• Преподавателю
  • Технология
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ ПО ПРОФЕССИИ «ИСПОЛНИТЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКИХ РАБОТ» Технология (9 КЛАСС)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ ПО ПРОФЕССИИ «ИСПОЛНИТЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКИХ РАБОТ» Технология (9 КЛАСС)

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ г. КУРСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМБИНАТ» г. КУРСКА











ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ

ПО ПРОФЕССИИ

«ИСПОЛНИТЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКИХ РАБОТ»

9 КЛАСС







Учитель - Астапкович Татьяна Анатольевна







2014г

Пояснительная записка

Профессиональная проба «Исполнитель художественно-оформительских работ» разработана с целью ознакомления обучающихся 9-х классов с основами профессии художника-оформителя, развитие творческого потенциала и интереса к данной профессии. Программа предусматривает активное включение обучающихся в общественно- полезный производительный труд, знакомящий с инновационными формами его организации и способствующий формированию мотиваций и стимулов к трудовой деятельности.

Задачи:

- сформировать у школьников представления о способах применения технологических и художественных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, ответственности за результат своей деятельности;

- способствовать развитию у обучающихся таких качеств, как трудолюбие, целеустремленность, предприимчивость, уважительное отношение к людям

различных профессий и результатам их труда, формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры;

-разработать способы и приемы для принятия школьниками адекватных и обдуманных решений в выборе индивидуального образовательного и профессионального направления;

- способствовать приобретению и накоплению практического опыта на примере профессиональной пробы «Исполнитель художественно-

оформительских работ»,познакомить с особенностями данной профессии.

Программа предусматривает принцип доступности материала, способствует формированию и поддержанию мотиваций обучения. Содержание учебного материала подобрано таким образом, чтобы не только дать обучающимся первоначальные знания, умения и навыки в выполнении оформительских работ, но и расширить возможности в создании и преобразовании собственного быта и самообслуживания. В ходе обучения у обучающихся должны сформироваться и закрепиться следующие общетрудовые умения: ориентировка в задании, включающая анализ образца изделия, выполнение текущих и контрольных заданий.

Количество часов, отводимых на данный модуль в соответствии с программой -17.

Профессиональная проба «Исполнитель художественно- оформительских работ», кроме информации о профессии, о тех учебных заведениях начального, среднего и высшего образования, где можно обучаться после окончания общеобразовательного учреждения, содержит практические задания, моделирующие основные характеристики профессии, знакомит с целями, условиями и орудиями труда, что дает возможность обучающимся оценить собственные возможности освоения профессии.

СОДЕРЖАНИЕ

программы профессиональной пробы

  1. Вводное занятие -1 час.

Цели и задачи, содержание предмета. Основные материалы, инструменты, оборудование и приспособления. Организация трудового процесса, подготовка и оснащение рабочего места для выполнения разного вида работ. Безопасность труда, санитарии и гигиены. Технологическая и трудовая дисциплина.

  1. Основы цветоведения-1 час.

Свет и природа цвета: общие сведения; отражение лучей; ахроматические и хроматические тона (цветовой тон, светлота, насыщенность). Смешение цветов. Цветовой круг для смешения красок. Восприятие цвета: общие сведения; явления цветового контраста; некоторые свойства цвета; цвет и фактура. Проектирование цветовой отделки.

  1. Основы композиции - 1час.

Оформление выставочных композиций (изобразительные и натуральные экспонаты). Создание художественного образа. Законы композиции: композиционный центр симметрия, равновесие, статика и динамика, ритм, перспектива, масштаб, стилевое единство, вертикаль и горизонталь, золотое сечение и др.

  1. Шрифты -2 часа.

Искусство шрифтовой графики. Шрифтовые гарнитуры (антиква, брусковые шрифты, рубленые шрифты, курсивные шрифты). Элементы букв. Шрифтовая композиция.

  1. Инструменты и материалы-1 час.

Инструменты и приспособления: доска чертежная, кисти, распылитель (аэрограф), поролоновый валик, пульверизатор, металлическая сетка, марлевые тампоны, поролоновая губка, планшет, шаблоны , ручка и перья (плакатные), рейсфедер, стеклянные трубочки и др.

Материалы: клей (резиновый, ПВА, казеиновый, латекс и др.); краски (акварель, гуашь, темпера, масляные); основания (бумага разных видов, картон, ткани, фанера, древесно-стружечная плитка, пластмассы, стекло, металлы). Способы работы с материалами и инструментами.

6. Оформительские работы -2 часа.

