• Преподавателю
  • Технология
  • Статья Развития творческих способностей обучающихся в системе начального профессионального образования

Статья Развития творческих способностей обучающихся в системе начального профессионального образования

Раздел Технология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Иркутской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области

«Иркутский техникум транспорта и строительства»

(ГБПОУ ИО ИТТриС)










«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»














Мастер производственного обучения,

преподаватель специальных дисциплин

Л.Н.Гордина








г. Иркутск

Развитие творческих способностей обучающихся

в системе начального профессионального образования


Развитие творческих способностей обучающихся в настоящее время актуально, так как все области науки, производства, управления, педагогики и искусства нуждаются в людях, способных к творчеству.

Для обеспечения общества творческими кадрами необходимо внедрять в обучение творческие методы, находить средства, повышающие познавательную активность обучающихся.

Одним из наиболее эффективных средств развития активности обучающихся является какой-либо вид творчества. Оно, влияя на совершенствование современного производства, одновременно направлено на развитие самой личности. Поэтому нацеленность на творческую деятельность в процессе обучения является основой подготовки обучающихся. При таком подходе у них вырабатывается повышенный интерес к работе, потребность в постоянном творческом поиске.

На занятиях производственного обучения практически закрепляются теоретические основы конкретного материала по подготовке поверхностей и отделке помещений современными материалами.

Это на сегодняшний день представляет интерес и актуально для развития творческих качеств личности, т. к. основным из требований, предъявляемым к развитию человеческого общества, является развитие творчески думающей и активно действующей личности.

Внеклассная работа: проектная деятельность, подготовка к олимпиаде, выставки, посещение музеев, кружок, - даёт простор для развития у обучающихся творческой инициативы и фантазии, пробуждает у них интерес и стремление овладевать знаниями и умениями.

Традиционно во внеклассной работе я использую предметные декады, в рамках которой я провожу уроки, викторины, конкурсы, выставки и т. д.

Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в воспитании школьников, так как способствует развитию эстетического вкуса, творческих способностей и имеет огромное значение для формирования культуры быта и труда нашего народа, культуры человеческих отношений в целом. Именно в кружке декоративно-прикладного творчества происходит глубокое изучение теоретических основ конкретного художественного ремесла, развивается интерес к творчеству художников, и одновременно реализуется важный педагогический принцип тесной связи теории с практикой. Это на сегодняшний день представляет интерес и актуально для развития творческих качеств личности, т. к. основным из требований, предъявляемым к развитию человеческого общества, является развитие творчески думающей и активно действующей личности. Занятия в кружках открывают учащимся возможность для самовыражения, пробуждают фантазию, воспитывают художественный вкус, а также формируют настойчивость и аккуратность.

Кружки могут быть различного профиля, отличаются друг от друга содержанием занятий и учебно-воспитательными задачами, которые и призваны решать.

Для обучающихся, получающих знания по строительным профессиям, я как мастер производственного обучения, веду кружок «Дизайнер».

Цель кружка «Дизайнер»: приобщение обучающихся к разнообразию видов творческой деятельности, как эффективного средства творческого развития личности обучающихся. Творческая деятельность на занятиях в кружке «Дизайнер» представляет собой единство теории и практики. Теоретическая сторона включает в себя познание свойств материала, которыми он обладает. Практическая сторона подразумевает освоение обучающимися различных техник, а также самостоятельное их применение.

На занятиях в кружке используются разнообразные методы: словесные, наглядные, практические.

Структура занятий соответствует комбинированному уроку.

Формы организации труда обучающихся: самостоятельная, индивидуальная, групповая.

Занятия лучше проводить в мастерских по отделочным работам, так как в них присутствует принудительная вентиляция. Основными гигиеническими требованиями является хорошо освещенное помещение, эргономичность для данного возраста, достаточное пространство на столе, чтобы разложить все инструменты и материалы.

При проведении занятий в кружке необходимо помнить, что выполняя правила техники безопасности работы со стеклом, порезаться невозможно.

