План-конспект урока технологии на тему: «Пища человека. Режим питания. »

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ: - раскрыть важность изучаемой темы, - развивать понимание необходимости полученных знаний, - дать понятие о пище и режиме питания; о процессе пищеварения, - познакомить с классификацией витаминов и их ролью в обмене веществ, - научить сохранять витамины при кулинарной обработке продуктов, - формировать эстетически культурную личность, - развивать творческие способности учащихся.
Раздел Технология
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 65

Краснодарский край г.Краснодар



(НОМИНАЦИЯ «Технология»)

Трудовое обучение

Тема: «Пища человека. Режим питания.»

План-конспект урока технологии на тему: «Пища человека. Режим питания.»

Караева Валентина Александровна


г.Краснодар



ПЛАН - КОНСПЕКТ Трудовое обучение (девочки)

Если вы будете съедать по яблоку в день,

то вам не придется посещать врача.

(Английская пословица)

Т Е М А У Р О К А :

«Пища человека и режим питания»

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА.


1. Деятельный подход : вместе с детьми открываем новые знания.

2.Развитие социально-трудовых компетенций .

3.Все, что ребенок может сделать сам, он должен делать сам

4. Создание мотивации, основанной на личностном восприятии.

5. Рациональная организация учебного времени.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ УРОКА.

ЗНАНИЯ - понимаемая и воспроизводимая научная информация

УМЕНИЯ - применяемые на практике знания

НАВЫКИ - автоматизированные действия




ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ:

- раскрыть важность изучаемой темы,

- развивать понимание необходимости полученных знаний,

- дать понятие о пище и режиме питания; о процессе пищеварения,

- познакомить с классификацией витаминов и их ролью в обмене веществ,

- научить сохранять витамины при кулинарной обработке продуктов,

- формировать эстетически культурную личность,

- развивать творческие способности учащихся.

З - обогащать знания учащихся практическими навыками

А

Д - повышение интереса учащихся к изучаемой теме

А

Ч - каждому уроку практическую направленность

И


Ход урока

I.Повторение и сообщение познавательных сведений.

Беседа о составе пищи с опорой на знания, получен­ные учащимися на уроках природоведения.

Напомнив, что продукты бывают растительного и животного происхождения, надо рассказать, что все они содержат такие питательные вещества, как белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, необходимые для обеспечения жизнедеятельности человека, роста и развития детей.

Подвести учащихся к пониманию того, что принимать пищу необходимо в одни и те же часы, при этом количество и состав ее должны соответствовать суточной потребности человека в питательных веществах.

ПОЭТОМУ СЛЕДУЕТ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИХ ПРАВИЛ:


  1. Принимать пищу четыре раза в день.

  1. Соблюдать норму питания: недоедание, как и перееда­ние, одинаково вредно.

  2. Распределять суточную норму продуктов так: боль­шая часть - в обед, завтрак немного больше ужина. Самым легким должен быть полдник.

  1. Промежутки между едой должны составлять около 4 ч.

  1. Не рекомендуется есть в промежутках между приемами пищи, особенно сладкое - это снижает аппетит и ухудшает пищеварение.

  2. Наибольшее количество энергии тратится, когда че­ловек выполняет работу, поэтому мясные, рыбные, бобовые блюда должны употребляться за завтраком
    или обедом, а на ужин оставлять молочные, овощные блюда, которые быстро и легко усваиваются.

  1. Есть нужно спокойно, тщательно пережевывая пищу.

8. В любое время года необходимо заботиться о том, чтобы пища была разнообразной, питательной, богатой витаминами.

Весной, с появлением ранних овощей, рекомендует­ся готовить блюда из свежей капусты, молодого картофеля. Горячие супы на мясном бульоне следует заменить овощ­ными супами, для приготовления которых используются свекла, щавель, огурцы, а для приправы - зеленый лук, петрушка, укроп, сметана, яйца.

В зимний период расход энергии возрастает, поэто­му можно готовить мясные, рыбные блюда. Чтобы обога­тить пищу витаминами, следует готовить холодные закус­ки ( винегрет, салат из квашеной капусты ), ко вторым блюдам подавать соленые и маринованные овощи, на третье - соки, кисели, компоты.

Работая, занимаясь спортом и даже отдыхая, чело­век расходует энергию, которая должна пополняться за счет питания. В пище должны содержаться все необходи­мые для жизнедеятельности человека вещества: белки, жиры, уг­леводы, минеральные соли, витамины и вода.

Полноценными белками богаты молоко, мясо, рыба, яйца, т. е. продукты животного происхождения. Эти белки под действием пищеварительных соков распадаются в ки­шечнике на составные части и всасываются в кровь, с ко­торой они разносятся по всему организму, обеспечивая тем самым питание клеток.

