• Преподавателю
  • Технология
  • Урок по технологииМатериаловедение: МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ ВОЛОКОН. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЯХ

Урок по технологииМатериаловедение: МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ ВОЛОКОН. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЯХ

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ ВОЛОКОН. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЯХ

Цели:

Развивающие: способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета, формы); способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету, самостоятельности учащихся; развивать пространственное мышление.

Воспитательные: создать условия для доброжелательного общения учащихся в группах, сплочения классного коллектива; воспитывать внимательность; прививать эстетический вкус; воспитывать уважение к работающему человеку.

Оборудование: наглядные пособия коллекций «Хлопок», «Лен», «Текстильные волокна»; плакаты и схемы получения ткани в текстильном производстве, образцы хлопчатобумажной и льняной тканей, учебник, рабочая тетрадь, лупы, ножницы, цветная бумага.

Методы обучения: информационно-сообщающий, поисковый, практический.

Словарная работа: материаловедение, ткачество, пряжа, основа, уток.

Межпредметные связи: ИЗО, математика

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент:

II. Повторение пройденного материала.

Устный опрос учащихся по теме «Общие правила техники безопасности».

Вопросы для повторения:

1) Каковы правила поведения учащихся в кабинете «Технология»?

2) Что надо помнить учащимся во время работы?

3) Что должны сделать учащиеся по окончании работы?

III. Изучение нового материала.

Слово учителя.

- Ткань - это материал, с которым вы сталкиваетесь ежедневно.

- Как вы думаете, какой материал мягче - ткань или бумага? Какой из этих материалов прочнее?

-Чтобы правильно изготовить изделие, правильно его эксплуатировать и ухаживать, необходимо знать элементы материаловедения.

Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

Сырьем для получения тканей служат волокна.

Волокно - это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер.

Текстильные волокна очень разнообразные, но все они подразделяются на два основных класса: натуральные и химические.

Натуральное волокно создает сама природа, а процесс формирования химических волокон осуществляется на химических заводах специальными машинами путем продавливания раствора, полученного из древесины, угля, газа и другого исходного сырья. (Более подробно мы познакомимся с химическими волокнами в 7 классе.)

С древнейших времен и до конца XIX века единственным сырьем для производства текстильных материалов служили натуральные волокна, которые получали из различных растений. Сначала это были волокна дикорастущих растений, а затем волокна

льна и конопли. С развитием земледелия начали возделывать хлопчатник, дающий очень хорошее и прочное волокно.

Большое распространение получили волокна, вырабатываемые из стеблей растений, их называют лубяными. Волокна из стеблей большей частью грубые, прочные и жесткие - это волокна кенафа, джута, конопли и других растений. Из льна получают более тонкие волокна, из которых вырабатывают ткани для изготовления одежды и белья.

Урок по технологииМатериаловедение: МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ ВОЛОКОН. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЯХ

Хлопком называют волокна, покрывающие поверхность семян однолетнего растения хлопчатника, который произрастает в теплых южных странах. Развитие волокон хлопка начинается после цветения хлопчатника в период образования плодов (коробочек). Длина волокон хлопка колеблется от 5 до 50 мм. Собранный и спрессованный в кипы хлопок называют хлопок-сырец.

При первичной обработке хлопка волокна отделяются от семян и очищаются от различных примесей. Сначала отделяются самые длинные волокна (20-50 мм), затем короткие или пух (6-20 мм) и, наконец, подпушка (менее 6 мм). Длинные волокна используются для производства пряжи, пух - для изготовления ваты, а в смеси с длинным хлопковым волокном - для производства толстой пряжи. Волокна длиной менее 12 мм подвергаются химической переработке в целлюлозу для получения искусственных волокон.

Лен - однолетнее травянистое растение, которое дает волокно того же названия. Волокно льна находится в стебле растения и может достигать 1 метра. Уборку льна производят в период ранней желтой спелости. Полученное сырье для производства пряжи (нитей) подвергается дальнейшей обработке.

Первичная обработка льна состоит из замачивания льняной соломы, сушки тресты, мытья и трепания, чтобы отделить примеси.

Из очищенных и рассортированных волокон получают пряжу.

IV. Закрепление изученного материала.

Практическая работа № 1 «Изучение волокон хлопка и льна» (учебник, с. 10).

Практическая работа выполняется в рабочей тетради.

V. Продолжение изучения нового материала «Понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве».

Слово учителя.

