Стимулирование познавательной деятельности обучающихся на уроках технологии

Успешность обучения зависит не только от методов обучения, как бы осознанно и продумано они не подбирались учителем. Этот процесс не может быть осуществлён вне форм организации познавательной деятельности уча­щихся, так же как не бывает вне времени и пространства. В данной статье речь идёт о методах и приёмах стимулирования познавательной деятельности учащихся на уроках технологии. Объекты труда играют одну из главных ролей в обучении. И, если в пятых-шесты классах объектами труда могут быть игр...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Учитель - прежде всего творческая профессия

Стимулирование познавательной деятельности учащихся

на уроках технического труда

Успешность обучения зависит не только от методов обучения, как бы осознанно и продумано они не подбирались учителем. Этот процесс не может быть осуществлён вне форм организации познавательной деятельности уча­щихся, так же как не бывает вне времени и пространства. Форма обнимает сис­тему устойчивых связей предмета и явлений. Любой реальный урок осуществ­ляется путём функционирования различных форм деятельности преподавателя к учащимся, различных форм их взаимодействия. Немаловажное значение для этого процесса имеет не только содержание общения между учителем и учени­ками, между самими учениками, но и то, в каких формах это общение осущест­вляется, т.е. каким образом учитель организует познавательную деятельность учеников.

Формы организации познавательной деятельности - это, по сути дела, разновидности взаимодействия обучающих и обучающихся, отличающиеся друг от друга характером их общения.

Без целенаправленного выбора соответствующих форм познавательной деятельности, т.е. без организации определённой структуры отношений между участниками процесса обучения без специального планирования этих отноше­ний полноценная реализация в процессе обучения образовательной, воспита­тельной и развивающей функции просто невозможна.

Формы организации познавательной деятельности во взаимодействии с содержанием учебного материала и методами обучения составляют материаль­ную основу процесса обучения, являются формами его осуществления и при­меняются в любых формах организации учебного процесса: урока, лекции, се­минара, факультативных занятий, консультациях, учебных конференциях и т. д.

Через формы организации познавательной деятельности решается задача активизация познавательной активности учеников как репродуктивной, так и продуктивной и творческой. Разное сочетание в использовании форм организа­ции познавательной деятельности даёт возможность в ходе процесса обучения преодолеть индивидуалистический характер деятельности учеников, повысить роль коллективистских начал, поднять социальную активность учащихся и раз­вить каждого ученика в соответствии с его способностями.

Большую роль в стимулировании познавательной активности школьников на уроках технического труда играет раздаточный и контрольно-измерительный материал. Я систематизировал тестовые задания по основным темам программы, подобрал карточки. Для применения раздаточного материала обязательно требуется компьютер, с его помощью легко получить требуемое количество материала, обеспечить им всех учащихся. Я давно заметил, что материал запоминается намного более продуктивно, если его подавать в игровой форме: в виде кроссвордов, тестов, ребусов, загадок. Для закрепления терминов, понятий, я использую карточки, разработанные на основе пособия «Занимательные уроки технологии для мальчиков» И.П. Арефьева. «Они могут быть использованы при подготовке к урокам, факультативным занятиям, при организации и проведении разнообразных внеклассной работы. Пособие помогает учителю в подборе материала, нужного для конкретизации сообщаемых на уроках знаний, для развития интереса учащихся к предмету и удовлетворения их любознательности, для иллюстрации широких и самых различных практических применений технологии на практике». Карточки разработаны для учеников 5-7 классов. Я использую их как для закрепления отдельной темы, так и для зачётных занятий по темам, например «Деревообработка».

Одним из главных способов стимулирования познавательной деятельности учащихся на уроках технического труда я считаю выбор объекта труда. Нужно заинтересовать ученика, показать ему такое изделие, чтобы ему захотелось сделать нечто подобное или более оригинальное.

В 5-6 классах я практикую изготовление модели корабля, самолёта, вертолёта, автомобиля, то есть изготовление игрушек. Модели могут быть изготовлены как из древесины, так и из жести. Ребята с удовольствием занимаются изготовлением изделия, оттачивая свои умения и навыки.

При обработке металла (изделия из проволоки) в пятом классе ребята с удовольствием изготавливают ручки из цветной проволоки, различные головоломки.

Работая с тонколистовым металлом ученики пятого класса кроме рекомендуемых изделий занимаются изготовлением цветов, фигуры животных. В этом виде работ в полной мере проявляются их творческие способности.

По программе тема «Выпиливание лобзиком» в разделе «художественная обработка древесины» изучается только в пятом классе. Я решил продолжить эту тему и в шестых седьмых классах, развивая навыки работы с фанерой.

Если в пятом классе ребята занимаются простейшим выпиливанием по контуру (модели автомобилей, самолётов, забавные игрушки), то в шестом классе я предлагаю ребятам более сложные изделия, состоящие из трёх и более деталей (салфетници, различные полочки, шкатулки).

В 7-8 классах ученики занимаются изготовлением светильников (бра, люстры, настольные лампы). Я разработал несколько вариантов, составил иллюстративные карты, чертежи. В этих изделиях кроме элементов из фанеры применяются детали, выточенные на токарном станке по дереву, электротехническая арматура, капроновые нитки. В процессе изготовления изделия ребята проявляют все свои творческие способности, изменяя те или иные элементы светильников.

Данные изделия я хочу предложить для изготовления преподавателям других школ.

