• Преподавателю
  • Технология
  • Методическая разработка «Конструирование из бумаги как основа формирование дизайнерского мышления у детей младшего школьного возраста»

Методическая разработка «Конструирование из бумаги как основа формирование дизайнерского мышления у детей младшего школьного возраста»

В методической разработке «Конструирование из бумаги, как основа формирования дизайнерского мышления у детей младшего школьного возраста» рассматривается проблема формирования дизайнерского мышления в процессе конструирования из бумаги. В разработке освещаются такие вопросы, как: "психолого-педагогические аспекты развития дизайнерского мышления, организация конструкторской деятельности обучающихся, методы обучения конструированию, упражнения по развитию дизайнерского мышления младших школьников. Разработка состоит из текста и приложений с конспектами занятий и методическими материалами для изучения отдельных тем.
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации г. Белгорода

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников»

Методическая разработка «Конструирование из бумаги как основа формирование дизайнерского мышления у детей младшего школьного возраста»








Методическая разработка «Конструирование из бумаги как основа формирование дизайнерского мышления у детей младшего школьного возраста»


Методическая разработка «Конструирование из бумаги как основа формирование дизайнерского мышления у детей младшего школьного возраста»

Методическая разработка «Конструирование из бумаги как основа формирование дизайнерского мышления у детей младшего школьного возраста»


Автор: заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

Ушкалова Алевтина Ивановна










г. Белгород, 2014 г.

Содержание


Введение____________________________________________________2

Психолого-педагогические аспекты развития дизайнерского

мышления _________________________________________________6

Организация конструкторской деятельности

на занятиях________________________________________________8

Методы обучения конструированию из бумаги _________________12

Система упражнений по развитию дизайнерского

мышления_________________________________________________15

Заключение ________________________________________________18

Список литературы _______________________________________ 20

Приложение






Введение.

Одной из важнейших задач дополнительного образования является развитие у обучающихся творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков.

Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности.

Именно ручной труд является средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил - то есть общего развития ребенка. Формирование элементов дизайнерского мышления может быть наиболее успешно реализовано в рамках предметно - практической деятельности конструирования из бумаги.

Главная цель методической разработки - создание условий для формирования у детей особого типа мышления, которое можно назвать "дизайнерским мышлением". Руководствуясь им как комплексом, состоящим из особой установки сознания, оценочных суждений и способов творческой деятельности, человек может формировать в себе эстетическое отношение к миру вещей. Эстетическая выразительность должна достигаться как результат последовательного осуществления конструкторского замысла.

Задачи:

  • определить содержание понятий "элементарное дизайнерское мышление", понимая под последним возможный уровень его развития для младшего школьного возраста;

  • отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных для формирования элементарного дизайнерского мышления и доступных детям 7-10 лет;

  • обосновать эстетико-педагогические условия формирования дизайнерского мышления у младших школьников;

  • рассмотреть основные методы обучения конструированию из бумаги;

  • разработать систему упражнений по формированию дизайнерского мышления.

Новизна методической разработки состоит в том, предложенный подход к организации занятий конструированием позволяет приблизить детей к требованиям времени, делая возможным формирование у них эмоционально-оценочного отношения к гармонии окружающей предметной среды, а также творческих созидательных качеств.

Методическая разработка «Конструирование из бумаги, как основа формирования дизайнерского мышления у детей младшего школьного возраста» актуальна, так как впервые на уровне МОУ ДОД «Станция юных техников» поставлена проблема формирования дизайнерского мышления как комплекса, включающего особую установку сознания, оценочные суждения и способы творческой деятельности, руководствуясь которыми человек может формировать в себе соответствующее эстетическое отношение к миру вещей. В разработке определена сущность и выделены основные структурные компоненты дизайнерского мышления у младших школьников, выделены возможные уровни развития дизайнерского мышления (стихийное, элементарное, системное), определенна их специфика применительно к детям младшего школьного возраста.

Конструирование из бумаги, являясь одним из видов художественного творчества, позволяет формировать творческие способности, содействует воспитанию эстетической культуры личности, и в то же время дает возможность закрепить и углубить знания, умения, навыки, полученные детьми на занятиях. Также развивается художественный вкус, способность находить адекватные средства для выражения создаваемого образа, формируя творческий потенциал личности, а также знания, умения, навыки в области художественно-трудовой деятельности. Но вместе с тем художественное конструирование, как всякий продуктивный вид деятельности, создает хорошие возможности для моделирования различных типов взаимодействия детей в процессе деятельности, что воспитывает чувство долга, ответственности, умение подчиняться требованиям группы и творчески работать в коллективе, проявлять взаимопомощь, усваивать нормы общественного поведения.

