ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей творческого объединения «Умелец»

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области

«Утверждаю»

Директор МОУ ДОД ДДТ_____________ С.В. Собенникова

«___» _____________ 2012 года



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей творческого объединения

«Умелец»



Возраст детей: 11-16 лет

Рассмотрена на заседании Программу разработал педагогического совета Алтаев Александр МОУ ДОД ДДТ Геннадьевич Протокол №_________ педагог дополнительного от «__»_________ 2012 г. образования 1кв. категории Секретарь___________ стаж работы - 23 года



Муниципальное образование

«Барышский район»

2012 год

Образовательная программа творческого объединения «Умелец»

Пояснительная записка

Данная программа расчитана на один год обучения и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обработка древесины".

Целью обучения по данной программе является - формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка.

Обучение предполагает решение следующих задач:

  • раскрыть, перед воспитанниками, истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;

  • посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности, способствовать социализации воспитанников в обществе.

Программа включает:

  • пояснительную записку;

  • перечень знаний и умений формируемых у воспитанников;

  • тематический план (по годам обучения);

  • календарно-тематическое планирование занятий (по годам обучения).

Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами.

В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров.

Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов.

Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.

В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций.

Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно - технической деятельности.

Занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, выжиганием воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.

Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.

Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью.

В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она расчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора.

Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам её обработки, инструментам и приспособлениям.

Программа ставит своей целью - развивать "чувство материала", его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного.

Программой предусмотрено изучение и исследование свойств древесины. Изучение устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя, электролобзика, электрорубанка, станка по токарной обработке древесины, и других инструментов, что имеет большое значение для формирования знаний воспитанников о материалах, принципах действия и устройствах машин.

В процессе обучения обращается внимание воспитанников на особенности ручной и механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования. При организации творческого труда, в процессе выполнения резьбы по дереву программой предусматривается применение разнообразных приспособлений, позволяющих воспитанникам решать отдельные трудовые операции с соблюдением определённых технологических требований: точности формы и размеров, параметров шероховатости поверхности и др.

Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитанниками не ниже требований программы.

Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школьного курса, образовательной области "Технология":

  • материаловедение;

  • технология обработки древесины;

  • элементы машиноведения;

  • графика;

  • техническое творчество;

  • введение в художественное конструирование.

Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей воспитанников, по отдельным, тесно связанным между собой разделам.

В зависимости от этапа образования определены цели и задачи курса, а также требования по теоретической и технологической подготовки воспитанников.

В программе предложена система самопроверки знаний воспитанниками и контроля знаний - учителем.

Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний воспитанниками. Для чего в работе используются:

  • учебники, справочники;

  • дидактический материал;

  • дополнительная литература.

На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда.

Продолжительность изучения курса один год обучения. Содержание программы предусматривает подведение воспитанников к осознанному выбору одной из рабочих профессий по профилю - "Художественная обработка древесины".

Программой предусмотрено также изучение элементов машиноведения с целью приобщения учащихся к технологическим знаниям, повышения их кругозора и технологической культуры, развития технологического мышления. Новизна программы в том, что она способствует формированию у учащихся художественной культуры, художественно-творческой активности. Художественная обработка материалов требует серьёзных знаний в обращении с ручным инструментом и станочным оборудованием, соединяется трудовая практика с эстетическим воспитанием. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Программа актуальна тем, что дети приобщаются к национальной культуре, художественному наследию, к различным ремеслам, а это признаётся в настоящее время во всём мире.

Условия реализации программы

Для организации деятельности объединения имеется помещение (мастерская по дерево и металлообработке), приобретены материалы, имеется оборудование и инструменты. Предполагаются как индивидуальные так и групповые формы работы при проведении занятий. В мастерской имеются токарные станки по дереву (СТД-120), сверлильный станок, токарный станок по металлу (ТВ-6), верстаки столярные и слесарные, электродрели, лобзики, различные режущие и контрольно-измерительные инструменты.

Санитарно-гигиенические условия соответствует норме. Наглядные пособия имеются. Основной род занятий объединения - деревообработка.

Ожидаемые результаты

Воспитанники должны -

Знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

  • способы разметки по шаблону и чертежу;

  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

  • назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);

  • иметь понятие о конструировании и моделировании;

  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

  • основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;

  • историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;

  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

  • разные виды резьбы и их особенности;

  • способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

  • правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Воспитанники должны

Уметь:

  • рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;

  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

  • применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;

  • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

  • выполнять простейшие столярные операции;

  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

  • выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;

  • выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;

  • проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;

  • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;

  • выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;

  • затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;

  • бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

  • экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -

Навыки:

  • владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;

  • выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;

  • владения основными элементами графической грамотности;

  • выполнения плоскостной разметки;

  • разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;

  • выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;

  • коллективная (звеньевая).

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

Прямые:

  • теоретический уровень знаний;

  • степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;

  • применение полученных знаний на практике;

  • соблюдение технических и технологических требований;

  • качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;

  • изготовление изделия в установленные нормы времени;

  • соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные:

  • экономия материалов;

  • желание трудиться;

  • познавательная активность и творческий подход;

  • самостоятельность;

  • партнёрские отношения при совместной работе.

