению вареных, тушеных и паровых блюд.

  2. Приготовление паровых блюд.

Перечень блюд: рыба отварная с картофелем, голубцы мясные, котлеты телячьи паровые.

Занятие 8, 9

Тема. Витамины - 2 ч.

Витамины, их классификация, содержание в продуктах питания. Особенности приготовления пищи для сохранения витаминов. Заболевания,связанные с недостатком витаминов в пище.

Примерный перечень практических

заданий (практическая работа по группам)

Приготовление салатов.

Перечень блюд:

салат из белокочанной капусты с яблоками и сельдереем, салат из цветной капусты.

Занятия 10, 11

Тема. Минеральные вещества и здоровье - 2 ч.

Макро- и микроэлементы. Потребность организма в минеральных веществах. Заболевания, связанные с недостатком минеральных веществ, их восполнение.

Примерный перечень практических

заданий(практическая работа по группам)

Приготовление витаминных блюд.

Перечень блюд:

салат из сырой свеклы с чесноком и грецкими орехами, салат из морской капусты, морковный пирог.

Занятия 12, 13

Тема. Животные продукты питания - 2 ч.

Животные продукты питания и их значение для жизнедеятельности организма. Возникновение и предупреждение заболеваний, связанных с избыточным или недостаточным употреблением животных продуктов питания.

Примерный перечень практических

заданий (практическая работа по группам)

  1. Составление инструкционных карт по приготовлению блюд из мяса, рыбы и морепродуктов.

  2. Приготовление мясных и рыбных блюд.

Перечень блюд:

запеченное мясо с овощами,рыбная запеканка.

Занятия 14, 15

Тема. Растительные продукты питания - 2 ч

Растительные продукты питания и их использование в профилактике и лечении болезней.Возникновение и предупреждение заболеваний,связанных с избыточным или недостаточным употреблением растительных продуктов питания.Грибы съедобные, способы их обработки и применение в кулинарии. Отравления ядовитыми грибами, оказание первой помощи.

Примерный перечень практических

заданий(практическая работа по группам)

Приготовление блюд из пищевых растений.

Перечень блюд:

картофельные оладьи,капустные котлеты, пюре из фасоли.

Занятия 16, 17

Тема. Влияние условий приема пищи на ее усвоение организмом - 2 ч.

Сервировка стола. Искусство сервировки.История появления и совершенствования посуды и столовых приборов. Правила сервировки. Способы сворачивания салфеток. Правила поведения за столом.

Примерный перечень практических заданий

(практическая работа по группам)

  1. Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину.

  2. Сервировка праздничного стола.

  3. Приготовление праздничного блюда.

Перечень блюд:

салат из чернослива с орехами и чесноком.

Занятия 18, 19

Тема. Наука о питании - 2 ч.

Развитие науки о питании. Достоинства и недостатки вегетарианства, лечебного голодания,сыроедения, теорий питания А.М. Уголева, Г.Шелтона, диеты Г.С. Шаталовой, П. Брэгга и др. Пища и болезни. Опасность недоедания и переедания для организма. Продукты, вызывающие аллергическую реакцию.

Примерный перечень практических заданий:

Построение индивидуального рациона.

Занятие 20

Тема. Экология и качество продуктов - 2ч.

Экологические проблемы природы, общества,человека. Негативные последствия использования технологий на качество продуктов, их влияние на здоровье человека.

Примерный перечень практических заданий(практическая работа по группам):

  1. Анализ возможных путей экологического загрязнения продуктов питания.

  2. Составление звездочки факторов, влияющих на экологическое состояние овощей. Экологически чистая пища.

  3. Игра "Смак"

Занятие 23-33

Тема. Элементы правильного питания в национальной кухни разных народов - 11 ч.

Продукты растительного происхождения в кухне народов своего региона. Разновидность холодных и горячих блюд в национальной кухне. Принципы подбора компонентов блюд и способов их приготовления. Заимствование блюд одним народом у другого как результат взаимного культурного общения. Блюда русской, украинской, грузинской и другой кухни. Традиции в сервировке, подаче и употреблении национальных блюд.

Примерный перечень практических заданий(практическая работа по группам):

  1. Выбрать национальное блюдо горячего приготовления. Проверить его на соответствие требованиям сбалансированного питания. При обнаружении несоответствия внести коррективы.

  2. Приготовить выбранные блюда. Продегустировать и сделать выводы о вкусовых, питательных ценностях блюд.

Занятие 34, 35

Тема. Итоговое занятие по предмету по выбору "Кулинарное искусство". Национальная кухня. Кулинарный поединок - 2 часа

Урок-зачёт (защита творческих проектов).

Примерный перечень практических заданий

(практическая работа по группам):

  1. По предложенному перечню продуктов составить меню из трех блюд одной из национальной кухни.

  2. Проверить его на соответствие требованиям сбалансированного питания. При обнаружении несоответствия внести коррективы.

  3. Приготовить выбранные блюда. Продегустировать и сделать выводы о вкусовых, питательных ценностях блюд.

Список литературы для учителя(основной)

  1. Горшков А.И., Липатова О.В. Гигиена питания. - М.: Медицина, 1987. - С.20-69, 134-259.

  2. Европейская кухня - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1998 (Серия "Лакомка").

  3. Кардашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков: Учебник. - М.: Медицина, 1988. - С.262-304.

  4. Каневская Л.Я. Питание школьника. - М.: Медицина, 1989. - С.3-42.

  5. Конышев В А. Всё о правильном питании. - М., 2001.

  6. Королева КМ., Королев A.M. Основы правильного питания. - Ижевск, 1999.

  7. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена. - М.: ФиС, 1990. - С.174-226.

  8. Литвина ИМ. Кулинария здоровья: от принципов к рецептам. - СПб.: АО "Комплект", 2005.

  9. Литвина ИМ. Основы правильного питания. - СПб.: АО "Комплект", 2005.

Список литературы для учителя(дополнительный)

  1. Мартынов СМ. Овощи + фрукты + ягоды = здоровье. - М.: Просвещение, 1993.

  2. Покровский А.А., "Книга о вкусной и здоровой пище" - Москва: ВО "АГРОПРОМИЗДАТ", 1988.

  3. Диск Кирилла и Мифодия "Кулинария"

  4. Диск "Технология" Электронная кулинария энциклопедия.

Список литературы для учащихся

  1. Литвина ИМ. Основы правильного питания. - СПб.: АО "Комплект", 2005. 2.Литвина ИМ. Кулинария здоровья: от принципов к рецептам. - СПб.: АО "Комплект", 2005.



© 2010-2022