Белки содержатся и в продуктах растительного про­исхождения - овощах, картофеле, крупах, но эти белки по своему качеству уступают белкам животного проис­хождения. Поэтому для приготовления пищи целесооб­разно использовать различные продукты, например, мясо в сочетании с овощами, крупами, рыбу с овощами, яйцами.

Сочетание продуктов может быть самым разнооб­разным, но всегда надо заботиться о том, чтобы в пище было достаточное количество белков животного происхо­ждения, так как в организме человека только эти белки идут на образование новых клеток.

В нашем организме непрерывно происходит окисле­ние веществ, при котором выделяется тепло. Эта энергия расходуется на работу сердца, печени, почек, желудка и других внутренних органов. Больше всего энергии выде­ляется при окислении жиров.

Жиры бывают животные и растительные.

Хорошо усваиваются организмом жиры, содержа­щиеся в молоке. Неплохо усваиваются свиной жир и жир домашней птицы. Хуже - говяжий и бараний жиры.

Лучше всего усваиваются организмом жиры расти­тельного происхождения. Их надо больше использовать в питании. Растительное масло чаще всего применяется для приготовления холодных закусок: сельди с луком, редьки с луком, винегрета, квашеной капусты с луком, а также для жаренья рыбы, оладий, пирожков.

Сочетание в пищевом рационе жиров животного и растительного происхождения способствует улучшению их усвояемости, регулирует пищеварительные процессы в же­лудке.

Кроме белков и жиров, в пищу человека должны входить углеводы. Они имеются во всех овощах, крупах, муке, хлебе, плодах и ягодах. Углеводы в этих продуктах содержатся в виде сахаров, крахмала, клетчатки.

Сахары представляют собой более простые углево­ды, они хорошо растворяются в воде и быстро поступают в кровь.

Крахмал же под действием пищеварительных соков распадается до сахаров и лишь тогда используется организ­мом.

Клетчатка в процессе пищеварения мало изменяется и плохо усваивается организмом, но она нужна для нор­мальной работы желудочно-кишечного тракта.

Важным условием правильного обмена веществ в организме является наличие в пище минеральных солей и витаминов.

Калий и фосфор необходимы для образования ко­стных тканей, кроме этого, фосфор входит в состав нерв­ных клеток, а калий необходим для нормальной работы сердца. Эти вещества содержатся в молоке, молочных про­дуктах, хлебе, овощах, мясе, рыбе, яйцах.

Железо необходимо для образования гемоглобина крови. Содержится оно в хлебе, плодах, зелени и мясе.

Потребность организма в хлоре и натрии удовле­творяется за счет использования в пищу поваренной соли. Суточная потребность в ней для взрослого человека со­ставляет 12-15г.

Более подробно познакомить учащихся с витаминами можно используя мультимедийную презентацию « ВИТАМИНЫ». Состоит она из 42 слайдов.

План-конспект урока технологии на тему: «Пища человека. Режим питания.»

СЛАЙД 1-2Титульные

План-конспект урока технологии на тему: «Пища человека. Режим питания.»

СЛАЙД 3

Важным условием правильного обмена веществ в

организме является наличие в пище минеральных солей и витаминов. Есть гиперссылки на словах минеральные соли на скрытый слайд с дополнительной информацией о минеральных веществах, и на слове витамины - гиперссылка на адрес Интернета в толковый словарь с определением значения слова.

План-конспект урока технологии на тему: «Пища человека. Режим питания.»

СЛАЙД 4

Витамины А, В, С, Д имеют большое значение для

правильного обмена веществ, они способствуют укрепле­нию нервной системы, улучшают общее состояние чело­века, увеличивают сопротивляемость организма инфек­ционным заболеваниям.

План-конспект урока технологии на тему: «Пища человека. Режим питания.»

СЛАЙД 5


Витамин А (гиперссылка на адрес в Интернете

vitamini.ru/encyclopedia/info.aspx?id=17, где

дополнительная информация о витамине А)

называют витамином роста, содержится он в молоке, сливочном масле, яичном желтке, рыбьем жи­ре. В продуктах растительного происхождения витамин А отсутствует, но некоторые овощи, такие, как морковь, по­мидоры, шпинат, содержат каротин, который в организме превращается в витамин А.

План-конспект урока технологии на тему: «Пища человека. Режим питания.»

План-конспект урока технологии на тему: «Пища человека. Режим питания.»

СЛАЙД 6, 7


Витамин В1 (гиперссылка на адрес в Интернете

vitamini.ru/encyclopedia/info.aspx?id=18 , где

содержится дополнительная информация о витамине В1) оказывает положительное влияние на общее состояние организма, содержится он в ржаном хле­бе, в гречневой, овсяной, перловой крупах.