Практическая значимость методической разработки в том, что предложенный подход к организации занятий конструированием из бумаги позволяет приблизить их к требованиям времени, делая возможным формирование у детей эмоционально - оценочного отношения к гармонии окружающей предметной среды, а также творческих созидательных качеств.

Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и педагогам - организаторам.









Психолого-педагогические аспекты развития дизайнерского мышления.

В разные возрастные периоды ведущее значение для общего психического развития человека приобретает какой-либо один из психических процессов. Так, в раннем детстве основное значение имеет развитие восприятия, в дошкольном возрасте - памяти. Психологические исследования показывают, что в младшем школьном возрасте главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления, которое находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению, поэтому педагогу целесообразно обращать внимание на возрастные особенности развития психики и интеллекта, с целью более точного определения уровня и дальнейших путей развития творческого мышления.

Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных ее элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций.

Творческое мышление - это процесс, врожденно присущий человеку, включающий в себя восприятие, эмоции, опыт человека, особенности памяти, воображения, интуицию, лежащие в основе потребности к самовыражению личности в условиях свободы и ведущей к преобразованию действительности.

Продуктивное мышление рассматривается как высшая ступень творческого мышления. Это такой психический процесс, в результате которого возникает оригинальное, принципиально новое для данного субъекта решение задачи, причем такое, которое не вытекает непосредственно из уже известного, а требует его преобразования, выхода за его пределы.

Элементарное дизайнерское мышление включает основные структурные компоненты зрелого дизайнерского мышления, но в том виде, который соответствует возрастным возможностям младших школьников. Оно формируется через специальную информацию, постановку задач по созданию отдельной среды и поиск способов их реализации. Это первый, сформированный под руководством педагога, уровень дизайнерского мышления.

Согласно научным данным, дизайнерское мышление включает в себя следующие параметры:

  • конструктивность;

  • целесообразность;

  • вариативность, гибкость;

  • чувство стиля, стилевой гармонии.

Таким образом, основные особенности дизайнерского мышления можно представить в следующем виде:

  • системное владение логическими операциями;

  • наличие в продуктах деятельности новизны, оригинальности, стилевого чутья, способности к проектированию;

  • понимание целесообразности и рациональности вещей;

  • знание способов создания эстетически грамотной вещи и гармонической среды.

Существуют различия в дизайнерском мышлении обучающихся. Естественно, встает вопрос, как же можно реализовать развитие этого мышления в условиях обычной фронтальной работы с группой в целом. При ориентировании на среднего ребенка несколько замедляется темп развития тех детей, у которых более высокий, чем у их сверстников, темп умственного развития. Для этих воспитанников обучение, ориентирующее на средних детей, оказывается слишком легким, не активизирует их самостоятельное, продуктивное мышление, а это ведет к тому, что при таком обучении начинает замедляться и темп их умственного развития. Но в особенно трудные условия попадают обучающиеся с замедленным темпом умственного развития. Не умея преодолевать трудности, такие дети все больше и больше отстают в своем развитии, оказываются не в состоянии понимать то, чему их обучают, фактически выпадают из педагогического процесса.

Развитие продуктивного мышления предполагает формирование у обучающихся рациональных приемов умственной деятельности, облегчающих процесс усвоения новых знаний, расширяющих возможность их применения на практике. В условиях развивающего обучения этот процесс оказывается высокоэффективным при условии предоставления детям известной свободы поисков решения и обязательного последующего обобщения приемов, типичных для определенного класса задач.

Начало мыслительного процесса при выполнении дизайнерской деятельности - проблемная ситуация, возникновение которой возможно при наличии определенных знаний дизайнерского характера, позволяющих оценивать предмет или предметную среду как оформляемое производством "природное тело", имеющее свою морфологию, пространственную организованность - с одной стороны, и как общественно - человеческую (утилитарную, культурную, эстетическую) полезность, значимость, ценность-с другой.

Следовательно, для продуктивного развития творческого мышления младших школьников в образовательном процессе необходимо взаимодействие эстетических, психологических и педагогических условий.


Организация конструкторской деятельности на занятиях.