Организация рабочего места. Художественно- обзорные элементы оформления. Способы выполнения шрифтовых надписей: с помощью плакатных перьев; с помощью кистей различного диаметра и формы; с помощью трафарета. Подготовка к работе щитов и планшетов. Техники выполнения оформительских работ.

7. Выполнение проб -6 часов.

Выполнение профессиональных проб по профессии «Исполнитель художественно-оформительских работ» согласно плану, с учетом степеней сложности. Пробные изделия: объявление(1-й уровень сложности), выполненное на бумаге (типа «ватман») формата A3 с помощью трафарета; афиша (2-й уровень сложности), выполненная на бумаге формата А2(или какого -либо другого, близкого к данному, размера) с помощью трафарета, плакатных перьев и кистей; тематический плакат (3-й уровень сложности), выполненный на бумаге крупного формата с помощью трафаретов, кистей, плакатных перьев, с использованием фотографий и техники аппликации.

8. Итоговое занятие. Творческий проект -3 часа.

Оформление тематической выставки. Самостоятельное выполнение оформления одного из экспонатов выставки с учетом полученных знаний. Выбор темы выставки и места ее проведения (коллегиально). Выбор темы и разработка эскиза собственного планшета (плаката). Выбор материалов, инструментов и техники выполнения, согласно общевыработанной концепции. Технологическая последовательность выполнения изделия. Оформление изделия. Оформление выставки. Защита проекта.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Профессиональной пробы «Исполнитель художественно- оформительских

работ»

Разделы и темы

Кол-

тем

Во

часов

1.

Вводное занятие.

1

Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных

мастерских.

2.

Основы цветоведения. Свет и природа цвета. Цветовой круг.

1

3.

Основы композиции. Оформление выставочных композиций.

Создание художественного образа. Законы композиции.

1

4.

Шрифты. Гарнитуры шрифтов. Шрифтовая композиция.

2

5.

Инструменты и материалы. Способы работы с инструментами и

1

материалами для оформительских работ.

6.

Оформительские работы. Способы выполнения шрифтов.

2

Техника выполнения оформительских работ.

7.

Выполнение проб:

6

7.1. Изготовление изделия - объявление, выполненное с

2

помощью трафарета (1-й уровень)

7.2. Изготовление изделия - афиша, выполненная

2

с помощью трафарета, плакатных перьев и кистей

(2-й уровень)

7.3. Изготовление изделия - тематический плакат, выполненный

2

с помощью трафарета, плакатных перьев и кистей, с исполь-

зованием фотографий и аппликации (3-й уровень)

8.

Творческий проект. Итоговое занятие.

3

Итого:

17

Выполнение профессиональной пробы

Технологический

Ситуативный компонент

Функциональный

компонент

компонент

ВЫПОЛНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Объявление

1-й уровень профессиональной пробы

Задание. Освоить приемы

Задание. Затонировать

Задание. Затонировать

выполнения декоративно-

поверхность листа

поверхность листа

художественного

бумаги.

бумаги.

оформления поверхности

листа бумаги под

объявление, применяя

технологию «набрызг»,

технологию тонирования с

помощью поролоновой

губки или марлевого

тампона для получения

фона .

Условие. Тонирование

Условие. Тонирование

Условие.Самостоятельное

листа с применением

листа бумаги

выполнение тонирования

различных техник

выполняется учащимися с

листа бумаги разными

выполняется учителем,

учетом вариативности

способами.

далее предлагается

способов и техник, с

ученику повторить

учетом ТУ

порядок действий.

Результат. Задание

Результат. Задание

Результат. Задание

считается выполненным,

считается выполненным,

считается выполненным,

если соблюдена

если нет ошибок,

если тонирование бумаги

правильность выполнения

осуществляется

выполнено в соответствии

всех технологических

творческий подход и

с соблюдением

приемов при выполнении

соблюдены все ТУ.

необходимых правил и

работы.

приемов.

Задание. Освоить приемы

Задание. Изготовить

Задание. Изготовить

изготовления простейших

шаблоны(из бумаги,

шаблоны для

шаблонов для выполне-

плотной кальки, фото-

выполнения текста

ния текста объявления.

пленки и т.п.) для

объявления.

выполнения текста

объявления.

2-й уровень профессиональной пробы

Условие.Последовательность

Условие. Изготовление

Условие. Самостоя-

и приемы изготовления

шаблонов с учетом

тельное выполнение

шаблонов выполняется

всех технических

задания-изготовление

учителем, потом данные

условий

шаблонов для текста

действия предлагается

объявления.

повторить учащемуся.