В соответствии с программой кружка выполняем дизайнерские работы по стеклу, украшаем оконные стекла и интерьер витражами, работаем с крупами, с разноцветным песком, создаем объемные барельефы из гипса.

Я предлагаю познакомиться с описанием материалов и технологиями выше перечисленных работ.

1.Технология изготовления заливных и клееных витражей

Для изготовления витражей школьниками за основу нужно взять четыре основных техники:

1-роспись витражными красками, 2-заливание лаком, 3-витраж из ацетатной ткани, 4-витраж из гофрированной бумаги.

Роспись витражными красками и заливание лаком можно объединить как «заливные витражи», а витраж из ацетатной ткани и из гофрированной бумаги объединить как «клееные витражи». «Заливные витражи» имеют преимущество по цветовой гамме и являются двухсторонними, но и сложнее в изготовлении.

На примере изготовлении декоративных панно рассмотрим эти техники.

Роспись витражными красками.

Для изготовления изделий в этой технике используются любые акриловые краски и контуры, подходящие для росписи по стеклу. Декоративные посыпки, блески, шарики используются для украшения рисунка.

Перед началом работы необходимо подобрать стеклянный предмет, который будут расписывать. Для этого подойдут вазы, баночки, бутылки, стеклянные чаши, все, что угодно, главное, чтобы поверхность предмета была идеально гладкой. Перед началом работы обязательно нужно протереть стекло спиртом, чтобы краски ложились равномерно и красиво.

Кисти лучше использовать беличьи или «синтетику» они самые удобные в работе. Работая акриловыми красками можно использовать различные приспособления, такие как шпатели, валики и губки и даже пальцы. Впитывающая бумага и хлопчатобумажные тряпочки применяются для вытирания красок и поддержания чистоты. Линейка, прямоугольник и канцелярский ножек, ножницы, необходимы для нарезки бумаги в нужном формате.

Для предохранения основы можно использовать клейкую ленту или трафарет, которые не впитывают акриловую краску, наносимую сверху.

При работе с акриловыми красками подходят пластиковые палитры или фаянсовые тарелки, поскольку их легко вымыть. Мазки красок на палитре высыхают в течение нескольких минут. Поэтому на палитру нужно наносить только те краски, которые будут сражу же применены.

Расположение красок на палитре чтобы облегчить смешивание красок, следует размещать в определенном порядке. Теплые цвета следует располагать от более светлых к более темным. Земляные цвета группируют с близкими им цветами либо иначе: охра желтая помещается с желтыми, сиена жженая земляная рядом с красными, а умбра натуральная земляная - рядом с пурпурным. Холодные цвета также располагаются от более светлых к более темным.

Мазок может быть широким или узким, интенсивным или слабым. Движение запястьем руки определяет направление мазков.

С помощью кисти можно выполнять мазки, отличающиеся как направлением, так и интенсивностью. С помощью плоской кисти можно наносить как тонкие так толстые мазки. Самый узкий мазок наносится ребром, при этом сохраняется определенное направление движении кисти. В то время, когда пользуетесь другим инструментом, кисть надо держать в сосуде с водой, чтобы краска не засохла. Таким же образом нужно обращаться и с другими инструментами (губкой, шпателем и т.д.), а после использования бережно хранить до следующего применения.

Шпатель является идеальным инструментом для нанесения ровного слоя краски и его используют для создания рельефной поверхности.

Кончик пальца, руки, позволяют создать самые разнообразные фактурные поверхности. Во время работы надо периодически мыть руки водой.

Рекомендуется сделать пробные мазки краски, прежде чем нанести ее на расписываемый объект. Это поможет составить представление об оттенке, времени высыхания, количества слоев, необходимом для достижения нужной насыщенности цвета, а так же о свойствах обрабатываемой поверхности.

Акриловыми красками можно вносить любые исправления, пока краски остаются влажными. Точно так же легко удаляются любые мазки с помощью шпателя или хорошо увлажненной губки или тряпочки. И, наоборот, для исправления уже высохшей краски необходимо нанести слой непрозрачной краски. Поэтому способы исправления всегда следует продумать.