План-конспект урока технологии на тему: «Пища человека. Режим питания.»

СЛАЙД 8 7


Витамин B2 (гиперссылка на адрес в Интернете

vitamini.ru/encyclopedia/info.aspx?id=22 где содержится

дополнительная информация о витамине В2) - находится в

молоке, яйцах, мясе, брокколи. Он укрепляет волосы, ногти, положительно влияет на состояние нервов.

СЛАЙД 9

Витамин РР (гиперссылка на адрес в Интернете

vitamini.ru/encyclopedia/info.aspx?id=24 , где содержится

дополнительная информация о витамине РР) - в хлебе из грубого помола, рыбе, орехах, овощах, мясе, сушеных грибах, регулирует кровообращение и уровень холестерина.

План-конспект урока технологии на тему: «Пища человека. Режим питания.»

СЛАЙД 10

Витамин В6 (гиперссылка на адрес в Интернете

vitamini.ru/encyclopedia/info.aspx?id=13, где содержится

дополнительная информация о витамине РР) - в цельном

зерне, яичном желтке, пивных дрожжах, фасоли. Благотворно влияет на функции нервной системы, печени, кроветворение.

План-конспект урока технологии на тему: «Пища человека. Режим питания.»

СЛАЙД 11


Витамин В5 (пантотеновая кислота) (гиперссылка на

адрес в Интернете

vitamini.ru/encyclopedia/info.aspx?id=11, где содержится

дополнительная информация о витамине В5) - в фасоли, цветном капусте, яичных желтках, мясе, регулирует функции нервной системы и двигательную функцию кишечника.

План-конспект урока технологии на тему: «Пища человека. Режим питания.»

СЛАЙД 12Витамин B12 (гиперссылка на адрес в Интернете

vitamini.ru/encyclopedia/info.aspx?id=12, где содержится

дополнительная информация о витамине В12) - в мясе, сыре, продуктах моря, способствует кроветворению, стимулирует рост, благоприятно влияет на состояние центральной и периферической нервной системы.

План-конспект урока технологии на тему: «Пища человека. Режим питания.»

СЛАЙД 13


Витамин В9 (фолиевая кислота) (гиперссылка на адрес в

ИПлан-конспект урока технологии на тему: «Пища человека. Режим питания.»нтернете vitamini.ru/encyclopedia/info.aspx?id=14 , где содержится дополнительная информация о витамине В9)- в савойской капусте, шпинате, зеленом горошке, необходима для роста и нормального кроветворения.

СЛАЙД 14, 15


Витамин С (гиперссылка на адрес в Интернете

vitamini.ru/encyclopedia/info.aspx?id=20, где содержится дополнительная информация о витамине С) - против цинги. Его особенно много в квашеной капусте, в черной смородине, лимоне, шиповнике, луке и чесноке, сладком перце, цитрусовых, облепихе. Полезен для иммунной системы, соединительной ткани, костей, способствует заживлению ран.

План-конспект урока технологии на тему: «Пища человека. Режим питания.»

СЛАЙД 16Витамин Д (гиперссылка на адрес в Интернете

vitamini.ru/encyclopedia/info.aspx?id=23, где содержится дополнительная информация о витамине Д) содержится в печени, в сливочном мас­ле, яичном желтке, рыбьем жире. От недостатка этого ви­тамина в пище нарушается минеральный обмен, а у детей развивается рахит.

План-конспект урока технологии на тему: «Пища человека. Режим питания.»

СЛАЙД 17


Витамин Е (гиперссылка на адрес в Интернете

img-fotki.yandex.ru/get/24/pa4vara.2/0_c130_415fe997_XL где содержится дополнительная информация о витамине Е) - в орехах и растительных маслах, в шиповнике, влияет на функции половых и эндокринных желез, замедляет старение.

План-конспект урока технологии на тему: «Пища человека. Режим питания.»

СЛАЙД 18, 19


Витамин К (гиперссылка на адрес в Интернете

i021.radikal.ru/0805/d7/bf0055b2bbbc.jpg, где

содержится дополнительная информация о витамине К) - содержится в зеленых листьях растений каштана, сои, свежей капусты, шпината, в незрелых томатах, крапиве, сосновых и еловых иглах, в печени свиной, в шпинате, салате, кабачках и белокочанной капусте, регулирует свертываемость крови.

План-конспект урока технологии на тему: «Пища человека. Режим питания.»

СЛАЙД 20, 21

Содержание витаминов в продуктах питания выражается в миллиграммах на 100 г продукта. Например, в 100 г лимона содержится 40 мг (милли­граммов) витамина С.

