Рабочая программа по дисциплине ОП 02 Основы этики и психологии профессиональной деятельности

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РТ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Казанский строительный колледж»






Рассмотрено на заседании предметно-

УТВЕРЖДАЮ

цикловой комиссии_____________________

Заместитель директора по УР

Протокол № 1 от 03.09. 2015 г.

ГБОУ СПО «Казанский

Председатель ПЦК

строительный колледж»

______________И. Г. Любимова

____________О.В. Вахонина

03.09. 2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 ОСНОВЫ ЭТИКИ И ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих

по профессии среднего профессионального образования

46.01.01 Секретарь





2015 год


Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Основы этики и психологии профессиональной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 46.01.01. Секретарь, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 657 от 2 августа 2013 г.

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Казанский строительный колледж»

Разработчик:

Любимова Ирина Геннадьевна - преподаватель первой квалификационной категории




СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. условия реализации учебной дисциплины


10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


11


паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 Основы этики и психологии профессиональной деятельности

1.1. Область применения рабочей программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 46.01.01 Секретарь, входящей в состав укрупнённой группы профессий 030000 Гуманитарные науки, по направлению подготовки 034700 Документоведение и архивоведение,

Программа данной учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (при переподготовке) и профессиональной подготовке служащих по должностям (в соответствии с ОК 016-94): 26353 Секретарь-машинистка, 26405 Секретарь-стенографистка.

Для освоения данной учебной дисциплины необходимо наличие среднего (полного) общего образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

соблюдать профессиональный этикет;

соблюдать общие нормы и правила поведения;

использовать приемы делового общения и навыки культуры поведения создавать и поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе;

использовать методы и средства эффективного делового общения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

основы психологии;

основы психологии общения;

основы деловой культуры;

основы этики профессиональных отношений;

основы конфликтологии

Выпускник, освоивший ППКРС СПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 2.1. Координировать работу офиса (приемной руководителя), организовывать прием посетителей.

ПК 2.2. Осуществлять телефонное обслуживание, принимать и передавать факсимильные сообщения.

ПК 2.3. Осуществлять работу по подготовке и проведению совещаний, заседаний, деловых встреч, приемов и презентаций.

ПК 2.4. Осуществлять подготовку деловых поездок (командировок) руководителя и других сотрудников организации.

ПК 2.5. Организовывать рабочее место секретаря и руководителя.

Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 8. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения; использовать методы и средства делового общения.

ОК 9. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 10. Соблюдать требования безопасности труда, пожарной безопасности, санитарии и гигиены, охраны труда.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 88 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;

самостоятельной работы обучающегося 28 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

88

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:


практические занятия

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

28

в том числе:


Внеаудиторная самостоятельная работа:

28

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 2







2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 Основы этики и психологии профессиональной деятельности

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Задачи предмета «Основы этики и психологии общения». Значение предмета для овладения профессии секретаря

2

1

Раздел 1. Этика и психология

Тема 1.1.

Психология общения

Содержание учебного материала


2

Общие сведения о психологических процессах (ощущение, восприятие, мышление, эмоции, чувство, воля) Роль психологии в повышении культуры общения. Психологические основы общения.

3

Практическая работа №1.Тема: Психологическая культура взаимодействия.

1

Самостоятельная работа№1:

Тест «Определить тип своей личности» (экстраверсия, амбоверсия. интроверсия )

1

Тема 1.2

Общение

Содержание учебного материала


2

Виды общения: прямое, косвенное, непосредственное, ролевое, межличностное, массовое.

1

Практическая работа №2. Тема: Установление первичного контакта. Задание №1,2,3

1

Самостоятельная работа №2: Я в глазах других - оценить себя глазами собеседника.

1

Тема 1.3

Контакты в общении

Содержание учебного материала


2

Контакты в общении. Типы общения: императивное, манипулятивное, диалогическое.

Коммуникаторы и реципиенты Понятие о стандартизованном, конвенциальном общении. Формальное общение Значение установленных контактов в общении.