Виды техник росписи по стеклу

Использования защитной ленты

Надо заклеить защитной лентой те части обрабатываемой поверхности, которые должны остаться прозрачными.

Выполнение работы:

  1. Протереть стеклянное изделие спиртом или растворителем. Затем приклеить на разделочную доску молярную ленту: она станет менее липкой, и после высыхания краски ее легче будет снять. Разрезать ленту на волнообразные полоски ножом.

  2. Выложить придуманный узор, помня, что поверхность под лентой остается прозрачной. Когда внешний вид композиции устраивает, нужно прижать ленту к стеклу, следя за тем, чтобы все края хорошо прилипли.

  3. Можно приступать к росписи. Набирая на кисть немного краски, наносить ее на открытые участки. Мазки накладывать в одном направлении. Следить за тем, чтобы краски разного цвета не смешивались. При смене цвета тщательно промывать кисть.

  4. Завершив роспись, дать изделию высохнуть (не менее 8 часов). Затем аккуратно снять молярную ленту. Если в каком либо месте краска подтекла, осторожно удалить ее острием булавки.

Выделение контура.

Краска - аутлайнер ложится на поверхности выпуклой линией; когда она высыхает, внутри созданного контура остается участок, который можно заполнить краской. Это самый простой способ добиться эффекта витража.

Выполнение работы

  1. Нанести на изделие вертикальные волнистые линии. Держать аутлайнер нужно так, чтобы носик касался рабочей поверхности, и, слегка надавливая на тюбик, провести несколько волнистых линий. Пока аутлайнер не затвердел, можно стереть огрехи ватной палочкой. Прежде чем заполнить краской контур, аутлайнер должен подсохнуть, иначе краски сольются.

  2. Теперь заполнить красками контур. Краски должно быть столько, чтобы цвет получился равномерным. Если требуется более глубокий цвет, можно положить еще дин слой краски, после того как высохнет первый.

На этом можно завершить работу: рисунок останется отчетливым, интенсивным. А можно смягчить его, нанеся на поверхность рельефный узор аутлайнером.

  1. Можно сделать точки. Для этого нужно наносить небольшое количество краски, держа тюбик вертикально и прижимая его кончик к изделию. Можно практиковать и более сложные узоры: завитки, спирали, крестики и т.д.

Использование шаблонов

  1. Использовать шаблон на плоской поверхности несложно: шаблон помещается под стекло.

  2. Чтобы перенести рисунок на изогнутую поверхность миски или банки, нужно поместить ее во внутрь и прикрепить ее с помощью молярной ленты.

  3. Для предметов с узким горлышком потребуется копировальная бумага. Нужно положить ее переводящей поверхностью вниз, на участок изделия, который нужно украсить, сверху поместить шаблон рисунком вверх и прикрепить его клейкой лентой. Обвести контур рисунка шариковой ручкой: надавливая стержнем на копировальную бумагу, таким образом, переносится изображение на стекло. Далее удаляем бумагу с рабочей поверхности и обводим аутлайнером. Когда он полностью высохнет следы копирки нужно стереть ватной палочкой, смоченной в растворителе.

Рисование аутлайнером

Для этой техники больше подходят несложные рисунки; золотой и серебряный аутлайнеры лучше смотрятся на темном фоне, в то время как черный эффективнее выглядит на светлом.

Выполнение работы

  1. Нанести на стекло краску густыми мазками (кистью или пальцами) слева направо. Можно использовать краску прямо из баночки, не меняя первоначального цвета, а можно смешать и добиться желаемого оттенка. Дать краске подсохнуть.

  2. Закрепите шаблон под стеклом, рисунок должен быть в центре рабочей поверхности. Перенести рисунок на стекло аутлайнером. Делать это надо сверху вниз, чтобы не смазать уже созданный контур рукой.

  3. После того как изображение будет воспроизведено на стекле, можно прорабатывать детали, предварительно дав аутлайнеру просохнуть. Этот процесс можно ускорить с помощью фена. Его нужно включить на самый слабый режим и не приближать больше, чем на 30 сантиметров.

