- Преподавателю
- Технология
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ ПО ПРОФЕССИИ «ИСПОЛНИТЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКИХ РАБОТ» Технология (9 КЛАСС)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ ПО ПРОФЕССИИ «ИСПОЛНИТЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКИХ РАБОТ» Технология (9 КЛАСС)
Раздел | Технология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Астапкович Т.А. |
Дата | 19.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ г. КУРСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМБИНАТ» г. КУРСКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ
ПО ПРОФЕССИИ
«ИСПОЛНИТЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКИХ РАБОТ»
9 КЛАСС
Учитель - Астапкович Татьяна Анатольевна
2014г
Пояснительная записка
Профессиональная проба «Исполнитель художественно-оформительских работ» разработана с целью ознакомления обучающихся 9-х классов с основами профессии художника-оформителя, развитие творческого потенциала и интереса к данной профессии. Программа предусматривает активное включение обучающихся в общественно- полезный производительный труд, знакомящий с инновационными формами его организации и способствующий формированию мотиваций и стимулов к трудовой деятельности.
Задачи:
- сформировать у школьников представления о способах применения технологических и художественных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, ответственности за результат своей деятельности;
- способствовать развитию у обучающихся таких качеств, как трудолюбие, целеустремленность, предприимчивость, уважительное отношение к людям
различных профессий и результатам их труда, формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры;
-разработать способы и приемы для принятия школьниками адекватных и обдуманных решений в выборе индивидуального образовательного и профессионального направления;
- способствовать приобретению и накоплению практического опыта на примере профессиональной пробы «Исполнитель художественно-
оформительских работ»,познакомить с особенностями данной профессии.
Программа предусматривает принцип доступности материала, способствует формированию и поддержанию мотиваций обучения. Содержание учебного материала подобрано таким образом, чтобы не только дать обучающимся первоначальные знания, умения и навыки в выполнении оформительских работ, но и расширить возможности в создании и преобразовании собственного быта и самообслуживания. В ходе обучения у обучающихся должны сформироваться и закрепиться следующие общетрудовые умения: ориентировка в задании, включающая анализ образца изделия, выполнение текущих и контрольных заданий.
Количество часов, отводимых на данный модуль в соответствии с программой -17.
Профессиональная проба «Исполнитель художественно- оформительских работ», кроме информации о профессии, о тех учебных заведениях начального, среднего и высшего образования, где можно обучаться после окончания общеобразовательного учреждения, содержит практические задания, моделирующие основные характеристики профессии, знакомит с целями, условиями и орудиями труда, что дает возможность обучающимся оценить собственные возможности освоения профессии.
СОДЕРЖАНИЕ
программы профессиональной пробы
-
Вводное занятие -1 час.
Цели и задачи, содержание предмета. Основные материалы, инструменты, оборудование и приспособления. Организация трудового процесса, подготовка и оснащение рабочего места для выполнения разного вида работ. Безопасность труда, санитарии и гигиены. Технологическая и трудовая дисциплина.
-
Основы цветоведения-1 час.
Свет и природа цвета: общие сведения; отражение лучей; ахроматические и хроматические тона (цветовой тон, светлота, насыщенность). Смешение цветов. Цветовой круг для смешения красок. Восприятие цвета: общие сведения; явления цветового контраста; некоторые свойства цвета; цвет и фактура. Проектирование цветовой отделки.
-
Основы композиции - 1час.
Оформление выставочных композиций (изобразительные и натуральные экспонаты). Создание художественного образа. Законы композиции: композиционный центр симметрия, равновесие, статика и динамика, ритм, перспектива, масштаб, стилевое единство, вертикаль и горизонталь, золотое сечение и др.
-
Шрифты -2 часа.
Искусство шрифтовой графики. Шрифтовые гарнитуры (антиква, брусковые шрифты, рубленые шрифты, курсивные шрифты). Элементы букв. Шрифтовая композиция.
-
Инструменты и материалы-1 час.
Инструменты и приспособления: доска чертежная, кисти, распылитель (аэрограф), поролоновый валик, пульверизатор, металлическая сетка, марлевые тампоны, поролоновая губка, планшет, шаблоны , ручка и перья (плакатные), рейсфедер, стеклянные трубочки и др.
Материалы: клей (резиновый, ПВА, казеиновый, латекс и др.); краски (акварель, гуашь, темпера, масляные); основания (бумага разных видов, картон, ткани, фанера, древесно-стружечная плитка, пластмассы, стекло, металлы). Способы работы с материалами и инструментами.
6. Оформительские работы -2 часа.
