- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по Занимательному труду. 3 класс
Рабочая программа по Занимательному труду. 3 класс
Раздел | Технология |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кадьярова Л.И. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Занимательный ручной труд», раздел «Занимательный ручной труд», второй уровень. Автор А.М. Щербакова (см. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов» под редакцией И. М. Бгажноковой Санкт - Петербург, «Просвещение» 2008г.)
В третьем классе формирование первоначальных трудовых навыков продолжается, по прежнему, в течение всего учебного года, и активно ведётся работа по поддержанию интереса к труду в самых различных его формах. Большая роль в этом принадлежит учителю, который должен использовать различные методы подачи учебного материала, вносить в обучение элементы занимательности, давать посильные и общественно значимые задания, бережно относиться к результатам детской деятельности. Как и в предыдущие годы, ведётся систематическое наблюдение за детьми, отмечаются их достижения и трудности, выявляются причины этих трудностей. Особенно внимательно ведется наблюдение за третьеклассниками во время занятий с текстильными материалами, древесиной, проволокой и металлоконструктором, поскольку именно на этих занятиях дети получают первоначальные знания, необходимые для дальнейшего профессионального обучения в школьных столярных и швейных мастерских. Они должны быть подготовлены к переходу на новый, более сложный этап обучения, связанный с использованием оборудования и инструментов учебной мастерской. Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
-
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.);
-
уважение к людям труда;
-
формирование трудовых качеств, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
-
формирование организационных умений в труде - вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, соблюдать санитарно - гигиенические требования;
-
совершенствование общетрудовых умений и навыков учащихся: ориентировка в задании, планирование предварительного хода работы над изделием, текущий и заключительный контроль осуществляются детьми, в основном, с частичной помощью учителя и самостоятельно;
-
закрепление и совершенствование выполнения двигательных приёмов третьеклассниками при работе с инструментами: они закрепляют умения резать ножницами бумагу и картон, склеивать бумагу, сшивать ткань прямыми и косыми стежками, пришивать пуговицы, размечать материал по шаблону и с помощью линейки. Кроме этого, школьники осваивают новые практические трудовые действия при обработке древесины напильником и наждачной бумагой, при завинчивании и отвинчивании гаек пальцами и инструментом;
-
повышение познавательной активности школьников: развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентировки и представлений;
-
коррекция недоразвития моторных функций у школьников: развитие плавности и координации движения рук, фиксации глаз на движениях рук, дифференциации движений пальцев, регуляции мышечного усилия и т.д.
Наряду с этими задачами на занятиях труда в коррекционных образовательных учреждения VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
-
ориентироваться в задании (анализировать объект);
-
предварительно планировать ход работы над изделием;
-
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения, развития речи, математики и рисования.
На трудовое обучение в 3-м классе отведено 2 часа в неделю (68 часов в год).
Учебный материал в программе распределен с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
В программе предусмотрены следующие виды труда:
1. Работа с природным материалом;
2. Работа с пластилином;
3. Работа с бумагой и картоном;
4. Работа с металлоконструктором;
5. Работа с текстильными материалами и нитками;
6. Работа с древесиной.
В связи с переходом на новый, более сложный этап обучения в среднем звене, связанный с использованием оборудования и инструментов в столярной мастерской, в программу я вставила раздел «Работа с древесиной». На этих занятиях учащиеся получают элементарные понятия о видах материалов из древесины, о назначении и применении древесины, виды пород древесины и их свойства.
Работа с природным материалом.
Должны знать. Элементарные понятия о природных материалах. Свойства материалов, используемых при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: ножницы, кисть. Клеящие составы: клей ПВА, пластилин. Правила безопасной работы.
Должны уметь. Соединять детали с помощью клея, пластилина, палочек, проволоки. Составлять композицию, соблюдая пропорции и закреплять отдельные детали и фигуры на подставке.
Работа с пластилином.
Должны знать. Название материалов (глина, пластилин). Пластические свойства пластилина: холодный - твердый, теплый - мягкий, вязкий. Цвета пластилина: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение (стека). Понятия о народных промыслах. Подготовка пластилина к работе. Применение глины для изготовления игрушек и посуды.