Смешивание красок

Сегодня существует богатый выбор красок всевозможных цветов. Смешивая их можно получать еще большего разнообразия оттенков.

Выполнение работы

  1. Нарисовать концентрированные окружности и дать им высохнуть.

  2. Кистью нанести на палитру краски светлого цвета, добавить в нее немного темной. Закрасить полученным оттенком середину круга. К ранее полученному цвету добавить немного темной краски и заполнить первое от центра кольцо.

  3. С каждым кольцом количество темной краски увеличивается. Завершающее кольцо должно быть чистого темного цвета, без добавления светлого.

Добавление блеска

Когда свет проходит сквозь покрытую прозрачной краской поверхность, она сияет и переливается. Этот эффект можно усилить с помощью блеска. Добавление блеска можно использовать во всех техниках, но в меру. Для этого нужно после высыхания первого слоя краски, нанести ее повторно на те места, где должны располагаться блески. Далее посыпать сверху желаемым материалом.

Так же могут использоваться декоративные посыпки, шарики, муррины, для которых потребуется клей, и так далее.

Для изготовления декоративного панно «Распустившиеся лилии» была использована шаблонная техника, далее объемный контур делался аутлайнером, после высыхания в получившиеся промежутки наносилась витражная краска.

Техника заливания лаком

Работать в этой технике необходимо в хорошо проветриваемых мастерских, т.к. используется лак с резким запахом, который в закрытом помещении вызвать отравление. Так же хорошо использовать респиратор. Необходимо помнить, что лак нельзя держать рядом с открытым огнем, т.к. это может вызвать пожар! Рассмотрим технику на основе декоративного панно «Ирисы».

Материалы

Универсальный либо нитро лак, является основой для «заливки» витража. Стержни цветных (не гелиевых) ручек, их содержимое - чернила необходимы для окрашивания лака. Шерстяная нить, используется в качестве резерва. Эпоксидный клей, на него клеят шерстяную нить. Стекло - основа.

Инструменты

Ножницы необходимы для нарезания шерстяной нити. Шприцы среднего размера с пластиковым нагнетателем, они нужны для набирания и заливание лаком в ячейки из шерстяной нити. Пластиковые одноразовые стаканчики, в них смешивают лак с чернилами. Ватные диски, для устранения перелива лака.

Выполнение

  1. на первом этапе подобрать цветной эскиз, он должен соответствовать витражному формату.

  2. к эскизу вырезать стекло, необходимого размера.

  3. под стекло подложить рисунок эскиз.

  4. обезжирить поверхность стекла протерев либо растворителем, либо спиртом

  5. отрезать кусочек нити (необходимый для создания ячейки), обмакнуть в эпоксидный клей и приклеить к стеклу.

Статья Развития творческих способностей обучающихся в системе начального профессионального образования

И так постепенно выполняется весь рисунок и создается резерв. Главное чтобы резерв плотно прилегал к стеклу и не имел зазоров. Резерв сохнет около восьми часов.

Статья Развития творческих способностей обучающихся в системе начального профессионального образования

  1. в пластиковый стаканчик выдавить чернила из пасты, залить небольшим количеством лака и хорошо перемешать, так готовят необходимые цвета.

  2. далее в шприц набирать лак, подкрашенный одним цветом и выдавить в соответствующую ячейку.

  3. после заполнения всех ячеек изделию дать высохнуть около суток в хорошо проветриваемом помещении.

Витраж из ацетатной ткани

Так же как и предыдущую технику, необходимо выполнять в хорошо проветриваемом помещении т.к. используется нитро лак. Техника представлена на примере декоративного панно «тюльпаны».

Материалы

Лоскуты ацетатной ткани, различных цветов, нитро лак, эскиз в натуральную величину, акриловый черный аутлайнер, акриловые краски, растворитель или спирт. Стекло основа.

Инструменты

Ножницы, кисти, емкость для воды.

Выполнение

  1. на первом этапе подобрать цветной эскиз, он должен соответствовать витражному формату.

  2. вырезать стекло необходимого размера.

  3. под стекло подложить рисунок эскиз.