Художественное конструирование (дизайн) стало активно развиваться с начала 30-х годов. На Западе появилась новая профессия-дизайнер, в задачу которого входила разработка изделий новой конструкции, изделий более качественных, удобных, красивых и более дешевых по сравнению с такими же изделиями, выпускаемыми другими фирмами.

Конструктивное творчество является таким видом деятельности, которое характеризуется целенаправленным поиском новизны в способах построения, соединения деталей и их положении в пространстве, когда путём поиска определяются оригинальные способы конструирования. В развитии детского конструктивного творчества большую роль играет формирование общих и специальных способностей детей.

Термин "конструирование" происходит от латинского слова, обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Это вид продуктивной деятельности, предполагающий построение предметов.

Различают два вида конструирования: техническое и художественное.

Техническое конструирование создает предмет в его материальной и функциональной основе.

Художественное конструирование наполняет предмет общественным содержанием, удобством, гармонией, красотой.

Дизайн - это художественно-проектная деятельность, направленная на формирование гармоничной предметной среды и ее элементов.

В процессе конструирования из бумаги у детей интенсивнее развивается пространственное воображение, вырабатывается способность быстро переходить от мышления к действию, заранее обдумывая ход своей работы, планировать ее, формируется и развивается точность и ловкость движений и т.д. Художественное начало присутствует при создании всех окружающих нас предметов, и каждый человек должен уметь создавать красивые вещи. С этой целью можно использовать элементы художественного конструирования, которые предполагают в предмете:

-единство цвета и формы;

-сочетание материала и формы;

-соответствие формы назначению;

-пропорциональность различных форм в композиции.

В процессе обучения перед детьми возникают технические задачи, требующие умственного напряжения. В качестве базы их решения, развития конструкторских способностей обучающихся педагог определяет конструктивно - технические знания и умения, которые необходимо формировать у младших школьников: по обращению с инструментами и обработке материала, знания свойств материала и элементарной технологии, умение анализировать трудовые задания, планировать и применять знания на практике.

Воспринимая окружающие предметы, соотношения различных форм, сочетания цветов, а, также получая соответствующие знания на занятиях, дети усваивают определенную систему знаний о различных комбинациях, средств выразительности в художественном конструировании из бумаги. Эти знания способствуют формированию у ребенка пространственных представлений, цветоощущения, конструкторских знаний и знаний о композиции. Таким образом, художественно-конструкторские знания необходимо формировать с младшего возраста, так как они помогают восприятию красоты окружающего мира и развитию пространственных представлений.

Формы организации работы обучающихся по созданию новых для них конструкций изделий (См. Приложение №1)

1.Конструирование под руководством педагога.

Педагог поочередно показывает конструкции деталей, демонстрирует приемы их изготовления и соединения, порядок отделки изделия, использование по назначению. Дети занимаются репродуктивной деятельностью, воспроизводят, копируют действия педагога.

2.Конструирование по аналогии.

После того, как обучающиеся под руководством педагога изготовят изделие, им предлагается самостоятельно провести конструирование аналогичного по конструкции или несколько более сложного, но подобного по конструкции изделия.

3.Конструирование по образцу.

Обучающиеся анализируют конструкцию образца, выясняют из каких деталей он состоит, выясняют порядок и приемы выполнения отдельных операций, сборки и отделки изделия. В данной форме обучения конструированию обеспечивается в основном прямая передача детям готовых знаний. Это необходимый этап, в ходе которого дети узнают о свойствах материала, овладевают техникой конструирования. Таким образом, конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным подготовительным этапом, обеспечивающим подход к самостоятельной поисковой деятельности.

4.Конструирование по собственному замыслу.

Это вид конструирования на основе самостоятельного рассмотрения задания на конструирование изделия, для изготовления которого требуется самостоятельно выбрать материалы, инструменты и усвоенные ранее приемы труда.

5. Конструирование по письменным или графическим описаниям изделия, включающим общие технические требования к готовому изделию (его назначение, условия использования, материал, общие требования к конструкции и пр.)

6. Конструирование по условиям.

Не давая образца и способов изготовления, детям задают лишь условия, которыми композиция замысла должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают ее практическое назначение.

7. Конструирование в коллективе из 2-4 человек с распределением обязанностей по созданию конструкции и ее воплощению в материале, испытанию в действии.