Должны уметь. Раскатывать пластилин в ладонях и на доске. Скатывать кругообразными движениями в ладонях, вдавливать на поверхность шара, соединять детали путем примазывания; вдавливать и расплющивать стенки изделия пальцами. Размазывать пластилин по поверхности картона. оранжевый, зеленый, коричневый, берный, белый;атериалами для поделок. Лепка посуды из жгутиков и способом вдавливания и расплющивания стекой изделия пальцами. Лепка дымковской игрушки. Нанесение рисунка с помощью стеки и пластилина. Окраска изделия гуашевыми красками. оранжевый, зеленый, коричневый, берный, белый;атериалами для поделок.
Работа с бумагой и картоном.
Должны знать. Сорта бумаги, их названия и свойства Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки - бумага. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма и др.). Инструменты для работы с бумагой - ножницы, карандаш, шаблон, линейка. Правила безопасной работы.
Должны уметь. Осуществлять разметку бумаги и картона по линейке, откладывая нужный размер на верхней и нижней кромке заготовки. Вести отсчет от нулевого деления. Проводить прямые линии между двумя точками. Вырезать ножницами по прямым и кривым линиям. Обводить по шаблону. Смазывать поверхность бумаги клеем с помощью кисти и размещать на листе бумаги элементы аппликации. Разрывать бумагу по линии сгиба для выполнения обрывной аппликации. Изготовлять мебель из молочных коробок.
Работа с текстильным материалом и нитками.
Должны знать. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые для работы с текстильным материалом (ножницы, иглы, наперсток). Правила безопасной работы. Виды стежков. Виды тканей и их назначение.
Должны уметь. Пользоваться иглой, вдевать нитку в иголку. Закреплять нитку в начале и конце работы. Выполнять прямой стежок в два приема. Изготавливать бахрому по краям салфетки. Раскраивать прихватку из ткани по готовой выкройке. Выполнять «сметочный стежок» и «косой обметочный стежок» на ткани. Выполнять простую аппликацию из резаных нитей.
Работа с металлоконструктором.
Должны знать. Элементарные сведения о профессии слесаря. Устройство набора «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы.
Должны уметь. Подбирать планки по счету отверстий. Устанавливать скобы, соединять детали винтами и гайками. Завинчивать и отвинчивать рукой и инструментами. Осуществлять правильную хватку инструментов.
Работа с древесиной.
Должны знать. Элементарные понятия о видах материалов их древесины: доске, бруске, клееной фанере. Инструменты для работы с деревом: нож, шило, молоток, напильник, их назначение и применение. Правила безопасной работы.
Должны уметь. Осуществлять правильную хватку инструментов. Зачищать колышки для растений напильником. Выполнять аппликацию из древесных отходов (опилки).
Основные требования к знаниям и умениям учащимся к концу учебного года
Учащиеся должны знать:
-
Названия и основные свойства материалов;
-
как сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец;
-
правила безопасности работы с инструментами.
Учащиеся должны уметь:
-
организовывать свою работу по устной инструкции учителя;
-
называть операции последовательного выполнения изделия по элементам предметной инструкционной карты;
-
повторять показанные учителем приемы выполнения работ;
-
выполнять простейшие операции по устной инструкции учителя;
-
давать простейший отчет о выполненной работе (назвать изделие и материалы, из которых оно выполнено, определять назначение изделия);
-
составлять простейшую композицию, аппликацию по образцу.
Календарно - тематический план
3 класс
Количество часов в неделю - 2 ч.
Количество часов в год - 68 ч.
№ ур. в год.
№ ур. в чет.
Тема урока
Кол-во часов
Первая четверть
15
I.
Работа с природным материалом.
5
1.
1.
Вводный инструктаж по ТБ и ОТ.
1
2.
2.
Первичный инструктаж на рабочем месте.
1
3.
3.
Повторение. Свойства природного материала. Хранение и сушка природного материала.
1
4.
4.
Экскурсия с целью сбора природного материала.
1
5.
5.
Пр. работа № 1
Изготовление аппликации из засушенных листьев «Птица».
