• Преподавателю
  • Технология
  • Методическая статья Духовно-нравственное воспитание школьников и проектный метод на уроках технологии

Методическая статья Духовно-нравственное воспитание школьников и проектный метод на уроках технологии

«Школу делает школой – учитель!»Работа школы направлена на то, чтобы помочь детям найти свое место в жизни, правильно выбрать профессию, которая бы приносила не только материальный достаток, но и удовлетворение, давала возможность реализовать свой творческий потенциал. Компетентность, профессионализм, конкурентоспособность – те качества, которые могут обеспечить профессиональный рост и материальный достаток. Трудовая деятельность – основное условие для развития профессиональных способностей. А о...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Духовно-нравственное воспитание школьников

и проектный метод на уроках технологии

учитель технологии Дроздова Е.Б,

МБОО «Павлоградская гимназия»

«Школу делает школой - учитель!»

Работа школы направлена на то, чтобы помочь детям найти свое место в жизни, правильно выбрать профессию, которая бы приносила не только материальный достаток, но и удовлетворение, давала возможность реализовать свой творческий потенциал. Компетентность, профессионализм, конкурентоспособность - те качества, которые могут обеспечить профессиональный рост и материальный достаток.

Трудовая деятельность - основное условие для развития профессиональных способностей. А отличительной чертой образовательной области «Технология» является ее практическая направленность, что позволяет соединять теорию с практикой, соотносить возможности учащихся с требованиями различных профессий.

Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

  • самостоятельно приобретать необходимые знания;

  • умело применять их на практике для решения проблем, используя современные технологии;

  • самостоятельно критически мыслить;

  • быть коммуникабельными;

  • совершенствовать свою нравственность и духовную культуру.

Самообразование, рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности в современном мире, как способ саморазвития личности. В этих условиях появляется новый идеал образованного человека - человека, обладающего духовной культурностью. В связи с этим актуальной становится проблема духовно-нравственного воспитания современного школьника, так как именно школьный возраст - время, когда закладываются основы духовной личности.

Работа на уроках технологии строится на основе практической деятельности школьников. Выполнение учащимися разнообразных практических работ таких как: приготовление пищи, конструирование и моделирование швейных изделий, создание изделий в разных техниках ДПИ (вышивка, витражная роспись, батик, бумагопластика), выполнение простейших экономических расчетов по изготовлению продукта, содействует развитию духовно-нравственному воспитанию и действенно-практической компетентности личности школьника. Такой раздел области технология, как «Конструирование и моделирование изделий» знакомит учащихся пятого класса с творческим наследием нашего народа в виде такого изделия, как фартук. Знакомит с историей возникновения фартука, как части гардероба. Объясняет значение фартука на Руси, способы отделки. Урок способствует развитию художественного вкуса, воспитывает любовь и гордость к творческому наследию нашего народа.

Раздел «Конструирования и моделирования изделий» в шестом классе знакомит с элементом русского костюма - юбкой. Историей возникновения юбки, этапами изменений, народными традициями, связью с современными направлениями в моде.

В 7 классе учащиеся шьют ночную сорочку, которая тоже является частью народного костюма - это рубаха, которая была в костюме и мужчин и женщин.

В разделе «Кулинария» для расширения объема знаний о народных традициях я рассказываю о празднике Масленица; приобщению к традициям и обрядам русского народа; развитию творческих способностей; умению работать в группе проводится урок «Широкая масленица». В практическую задачу этого урока входит обучение приготовлению блинов по различным рецептам. Традициям подачи готового блюда к столу. Знакомлю с обычаями православной церкви- празднованием Светлой Пасхи., с обычаями празднования Нового Года и Рождества, с историей их возникновения.

В разделе «Художественная обработка материалов» обучающиеся знакомятся с развитием народных промыслов на Руси, географией народных промыслов, художественной ценностью изделий. Это позволяет видеть прекрасное в окружающем мире, прочувствовать красоту и желание создавать самостоятельно эстетические изделия. Раздел «Художественная обработка материалов» знакомит учащихся с возможностью выполнения изделий в древнейших видах рукоделия - вязании крючком и спицами, вышивкой, «макраме», лоскутное шитье. Знакомит с укладом, нравом, обычаями деревенских жителей Древней Руси, народов мира, жителей Дальнего Востока. Выполняются творческие проекты.

В своей педагогической деятельности ведущую роль отвожу проектному методу, как одной из инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса.

Метод проектов можно рассматривать и как технологию сотрудничества. В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие ученика с учителем на принципах равного партнерства, общение старшего по опыту товарища с младшим с одновременным отсутствием диктата со стороны учителя и достаточной степенью самостоятельности для ученика.

Проектный метод относится к активным способам обучения. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Проект позволяет решить и проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка. Главный принцип - принцип деятельности - можно представить в виде логической цепочки: думай - размышляй - ищи решение и нужную информацию сам. Каждый проект это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка.

Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне, и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. В настоящее время больший объем работы они выполняют дома.

Важным компонентом при организации обучения проектным методом является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика.

Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения.

Перечень тем проектов являются открытыми и не зависят от возраста учащихся и года обучения. Единственным критерием выбора темы является личная заинтересованность учащегося в работе над данным проектом.

В результате реализации проектной деятельности обучающиеся повышают уровень духовно-нравственной культуры, овладевают следующими социальными умениями и навыками:

  • самостоятельно добывать знания и пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач;

  • работать в группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.д.);

  • устанавливать широкие человеческие контакты, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

  • пользоваться информационно-исследовательскими методами: собирать и обрабатывать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Духовно-нравственное воспитание реализуется в рамках общешкольных, районных, региональных творческих конкурсов.(т.к. « Детство без границ», НОУ, инфо-урок, «Сказочная страна детства», «Мир творчества» «Безопасности урок всем ребятам будет прок» )

Если выпускник школы приобретает указанные навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах. Духовно-нравственное воспитание и информационная культура становится важной составляющей общей личностной культуры.

© 2010-2022