Исследовательская работа (проект) на тему Вышивка крестом (11 класс)

Проект выполнен ученицей 11 "В" класса Григоренко Анастасией. В работе раскрыты темы: 1) История возникновения вышивки крестом, вышивальное искусство на Руси  2)Техника безопасности при работе 3)Техника вышивки крестом 4) Что важно учитывать  при вышивании крестом 5) Процесс вышивания, дальнейшая его обработка и оформление 6) Образцы швов  по горизонтали, по диагонали и вертикали 7) Положение рук и пальцев во время работы 8) Реклама выполненной работе: Большие и сложные картины - предмет ...
Раздел Технология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа

Вышивка крестом.

Попова Галина Николаевна, учитель технологии

Григоренко Анастасия, ученица 11 «в» класса Курчумской сш №1 им. Ю.А. Гагарина, ВКО

История возникновения вышивки крестом

С незапамятных времен одним из самых почитаемых в народе видов искусства является вышивание. История возникновения его идет с момента появления первого стежка, изначальная функция которого имела сугубо практическое предназначение. Как известно, женщина в любой ситуации остается женщиной. Не были исключением и наши первобытные предшественницы. Несчастные красавицы были вынуждены закутывать свои обнаженные тела в то, что удалось добыть избранникам. Причем не всем доставались яркие наряды из леопардов или антилоп, некоторым приходилось довольствоваться довольно-таки невзрачными шкурами мамонтов. Ничего удивительного нет в том, что женщины уже в то время не хотели довольствоваться примитивными моделями одежды, которые получались из шкур животных, убитых на охоте их мужьями. Вот тогда впервые им в голову пришла мысль об усовершенствовании одежды. Сначала изобретательницы стали скреплять отдельные куски, составляя модели по своему вкусу. А несколько позднее начали применять стежки для отделки и украшения своих нарядов. С течением времени искусство украшения материалов с помощью иглы и нитей развивалось и совершенствовалось. На сегодняшний день под вышивкой понимается украшение тканей и готовых изделий орнаментом или сюжетными рисунками. При этом выполняться вышивка может как ручным, так и машинным способом. Для разных этапов развития вышивального искусства характерно применение различных материалов, используемых как для основы вышивки, так и для нанесения рисунка. Наиболее привычными для современных вышивальщиц являются шелковые, льняные или хлопковые нити разных цветов, а в прежние века наравне с нитями широко использовались бисер, волос, монеты, ракушки и даже драгоценные камни. Орудия вышивки также менялись в соответствии с уровнем развития цивилизации. Переход от каменного шила, которым первобытная мастерица прокладывала узор по одежде из шкур животных, к костяной, а затем бронзовой, стальной и позолоченной игле позволил не только облегчить процесс вышивания, но и усовершенствовать его приемы. А кроме того, это привело к возникновению новых возможностей, расширению границ используемых орнаментов и композиций, предназначенных для вышивания. Главными мотивами вышивки во все времена оставались природа, быт и труд человека. В работах вышивальщиц находят свое отражение национальное своеобразие, художественные пристрастия и представления об окружающем мире. Дошедшее до настоящего времени историческое наследие является неисчерпаемым источником для изучения жизни наших предков.

Вышивки не только помогают современникам окунуться в атмосферу прошлого, но и осознать особенности каждого народа, понять его обычаи, узнать о нравственных ценностях и мировоззрении. С момента возникновения вышивка заняла свое почетное место среди других видов рукоделия. Ее элементы с глубокой древности и по сей день присутствуют в украшении одежды, отделке предметов быта и убранстве жилища. Несмотря на то что история вышивального искусства насчитывает десятки веков, оно не утратило своей актуальности. Время не только не состарило его, но и сделало настоящей ценностью наряду с живописью, скульптурой и музыкой. К великому сожалению, работы первобытных мастериц, украшавших свою одежду при свете костра сидя на каменном полу пещеры, не сохранились до наших дней. Самые древние вышивки, обнаруженные учеными на территории Древнего Китая, датируются VI-V веками до н. э. Выполнены они на шелковой ткани серебряными и золотыми нитями, волосом и шелком-сырцом. Как показали исследования, вышивальное искусство именно этой страны оказало огромное влияние на развитие рукоделия России, Японии и других государств. Исследовательская работа (проект) на тему Вышивка крестом (11 класс)

ВЫШИВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО НА РУСИ

Русская вышивка имеет очень глубокие корни. На территории Древней Руси этим видом рукоделия в совершенстве владели все женщины вне зависимости от возраста и положения в обществе. В этом нет ничего удивительного: русская природа, поражающая своей красотой, непредсказуемостью и разнообразием, - вот лучший воспитатель художественного вкуса. Нельзя жить в России и не уметь ценить по достоинству великолепие ее необъятных просторов - бескрайних степей, непроходимых лесов, бурных рек и завораживающих, пугающих болот. Однако не только стремление к отображению красот природы послужило распространению вышивки среди русичей. В основе этого вида рукоделия, а в особенности вышивки крестом, лежат обычаи и обряды нашего народа. Крест для русского человека всегда был символом защиты, способным оградить от воздействия нечистой силы, дурного глаза и прочих неприятностей. В стремлении защитить себя и своих близких от бед и напастей мастерицы вооружались иглами и превращали обычную материю в художественное произведение, достойное восхищения. В ходе археологических исследований на территории расположения государства Древней Руси были обнаружены вышитые полотна, создание которых датируется IХ-ХII веками. Это указывает, что уже в то время русское вышивальное искусство не только существовало, но и находилось на высоком уровне развития. Во времена господства язычества русичи, как правило, украшали полотенца, простыни, покрывала, скатерти и другие предметы быта. Также широко была распространена отделка вышивкой одежды. Наиболее популярными являлись вышитые головные уборы, сарафаны и рубахи. Особое место в то время отводилось символической вышивке: вещи, используемые при проведении различных ритуалов, обязательно украшались шитьем. Только самым искусным мастерицам доверялось вышивание полотенец для убранства капищ, предметов, предназначенных для украшения священных деревьев, могильных крестов, нарядов невесты и жениха. Одновременно с этим начала развиваться сюжетная вышивка, отображающая бытовые сцены, природные пейзажи, портреты людей и изображения животных. С приходом на Русь христианства вышивка приобрела новое значение. Теперь вышитые изделия рассматривались как символ Христовой веры. Особенная роль при этом отводилась вышивке крестом. Вышитые полотенца стали использоваться для убранства иконостаса, зеркал, окон и дверей жилища. В качестве необходимого атрибута на всех значимых праздниках выступали украшенные вышивкой предметы. Рукодельницы заранее готовили обереги к каждому венчанию, крестинам, рождению ребенка и т. д. Обыденные, то есть «об один день сделанные», изделия имели наиболее высокую ценность. Считалось, что полотенце, вышитое в период с рассвета до заката одного дня, приобретает первозданную чистоту. Как правило, подобную вышивку несколько мастериц выполняли сообща. С первым лучом солнца они брали в руки иголки, а последний стежок делали одновременно с заходом светила за горизонт. Если им удавалось закончить работу в срок, результатом совместного творчества представал оберег, способный отвести смертельную болезнь, предотвратить стихийное бедствие, защитить от нечистой силы. В своих работах вышивальщицы использовали разнообразные мотивы, которые зачастую несли в себе скрытый смысл. При этом каждый элемент узора обозначал особый символ. Например, пожелания добра и благополучия в семейных отношениях скрывались в изображении крючковатого креста, а небесное светило символизировали разнообразные круги и ромбы, вписанные вышивальщицами в орнамент. Исследовательская работа (проект) на тему Вышивка крестом (11 класс)