Массовая работа


Для морального поощрения, стимулирования творческой деятельности детей, привлечения к занятости новых школьников планируется участие в районной выставке народно-прикладного творчества, оформление школьного музея, оформление зоны отдыха на территории школы, оформление школьных кабинетов, участие в выставке поделок из природного материала.

Диагностика образовательного процесса

Начальная диагностика: для проверки технологических, теоретических знаний учащихся проводится письменное тестирование, а для проверки практических навыков и умений практические тесты-задания.

Текущая диагностика: визуальный контроль за деятельностью учащихся, выполнение контрольных теоретических и практических заданий.

Итоговая диагностика: выполнение учащимися контрольно - проектного задания, адаптированного к возрасту ребёнка.

Библиографический список

для педагоа

1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978. 2. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба подереву. - М.: Высшая школа, 1998. 3. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997. 4. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Культура и традиции, 1999. 5. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999. 6. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.

7. Алфёров Л. Технология росписи. - Ростов - на Дону: Феникс, 2000. 8. Бобиков П.Д. Мебель для вашего дома. - М.: Нива России, 1995. 9. Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1992. 10. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988. 11. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1993. 12. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981. 13. Савиных В.П. Всё о поделочных материалах. - Минск: Полымя, 2000. 14. Гликин М.С. Декоративная резьба по дереву на станках. - М.: Народное творчество, 2001. 15. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. - М.: Просвещение, 1976. 16. Деменьтьев С.В. Резьба по дереву. - М.: Издательский дом МСП, 2000. 17. Дубровин И.И. Домашний умелец. - Тверь: ЭКСМО - Пресс, 2001. 18. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2004. 19. Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: Просвещение, 1993. 20. Ильяев М. Уроки резьбы по дереву. - М.: Лукоморье, 2002. 21. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000. 22. Козловский А.Л. Клеи и склеивание. - М.: Знание, 1976. 23. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986. 24. Крейдлин Л.Н. Столярные работы. - М.: Высшая школа, 1986. 25. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001. 26. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 2). - М,: Народное творчество, 2001. 27. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001. 28. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - М.: Просвещение, 1983. 29. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1993. 30. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993. 31. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 2. - М.: Мир, 1993. 32. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995. 33. Петров Н.А. Домовая резьба (60 трафаретов - Книга 1). - М.: Нива России, 2000. 34. Петров Н.А. Домовая резьба (60 трафаретов - Книга 2). - М.: Нива России, 2000. 35. Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2000. 36. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984. 37. Роспись по дереву. /Сост. Соколов М.С./. - Магнитогорск.: 1993. 38. Работа с деревом. /Сост. Белов Н.В./. - Минск.: Современная литература, 1999. 39. Работа по дереву. /Сост. Рыженко Н.В., Яценко В.А./. - М.: АСТВ Гамма - СА, 1998. 40. Резьба по дереву. /Сост.Березнёв А.В., Березнёва Т.С./.- Минск.: Пардокс, 2000. 41. Резьба по дереву. /Сост. Лихонин А.С./. - Нижний Новгород.: Времена, 2000. 42. Резьба по дереву. /Сост.Мольнар А.А./.- М.: Спектр сезам - маркетинг, 1997. 43. Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины (советы домашнему умельцу), - Минск.: Полымя, 2000. 44. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998. 45. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000. 46. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 2003. 47. Тарасов Б.В. Самоделки школьника. - М.: Просвещение, 1985. 48. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся VIII - IX классов средней образовательной школы. Профиль - художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1989. 49. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся X - XI классов средней образовательной школы. Профессия - изготовитель художественных изделий из дерева. - М.: Просвещение, 1989. 50. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981. 51. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992. 52. Энциклопедия народного умельца. - М.: Вече, 2000.

Библиографический список

для обучающихся:

1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999. 2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996. 3. Изделия из шпона. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С- Пб.: Корона принт, 1999. 4. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995. 5. Луканский Э.П. Сотвори радость. - Минск.: Полымя, 1997. 6. Плетение из лозы. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С-Пб.: Корона принт, 1999. 7. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000. 8. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1998. 9. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 1.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999. 10. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999. 11. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990. 12. Справочник домашнего мастера. Том 1. /Сост. Иванченков С.С. /. - М.: Клён, 1993. 13. Справочник домашнего мастера. Том 2. /Сост. Бродерсен Г.Г./.- М.: Клён, 1993. 14. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993. 15. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999. 16. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997. 17. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997. 18. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997. 19. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.: Элайда, 1999. 20. Энциклопедический словарь юного техника. /Сост. Зубов Б.В., Чумаков С.В./. - М.: Педагогика, 1980. 21. Шпаковский В.О. Для тех кто любит мастерить. - М.: Просвещение, 1990.

Приложения:

1. Приложение №1. Тематический план работы объединения «Умелец».

2. Приложение №2. Содержание программы объединения «Умелец»

3. Приложение №3. Календарно-тематическое планирование занятий.




















© 2010-2022