- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по дисциплине ОП 02 Основы этики и психологии профессиональной деятельности
Рабочая программа по дисциплине ОП 02 Основы этики и психологии профессиональной деятельности
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Любимова И.Г. |
Дата | 24.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки РТ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Казанский строительный колледж»
Рассмотрено на заседании предметно-
УТВЕРЖДАЮ
цикловой комиссии_____________________
Заместитель директора по УР
Протокол № 1 от 03.09. 2015 г.
ГБОУ СПО «Казанский
Председатель ПЦК
строительный колледж»
______________И. Г. Любимова
____________О.В. Вахонина
03.09. 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ОСНОВЫ ЭТИКИ И ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии среднего профессионального образования
46.01.01 Секретарь
2015 год
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Основы этики и психологии профессиональной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 46.01.01. Секретарь, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 657 от 2 августа 2013 г.
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Казанский строительный колледж»
Разработчик:
Любимова Ирина Геннадьевна - преподаватель первой квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
10
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 Основы этики и психологии профессиональной деятельности
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО 46.01.01 Секретарь, входящей в состав укрупнённой группы профессий 030000 Гуманитарные науки, по направлению подготовки 034700 Документоведение и архивоведение,
Программа данной учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (при переподготовке) и профессиональной подготовке служащих по должностям (в соответствии с ОК 016-94): 26353 Секретарь-машинистка, 26405 Секретарь-стенографистка.
Для освоения данной учебной дисциплины необходимо наличие среднего (полного) общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
соблюдать профессиональный этикет;
соблюдать общие нормы и правила поведения;
использовать приемы делового общения и навыки культуры поведения создавать и поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе;
использовать методы и средства эффективного делового общения
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основы психологии;
основы психологии общения;
основы деловой культуры;
основы этики профессиональных отношений;
основы конфликтологии
Выпускник, освоивший ППКРС СПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 2.1. Координировать работу офиса (приемной руководителя), организовывать прием посетителей.
ПК 2.2. Осуществлять телефонное обслуживание, принимать и передавать факсимильные сообщения.
ПК 2.3. Осуществлять работу по подготовке и проведению совещаний, заседаний, деловых встреч, приемов и презентаций.
ПК 2.4. Осуществлять подготовку деловых поездок (командировок) руководителя и других сотрудников организации.
ПК 2.5. Организовывать рабочее место секретаря и руководителя.
Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ОК 8. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения; использовать методы и средства делового общения.
ОК 9. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 10. Соблюдать требования безопасности труда, пожарной безопасности, санитарии и гигиены, охраны труда.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 88 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося 28 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
88
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
60
в том числе:
практические занятия
8
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
28
в том числе:
Внеаудиторная самостоятельная работа:
28
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 Основы этики и психологии профессиональной деятельности
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Задачи предмета «Основы этики и психологии общения». Значение предмета для овладения профессии секретаря
2
1
Раздел 1. Этика и психология
Тема 1.1.
Психология общения
Содержание учебного материала
2
Общие сведения о психологических процессах (ощущение, восприятие, мышление, эмоции, чувство, воля) Роль психологии в повышении культуры общения. Психологические основы общения.
3
Практическая работа №1.Тема: Психологическая культура взаимодействия.
1
Самостоятельная работа№1:
Тест «Определить тип своей личности» (экстраверсия, амбоверсия. интроверсия )
1
Тема 1.2
Общение
Содержание учебного материала
2
Виды общения: прямое, косвенное, непосредственное, ролевое, межличностное, массовое.
1
Практическая работа №2. Тема: Установление первичного контакта. Задание №1,2,3
1
Самостоятельная работа №2: Я в глазах других - оценить себя глазами собеседника.
1
Тема 1.3
Контакты в общении
Содержание учебного материала
2
Контакты в общении. Типы общения: императивное, манипулятивное, диалогическое.
Коммуникаторы и реципиенты Понятие о стандартизованном, конвенциальном общении. Формальное общение Значение установленных контактов в общении.