Результат. Задание считается

Результат. Задание

выполненным, если

Результат. Задание

считается выполненным,

соблюдены все

считается выполнен-

если соблюдены все

технологические приемы

ным, если буквы в

технологические

при выполнении данной

трафарете выполнены в

требования.

работы.

едином стиле, соответ-

ствуют ТУ.

3-й уровень профессиональной пробы.

Задание. Освоить приемы

Задание. Выполнить

Задание. Выполнить

набивки текста объявления

набивку текста

набивку текста

по трафарету гуашью с

объявления.

объявления.

использованием

поролоновой губки и кисти.

Условие. Процесс набивки

Условие. Выполнение

Условие.Самостоятельное

текста объявления с

набивки текста

выполнение текста

разъяснением технологии

объявления с учетом

объявления.

выполнения осуществляет-

всех ТУ.

ся учителем, после чего

предлагается учащемуся

повторить данную

технологическую операцию.


Результат. Задание

Результат. Задание

Результат. Задание

считается выполненным,

считается выполненным,

считается выполнен-

Если технологические

если соблюдены

ным , если текст

операции выполнены в

необходимые

объявления читается

соответствии с ТУ.

технологические приемы..

легко, а композицион-

ное и цветовое реше-

ния соответствуют

тематике ,и соблюдены

необходимые ТУ.

Выполнение профессиональной пробы

Технологический

Ситуативный компонент

Функциональный

компонент

компонент

ВЫПОЛНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Афиша

1-й уровень профессиональной пробы

Задание. Освоить приемы

Задание. Продумать и

Задание. Продумать и

разработки композицион-

наметить в карандаше

наметить в карандаше

ного решения афиши,

композицию афиши.

композицию афиши,

гармонично сочетая

включая в нее

изобразительные

изобразительные

элементы и шрифт.

элементы и шрифт.

Условие. Примерная

Условие. Разработка

Условие. Самостоятельная

композиция афиши

композиционного

разработка своего

выполняется учителем,

решения афиши с учетом

варианта композиционно-

после чего учащемуся

темы, применения

го решения афиши.

предлагается разработать

законов композиции и

свой вариант компози-

ТУ.

ционного решения .

Результат. Задание

Результат. Задание

Результат. Задание

считается выполнен-

считается выполненным,

считается выполнен-

ным, если соблюдены

если в композиции

ным, если композиция

определенные

гармонично сочетаются

афиши выполнена в

композиционные законы

изобразительные

соответствии с законами

и ТУ.

элементы и шрифт,

композиции.

соблюдены ТУ.

2-й уровень профессиональной пробы

Задание. Освоить приемы разработки цветового решения афиши, согласуя его с общей тематикой композиции. Выполнение в цвете фона и основных элементов композиции, используя техники набрызг», «набивка» поролоновой губкой или тонирование кистью.

Задание. Продумать и разработать цветовое решение афиши в зависимости от ее тематики. Выполнить в цвете фон и основные элементы композиции.


Задание. Продумать и разработать цветовое решение афиши. Выполнить в цвете фон и основные элементы композиции афиши.

Условие. Примерная разработка цветового решения афиши выполняется учителем, после чего учащемуся предлагается продумать и выполнить цветовое решение фона, основных изобразительных и шрифтовых элементов афиши.

Результат. Задание считается выполненным, если соблюдены необходимые ТУ.

Условие. Разработать цветовое решение композиции афиши с учетом ее тематики. Выполнить в цвете фон и основные элементы афиши, соблюдая ТУ.


Результат. Задание считается выполненным, если общее цветовое решение соответствует тематике афиши и не противоречит законам цветового оформления плакатов, а также соблюдены ТУ.

Условие. Самостоятельно разработать цветовое решение своей композиции афиши с учетом ее тематики. Выполнить в цвете фон и основные элементы композиции афиши.

Результат. Задание считается выполненным, если все технологические операции выполнены в соответствии с требованиями


3-й уровень профессиональной пробы

Задание. Освоить прорисовку основных и второстепенных изобразительных, шрифтовых элементов композиции афиши с помощью трафарета, кистей и плакатных перьев.

Условие. Прорисовка элементов композиции афиши выполняется учителем, а затем учащемуся предлагается повторить данные технологические операции.


Результат. Задание считается выполненным, если соблюдены все ТУ необходимых технологических операций.

Задание. Прорисовать основные и второстепенных элементов композиции афиши.


Условие. Прорисовка элементов композиции афиши с соблюдением ТУ.


