Введение в активизацию творческой деятельности учащихся

Раздел Технология
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВВЕДЕНИЕ

В АКТИВИЗАЦИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ



Ребенок наделен великими возможностями, и если мы действительно стремимся к преобразованию общества, целью обучения должно стать развитие творческих способностей.

М. Монтессори.



Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность. В условиях глобального рынка, в котором участвует и Россия, качества востребованы не только отдельными гражданами, но целыми творческими коллективами, предприятиями и регионами. Эти обстоятельства и определяют инвестиционный характер вложения в образование.

Сильная и известная на весь мир советская система образования была создана для решения проблем трансформации аграрного общества в индустриальное. Оно давалось надолго и предназначалось для обеспечения бесперебойной профессиональной деятельности человека в какой- либо одной отрасли или сфере деятельности на протяжении всей жизни. Теперь же в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающее постоянное обновление, индустриализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причём ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формировании творческих компетентностей, готовности к переобучению.

Система образования в нашей стране, как и в любой другой, призвана способствовать реализации основных задач социально - экономического и культурного развития общества.

Глобальные финансово - экономические трудности текущих лет указывают нам на значимость укрепления независимости отечественной экономики. Это обеспечивается способностью предприятий конкурировать на мировых рынках, осваивать новые и новые сферы деятельности, осуществлять переход от сырьевой экономики к экономике с высокоразвитым производством с передовыми технологиями разработанными на научной основе, укрепить обороноспособность страны.

Для достижения таких результатов нам необходимо перенастроить систему образования на освоении современных компетентностей, отвечающих общемировым требованиям к человеческому капиталу, обеспечивающих консолидацию российского общества ради решения новых амбициозных задач.

Именно школа и вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной, политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена чрезвычайно важна. Способность образовательного учреждения достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет очень большое значение.

Сегодня современная школа призвана не только формировать высокий уровень общеобразовательной подготовки учащихся, но и развивать такие важные личностные качества как самостоятельность, инициатива, творческая активность. Образование должно соответствовать целям опережающего развития. Необходимо изучать не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть включены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.

Ученик, обладающий высокой культурой мышления, способностью к творчеству. Может оперативно соединить знания с практической деятельностью, применяя их в новых условиях. Для него важно уметь ориентироваться в мире специальностей и профессий понимать экономические, политические, социальные и другие закономерности развития общества. В этой связи при организации учебно-воспитательного процесса учителю важно опираться на потребность и интересы учащихся. Что позволяет оптимально использовать в этих целях возможности инвариантно - вариантных компонентов базисного учебного плана. Особое внимание должно быть сосредоточено на системе поддержки талантливых детей организации их досуга, отдыха, внедрению новых здоровьесберегающих технологий, обеспечение индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.

Важная роль в современных условиях отведена учителю, деятельность которого призвана носить прогностический опережающий характер в соответствии с запросами общества. Новой школе требуются учителя, глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, являющиеся профессиональными в других областях деятельности, способнее помочь ребятам найти себя в будущем стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткий, внимательный, восприимчивый к интересам школьников, открытый ко всему новому учитель - ключевая особенность современной школы. Он должен организовать учебно-воспитательную работу таким образом, чтобы предоставить ученику разумную свободу в выборе целей, способов учебной деятельности. Это значит, что ученик приобретает знания и умения, необходимые ему для преодоления стихийности в формировании творческой активности и ее основных компонентов; самостоятельности, познавательного интереса, общеучебных умений, способствующих успешному достижению целей его творческой деятельности.

В этой ситуации организация деятельностно-развивающего, личностно-ориентированного обучения с более широкой автономией учеников, проходящая в атмосфере сотрудничества и сотворчества нуждается в более эффективных методах деятельности.

В работе предусмотрен целый комплекс поэтапно развивающихся заданий различного типа, предусматривающих действия учителя по анализу и решению педагогических ситуаций, связанных с решением проблемы развития творческой активности учащихся.

В основу работы положены следующие идеи;

  • Включение учащихся в творческий процесс;

  • Осмысление, проблемы творческого процесса на уроках;

  • Управление развитием творческой активности учащихся.

Это требует от ученика определенных конструкторско-проектировочных умений, которыми нужно целенаправленно овладевать уже в школе.

Актуальность данной проблемы обусловлена возрастающей ролью активизации творческой деятельности личности в современных условиях, необходимостью внедрения в практику школы новых педагогических технологий позволяющих развивать творческий потенциал учащихся.