2
Практическая работа не предусмотрена
Самостоятельная работа№3:
Реферат по теме «Общение и его роль в жизни человека»
2
Тема 1.4
Характеристика делового общения
Содержание учебного материала
2
Характеристика делового общения. Фазы контакта. Уровни общения.
1
Практическая работа № 3 Тема: Формирование имиджа в деловом общении
1
Самостоятельная работа№4:
1.Составить собственный психологический портрет.
1
Тема 1.5
Барьеры в общении
Содержание учебного материала
2
Барьеры понимания, барьеры социально-культурного различия, барьеры отношения. Барьеры в общении и их преодоление. Причины барьеров в общении.
2
Практическая работа не предусмотрена
Самостоятельная работа не предусмотрена
Раздел 2. Этика
Тема 2.1
Этическая культура
Содержание учебного материала
2
Сведения о науке этике. Связь понятий мораль и этика. Основные категории этики. Роль морали в формировании личности; психологическая структура личности. Зависимость профессиональных качеств от психических свойств личности.
2
Практическая работа: не предусмотрена
Самостоятельная работа №5: Создание реферата « История возникновения этикета»
2
Тема 2.2.
Деловые и личностные качества секретаря
Содержание учебного материала
2
Еловые качества секретаря - профессиональное мастерство, инициативность, организованность, пунктуальность, ответственность. Личностные качества - вежливость, любезность и внимание, отзывчивость. опрятность и умение одеваться.
2
Практическая работа: не предусмотрена
Самостоятельная работа не предусмотрена
Тема 2.3
Профессиональная этика секретаря.
Содержание учебного материала
2
Моральные принципы в профессиональной этике. Их значение. Категории профессиональной этики. Сущность понятий: профессиональный долг, честь, совесть Нравственные требования к профессиональному поведению секретаря. Личностные качества секретаря. Внешний вид секретаря.
2
Практическая работа: не предусмотрено
Самостоятельная работа№6:
Составление «профессиограм» секретаря
2
Тема 2.4
Этикет. Речевой этикет
Содержание учебного материала
2
Понятие этикет. Основные требования к речи: тон, артикуляция, произношения, точность в подборе слов. Правильное употребление в произношении слов. Речевой этикет. Нормы речевого официального этикета. Формы обращения, изложения просьб, выражения признательности. Грамотность. Логичность, эмоциональность речи, как условия делового контакта. Тембр голоса. Тон голоса. Артикуляция звуков.
3
Практическая работа №4: Диалог №1, №2
1
Самостоятельная работа№7:
Составить диалог. Подбор конкретных примеров по теме: «Секретарь и посетитель», «Секретарь и руководитель»
1
Тема 2.5
Поведенческий этикет
Виды поведенческого этикета. Приветствие. Представление. Рукопожатие. Этикет при ходьбе. Этикет в театре, кафе.
3
2
Практическая работа № 5: Тема: Инсценировка ситуации, когда в приемную приходит пожилая женщина; посетитель высшего ранга; женщина с маленьким ребенком; неуравновешенная женщина /приветствие/
1
Самостоятельная работа№8:
Законспектировать правила поведения за столом.
1
Тема 2.6
Вербальная коммуникация
Содержание учебного материала
2
Коммуникация и ее особенности. Виды речи: письменная, устная, монолог, диалог, восклицательная.
1
Практическая работа:№6
«Первое знакомство»
1
Самостоятельная работа№9:
Законспектировать примеры жестких и мягких языков.
1
Тема 2.7
Невербальная коммуникация
Содержание учебного материала
2
Назначение жестов. Виды жестов Выражение глаз. Значение выражения глаз. Мимика. Поза.
3
Практическая работа №7 Тема: Навыки невербального поведения. Не слышу. Общение как обмен информации. Невербальные средства общения.
1
Самостоятельная работа№10: Законспектировать виды невербальных средств общения по Н.И. Шевандрину.
Самостоятельная работа№11: Составить таблицу «Поза, жесты, мимика».
Самостоятельная работа№12: «Тихий разговор» (показать мимикой, жестами фразы).