Организация рабочего места. Художественно- обзорные элементы оформления. Способы выполнения шрифтовых надписей: с помощью плакатных перьев; с помощью кистей различного диаметра и формы; с помощью трафарета. Подготовка к работе щитов и планшетов. Техники выполнения оформительских работ.
7. Выполнение проб -6 часов.
Выполнение профессиональных проб по профессии «Исполнитель художественно-оформительских работ» согласно плану, с учетом степеней сложности. Пробные изделия: объявление(1-й уровень сложности), выполненное на бумаге (типа «ватман») формата A3 с помощью трафарета; афиша (2-й уровень сложности), выполненная на бумаге формата А2(или какого -либо другого, близкого к данному, размера) с помощью трафарета, плакатных перьев и кистей; тематический плакат (3-й уровень сложности), выполненный на бумаге крупного формата с помощью трафаретов, кистей, плакатных перьев, с использованием фотографий и техники аппликации.
8. Итоговое занятие. Творческий проект -3 часа.
Оформление тематической выставки. Самостоятельное выполнение оформления одного из экспонатов выставки с учетом полученных знаний. Выбор темы выставки и места ее проведения (коллегиально). Выбор темы и разработка эскиза собственного планшета (плаката). Выбор материалов, инструментов и техники выполнения, согласно общевыработанной концепции. Технологическая последовательность выполнения изделия. Оформление изделия. Оформление выставки. Защита проекта.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Профессиональной пробы «Исполнитель художественно- оформительских
работ»
№
Разделы и темы
Кол-
тем
Во
часов
1.
Вводное занятие.
1
Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных
мастерских.
2.
Основы цветоведения. Свет и природа цвета. Цветовой круг.
1
3.
Основы композиции. Оформление выставочных композиций.
Создание художественного образа. Законы композиции.
1
4.
Шрифты. Гарнитуры шрифтов. Шрифтовая композиция.
2
5.
Инструменты и материалы. Способы работы с инструментами и
1
материалами для оформительских работ.
6.
Оформительские работы. Способы выполнения шрифтов.
2
Техника выполнения оформительских работ.
7.
Выполнение проб:
6
7.1. Изготовление изделия - объявление, выполненное с
2
помощью трафарета (1-й уровень)
7.2. Изготовление изделия - афиша, выполненная
2
с помощью трафарета, плакатных перьев и кистей
(2-й уровень)
7.3. Изготовление изделия - тематический плакат, выполненный
2
с помощью трафарета, плакатных перьев и кистей, с исполь-
зованием фотографий и аппликации (3-й уровень)
8.
Творческий проект. Итоговое занятие.
3
Итого:
17
Выполнение профессиональной пробы
Технологический
Ситуативный компонент
Функциональный
компонент
компонент
ВЫПОЛНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКИХ РАБОТ
Объявление
1-й уровень профессиональной пробы
Задание. Освоить приемы
Задание. Затонировать
Задание. Затонировать
выполнения декоративно-
поверхность листа
поверхность листа
художественного
бумаги.
бумаги.
оформления поверхности
листа бумаги под
объявление, применяя
технологию «набрызг»,
технологию тонирования с
помощью поролоновой
губки или марлевого
тампона для получения
фона .
Условие. Тонирование
Условие. Тонирование
Условие.Самостоятельное
листа с применением
листа бумаги
выполнение тонирования
различных техник
выполняется учащимися с
листа бумаги разными
выполняется учителем,
учетом вариативности
способами.
далее предлагается
способов и техник, с
ученику повторить
учетом ТУ
порядок действий.
Результат. Задание
Результат. Задание
Результат. Задание
считается выполненным,
считается выполненным,
считается выполненным,
если соблюдена
если нет ошибок,
если тонирование бумаги
правильность выполнения
осуществляется
выполнено в соответствии
всех технологических
творческий подход и
с соблюдением
приемов при выполнении
соблюдены все ТУ.
необходимых правил и
работы.
приемов.
Задание. Освоить приемы
Задание. Изготовить
Задание. Изготовить
изготовления простейших
шаблоны(из бумаги,
шаблоны для
шаблонов для выполне-
плотной кальки, фото-
выполнения текста
ния текста объявления.
пленки и т.п.) для
объявления.
выполнения текста
объявления.
2-й уровень профессиональной пробы
Условие.Последовательность
Условие. Изготовление
Условие. Самостоя-
и приемы изготовления
шаблонов с учетом
тельное выполнение
шаблонов выполняется
всех технических
задания-изготовление
учителем, потом данные
условий
шаблонов для текста
действия предлагается
объявления.