2

Практическая работа не предусмотрена


Самостоятельная работа№3:

Реферат по теме «Общение и его роль в жизни человека»

2

Тема 1.4

Характеристика делового общения

Содержание учебного материала


2

Характеристика делового общения. Фазы контакта. Уровни общения.

1

Практическая работа № 3 Тема: Формирование имиджа в деловом общении

1

Самостоятельная работа№4:

1.Составить собственный психологический портрет.

1

Тема 1.5

Барьеры в общении

Содержание учебного материала


2

Барьеры понимания, барьеры социально-культурного различия, барьеры отношения. Барьеры в общении и их преодоление. Причины барьеров в общении.

2

Практическая работа не предусмотрена


Самостоятельная работа не предусмотрена


Раздел 2. Этика

Тема 2.1

Этическая культура

Содержание учебного материала


2

Сведения о науке этике. Связь понятий мораль и этика. Основные категории этики. Роль морали в формировании личности; психологическая структура личности. Зависимость профессиональных качеств от психических свойств личности.

2

Практическая работа: не предусмотрена


Самостоятельная работа №5: Создание реферата « История возникновения этикета»

2

Тема 2.2.

Деловые и личностные качества секретаря

Содержание учебного материала


2

Еловые качества секретаря - профессиональное мастерство, инициативность, организованность, пунктуальность, ответственность. Личностные качества - вежливость, любезность и внимание, отзывчивость. опрятность и умение одеваться.

2

Практическая работа: не предусмотрена


Самостоятельная работа не предусмотрена


Тема 2.3

Профессиональная этика секретаря.

Содержание учебного материала


2

Моральные принципы в профессиональной этике. Их значение. Категории профессиональной этики. Сущность понятий: профессиональный долг, честь, совесть Нравственные требования к профессиональному поведению секретаря. Личностные качества секретаря. Внешний вид секретаря.

2

Практическая работа: не предусмотрено


Самостоятельная работа№6:

Составление «профессиограм» секретаря

2

Тема 2.4

Этикет. Речевой этикет

Содержание учебного материала


2

Понятие этикет. Основные требования к речи: тон, артикуляция, произношения, точность в подборе слов. Правильное употребление в произношении слов. Речевой этикет. Нормы речевого официального этикета. Формы обращения, изложения просьб, выражения признательности. Грамотность. Логичность, эмоциональность речи, как условия делового контакта. Тембр голоса. Тон голоса. Артикуляция звуков.

3

Практическая работа №4: Диалог №1, №2

1

Самостоятельная работа№7:

Составить диалог. Подбор конкретных примеров по теме: «Секретарь и посетитель», «Секретарь и руководитель»

1

Тема 2.5

Поведенческий этикет

Виды поведенческого этикета. Приветствие. Представление. Рукопожатие. Этикет при ходьбе. Этикет в театре, кафе.

3

2

Практическая работа № 5: Тема: Инсценировка ситуации, когда в приемную приходит пожилая женщина; посетитель высшего ранга; женщина с маленьким ребенком; неуравновешенная женщина /приветствие/

1

Самостоятельная работа№8:

Законспектировать правила поведения за столом.

1

Тема 2.6

Вербальная коммуникация

Содержание учебного материала


2

Коммуникация и ее особенности. Виды речи: письменная, устная, монолог, диалог, восклицательная.

1

Практическая работа:№6

«Первое знакомство»

1

Самостоятельная работа№9:

Законспектировать примеры жестких и мягких языков.

1

Тема 2.7

Невербальная коммуникация

Содержание учебного материала


2

Назначение жестов. Виды жестов Выражение глаз. Значение выражения глаз. Мимика. Поза.

3

Практическая работа №7 Тема: Навыки невербального поведения. Не слышу. Общение как обмен информации. Невербальные средства общения.

1

Самостоятельная работа№10: Законспектировать виды невербальных средств общения по Н.И. Шевандрину.

Самостоятельная работа№11: Составить таблицу «Поза, жесты, мимика».

Самостоятельная работа№12: «Тихий разговор» (показать мимикой, жестами фразы).