1
1
1
Тема 2.8
Культура телефонного общения
Содержание учебного материала
2
Телефон как оперативное устройство связи. История возникновения телефона. Культура телефонного разговора «Когда звонят секретарю», оценивание характера вопросов, тон, голос, употребление трудно выговариваемых слов, культура вежливости. «Когда звонит секретарь» -продумывать цель звонка, специфика междугородних переговоров, окончание телефонного переговоров. Правила при ведении телефонных переговоров. Этикет при разговоре по мобильному телефону.
4
Практическая работа не предусмотрена
Самостоятельная работа№13: Подготовить сообщение на тему:
1.Язык мой - враг мой?
2. Русский язык в рамках и за рамками нормы
3.Русский язык в печатных СМИ
1
1
1
Тема 2.9
Электронный этикет
Содержание учебного материала
2
Характеристик видов связи - факсимильной, автоответчик, электронная почта как средство общения. Преимущество факсимильной связи. Информация, предполагаемая для автоответчика. Содержание информации для автоответчика. Правила этикета факсимильной связи. Правила этикета электронной почты.
2
Практическая работа не предусмотрена
2
Самостоятельная работа №14. Подготовить текст сообщения для факсимильной связи, автоответчика, электронная почта.
2
Тема 2.10
Деловая беседа
Содержание учебного материала
2
Отношение к собеседнику. Начало беседы закрытого типа. Вопросы закрытого типа. Тон во время беседы. Завершение беседы.
2
Практическая работа не предусмотрена
Самостоятельная работа №1. Подготовить ролевую игру «Деловая беседа».
2
Тема 2.11
Этикет визитных карточек
Содержание учебного материала
2
Назначение визитных карточек. Персональная визитная карточка. Корпоративная визитная карточка. Корпоративная визитная карточка.
2
Практическая работа не предусмотрена
Самостоятельная работа№16 Создание визитной карточки
-
Персональная
-
Корпоративная
-
Корпоративная
1
Тема 2.12
Деловые контакты секретаря.
Содержание учебного материала
2
Взаимоотношения секретаря и руководителя. Совместная работа секретаря и руководителя. Работа секретаря с информацией для руководителя. Взаимоотношение секретаря с коллективом. Правила поддерживания нормальных деловых отношений с сослуживцами. Некоторые особенности ведения переговоров с представителями разных стран.
2
Практическая работа не предусмотрена
Самостоятельная работа№17:
Ищу работу. Составить текст - резюме, в котором необходимо указать свои достоинства.
1
Тема 2.13
Общий стиль взаимоотношений
Содержание учебного материала
2
Субординация в деловых отношениях. Вежливость. Любезность. Пунктуальность.
2
Практическая работа не предусмотрена
Самостоятельная работа№18 Подготовить презентацию на тему: Правила поддерживания нормальных деловых отношений с коллегами. Самостоятельная работа № 19 Подготовить игровые ситуации с соблюдением в разговоре вежливости, дипломатичности, тактичности.
2
2
Тема 2.14
Корпоративные знаки внимания
Содержание учебного материала
2
Строгие корпоративные знаки внимания. Приемлемые и неприемлемые подарки. Этикет при вручении подарков.
2
Практическая работа не предусмотрена
Самостоятельная работа не предусмотрена
Тема 2.15
Имидж, в профессии секретаря
Содержание учебного материала
2
Опрятность и умение одеваться. Одежда, обувь, аксессуары, прическа, макияж секретаря.
2
Практическая работа не предусмотрена
Самостоятельная работа не предусмотрена
Тема 2.15
Конфликты
Содержание учебного материала
2
Конфликты в деловом общении. Конфликт и его структура. Виды конфликтов: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, межгрупповой конфликт, конфликт между группой и личностью. Конфликтогены. Формула конфликта. Структура конфликта. Типы конфликтной личности. Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения.
3
Практическая работа № 8 №Конфликтные ситуации (решение ситуативных задач)
1
Самостоятельная работа№20: Тест «Насколько вы конфликтны?»