Достаточно часто в работах русских мастериц можно встретить образы мифических животных, райских птиц, священных деревьев и фигуры людей. Когда вышивание появилось на Руси, оно считалось рукоделием высшего сословия. Объяснялось это высокой ценой материалов, используемых для вышивки. Монахини и представительницы знати выполняли свои работы на бархате и шелке серебряными и золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями. Вышивка служила для убранства храмов и церквей, а также использовалась в качестве украшения элементов одежды высокопоставленной знати (бояр, членов царской семьи) и церковнослужителей. До наших дней сохранилось покрывало, предназначенное для убранства царского престола, которое было вышито одной из самых искусных мастериц своего времени дочерью царя Бориса Годунова. Ксения вышила покрывало в 1601 году. Материалом для работы послужили нити из серебра и золота, бархат, а также драгоценные камни. Сюжет вышивки - коленопреклонение святых мужей Никона и Сергия Радонежского Пресвятой Деве Марии, Иисусу Христу и Иоанну Предтече. До XVIII века весьма популярны были вышивальные мастерские, которые царицы и княгини устраивали при своих светлицах. При этом хозяйки мастерских, принадлежавшие к высшим слоям общества, не только руководили работой, но и принимали в ней самое активное участие. Так, работы княгини Марии, основавшей мастерскую при дворе князей Луговских в Ростове, высоко ценились современниками за высокохудожественное исполнение, разнообразие сюжетов и великолепие используемых материалов, Постепенно вышивальное искусство перестало быть привилегией дворянства. В начале XVIII века вышивка стала привычным занятием крестьянских девушек. Конечно, материалы для работы ими использовались более дешевые, но это ни в коей мере не уменьшало художественную ценность готовых изделий. Настоящие шедевры вышивального искусства были созданы именно простыми девушками, которые добивались красоты вышитых полотен за счет высокой техники выполнения стежков, умелого подбора оттенков цветов и оригинальности узора. Приданое к будущей свадьбе крестьянские девочки начинали готовить с семи, восьмилетнего возраста. В приданое входили будничная и праздничная одежда, скатерти, полотенца и подзоры. Причем по количеству подготовленных вещей должно было хватить на несколько лет семейной жизни. После помолвки, за день-два до даты свадьбы, при всем честном народе устраивался просмотр изделий, подготовленных невестой в качестве приданого. Качество и количество вышитых вещей позволяло односельчанам и родственникам жениха по достоинству оценить трудолюбие и аккуратность девушки. Богатое наследие вышивального искусства можно разделить на две основные группы: вышивки северных областей и вышивки среднерусской полосы. Причиной подобного деления служат такие характеристики работ, как особенности техники выполнения, различие символов, составляющих узоры, цветовая гамма. Мастера северной школы вышивания чаще всего используют белую ткань для основы и красные нити для выполнения стежков (или наоборот). Для вышивок представителей школы среднерусской полосы более привычно цветовое разнообразие, причем это касается как тканей основы, так и используемых нитей. Исследовательская работа (проект) на тему Вышивка крестом (11 класс)

Кроме того, вышивальщицы среднерусской полосы зачастую применяют цветные ткани в качестве элемента узора. Геометрический орнамент, в котором узоры зеркально отображают друг друга, широко применяется в обеих школах вышивания. Самые распространенные мотивы орнаментов - женские фигуры, земноводные и рептилии (змеи и лягушки), птицы (петухи, павлины и т. д.), разнообразные деревья и цветы. При работах вышивальщицы используют различные виды швов: счетную гладь, козлик, косичку, набор, крест и мережку. Местом расположения вышивок на одежде служат, как правило, соединительные швы, воротники, подолы, края рукавов и разрезов. По мнению исследователей, русская вышивка была подвержена сильному влиянию рукоделия Византии, что становится очевидным при детальном рассмотрении работ некоторых мастериц. Явное смешение стилей придает предметам русского вышивального искусства особую оригинальность, самобытность и неповторимость. Исследовательская работа (проект) на тему Вышивка крестом (11 класс)

Техника безопасности при работе с иголкой.

1.Иголки и булавки хранить в специальном месте (подушечке, игольнице)

2.Нельзя пользоваться прогнутыми или ржавыми иголками.

3.Нельзя иголку брать в рот или втыкать в одежду.

4.Если иголка упадет, ее обязательно нужно найти.

5.После работы желательно оставлять небольшую ниточку.

6.По окончанию работы убедиться, что все иголки на месте.

Техника вышивки крестомИсследовательская работа (проект) на тему Вышивка крестом (11 класс) Исследовательская работа (проект) на тему Вышивка крестом (11 класс)

Возникновение вышивки крестом относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Усовершенствование её техники обусловлено переходом от каменного и костяного шила к костяной игле, затем - к бронзовой и позднее - к стальной, а также развитием прядения, ткачества, красильного дела и т.д. Вышивка служила не только украшением одежды, предметов быта, но и оберегом.
Сейчас вышивка крестом - самый массовый и самый популярный вид вышивания, является одним из наиболее распространенных и доступных видов народного художественного творчества, самодеятельного искусства и домашнего рукоделия. Используется техника в полный крест или полу-крест.

Для выполнения ручной вышивки нужны очень несложные инструменты:
• иглы;
• напёрсток;
• ножницы;
• пяльцы.
Иглы лучше брать короткие с удлиненным ушком. Для вышивания на плотных и тонких тканях (маркизет, шелковое полотно, батист) используют тонкие иглы с меньшим ушком, так как толстые иглы в местах проколов будут оставлять отверстия, а в большом ушке будет плохо удерживаться тонкая рабочая нитка.