Результат. Задание считается выполненным, если ,в целом, афиша привлекает к себе внимание зрителей, имеет выразительную, запоминающуюся форму, ее композиционное и цветовое решения соответствуют выбранной тематике, соблюдены ТУ.

Задание. Прорисовать основные и второстепенных элементов композиции афиши


Условие. Самостоятельная прорисовка элементов композиции афиши (изобразительных и шрифтовых) с использованием трафарета, кистей и плакатных перьев, согласно ТУ.

Результат. Задание считается выполненным, если все технологические операции выполнены в соответствии с требованиями.

Выполнение профессиональной пробы

Технологический

Ситуативный компонент

Функциональный

компонент

компонент

ВЫПОЛНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Тематический плакат

1-й уровень профессиональной пробы

Задание. Освоить приемы разработки композиционного решения тематического плаката, гармонично сочетая изобразительные, аппликативные элементы, фотографии и шрифт.

Условие. Примерная композиция плаката выполняется учителем, после чего учащемуся предлагается разработать свой вариант композиционного решения.

Результат. Задание считается выполненным , если соблюдены определенные композиционные законы и ТУ.

Задание. Продумать и наметить в карандаше композицию тематического плаката.


Условие. Разработка композиционного решения плаката с учетом темы, применения законов композиции и ТУ.

Результат. Задание считается выполненным, если в композиции гармонично сочетаются изобразительные, аппликативные элементы, фотографии и шрифт, а также соблюдены ТУ

Задание. Продумать и наметить в карандаше композицию тематического плаката, включая в нее изобразительные аппликативные элементы, фотографии и шрифт.

Условие. Самостоятельная разработка своего варианта композиционного решения тематического плаката с соблюдением ТУ.

Результат. Задание считается выполненным ,если композиция плаката выполнена в соответствии с законами композиции.


2-й уровень профессиональной пробы

Задание. Освоить приемы разработки цветового решения тематического плаката, согласуя его с общей тематикой композиции. Выполнение в цвете фона и основных элементов композиции, используя техники «набрызг», «набивка» поролоновой губкой или тонирование кистью.

Условие. Примерная разработка цветового решения тематического Плаката выполняется учителем, после чего учащемуся предлагается продумать и выполнить цветовое решение фона, основных изобразительных и шрифтовых элементов афиши.

Результат. Задание считается выполненным, если соблюдены необходимые ТУ.

Задание. Продумать и разработать цветовое решение тематического плаката в зависимости от ее тематики. Выполнить в цвете фон и основные элементы композиции.


Условие. Разработать цветовое решение композиции плаката с учетом его тематики. Выполнить в цвете фон и основные элементы тематического плаката, соблюдая ТУ.


Результат. Задание считается выполненным, если общее цветовое решение соответствует тематике и не противоречит законам цветового оформления плакатов, а также соблюдены ТУ.

Задание. Продумать и разработать цветовое решение плаката. Выполнить в цвете фон и основные элементы композиции плаката.



Условие. Самостоятельно разработать цветовое решение собственной композиции плаката с учетом его тематики. Выполнить в цвете фон и основные элементы композиции тематического плаката.

Результат. Задание считается выполненным, если все технологические операции выполнены в соответствии с требованиями.

3-й уровень профессиональной пробы

Задание. Освоить наклейку фотографий и аппликативных элементов, прорисовать основные и второстепенные изобразительные, шрифтовые элементы композиции тематического плаката с помощью трафарета, кистей и плакатных перьев.

Условие. Наклейка фотографий и аппликаций, прорисовка элементов композиции плаката выполняется учителем, а затем учащемуся предлагается повторить данные технологические операции.

Результат. Задание считается выполненным, если соблюдены все ТУ необходимых технологических операций.

Задание. Наклеить фотографии и аппликации. Прорисовать основные и второстепенные элементы композиции афиши.


Условие. Наклейка фото графий и аппликаций, прорисовка элементов композиции плаката с соблюдением ТУ.


Результат. Задание считается выполненным, если в целом, плакат привлекает к себе внимание зрителей, имеет выразительную, запоминающуюся форму, его композиционное и цветовое решения соответствуют выбранной тематике, соблюдены ТУ.

Задание. Наклеить фото -графии и аппликации . Прорисовать основные и второстепенные элементы композиции афиши.


Условие. Самостоятельная наклейка фотографий и аппликаций, прорисовка элементов композиции афиши(изобразительных и шрифтовых) с использованием трафарета, кистей и плакатных перьев, согласно ТУ.

Результат. Задание считается выполненным, если все технологические операции выполнены в соответствии с требованиями.




© 2010-2022