1
Тема 2.17
Правила поведения в конфликтных ситуация
Содержание учебного материала
2
Источники и причины конфликтов. Прямые и косвенные методы погашения конфликтов. Правила поведения в конфликтах
2
Практическая работа не предусмотрена
Самостоятельная работа: не предусмотрена
Дифференцированный зачет
2
Всего:
88
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
ОП.02 Основы этики и психологии профессиональной деятельности
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета секретарей.
Оборудование кабинета
Мебель и стационарное оборудование
1. Шкафы для учебно-методической документации
2. Стол преподавателя
3. Стул преподавателя
4. Столы обучающихся
5. Стулья для обучающихся
6. Доска классная
7. Интерактивная доска
8. Мультимедийный проектор
9. Подвес для проектора
Учебно-наглядные пособия
1. Комплект учебно-методической документации
2. Планшеты
3. Плакаты
Компьютерные средства обучения
1. Программное обеспечение общего и профессионального назначения
2. Мультимедийные презентации лекционного материала
по теме: «Профессиональная этика секретаря», «Этикет поведенческий», «Речевой этикет», «Вербальная и невербальная коммуникация», «Конфликты», «Этика и мораль», «Конфликты», «Культура телефонного разговора
3. Информационные ресурсы сети Интернет
Pro shkolu.ru ; [email protected] ; market.zavush.Info; UMK-SPO. BIZ
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Кошевая И. П. «Профессиональная этика и психология делового общения»: Учебное пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 304 с.: ил. - (Профессиональное образование).
Кошевая И. П. «Профессиональная этика и психология делового общения»: Учебное пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 304 с.
Разин А. В. «Основы этики»: Учебник / А.В. Разин. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. - 304 с. - (Профессиональное образование).
Иванова И. С. «Этика делового общения»: Учебное пособие / И.С. Иванова. - 3-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 168 с.
Кибанов А. Я. «Этика деловых отношений»: Учебник / А.Я.Кибанов, Д.К.Захаров, В.Г.Коновалова; Под ред. А.Я.Кибанова. - 2-e изд., перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013 - 383 с.
Егоров П. А. «Этика»: Учебное пособие / П.А. Егоров, В.Н. Руднев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 158 с.
Борисов В. К. «Этика деловых отношений»: Учебник / В.К. Борисов, Е.М. Панина, М.И. Панов и др. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 176 с. - (Профессиональное образование).
«Деловые коммуникации»: Учеб. пособие. / М.И. Тимофеев. - ИНФРА-М, 2011г. - 120с.
Бондырева Т.Н. Секретарское дело: Практ. Пособие. - М.6 Высшая школа., 2010.-383с.
Веселов П.В. Вы - секретарь. - М.: Издательство стандартов,1992. - 120 с.
Ленкевич Л.А. Секретарское дело: учебн. Пособие - М., Издательский центр «академия», 2007, -80с.
Стенюков М.В. Секретарское дело практическое пособие М. «Издательство ПРИОР», 2009. -192с.
Рогов Е.И. Психология общения. Москва «Владос» 2006. - 336с.
Томсон П.Т. Самоучитель общения. - СПб. 2006. -256с., (Серия «Сам себе психолог)
Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для нач. проф. образования. -2-е изд., - М., Издательский центр «академия»;
ПрофОбрИздат, 2010. -128 с.
Крутецкий А.В. Психология Москва «Просвещение» 1983. - 32 с.
Хрестоматия по психологии. Учебное пособие для студентов пединститутов М., «Просвещение», 2000.
-
Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
ОП.02 Основы этики и психологии профессиональной деятельности
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
соблюдать профессиональный этикет;
соблюдать общие нормы и правила поведения;
использовать приемы делового общения и навыки культуры поведения создавать и поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе;
использовать методы и средства эффективного делового общения;
Практические занятия; внеаудиторная самостоятельная работа;
Знания:
основы психологии;
основы психологии общения;
основы деловой культуры;
основы этики профессиональных отношений;
основы конфликтологии
Контроль и оценка результатов дисциплины осуществляется в процессе практических занятий, внеаудиторной самостоятельной работы, устного опроса.
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
6