Напёрсток необходим для проталкивания иглы через ткань при вышивании без пялец, при прокалывании нескольких слоев ткани, при подшивании краев изделия и т.д. Он предохраняет палец от уколов иглой. Надевают напёрсток на средний палец правой руки, подбирая точно по размеру пальца: он не должен сжимать палец и спадать с него.

Ножницы для работы нужно иметь трёх видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдергивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании и большие для разрезания тканей и мотков ниток. Ножницы должны быть хорошо заточены, концы лезвий должны полностью замыкаться.
Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранении её от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольные и круглые. Очень удобны для работы круглые деревянные или пластмассовые пяльцы. Они состоят из двух обручей диаметром 20-40 см, входящих один в другой.
При вышивании важно чтобы:

1) на вышивку не ложилась тень;
2) было симметричное построение рисунка;
3) все стежки были одинаковые;
4) натяжение нитей должно быть небольшое;
5) отсутствовали на изнаночной стороне длинные нитки, большие узлы;
6) ткань от глаз должна быть удалена на 30 см.

Процесс вышивания, дальнейшая его обработка и оформление

Вышивка должна находиться ровно посередине канвы. При размещении рисунка следует обязательно учесть припуски на подгибку и оформление работы. Надо найти центр канвы, который соответствует центральной точке схеме. Для этого нужно отсчитать вниз и влево количество клеточек соответственно схеме. Найдя нужную точку, нужно закрепить пяльцы так, чтобы ткань была натянута, и можно было спокойно начать вышивать.
Большие работы вышиваются довольно долго и, несмотря на все усилия, вышивка оказывается грязной. Её надо постирать руками, это позволит освежить картинку, и крестики расправятся.
Если во время стирки мулине вдруг начало линять, то вышивку надо прополоскать до полного исчезновения цветных подтёков.

Аккуратно отожмите вышивку, можно через полотенце, и повесьте сушиться. Когда она почти высохнет и будет только слегка влажной, переходите к глажению работы.
Чистенькая, почти высохшая вышивка должна восстановить свою форму.
Готовую вышивку утюжат с изнаночной стороны через влажную ткань. Свободные от вышивки участки полотна при необходимости можно дополнительно прогладить с лицевой стороны. Чтобы вышивка оставалась рельефной, утюжить следует на мягкой подложке. При выборе оптимальной температуры утюжки, которая зависит от состава используемых материалов и для вышивальной нити и полотна может быть различной, ориентироваться следует на меньшую температуру.
Чтобы вышивка была жёсткой, её можно подкрахмалить, например, специальным крахмалом из баллончика.
Под готовое изделие нужно подобрать рамку, которая будет соответствовать её размерам, цвету. Рамки подбирают по размеру вышивки.

Образцы швов

Шов крестом по горизонтали
Рисунок 1, 2Исследовательская работа (проект) на тему Вышивка крестом (11 класс)


Основные стежки основного ряда проходят слева снизу направо вверх (А - начало); покрывающие стежки выполняются в обратном ряду справа снизу налево вверх; всегда на 2*2 нити ткани.


Рисунок 3Исследовательская работа (проект) на тему Вышивка крестом (11 класс)


Переход к следующему, такому же по длине ряду стежков выполняется, пропустив двойное число нитей ткани по вертикали вниз.


Рисунок 4, 5Исследовательская работа (проект) на тему Вышивка крестом (11 класс)


Показывает смещённое начало ряда на один стежок наружу или внутрь: иглу вводят от последнего покрывающего стежка наискось влево или вправо вниз на двойное число нитей ткани.


Рисунок 6Исследовательская работа (проект) на тему Вышивка крестом (11 класс)

Выполнение вышивки при наличии незаполненных участков: при смене цвета или отсутствии рисунка пропускаются максимум 3 стежка.


Рисунок 7, 8Исследовательская работа (проект) на тему Вышивка крестом (11 класс)


Малое количество стежков выполняется слева направо или справа налево. Прежде чем перейти к другому участку мотива, необходимо полностью вышить этот участок.