повторить учащемуся.
Результат. Задание считается
Результат. Задание
выполненным, если
Результат. Задание
считается выполненным,
соблюдены все
считается выполнен-
если соблюдены все
технологические приемы
ным, если буквы в
технологические
при выполнении данной
трафарете выполнены в
требования.
работы.
едином стиле, соответ-
ствуют ТУ.
3-й уровень профессиональной пробы.
Задание. Освоить приемы
Задание. Выполнить
Задание. Выполнить
набивки текста объявления
набивку текста
набивку текста
по трафарету гуашью с
объявления.
объявления.
использованием
поролоновой губки и кисти.
Условие. Процесс набивки
Условие. Выполнение
Условие.Самостоятельное
текста объявления с
набивки текста
выполнение текста
разъяснением технологии
объявления с учетом
объявления.
выполнения осуществляет-
всех ТУ.
ся учителем, после чего
предлагается учащемуся
повторить данную
технологическую операцию.
Результат. Задание
Результат. Задание
Результат. Задание
считается выполненным,
считается выполненным,
считается выполнен-
Если технологические
если соблюдены
ным , если текст
операции выполнены в
необходимые
объявления читается
соответствии с ТУ.
технологические приемы..
легко, а композицион-
ное и цветовое реше-
ния соответствуют
тематике ,и соблюдены
необходимые ТУ.
Выполнение профессиональной пробы
Технологический
Ситуативный компонент
Функциональный
компонент
компонент
ВЫПОЛНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКИХ РАБОТ
Афиша
1-й уровень профессиональной пробы
Задание. Освоить приемы
Задание. Продумать и
Задание. Продумать и
разработки композицион-
наметить в карандаше
наметить в карандаше
ного решения афиши,
композицию афиши.
композицию афиши,
гармонично сочетая
включая в нее
изобразительные
изобразительные
элементы и шрифт.
элементы и шрифт.
Условие. Примерная
Условие. Разработка
Условие. Самостоятельная
композиция афиши
композиционного
разработка своего
выполняется учителем,
решения афиши с учетом
варианта композиционно-
после чего учащемуся
темы, применения
го решения афиши.
предлагается разработать
законов композиции и
свой вариант компози-
ТУ.
ционного решения .
Результат. Задание
Результат. Задание
Результат. Задание
считается выполнен-
считается выполненным,
считается выполнен-
ным, если соблюдены
если в композиции
ным, если композиция
определенные
гармонично сочетаются
афиши выполнена в
композиционные законы
изобразительные
соответствии с законами
и ТУ.
элементы и шрифт,
композиции.
соблюдены ТУ.
2-й уровень профессиональной пробы
Задание. Освоить приемы разработки цветового решения афиши, согласуя его с общей тематикой композиции. Выполнение в цвете фона и основных элементов композиции, используя техники набрызг», «набивка» поролоновой губкой или тонирование кистью.
Задание. Продумать и разработать цветовое решение афиши в зависимости от ее тематики. Выполнить в цвете фон и основные элементы композиции.
Задание. Продумать и разработать цветовое решение афиши. Выполнить в цвете фон и основные элементы композиции афиши.
Условие. Примерная разработка цветового решения афиши выполняется учителем, после чего учащемуся предлагается продумать и выполнить цветовое решение фона, основных изобразительных и шрифтовых элементов афиши.
Результат. Задание считается выполненным, если соблюдены необходимые ТУ.
Условие. Разработать цветовое решение композиции афиши с учетом ее тематики. Выполнить в цвете фон и основные элементы афиши, соблюдая ТУ.
Результат. Задание считается выполненным, если общее цветовое решение соответствует тематике афиши и не противоречит законам цветового оформления плакатов, а также соблюдены ТУ.
Условие. Самостоятельно разработать цветовое решение своей композиции афиши с учетом ее тематики. Выполнить в цвете фон и основные элементы композиции афиши.
Результат. Задание считается выполненным, если все технологические операции выполнены в соответствии с требованиями
3-й уровень профессиональной пробы
Задание. Освоить прорисовку основных и второстепенных изобразительных, шрифтовых элементов композиции афиши с помощью трафарета, кистей и плакатных перьев.
Условие. Прорисовка элементов композиции афиши выполняется учителем, а затем учащемуся предлагается повторить данные технологические операции.
Результат. Задание считается выполненным, если соблюдены все ТУ необходимых технологических операций.
Задание. Прорисовать основные и второстепенных элементов композиции афиши.
Условие. Прорисовка элементов композиции афиши с соблюдением ТУ.