  4. стекло обезжирить

  5. вырезать кусочки ткани необходимой конфигурации и цвета согласно рисунку будущего витража

  6. покрыть стекло тонким слоем нитролака и дать высохнуть.

  7. снова нанести лак на отдельные зоны и к ним приклеить лоскуты-заготовки, клеить необходимо аккуратно, т.к. очень сложно исправить

  8. сверху нанести еще один слой лака

  9. после высыхание, проработать элементы черным аутлайнер и акриловыми красками

  10. покрыть еще раз лаком.

Витраж из гофрированной бумаги

Практически самая простая и не дорогая техника. Техника представлена на примере декоративного панно «унгермия»

Материалы

Гофрированная бумага различных цветов, цветной эскиз в натуральную величину, двухсторонний скотч, оберточная бумага бронзового цвета, акриловый лак, стекло основа, спирт или растворитель.

Инструменты

Ножницы, линейка, кисти, емкость для воды.

Выполнение

  1. подложить эскиз под стекло

  2. обезжирить поверхность

  3. вырезать из бумаги кусочки необходимой формы

  4. на стекло нанести лак

  5. далее, следуя рисунку, приклеить кусочки бумаги, промазывая сверху лаком

Статья Развития творческих способностей обучающихся в системе начального профессионального образованияСтатья Развития творческих способностей обучающихся в системе начального профессионального образования

  1. отдельно на одну клеящую сторону скотча приклеить оберточную бумагу

  2. нарезать на полоски шириной пять мм

  3. когда лак просохнет приклеить на те места, где бумага стыкуется с заготовленными полосками

  4. на готовое изделие снова нанести лак

Использование данных техник позволит учащимся приобрести умения и навыки декорирования стекла.

2.Технология работы с песком.

Для украшения помещения можно использовать «песчаные картины».

Используемые материалы и инструменты:

разноцветный песок, клей ПВА, Кузбасс-лак, ацетон, кисти, набор ложечек, контурные карандаши, бесцветный лак, стекло.

Последовательность работы с песком:

  1. обезжиривание стекла Уайт - спиритом;

  2. копирование картины (подложить образец под стекло);

  3. обведение, кистью контура картины, используя Кузбасс-лак (высыхание лака в течение 8 - 10 часов);

  4. покрытие клеем ПВА отдельных участков рисунка на стекле;

  5. посыпание песка разноцветной палитрой на поверхность стекла, покрытого клеем, начиная с верхнего угла;

  6. встряхивание излишек песка (перевернуть изделие);

  7. обводка изделия контурными карандашами;

  8. покрытие изделия лаком;

  9. обрамление изделия в рамку.

Статья Развития творческих способностей обучающихся в системе начального профессионального образованияСтатья Развития творческих способностей обучающихся в системе начального профессионального образования

3.Технология работы по созданию объемных барельефов.

Для украшения помещения можно использовать барельеф - низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема.

Используемые материалы и инструменты:

Одноразовая посуда, гипс, формы для заливки, емкость для смесей, лопатка, кисти, бесцветный лак, держатель, акриловые краски.

Последовательность работы по созданию объемных барельефов:

  1. заливка гипса водой;

  2. перемешивание до создания однородной массы (консистенция жидкой сметаны);

  3. смазывание формы растительным маслом;

  4. заливка жидкой массы в формы (начиная с угла);

  5. сгибание держателя пополам (концы петли утоплены в жидкую массу);

  6. через 2 часа изделие вынуть из формы, оставив до полного высыхания;

  7. раскрашивание акриловыми красками, в соответствии с образцом.

4.Технология работы со стеклом.

Используемые материалы и инструменты:

стекло, разноцветное стекло, клей ПВА, Кузбасс-лак, ацетон, кисти. Подготовка материала к работе:

  1. пустую стеклотару отмыть от этикеток и остатков клея (для изготовления цветных стекол);

  2. обернуть ветошью, сложенной в 2 - 3 слоя (уложить на жесткое каменное основание);

  3. надеть защитные очки, проверить исправность молотка.