1

1

1

Тема 2.8

Культура телефонного общения

Содержание учебного материала


2

Телефон как оперативное устройство связи. История возникновения телефона. Культура телефонного разговора «Когда звонят секретарю», оценивание характера вопросов, тон, голос, употребление трудно выговариваемых слов, культура вежливости. «Когда звонит секретарь» -продумывать цель звонка, специфика междугородних переговоров, окончание телефонного переговоров. Правила при ведении телефонных переговоров. Этикет при разговоре по мобильному телефону.

4

Практическая работа не предусмотрена


Самостоятельная работа№13: Подготовить сообщение на тему:

1.Язык мой - враг мой?

2. Русский язык в рамках и за рамками нормы

3.Русский язык в печатных СМИ

1

1

1

Тема 2.9

Электронный этикет


Содержание учебного материала


2

Характеристик видов связи - факсимильной, автоответчик, электронная почта как средство общения. Преимущество факсимильной связи. Информация, предполагаемая для автоответчика. Содержание информации для автоответчика. Правила этикета факсимильной связи. Правила этикета электронной почты.

2

Практическая работа не предусмотрена

2


Самостоятельная работа №14. Подготовить текст сообщения для факсимильной связи, автоответчика, электронная почта.

2

Тема 2.10

Деловая беседа

Содержание учебного материала


2

Отношение к собеседнику. Начало беседы закрытого типа. Вопросы закрытого типа. Тон во время беседы. Завершение беседы.

2

Практическая работа не предусмотрена


Самостоятельная работа №1. Подготовить ролевую игру «Деловая беседа».

2

Тема 2.11

Этикет визитных карточек

Содержание учебного материала


2

Назначение визитных карточек. Персональная визитная карточка. Корпоративная визитная карточка. Корпоративная визитная карточка.

2

Практическая работа не предусмотрена


Самостоятельная работа№16 Создание визитной карточки

  1. Персональная

  2. Корпоративная

  3. Корпоративная

1

Тема 2.12

Деловые контакты секретаря.

Содержание учебного материала


2

Взаимоотношения секретаря и руководителя. Совместная работа секретаря и руководителя. Работа секретаря с информацией для руководителя. Взаимоотношение секретаря с коллективом. Правила поддерживания нормальных деловых отношений с сослуживцами. Некоторые особенности ведения переговоров с представителями разных стран.

2

Практическая работа не предусмотрена


Самостоятельная работа№17:

Ищу работу. Составить текст - резюме, в котором необходимо указать свои достоинства.

1

Тема 2.13

Общий стиль взаимоотношений

Содержание учебного материала


2

Субординация в деловых отношениях. Вежливость. Любезность. Пунктуальность.

2

Практическая работа не предусмотрена


Самостоятельная работа№18 Подготовить презентацию на тему: Правила поддерживания нормальных деловых отношений с коллегами. Самостоятельная работа № 19 Подготовить игровые ситуации с соблюдением в разговоре вежливости, дипломатичности, тактичности.

2


2

Тема 2.14

Корпоративные знаки внимания

Содержание учебного материала


2

Строгие корпоративные знаки внимания. Приемлемые и неприемлемые подарки. Этикет при вручении подарков.

2

Практическая работа не предусмотрена


Самостоятельная работа не предусмотрена


Тема 2.15

Имидж, в профессии секретаря

Содержание учебного материала


2

Опрятность и умение одеваться. Одежда, обувь, аксессуары, прическа, макияж секретаря.

2

Практическая работа не предусмотрена


Самостоятельная работа не предусмотрена


Тема 2.15

Конфликты

Содержание учебного материала


2

Конфликты в деловом общении. Конфликт и его структура. Виды конфликтов: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, межгрупповой конфликт, конфликт между группой и личностью. Конфликтогены. Формула конфликта. Структура конфликта. Типы конфликтной личности. Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения.

3

Практическая работа № 8 №Конфликтные ситуации (решение ситуативных задач)

1

Самостоятельная работа№20: Тест «Насколько вы конфликтны?»