Сегодня в школе мы формируем личность, которая должна быть готова к освоению и внедрению в практику новых педагогических технологий, позволяющих успешно решать задачи развития творческого потенциала в своей будущей профессиональной жизни. Подготовка такой личности должна начинаться в школе, с возможностью дальнейшего переобучения.

  • Цель исследования - формирование условий, способствующих творческой деятельности учащихся.

  • Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на уроках технологии.

  • Предмет исследования - условия и факторы, стимулирующие активизацию творческой деятельности учащихся.

В основу исследования положена гипотеза - применение комплексных заданий на уроках технологии (в том числе проектная деятельность) активизирует творческую деятельность учащихся и способствует формированию знаний, умений и навыков, учащихся в разных сферах трудовой деятельности.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены задачи исследования:

  1. Разработать диагностические задания с целью выявления уровня творческой активности учащихся разных возрастов.

  2. Определить методические приемы, способствующие повышению творческой активности учащихся.

  3. Провести анализ результатов исследования.

Методической основой исследования является диалектический метод как основа научного познания; положения философии, психологии и педагогики о ведущей роли учебно-познавательной деятельности.

и в развитии личности и ее творческой активности; положения о роли самостоятельной деятельности, общеучебных умений, познавательного интереса в развитии личности и ее творческой активности; положения о роли комплексных заданий в развитии личности и ее творческой активности; системный подход к рассмотрению педагогического процесса и профессиональной ориентации учащихся; идеи гуманизации образования.

Методы исследования:

  • Теоретический анализ философской и психологической литературы по исследуемой проблеме;

  • Теоретическое моделирование;

  • Педагогический эксперимент (констактирующий, преобразующий);

  • Анализ продуктов деятельности учащихся (творческих работ, проектов);

  • Педагогическое наблюдение

  • Анкетирование;

  • Проективные методики;

  • Диагностика качества обученности;

  • Методика контроля и диагностики знаний и умений учащихся;

  • Опытно - экспериментальная база исследования

  • Диагностика увеличения времени на самостоятельную работу учащихся;

  • Изучение программно - методической документации;

  • Метод экспертизы оценок;

  • Анализ и статистическая обработка материалов.

Опытно - экспериментальная база исследования: технология в 7 - 9 классах средней школы № 62.

Исследование проводилось поэтапно с 2004 по 2010 годы.

На первом этапе (2006-2007г.г.) изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая, социологическая литература по проблеме, выявилась ее актуальность, определялись методология и методика исследования, формулировалась цель, гипотеза и задачи.

На втором этапе (2007-2008г.г) осуществлялась подготовка теоретической базы для проведения опытно-экспериментальной работы, определялись тенденции развития системы образования и роль деятельностного подхода в совершенствовании обучения.

На основе анализа учебных планов, программ, анкетирования учащихся, бесед, тестирования изучалось состояние подготовки учащихся к реализации деятельностного подхода в обучении и условия повышения ее эффективности. Разрабатывалась экспериментальная методика «Теоретические основы и технология реализации творческого подхода к обучению» и система формирования у учащихся готовности к реализации творчески деятельного подхода к обучению

На третьем этапе (2008-2009г.г.) корректировалась экспериментальная программа, разрабатывались учебные задания и методические рекомендации, проводился формирующий эксперимент, направленный на апробацию разработанной экспериментальной подготовки учащихся к реализации творческого подхода к обучению. В процессе эксперимента проверялись и уточнялись основные положения гипотезы, выделенные педагогические условия формирования готовности учащихся к реализации творческого подхода к обучению. Опытная работа сопровождалась защитой проектов, сдачей проведением контрольных работ, анализом полученных результатов.

На четвертом этапе (конец 2009 и начало 2015г.г.) систематизировались и обрабатывались результаты исследования, формировались основные научные выборы и практические рекомендации по полученным данным, осуществлялось оформление работы; результаты исследования внедрялись в практику школьного обучения г. Оренбурга и области.

Научная новизна и значимость исследования заключается в следующем: обоснована модель готовности учителя к реализации творческого подхода к обучению, включающая проектные компоненты, позволяющие установить ее специфическое содержание, показатели и уровни.

Выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие подготовку учащихся к реализации творческого подхода к обучению в рамках реального учебно-воспитательного процесса в школе. Разработаны содержание и технология формирования у учащихся готовности к реализации творческого подхода к обучению. Определено содержание комплексных заданий насыщенных дидактическими исследовательскими задачами, методическими рекомендациями и практическими заданиями по изучению опыта применения творческого подхода к обучению в школе и по отработке умений по его реализации.





© 2010-2022