В обучении конструированию из бумаги решаются общие задачи:

  • учить анализировать образец: выделять форму листа, из которого выполнена поделка, способ преобразования бумаги, выделять части, детали;

  • формировать у детей обобщенные способы работы с бумагой;

  • учить планировать процесс создания поделки, контролировать свою деятельность на основе анализа;

  • развивать у детей творческое отношение к конструированию: подбирать цвет бумаги для поделки и ее украшения, отвечающий большей выразительности, переносить усвоенный способ преобразования бумаги на новое содержание, комбинировать способы преобразования бумаги для достижения выразительности поделки.

В условиях систематического решения конструктивных задач проблемного характера у детей формируется правильное отношение к своим ошибкам, формируются обобщенные способы анализа, значительно повышается умственная активность.

Одним из аспектов конструктивной деятельности является результат, выражающийся в законченном предмете. Ребенку нужно доказать, что все, что делает человек, имеет свою форму, композицию, цвет, линию и поэтому сделанное им самим может быть красивым или некрасивым, прекрасным или безобразным. Оформляя результат труда, ребенок должен думать не только о том, удобна ли данная вещь, но и о том, как она выглядит. Поэтому одна из важнейших задач обучения конструированию состоит в том, чтобы учить детей не только навыкам добросовестной работы, но и чувству формы, сочетанию цвета, композиции, симметрии. Прежде всего, дети постигают важную мысль, что конструкция формы должна быть целесообразной, разумной, проявляющейся в удобстве вещи при ее пользовании. Чем полнее соответствует форма своему назначению, чем целесообразнее решена, тем она проще.

Методы обучения конструированию из бумаги.

1. Анализ серии образцов, выполненных одним способом помогает сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Педагог подводит детей к выводу: главное - научиться «читать чертеж», «слушать линии», которые всегда «говорят», что с ними надо сделать (разрезать, согнуть и др.).

Анализируя серию образцов, дети ставятся в ситуацию выбора конкретной поделки. Смысл ситуации выбора в том, что взрослый не навязывает детям решение.

Когда у детей накапливается опыт создания поделок разнообразными способами, надо предоставить им возможность анализировать образцы с позиций способа их изготовления. Так, педагог предлагает объемные фигурки животных из бумаги на основе куба, бруска, конуса, разделенного пополам прямоугольника. Ребенок выбирает тот или иной способ работы. Умение находить общий способ создания основы конструкции развивает самостоятельность ребенка в выборе цвета, величины, возможных деталей, украшений для конкретной, задуманной им поделки. А в результате работа каждого ребенка индивидуальна.

Основными методами формирования рациональных действий являются: показ и объяснение. Чтобы эти методы были эффективными, педагог должен:

  • сам четко представлять алгоритм рационального действия;

  • обеспечить совершенствование действий по линии осознанного и самостоятельного его применения;

  • помочь сделать «перенос» усвоенного действия с одной конкретной поделки на другую, с одного материала на другой, корректируя действие с учетом специфики материала;

  • в выборе конкретных приемов показа и объяснения учитывать трудности, с которыми встречается ребенок при усвоении действий. Так как внимание ребенка при выполнении работы, как правило, направлено на результат действия, а не на способ его выполнения, необходимо при показе действий переключить внимание детей с результата на способ действий и учить выполнению нужных движений рукой и инструментом.

Трудность, которую часто испытывают дети, - отсутствие или недостаточность зрительного контроля, также дети затрудняются в сравнении особенностей движений в оценке их качества, не могут отличить правильное от неправильного. Чтобы преодолеть эти трудности, нужно своевременно установить связь между характером движений и получаемым от этого движения результатом и дать установку на самоконтроль за действием.

2. Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю способствует убеждению ребенка в необходимости соблюдать последовательность действий. Не всегда дети удерживают в памяти последовательность работы, даже если они участвовали в ее определении. Действиям сопоставления надо учить: ребенку предлагается прикладывать под каждый промежуточный результат, начиная с первого, свою работу, сравнивая их. Когда ребенок доходит до промежуточного результата, идентичного своему, педагог обращает внимание на следующий и устанавливает, что следует сделать, чтобы его получить. Постепенно отпадает необходимость сопоставления промежуточных результатов под непосредственным руководством взрослого, дети самостоятельно с этим справляются.

3. Анализ несовершенной поделки. В ней представлены наглядно те ошибки, которые могут быть у детей. В любой работе есть возможность предугадать возможную детскую ошибку и с помощью анализа несовершенной поделки дать установку на самоконтроль. Также надо побуждать детей к взаимоконтролю.

4. Педагогическая оценка или анализ результатов деятельности. Детские поделки обязательно оцениваются с точки зрения решения художественно-конструкторских задач, должны быть отмечены их выразительность, оригинальность.