  4. после соответствующего показа под контролем преподавателя резким и коротким ударом молотка разбить стеклотару;

  5. рассортировать осколки стекол: горловину и донную часть стеклотары выбросить в контейнер для мусора, боковые части разделить по размерам стекол в приготовленные заранее пластиковые лотки, при работе используем защитные перчатки и шпатель;

  6. дополнительная огранка и измельчение стекол производится в той же последовательности (с соблюдением мер безопасности).

Последовательность работы со стеклом:

  1. обезжиривание стекла уаит - спиритом;

  2. копирование картины (подложить образец под стекло);

  3. обведение кистью контура картины, используя Кузбасс-лак (высыхание лака в течение 8 - 10 часов);

  4. покрываем клеем ПВА рисунка на стекле;

  5. выкладывание заранее подобранного материала в соответствии с цветовой гаммой, на поверхность стекла, покрытого клеем;

  6. обрамление изделия в рамку.

Статья Развития творческих способностей обучающихся в системе начального профессионального образованияСтатья Развития творческих способностей обучающихся в системе начального профессионального образования


5.Технология изготовления заливных витражей.

Заливной витраж, представлен росписью витражными красками и заливанием лаком. Аппликации используются в оформлении интерьера, как игровой материал, пособия в развитии творческих способностей учащихся.

Роспись витражными красками:

используемые материалы и инструменты:

для росписи подбираем идеально гладкий стеклянный предмет, акриловые краски и контуры, подходящие для росписи по стеклу;

для украшения рисунка используются декоративные посыпки, блески, шарики;

растворитель разжижающий краску;

гель для сгущения краски;

кисти тонкие, средние и толстые (беличьи или синтетика);

приспособления:

шпатели, валики и губки и даже пальцы, впитывающая бумага и хлопчатобумажные тряпочки, линейка, прямоугольник и канцелярский нож, ножницы, клейкую ленту или трафарет.

Последовательность работы по росписи витражными красками:

  1. обезжиривание стекла уайт - спиритом;

  2. подбор соответствующего рисунка;

  3. наложение пленки на рисунок;

  4. обведение черным контуром рисунка и просушивание его в течение 2 часов;

  5. нанесение на рисунок толстого слоя красящего состава и просушивание в течение суток;

  6. снятие пленки с просохшего рисунка;

  7. прикрепление аппликации к предварительно подготовленному стеклянному предмету;

  8. заливка аппликации бесцветным лаком.

6.Технология работы с крупой, макаронными изделиями.

Используемые материалы и инструменты:

крупы: рис, манка, гречка, пшено;

макаронные изделия различных форм;

клей ПВА, стекло, Кузбасс-лак, ацетон, кисти, набор ложечек, бесцветный лак, акриловые краски.

Последовательность работы с крупой, макаронными изделиями:

  1. обезжиривание стекла уаит - спиритом;

  2. копирование картины (подложить образец под стекло);

  3. обведение кистью контура картины с использованием Кузбасс-лака (высыхание лака в течение 8 - 10 часов);

  4. покрытие отдельных участков рисунка на стекле клеем ПВА;

  5. укладывание крупы или макаронных изделий подобранных по размерам, по дизайну на поверхность стекла, покрытого клеем (высыхание 6 часов);

  6. покрытие изделия акриловыми красками;

  7. обрамление изделия в рамку.

Статья Развития творческих способностей обучающихся в системе начального профессионального образованияСтатья Развития творческих способностей обучающихся в системе начального профессионального образования

Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что производственное обучение, кружковая работа, конкурсы по профессиям и др. в системе НПО не только эффективно способствует развитию творческих способностей обучающихся, но и открывает большие возможности для совместного творчества мастера обучающегося. При этом ведущим становится понятие сотрудничества, а обучающихся являются полноправными участниками образовательного процесса.

Занятия в кружке «Дизайнер» дает возможность развить у обучающихся творческие способности, самостоятельность, интерес к различным промыслам декоративно-прикладного творчества.

Статья Развития творческих способностей обучающихся в системе начального профессионального образования

© 2010-2022