Результат. Задание считается выполненным, если ,в целом, афиша привлекает к себе внимание зрителей, имеет выразительную, запоминающуюся форму, ее композиционное и цветовое решения соответствуют выбранной тематике, соблюдены ТУ.
Задание. Прорисовать основные и второстепенных элементов композиции афиши
Условие. Самостоятельная прорисовка элементов композиции афиши (изобразительных и шрифтовых) с использованием трафарета, кистей и плакатных перьев, согласно ТУ.
Результат. Задание считается выполненным, если все технологические операции выполнены в соответствии с требованиями.
Выполнение профессиональной пробы
Технологический
Ситуативный компонент
Функциональный
компонент
компонент
ВЫПОЛНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКИХ РАБОТ
Тематический плакат
1-й уровень профессиональной пробы
Задание. Освоить приемы разработки композиционного решения тематического плаката, гармонично сочетая изобразительные, аппликативные элементы, фотографии и шрифт.
Условие. Примерная композиция плаката выполняется учителем, после чего учащемуся предлагается разработать свой вариант композиционного решения.
Результат. Задание считается выполненным , если соблюдены определенные композиционные законы и ТУ.
Задание. Продумать и наметить в карандаше композицию тематического плаката.
Условие. Разработка композиционного решения плаката с учетом темы, применения законов композиции и ТУ.
Результат. Задание считается выполненным, если в композиции гармонично сочетаются изобразительные, аппликативные элементы, фотографии и шрифт, а также соблюдены ТУ
Задание. Продумать и наметить в карандаше композицию тематического плаката, включая в нее изобразительные аппликативные элементы, фотографии и шрифт.
Условие. Самостоятельная разработка своего варианта композиционного решения тематического плаката с соблюдением ТУ.
Результат. Задание считается выполненным ,если композиция плаката выполнена в соответствии с законами композиции.
2-й уровень профессиональной пробы
Задание. Освоить приемы разработки цветового решения тематического плаката, согласуя его с общей тематикой композиции. Выполнение в цвете фона и основных элементов композиции, используя техники «набрызг», «набивка» поролоновой губкой или тонирование кистью.
Условие. Примерная разработка цветового решения тематического Плаката выполняется учителем, после чего учащемуся предлагается продумать и выполнить цветовое решение фона, основных изобразительных и шрифтовых элементов афиши.
Результат. Задание считается выполненным, если соблюдены необходимые ТУ.
Задание. Продумать и разработать цветовое решение тематического плаката в зависимости от ее тематики. Выполнить в цвете фон и основные элементы композиции.
Условие. Разработать цветовое решение композиции плаката с учетом его тематики. Выполнить в цвете фон и основные элементы тематического плаката, соблюдая ТУ.
Результат. Задание считается выполненным, если общее цветовое решение соответствует тематике и не противоречит законам цветового оформления плакатов, а также соблюдены ТУ.
Задание. Продумать и разработать цветовое решение плаката. Выполнить в цвете фон и основные элементы композиции плаката.
Условие. Самостоятельно разработать цветовое решение собственной композиции плаката с учетом его тематики. Выполнить в цвете фон и основные элементы композиции тематического плаката.
Результат. Задание считается выполненным, если все технологические операции выполнены в соответствии с требованиями.
3-й уровень профессиональной пробы
Задание. Освоить наклейку фотографий и аппликативных элементов, прорисовать основные и второстепенные изобразительные, шрифтовые элементы композиции тематического плаката с помощью трафарета, кистей и плакатных перьев.
Условие. Наклейка фотографий и аппликаций, прорисовка элементов композиции плаката выполняется учителем, а затем учащемуся предлагается повторить данные технологические операции.
Результат. Задание считается выполненным, если соблюдены все ТУ необходимых технологических операций.
Задание. Наклеить фотографии и аппликации. Прорисовать основные и второстепенные элементы композиции афиши.
Условие. Наклейка фото графий и аппликаций, прорисовка элементов композиции плаката с соблюдением ТУ.
Результат. Задание считается выполненным, если в целом, плакат привлекает к себе внимание зрителей, имеет выразительную, запоминающуюся форму, его композиционное и цветовое решения соответствуют выбранной тематике, соблюдены ТУ.
Задание. Наклеить фото -графии и аппликации . Прорисовать основные и второстепенные элементы композиции афиши.
Условие. Самостоятельная наклейка фотографий и аппликаций, прорисовка элементов композиции афиши(изобразительных и шрифтовых) с использованием трафарета, кистей и плакатных перьев, согласно ТУ.
Результат. Задание считается выполненным, если все технологические операции выполнены в соответствии с требованиями.