1
II.
Работа с бумагой и картоном.
7
6.
6.
Повторение. Сорта бумаги, их названия и свойства.
1
7.
7.
1-ур. Пр. работа № 2
Знакомство и изготовление обрывной аппликации «Розы». Работа по трафарету.
1
8.
8.
2-ур. Пр. работа № 3
Наклеивание обрывных деталей из цветной бумаги на картонную основу.
1
9.
9.
1-ур. Пр. работа № 4
Изготовление обрывной аппликации «Кошка». Работа по трафарету.
1
10.
10.
2- ур. Пр. работа № 5
Наклеивание обрывных деталей из цветной бумаги на картонную основу.
1
11.
11.
1-ур. Пр. работа № 6
Изготовление подарочного сувенира «Цветок в горшочке» из гофрированной бумаги. Изготовление горшка.
1
12.
12.
2-у р. Пр. работа № 7
Изготовление цветка из гофрированной бумаги.
1
III.
Работа с пластилином.
3
13.
13.
1-ур. Пр. работа № 8
Знакомство с аппликацией из пластилина (барельеф) «веточка яблони». Подготовка основы. Нанесение (размазывание) пластилина на картон.
1
14.
14.
2- ур. Пр. работа № 9
Изготовление пластилиновых цветов и листьев.
1
15.
15.
История глиняной дымковской игрушки.
1
Вторая четверть.
16
I.
Работа с природным материалом.
5
16.
1.
Пр. работа № 10
Изготовление аппликации из засушенных листьев «Страусенок»
1
17.
2.
1-ур. Изготовление аппликации из засушенных листьев «Стрекоза и муравей». Пр. работа № 11 Изготовление стрекозы.
1
18.
3.
2-ур. Пр. работа № 12
Изготовление муравья.
1
19.
4.
1-ур. Знакомство с аппликацией из засушенных листьев «Муха-цокотуха». Пр. работа № 13 Подготовка основы.
1
20.
5.
2- ур. Пр. работа № 14
Изготовление «Мухи-цокотухи».
1
II.
Работа с пластилином.
6
21.
6.
Пр. работа № 15
Лепка игрушки «Барыня» из пластилина.
1
22.
7.
Пр. работа № 16
Изготовление игрушки «Собачка» из пластилина.
1
23.
8.
Пр. работа № 17
Лепка ведерка с ручкой из пластилина.
1
24.
9.
Пр. работа № 18
Лепка чайной посуды «Бокал с ручкой» из пластилина.
1
25.
10.
Пр. работа № 19
Лепка «заварочного чайника» из пластилина.
1
26.
11.
Сервировка стола к чаю.
1
III.
Работа с бумагой и картоном.
3
27.
12.
Пр. работа № 20
Изготовление цепочки из бумажных колец.
1
28.
13.
Пр. работа № 21
Изготовление плоской новогодней карнавальной полумаски.
1
29.
14.
Пр. работа № 22
Изготовление новогоднего кокошника и шлема.
1
IV.
Работа с древесиной.
2
30.
15.
Виды и свойства древесины.
1
31.
16.
Пр. работа № 23
Изготовление колышка для растения.
1
Третья четверть.
20
I.
Работа природным материалом.
6
32.
1.
Повторный инструктаж на рабочем месте по ТБ и ОТ.
1-ур. Знакомство с аппликацией из засушенных листьев, бумаги и семян арбуза «Цветы в вазе». Пр. работа № 24 Изготовление вазы.
1
33.
2.
2-ур. Пр. работа № 25
Наклеивание семян арбуза по рисунку цветка.
1
34.
3.
1-ур. Знакомство с аппликацией из цветной бумаги, листьев и гороха «Чудо-рыбка». Пр. работа № 26 Оформление фона.
1
35.
4.
2- ур. Пр. работа № 27
Выкладывание гороха по рисунку.
1
36.
5.
1-ур. Знакомство с аппликацией из скорлупы грецкого ореха «Воробьи на ветках». Пр. работа № 28 Работа по шаблону.
1
37.
6.
2-ур. Пр. работа № 29
Изготовление и наклеивание воробьев на основу.