Приложение:1

Формы организации познавательной деятельности учащихся оказывают непреходящее влияние на весь ход учебно-воспитательного процесса. Раз­ные формы организации задают свои требования в учебной работе; нужно уметь слушать при фронтальной работе, уметь обсуждать проблемы при кол­лективной, сосредотачивать и организовывать свою деятельность при работе индивидуальной.

Особое место формы организации познавательной деятельности занима­ют в реализации воспитательного аспекта триединой цели урока. Главным ис­точником их воспитывающей роли является характер самоуправления личности при той или иной роли. Лидерство или соучастие в работе коллектива, соревно­вание в темпах выполнения работы, чувство ответственности за качество своего труда, заинтересованность в результатах работы группы

Для: стимулирования познавательной деятельности учащихся применяют­ся различные способы: Поощрять уч-ся. нужно на каждом уроке.

  1. Похвала

  2. Хорошая отметка

  3. Изделие для себя, для дома

Наказание нужно применять, но очень осторожно.

Это сильный способ, но опасный.

1. Порицание.

2 Негативная отметка

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии способствует их умственному развитию, формированию технического мышле­ния.

Ребенок работает индивидуально, иногда, если поделка сложная, неболь­шими группами (2-3 человека). Самостоятельная работа заставляет его искать новые знания, применять новые способы работы

Творческий проект - перспективный метод стимулирования творческой деятельности.

При выборе творческого проекта я применяю частично-поисковый метод обучения. Ребята с моей помощью выбирают основную конструкцию проекта (подсвечник, конфетница, журнальный столик и т.д.) Потом самостоятельно ,по желанию, заменяют одни элементы другими, меняют размеры поделки в зависимости от их возможностей, наличия материала, инструментов. В итоге, иногда, получа­ется совсем другая поделка. Она совсем отличается от предложенной но ребенок сам пришел к данному результату и выполнять свой проект он будет с гораздо большим усердием. Большим творческим потенциалом в этом отношении об­лазают учащиеся, которые занимаются в классах развивающего обучения. Например в восьмых классе очень много учащихся отказались от предложенных проектов и выбрали свои работы.

В 5-7 классах я также использую уроки творческого проектирования. Я на­зываю их уроки «Свободной темы». Учащиеся сами выбирают поделки, кото­рые им хочется сделать. До изготовления поделки они составляют простые чертежи, эскизы, продумывают порядок изготовления, составляют технологиче­ские карты, обосновывают целесообразность своей поделки.

Понятия, виды и этапы технологической деятельности, составляющие инва­риант обязательного минимального содержания образовательной области «Технология», а также фактические (проектные) работы, включенные в при­мерные программы, предполагают использование современных педагогических моделей личностно-ориентированного обучения, основывающихся на примене­нии активных методов и форм познавательной деятельности по приобретению обучающимися технологических знаний и умений через выполнение специаль­ных практических приемов и как итог - творческих проектов при широком ис­пользовании современных средств обучения, учебного оборудования и печат­ной продукции.

Сложилось мнение, что обучение - необходимое условие развития детского творчества, нельзя нарисовать картину не умея держать кисти в руках и не зная изобразительной техники. Обучение рассматривается как предпосылка, необходимый, предшествующий творчеству этап. Вначале через целенаправ­ленное обучение приобретаются знания, умения, навыки, а затем, используя их, ребенок творит.

Сторонники другой позиции, решения проблемы взаимосвязи обучения и творчества доказывают, что творчество - необходимый компонент, условие развивающего обучения.

И та и другая точки зрения, по большому счету, не противоречат друг другу. Понимая психическое развитие как диалектический процесс, равномерно не противопоставлять обучение и творчество, а видеть их взаимосвязь и взаимопе­реходы.

Самостоятельную познавательную деятельность в самом обобщенном (гло­бальном) виде можно представить как систему, включающую в себя следую­щие основные компоненты:

  1. содержательную сторону (знания, выражения в понятиях или образах
    восприятии и представлений);

  2. оперативную (разнообразные действия, оперирование умениями,
    приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане действий),

Самостоятельная деятельность - это система, подсистема которой являются действия, содержание которых актуально осознается и приобретает в деятель­ности ученика личностный смысл; а элементами этой системы - мотив, цель, средства, способы выполнения учебных действий.

Я склонен считать, что отсутствие непосредственного управления деятель­ностью учеников со стороны учителя является основным признаком для любого типа или вида самостоятельных работ как своеобразных искусственных педаго­гических конструкций, выступающих в качестве средства вовлечения учащихся в самостоятельную деятельность. Внешней формой самостоятельной работы как искусственного педагогического образования является задание; внутрен­ним содержанием - познавательная, или интеллектуальная, задача

Нельзя забывать, что в новых экономических условиях все актуальнее ста­новится проблема активизации учебного процесса, поиск таких форм обучения, которые способствовали бы не только более качественной подготовке учащих­ся, прочному закреплению знаний, но и активизировали их мыслительную дея­тельность, формировали практические навыки, прививали необходимые дело­вые качества

Я считаю, что «Технология» - важнейший предмет в школьной программе. Только на уроках «Технологии» ребенок занимается практической деятельно­стью, а точнее выпуском какой-либо продукции. Предмет «Технология» непо­средственно связан с повседневной жизнью. Заинтересованность детей в своей работе, разнообразие обучающего материала, его доступность, вот основные звенья мотивации обучения. Чем разнообразнее и богаче образовательная тех­нологическая среда, тем легче достигаются стоящие перед образовательной областью «Технология» цели и обеспечивается целостностью и единство таких сторон подготовки обучающихся, к общекультурной, проектной, графической, экологической, технологической, экономико-предпринимательской, профориентационной деятельности.


© 2010-2022