Доклад Формирование позитивного отношения обучающихся к рабочим профессиям

Доклад был представлен на заседании предметно-цикловой комиссии. Большинство учеников школы не желают получать рабочую профессиию, считают их безперспективными. Стараются получить высшее образование и занять "элитную" нишу на современном рынке труда. Большинство учеников считают рабочую профессию чем -то постыдным. На современном рынке востребованы такие профессии как повар, газосварщик, строитель, слесарь. По этим профессиям всегда можно трудоустроиться. Как показывает практика, эти профессиии ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Хакасия среднего профессионального образования

«Черногорский механико-технологический техникум»





Доклад

Тема: «Формирование позитивного отношения обучающихся к рабочим профессиям»

Мастер п\о Проскурина С.В.





Цели и задачи профессионального образования обусловлены необходимостью обеспечения самоопределения личности, создания условий для ее самореализации в процессе последующего выполнения профессиональных функций. В настоящее время проявляется противоречие между запросами развития экономики, технологий и территориальных рынков труда, а также перспективными потребностями их развития с одной стороны, и образовательными потребностями граждан - с другой стороны. Обозначенное противоречие выражается в стремлении молодежи получить «элитное» профессиональное образование и занять в дальнейшем профессиональные ниши, на которые существует жесткая конкуренция, в то время как множество рабочих специальностей оказываются невостребованными , что вызывает определенную напряженность в сфере общественного разделения труда.

Устранение противоречия между потребностями рынка труда и образовательными потребностями граждан связано с необходимостью формирования у молодых людей качеств , способствующих наиболее эффективному их вхождению в многообразную профсреду, что можно определить как подготовку к профессиональной адаптации.

Профессиональная адаптация как цель-результат подготовки профессиональных кадров предполагает не только овладение обучающимися теми или иными достижениями в рамках данной профессии, но и формирование социальных установок на овладеваемую профессию как основы профессионального самоопределения личности. Позитивная установка на овладеваемую профессию является психологическим основанием «развертывания временной перспективы обучающихся», интеграции элементов профессионального образования в стратегические жизненные планы, опосредование этими планами процессов целеполагания личности.

Процесс профессионального самоопределения выражается в психологическом феномене личностной самоидентификации, самый глубокий и скрытый уровень которой относится к сфере духовного - это комплекс ощущений, мировосприятий , связанный непосредственно с системой ценностей, которые разделяет человек. Связь процесса профессиональной адаптации с ценностями человека обусловливает необходимость воздействия на ценностный уровень личности обучающихся при их подготовке к профессиональной адаптации. Между личностными и профессиональными ценностями располагаются, связывая их воедино, способы и стили жизни человека.

Инструментальная составляющая профессиональной адаптации неразрывно связана с ее ментальной составляющей, в том числе, в части распространенных представлений о характере труда рабочего. Обозначенная проблема выходит за рамки просто подготовки рабочих кадров, находя свое отображение в целях и задачах системы профессионального образования вообще. Действительно, достаточно узкая проблема подготовки обучающихся к профессиональной адаптации соприкасается с проблемой самореализации обучающегося в будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, подготовка обучающихся к профессиональной адаптации представляет собой процесс усвоения каждым обучающимся определенной системы знаний, норм, ценностей и традиций в социальной и трудовой сферах жизнедеятельности, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Это позволяет нам рассматривать подготовку обучающихся к профессиональной адаптации в качестве основного звена образовательной деятельности образовательного учреждения, связывающего воедино все многообразие форм, средств и методов обучения и воспитания, обеспечивающего эффективность профессиональной подготовки рабочих кадров.

Связь профессиональной адаптации с такими ключевыми для воспитания в системе профобразования процессами, как формирование профессиональной установки, развертывание временной перспективы, готовности к социальному и профессиональному самоопределению, некоторыми другими процессами указывает на то, что подготовка к профессиональной адаптации имеет сложную, многоуровневую и многокомпетентную структуру.

К моменту поступления в образовательное учреждение достаточно большая часть обучающихся не идентифицирует себя с будущей профессией. В этих условиях само учреждение неизбежно воспринимается как отражение производства. Таким образом, адаптация молодых людей к условиям обучения в учреждении профессионального образования может считаться первой стадией подготовки обучающихся . переход обучающихся из системы общего образования в систему профессионального образования означает разрушение сложившейся системы межличностного взаимодействия, необходимость установления новых контактов, освоение нового образовательного пространства и правил существования в нем. Отсюда вытекают содержание и задачи первого этапа подготовки обучающегося к профессиональной адаптации, или, точнее, содержание и задачи адаптации молодых людей к условиям обучения по профессии, отражающем специфику будущей профессиональной деятельности: формирование у обучающих разнообразной и, одновременно, позитивной жизненной перспективы и формирование педагогически оптимальной системы межличностного взаимодействия.

Задача формирования разнообразной и позитивной жизненной перспективы является сложной и многоаспектной. Наиболее важным аспектом временной перспективы является ее смысловой аспект. Ощущение (наличие) смысла профессионального образования является основой для формирования обучающимся позитивного представления о будущем. Такого рода моделирование будущего создает необходимую базу для перспективного целеполагания, результатом которого является формирование в сознании обучающихся цепочки жизненных целей, растянутых во времени и причинно связанных. Подобная траектория, в свою очередь, делает возможным планирование будущего, а также принятие и реализацию намерений в деятельности.

© 2010-2022