1
II.
Работа с металлоконструктором.
3
38.
7.
Пр. работа № 30
Сборка «тележки» по техническому рисунку.
1
39.
8.
Пр. работа № 31
Сборка качелей по техническому рисунку.
1
40.
9.
Пр. работа № 32
Сборка самолета по техническому рисунку.
1
III.
Работа с бумагой и картоном.
6
41.
10.
1-ур. Знакомство с объемной мозаикой из гофрированной бумаги «Филин на ветке». Пр. работа № 33 Изготовление веточки.
1
42.
11.
2-ур. Пр. работа № 34
Изготовление заготовки для перьев птицы.
1
43.
12.
3-ур. Пр. работа № 35
Наклеивание перьев из гофрированной бумаги на рисунок.
1
44.
13.
1-ур. Знакомство с картиной «Дерево настроения» из цветной и гофрированной бумаги. Пр. работа № 36 Окантовка картона.
1
44.
14.
2-ур. Пр. работа № 37
Скручивание полосок гофрированной бумаги.
1
46.
15.
3-ур. Пр.работа № 38.
Наклеивание «дерева настроения» на картон.
1
IV.
Работа с тканью и нитками.
5
47.
16.
Повторение. Приемы вдевания нитки в иголку.
Пр. работа № 39 Приемы закрепления нитки в начале и конце работы.
1
48.
17.
Пр. работа № 40
Выполнение образца прямого стежка в два приема.
1
49.
18.
1-ур. Изготовление простейшей салфетки из ткани и ниток.
Пр. работа № 41 Изготовление бахромы.
1
50.
19.
2-ур. Пр.работа № 42
Выполнение прямого стежка красного цвета.
1
51.
20.
3-ур. Пр. работа № 43
Выполнение прямого стежка зеленого цвета.
1
Четвертая четверть.
17
I.
Работа с природным материалом.
5
52.
1.
1-ур. Знакомство с аппликацией из скорлупы грецкого ореха «Рыбки».
Пр. работа № 44 Оформление фона на картоне.
1
53.
2.
2-ур. Пр. работа № 45
Изготовление и наклеивание рыбок на основу.
1
54.
3.
Пр. работа № 46
Изготовление аппликации из засушенных листьев «Павлин»
1
55.
4.
1-ур. Знакомство с работой из бумажных тарелок панно «Ромашки».
Пр. работа № 47 Оформление фона на тарелки.
1
56.
5.
2-ур. Пр.работа № 48
Изготовление и наклеивание ромашек.
1
II.
Работа с бумагой и картоном.
5
57.
6.
1-ур. Знакомство с кукольной мебелью.
Пр. работа № 49 Изготовление стола из молочных коробок.
1
58.
7.
2-ур. Пр. работа № 50
Изготовление стула из молочных коробок.
1
59.
8.
Папье-маше.
1-ур. Знакомство с изделием конфетница "Коровка, Кот и Пёс".
Пр. работа № 51 Наклеивание кусочков газетной бумаги на заготовку.
1
60.
9.
2-ур. Пр.работа № 52
Изготовление мордашек животных.
1
61.
10.
3-ур. Пр. работа № 53
Наклеивание аппликации на конфетницу.
1
III.
Работа с нитками.
6
62.
11.
1-ур. Знакомство с аппликацией из резаных нитей "Мать-мачеха".
Пр. работа № 54 Изготовление листьев.
1
63.
12.
2-ур. Пр.работа № 55
Изготовление цветка "Мать-мачеха".
1
64.
13.
1-ур. Знакомство с прихваткой из плотной ткани.
Пр. работа № 56 Раскрой по готовой выкройке.
1
65.
14.
2-ур. Пр. работа № 57
Выполнение косого обметочного стежка.
1
66.
15.
3-ур. Пр. работа № 58
Выполнение косого обметочного стежка по краям прихватки.
1
67.
16.
4-ур. Пр.работа № 59
Пришивание вешалки на прихватку.
1
IV.
Работа с древесиной.
1
68.
17.
Пр. работа № 60
Изготовление аппликации из древесных опилок.
1