Зная содержание различных витаминов в продуктах и необходимую норму потребления витаминов человеком в сутки, можно рассчитать, сколько потребуется тех или иных продуктов, чтобы удовлетворить потребность орга­низма в витаминах.

Для людей разного возраста суточная норма витами­нов неодинаковая, что видно из следующей таблицы.


Для каких групп людей


Минимальная суточная норма витаминов вмг



А

В1

В 6

С

до 7 лет

1

1

1,5

30-50

от 7 до 14

1,5

2 '

2

70

старше 14 лет

1,5

2,5

2

70-80

для взрослых

1,5

2-3

2

70-120

План-конспект урока технологии на тему: «Пища человека. Режим питания.»

СЛАЙД 22, 23


Эти два слайда предлагают заполнить соответствующие

обозначения витаминов для лучшего усвоения

материала. По щелчку выходят правильные ответы.

План-конспект урока технологии на тему: «Пища человека. Режим питания.»

СЛАЙД 24

II. Вопросы для закрепления:

  1. Какие питательные вещества необходимы для организма человека?

  2. В каких продуктах содержатся белки, каково их значе­ние для организма человека?

  3. Почему в пищу должны употребляться жиры животного и растительного происхождения?

  4. В чем заключается роль витаминов для организма чело­века?

  5. Какие продукты используются для приготовления пищи в разное время года?

На каждый вопрос дана гиперссылка на скрытые слайды с правильным ответом.

План-конспект урока технологии на тему: «Пища человека. Режим питания.»

СЛАЙД 25

Содержит дополнительную информацию об овощах и полезные советы (вся информация на скрытых слайдах, которые можно просмотреть при необходимости через гиперссылки)



Источники информации


И С П О Л Ь З У Е М А Я Л И Т Е Р А Т У Р А

Всё о витаминах, И В. Степанова, Москва, «ЭКСМО», 2006

Домоводство и обучающий труд, 5 класс, А.П. Тарасова, Санкт- Петербург, «МиМ- Экспресс,1998.

Учебник « Технология, 5 класс», В.Д. Симоненко Москва, издательский центр «Вентана- Граф», 2007

Учебное пособие «Технология, обслуживающий труд 5-8 кл, М.Й. Скопцова, Ростов- Дон, «Феникс» 1999.

Адреса в Интернете:

vitamini.ru/encyclopedia/article.aspx?id=1440

vitamini.ru/encyclopedia/info.aspx?id=17

vitamini.ru/encyclopedia/info.aspx?id=18

vitamini.ru/encyclopedia/info.aspx?id=22

vitamini.ru/encyclopedia/info.aspx?id=24

vitamini.ru/encyclopedia/info.aspx?id=13

vitamini.ru/encyclopedia/info.aspx?id=11

vitamini.ru/encyclopedia/info.aspx?id=12

vitamini.ru/encyclopedia/info.aspx?id=14

vitamini.ru/encyclopedia/info.aspx?id=20

vitamini.ru/encyclopedia/info.aspx?id=23

img-fotki.yandex.ru/get/24/pa4vara.2/0_c130_415fe997_XL

i021.radikal.ru/0805/d7/bf0055b2bbbc.jpg

hardwareportal.ru/Tvtuners/Beholder.pcmcia/Kolbasa.jpg

scaramouch.ru/foto/yayca.jpg

forum.povarenok.ru/files/oe_934.jpg

azya.ru/pict/picture.jpg

coolfold.com/news/images/11_07/curimg_030042_main.jpg

img-2007-04.photosight.ru/25/2052959.jpg

zdorovitur.ru//edu/data/img/pic-023215.jpg

jagannath.ru/upload/iblock/7b7/ss_100876975.jpg


Необходимые ресурсы:

Программа Power Point, мультимедийный проектор, интерактивная доска




ТЕКСТОВЫЙ КОММЕНТАРИЙ - ПОЯСНЕНИЕ.

В ходе урока использовано 42 слайда, отражающих понятие о витаминах. Слайды содержат иллюстрированный материал, подтверждающий наличие витамин в продуктах.

Для просмотра слайдов используются управляющие кнопки «Начало работы», «Назад», «Вперед», «Возврат», «Домой».

Из 42 слайдов презентации 16 скрытые, которые можно показывать как иллюстрированный материал. Кроме того, в ходе урока используются слайды с содержанием теории, на которые можно сослаться при необходимости.

Использование презентаций на уроках - это современный подход к преподаванию любого предмета. Такая работа позволяет учителю донести до учеников обширный материал, эстетически оформленный и преподнесенный с использованием анимации, что вызывает огромный интерес у учащихся, даёт возможность сэкономить время на любом этапе урока, следовательно, остаётся больше времени на практическое усвоение материала.


© 2010-2022