5. Игровые приемы используются для упражнения детей в решении конструктивной задачи. Чтобы ошибок в конечном результате было как можно меньше, персонажи, используемые на занятиях, по ходу работы детей не оставляют их без внимания и вносят свои предложения, задают вопросы, помогающие контролировать свои действия и корректировать работу, уточнять, обогащать замысел.

Система упражнений по развитию дизайнерского мышления.

Теория дизайна получила название «технической эстетики», она охватывает широкий круг проблем, связанных с социальными, экономическими, эргономическими вопросами развития промышленности и потребления, закономерностями формообразования изделия; принципами и методами творческой работы художников-конструкторов.

Эстетическая выразительность должна достигаться не преднамеренно, а как результат последовательного осуществления конструкторского замысла: осуществляя его, конструктор достигает целесообразности предметной формы: упорядоченности, пропорциональности, гармоничности линий, объемных и цветовых элементов и т.д.

Эстетическое совершенство изделия требует информационности его формы. Информационная выразительность изделия обеспечивается технологическими и декоративными свойствами материала, из которого оно изготовлено. Характер поверхностей, конфигурации, фактура, цвет, способ крепления должно подчеркивать достоинства изделия.

Соответствие формы изделия его содержанию может быть достигнуто подходящей композицией. Композиция является эстетической характеристикой, которая отражает организационные связи элементов формы и содержания изделия, диктует расположение основных элементов, частей в определенной системе и последовательности. (См. Приложение № 2)

Таким образом, художественное решение формы и составляет главную задачу художественного конструирования. Форма в дизайне может быть определена как выражение внешнего вида изделия исходя из его внешнего содержания и назначения.

Возраст 7-10 лет наиболее подходящий для развития чувства цвета. Цвет играет немаловажную роль при создании композиции. (См. приложение № 3)

Создание новых эстетически значимых предметов требует от педагога специальных знаний и умений, без которых его педагогическая деятельность не может успешно развиваться. К ним относятся элементарные знания о технической эстетике, художественное видение предмета или группы предметов, их выразительных средств, формирование у обучающихся способности улавливать особенности конструктивного строения предмета, соответствие цвета, формы, материала, умение представлять увиденное в новой композиции и воплотить его в изделии.

Мы предлагаем следующую систему упражнений по развитию дизайнерского мышления:

1.Знакомство с цветовым кругом. Основные цвета.

2.Составление композиции с использованием 1-2 форм, располагая ритмично 3.Составление композиции с использованием 1-2 формы и 1-2 цветов, располагая ритмично.

4.Создание собственных композиций с использованием различных форм и цветов.

5. Создание собственных композиций с использованием различных форм и цветов.

6.Знакомство с понятиями "симметрия" и "асимметрия" при изготовлении аппликации (См. приложение № 4)

7.Создание вещей определенного настроения (новогоднего, осеннего).

8.Упражнения на формирование умений разбивки общей конфигурации предмета на элементарные геометрические фигуры.

9.Понятие "целесообразности". Задания, направленные на выявление функции предмета и его формы, на исключение лишнего предмета.

10.Понятие "проектирование". Создание проектов будущих, пока еще не существующих предметов.

11.Понятие "стиль", "стилевое единство". Подбор подходящих по художественным особенностям деталей к ансамблю предметов.

12.Проверка знаний детей о форме, цвете, их свойствах.

Практически все занятия носят игровой характер. Игра позволяет ребенку воспринять сложную и трудную работу как интересную и понятную.

Одна из самых больших трудностей - самостоятельное распределение деятельности в коллективе, педагог вводит детей в совместное творчество постепенно. В этом смысле даже механическое соединение разрозненных композиций на этапе их итогового просмотра имеет большое значение. Такой прием можно использовать, в частности, соединяя в один большой ковер кусочки "отдельных ковров осенних листьев".

Усложнение композиции и привнесение новых элементов свидетельствует о накоплении эмпирического опыта, расширении ассоциативных связей, на чем основываются процессы творческого дизайнерского мышления.

Повышение уровня творческой активности подтверждает мысль о том, что этому можно и нужно учить. Это особенно важный вывод, поскольку это необходимо не только в сфере художественной дизайнерской деятельности, но и является одной из составных частей общей культуры человека.

Формирование элементов дизайнерского мышления не может быть кратковременным процессом или строиться фрагментарно. Для этого должна быть разработана многоуровневая программа, рассчитанная на весь период обучения ребенка в объединении.