1

Тема 2.17

Правила поведения в конфликтных ситуация

Содержание учебного материала


2

Источники и причины конфликтов. Прямые и косвенные методы погашения конфликтов. Правила поведения в конфликтах

2

Практическая работа не предусмотрена

Самостоятельная работа: не предусмотрена


Дифференцированный зачет

2


Всего:

88


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

ОП.02 Основы этики и психологии профессиональной деятельности


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета секретарей.

Оборудование кабинета

Мебель и стационарное оборудование

1. Шкафы для учебно-методической документации

2. Стол преподавателя

3. Стул преподавателя

4. Столы обучающихся

5. Стулья для обучающихся

6. Доска классная

7. Интерактивная доска

8. Мультимедийный проектор

9. Подвес для проектора

Учебно-наглядные пособия

1. Комплект учебно-методической документации

2. Планшеты

3. Плакаты

Компьютерные средства обучения

1. Программное обеспечение общего и профессионального назначения

2. Мультимедийные презентации лекционного материала

по теме: «Профессиональная этика секретаря», «Этикет поведенческий», «Речевой этикет», «Вербальная и невербальная коммуникация», «Конфликты», «Этика и мораль», «Конфликты», «Культура телефонного разговора

3. Информационные ресурсы сети Интернет

Pro shkolu.ru ; [email protected] ; market.zavush.Info; UMK-SPO. BIZ


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Кошевая И. П. «Профессиональная этика и психология делового общения»: Учебное пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 304 с.: ил. - (Профессиональное образование).

Кошевая И. П. «Профессиональная этика и психология делового общения»: Учебное пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 304 с.

Разин А. В. «Основы этики»: Учебник / А.В. Разин. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. - 304 с. - (Профессиональное образование).

Иванова И. С. «Этика делового общения»: Учебное пособие / И.С. Иванова. - 3-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 168 с.

Кибанов А. Я. «Этика деловых отношений»: Учебник / А.Я.Кибанов, Д.К.Захаров, В.Г.Коновалова; Под ред. А.Я.Кибанова. - 2-e изд., перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013 - 383 с.

Егоров П. А. «Этика»: Учебное пособие / П.А. Егоров, В.Н. Руднев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 158 с.

Борисов В. К. «Этика деловых отношений»: Учебник / В.К. Борисов, Е.М. Панина, М.И. Панов и др. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 176 с. - (Профессиональное образование).

«Деловые коммуникации»: Учеб. пособие. / М.И. Тимофеев. - ИНФРА-М, 2011г. - 120с.

Бондырева Т.Н. Секретарское дело: Практ. Пособие. - М.6 Высшая школа., 2010.-383с.

Веселов П.В. Вы - секретарь. - М.: Издательство стандартов,1992. - 120 с.

Ленкевич Л.А. Секретарское дело: учебн. Пособие - М., Издательский центр «академия», 2007, -80с.

Стенюков М.В. Секретарское дело практическое пособие М. «Издательство ПРИОР», 2009. -192с.

Рогов Е.И. Психология общения. Москва «Владос» 2006. - 336с.

Томсон П.Т. Самоучитель общения. - СПб. 2006. -256с., (Серия «Сам себе психолог)

Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для нач. проф. образования. -2-е изд., - М., Издательский центр «академия»;

ПрофОбрИздат, 2010. -128 с.

Крутецкий А.В. Психология Москва «Просвещение» 1983. - 32 с.

Хрестоматия по психологии. Учебное пособие для студентов пединститутов М., «Просвещение», 2000.


  1. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

ОП.02 Основы этики и психологии профессиональной деятельности


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

соблюдать профессиональный этикет;

соблюдать общие нормы и правила поведения;

использовать приемы делового общения и навыки культуры поведения создавать и поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе;

использовать методы и средства эффективного делового общения;

Практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа;

Знания:

основы психологии;

основы психологии общения;

основы деловой культуры;

основы этики профессиональных отношений;

основы конфликтологии

Контроль и оценка результатов дисциплины осуществляется в процессе практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы, устного опроса.

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

6


© 2010-2022