Пряжа - это нить, полученная при скручивании отдельных волокон. Процесс получения пряжи называется прядением. Прядение проходит в следующей последовательности: разрыхление волокон, трепание, чесание, выравнивание (образование ленты), предпрядение (образование ровницы) и сам процесс прядения.

Пряжа бывает однониточная, крученая (скрученная из двух, трех и более одиночных нитей) и фасонная (скрученная из трех и более нитей с образованием петель, узелков или спиралей).

Цель прядения - получение равномерной по толщине пряжи.

Далее пряжа поступает на ткацкую фабрику, где получают ткань.

Ткань - это материал, который получают на ткацких станках путем переплетения нитей пряжи основы и утка между собой.

Продольные нити в тканях называются основными, или основой. Поперечные нити в тканях называются уточными, или утком.

Нити основы очень прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины. Нити утка менее прочные, более толстые, короткие. При растяжении нити утка увеличивают свою длину.

Неосыпающиеся края с двух сторон ткани называются кромкой.

Нити основы можно определить по следующим признакам:

1. По кромке.

2. По степени растяжения - нить основы меньше тянется.

3. Нить основы прямая, а уточная извитая.

4. По звуку - по основе звук звонкий, а по утку - глухой.

Производственные этапы изготовления ткани

Волокно -> нити (пряжа) -> ткачество ->суровая ткань -> отделка -> готовая ткань.

Ткань, снятая с ткацкого станка, называется суровьем. Ее не использует для изготовления одежды, она требует отделки. Цель отделки - придание красивого внешнего вида ткани и улучшение ее качества.

Отделка тканей производится на красильно-отделочной фабрике.

Основные процессы отделки ткани:

1) предварительная отделка:

• опаливание (удаление волокон с поверхности),

• расшлихтовка (удаление крахмала),

• отваривание (удаление загрязнений),

• мерсеризация (повышение прочности),

• промывка,

• беление;

2) крашение;

3) печатание;

4) заключительная отделка:

• аппретирование (повышение износостойкости),

• ширение (выравнивание),

• каландрование (разглаживание, придание блеска).

Имеются также специальные отделки.

Наиболее интересным является процесс печатания тканей, в результате чего на них получаются разноцветные рисунки.

После отделки ткани могут быть:

- отбеленная - ткань, полученная после отбеливания;

- гладкокрашеная - ткань, окрашенная в один определенный цвет;

- набивная - ткань, с напечатанным на поверхности рисунком;

- пестротканая - ткань, полученная на ткацком станке путем переплетения разных по цвету нитей;

- меланжевая - ткань, полученная на ткацком станке путем переплетения нитей, скрученных из разных по цвету волокон.

В процессе образования ткани на ткацком станке нити основы и утка могут по-разному переплетаться между собой.

Различной, последовательностью чередования основных и уточных нитей создается огромное количество переплетений.

Наиболее распространенным является полотняное переплетение, которое образуется переплетением основных и уточных нитей через одну. Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные ткани, а также некоторые льняные и шелковые ткани.

Ткани имеют лицевую и изнаночную стороны. Лицевую сторону ткани определяют по следующим признакам:

1. На лицевой стороне ткани печатный рисунок более яркий, чем на изнаночной.

2. На лицевой стороне ткани рисунок переплетения более четкий.

3. Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки выведены на изнаночную.

VI. Закрепление изученного материала.

-Вводный инструктаж учителя.

-Самостоятельная работа учащихся. Практическая работа № 2 «Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения. Определение лицевой стороны ткани» (учебник, с. 13).

-Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).

- Целевые обходы:

- инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

- концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

- контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

- рациональное использование учебного времени учащимися.

Подведение итогов урока учителем (Заключительный инструктаж учителя):

- сообщение учителя о достижении цели урока;

- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке проводится в форме выставки работ учащихся (допускается незаконченная работа).

- анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

- разбор типичных ошибок учащихся;

- вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

- повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

Критерии оценки: правильно определены основная и уточная нити хлопчатобумажных и льняных тканей, лицевая и изнаночная стороны образцов ткани. Полотняное переплетение выполнено аккуратно, эстетично, правильно.

Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.

  1. Принести на следующий урок необходимые инструменты и материалы (их перечень раздать на листках каждой группе);

  2. учебник - элементы материаловедения, §-1, 2; в рабочей тетради зарисовать полотняное переплетение и прикрепить переплетение из цветной бумаги.


© 2010-2022