Заключение

Путем целенаправленной работы можно прогнозировать формирование у обучающихся элементов особого стиля мышления, которое мы назвали «дизайнерским мышлением». Для него характерно понимание основных критериев гармоничной вещи (целесообразность и эстетическая выразительность), стилевое чутье, эстетическое отношение к миру вещей. Формирование элементов такого мышления наиболее успешно протекает при соблюдении определенных эстетико-педагогических условий: учебно-дизайнерских, социально-эмоциональных, эвристико-дидактических и индивидуально-творческих.

Постановка и решение дизайнерских проблемных ситуаций на основе специальных знаний, раскрытие в процессе обучения духовно-содержательного начала вещей через их дизайнерские качества, приобщение детей к активным самостоятельным наблюдениям природы, окружающей предметной среды способствуют активизации творческого потенциала личности, и перехода от алгоритмических к эвристическим способам решения задач.

Важно также отметить, что детям младшего школьного возраста необходимо сообщать в доступном виде законы композиции, элементы цветоведения, правила изображения различных форм предметов на плоскости и в пространстве. Усложнение содержания дизайнерских знаний влияет на переход детей от пассивного приобретения знаний к активному и творческому их применению в новых условиях, к решению других задач более глубоко и осознанно.

При организации творческой дизайнерской деятельности педагогу

помогут в работе следующие рекомендации:

  • не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо;

  • не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;

  • на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми знаниями и навыками;

  • не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно;

  • научитесь не торопиться с вынесением суждения;

  • научите детей прослеживать межпредметные связи;

  • приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций;

  • используйте трудные ситуации. Возникшие у детей в школе или дома как область приложения полученных навыков в решении задач;

  • помогайте детям научиться управлять процессами усвоения знаний;

  • подходите ко всему творчески

Разработанная методика учебных занятий существенно повышает эффективность процесса политехнического воспитания на занятиях конструированием из бумаги. Предложенный подход к организации занятий конструированием помогает детям приобрести прочные знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки, воспитывает трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда. Занимаясь конструированием обучающиеся могут практически использовать и применять полученные знания в различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.


Список литературы

  1. Афонькин С. Ю. Игрушки. - М.: Эксмо - Пресс, 2002.

  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997.

  3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. - М.:Просвещение, 1992.

  4. Гринченко И.С. Игровая радуга: методическое пособие - М.: - «ЦГЛ», 2004.

  5. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги.- Ташкент, 1988.

  6. Евдокимова Л.Н. Эстетико-педагогические условия развития творческого мышления младших школьников. - Екатеринбург, 1998.

  7. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М.:Педагогика, 1981.

  8. Козлина А.В. Уроки ручного труда: Конспекты занятий. - М.: Мозаика- Синтез, 2000.

  9. Левина М. 365 веселых уроков труда.- М.: Рольф, 2000.

  10. Малиновская Л.П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах.- М,1994.

  11. Моляко В.А. Техническое творчество и трудовое воспитание. - М.:Знание,1985.

  12. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М.: Молодая гвардия,1994.

  13. Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творчества. - М.: Просвещение, 1985.

  14. Попова Ф.П. Беда о русской скульптуре: пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1964.

  15. Рузина М.С., Афонькина С.Ю. Страна пальчиковых игр; развивающие игры и оригами для детей и взрослых. - СПб.: Кристалл, 2002.

  16. Сержантова Т.Б. 365 моделей оригами. - М.: Рольф, Айрис - пресс,

1999.

  1. Семенченко П. Ф.Энциклопедия интеллекта. 399 задач для развития ребенка. - М.: Олмс - Пресс, 1998.

  2. Федосова Е.С., Федосов Г.С. В стране гномов: книга для развития способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб.: изд-во «Союз», 2002.

  3. Цирулик Н.А., Хлебников С.И.Твори, выдумывай, пробуй! Учебник для 3 класса. - Самара: Корпорация «Федоров», 2004.

  4. Энциклопедия самоделок.- М.: АСТ - ПРЕСС, 2002.

  5. Щебелькин И.К., Романина В.И., Качакова И.И.Аппликационные работы в начальных классах. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983.

  6. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию (под ред. Сакулиной Н.П.) - М.:Просвещение, 1979.

  7. Техническое творчество (пособие под ред. Столярова Ю.С.)- М.: Просвещение, 1989.


© 2010-2022