Шов крестом по диагонали и вертикали

Рисунок 9, 10Стежки выполняются сверху по диагонали вниз налево и направо. Каждый стежок выполняется полностью. Исследовательская работа (проект) на тему Вышивка крестом (11 класс)

Положение рук и пальцев во время работы

Расположение рук во время работы

Каждая рука имеет свое рабочее место относительно плоскости вышивки.

  • Одна рука действует сверху, над лицевой стороной.

  • Другая рука - снизу, и выполняет аналогичные действия со стороны изнанки, работая вслепую, на ощупь.

Какая рука где - это личный выбор каждой вышивальщицы.

Многие работают левой рукой снизу, или обеими руками равноценно, периодически чередуя их.

Иголочка должна входить в ткань максимально перпендикулярно, ниточку вытаскивать полностью и вверх и вниз при каждом стежке.

Нитки беру не длинные. Опытным путем определила для себя самую удобную длину нарезки: это 70-75 см, в иглу вдеваю нить 35 см (сложенную вдвое).

  • Когда нитка короткая, удобно вышивать, задействуя только кисти рук, амплитуда небольшая, движения получаются более быстрыми и точными.

  • Чем длиннее нить, тем медленнее получается вышивать, и меньше стежков в единицу времени возможно сделать.

  • Короткую ниточку легче контролировать, следить, чтобы она не закручивалась, чтобы ниточки не перекрещивались в стежке на ткани, ложились параллельно.

  • Короткая нить быстрее сшивается, поэтому реже протягивается сквозь ткань, и меньше перетирается, а стежки гладкой ниткой будут равномернее и красивее.

В процессе постоянно вижу, если ложится нить чуть неровно, если две ниточки не параллельны в стежке, как только чувствую, что нить вот-вот начинает закручиваться, просто проворачиваю в пальцах иглу немного, чтобы выровнять нить

При вышивании крестиков, на изнанке желательны параллельные «палочки». Но это не самоцель! Если поставить себе задачей добиваться строго одинаковых стежков по изнаночной стороне всей вышивки, то тогда можем получить конфликт между идеальной изнанкой и идеальным крестиком на лице.

Хвосты ниточек креплю всегда только на изнанке, заправляю горизонтально под 3,4 "палочки", стараюсь такого же или близкого цвета.

Протяжки до 5 клеточек делаю спокойно во все стороны, вертикальные и горизонтальные, но если кратчайший путь проходит по диагонали или если нужно сделать протяжку длиннее - закрепляя, просовываю под стежки на изнанке. Диагональная протяжка по изнанке может деформировать лицевой стежок, когда не умеешь контролировать натяжение ниточки при укладывании стежка.

Подготовленные для работы нитки держу под рукой, предварительно нарезанные и закрепленные на органайзерах. Задействую в работе много игл.

Заправленные иглы держу по остаточному принципу. Когда после вышивания группы символов остается нить в игле, вкладываю иголку с ниткой в органайзер возле своего символа, а для следующего цвета беру следующую иголку.

И самое главное при вышивании, и самое простое.
Включаю воображение, логику и здравый смысл.
Тренирую ручки. НЕ ослабляю внимание. И когда вижу что стежок лег криво, или ниточка запетляла и т.д. и т.п., не поленюсь перевернуть вышивку, чтоб взглянуть, что на изнанке, и подумать, почему этот стежок не так хорош, как бы хотелось. Обычно причина видна сразу, и устранить ее просто.

Большое значение имеет манера держать иглу, то мышечное усилие, с которым затягиваю стежок, та ткань, на которой вышиваю.

Себестоимость

Материалы

Количество материала

Стоимость

1.Нитки

20шт. (разного цвета)

500тг.

2.Канва

45х50

500тг.

Стоимость работы


3000тг.

Итого:


4000тг.

Рекламный проспект

Большие и сложные картины - предмет гордости и украшение интерьера настоящей вышивальщицы! Эти изысканные вышитые картины словно переносят нас в прошлое. Вышивка!

Все цвета радуги играют у меня в руках.

Пяльцы, нитки, иголки и моя фантазия

делают своё дело!

За вышивкой будущее!

Национальный колорит всегда, везде и всюду.

Работает художественная мастерская.

ПРИХОДИТЕ! СМОТРИТЕ! ВЫБИРАЙТЕ!

Григоренко Анастасия ученица 11 класса КГУ «Курчумская средняя школа №1 имени Ю. А. Гагарина»Исследовательская работа (проект) на тему Вышивка крестом (11 класс)




© 2010-2022