Урок трудового обучения в 6 классе

Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок трудового обучения в 6 классе

Тема: «Моделирование прямой юбки»

«Одежда - самое простое средство раскрытия личности».
Софи Лорен

Цели:

1. Обучить обучащихся навыкам моделирования.

2. Развивать логическое мышление, конструкторские умения.

3. Воспитывать у учащихся эстетический вкус, внимательность.

Тип урока: комбинированный.

Форма обучения: игра «Блиц-опрос по теме «Изготовление выкройки швейного изделия», фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальная работа, практическая работа, составление синквейна, игра «Ателье мод», использование рефлексивного экрана.

Межпредметные связи: черчение, математика, изобразительное искусство, русский язык.

Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран, презентация к уроку, музыкальное сопровождение.

Оборудование, инструменты, материалы: шаблоны (передняя, задняя половинки юбки), цветная бумага, клей, ножницы, карандаши, тетрадь, масштабная линейка, технологические карты, памятка по составлению синквейна.

Ход урока

І. Организационный момент.

- Проверка готовности учащихся к уроку.

- Организация рабочего места.

ІΙ. Актуализация опорных знаний

2.1. Учитель: Красивая и модная одежда, сшитая своими руками приносит радость. Интерес к шитью равносилен увлечению музыкой, рисованием или другими видами искусства, когда человек не профессионал, но владеет многими тайнами мастерства. Как и в других видах искусства, науке или ремесле, здесь необходимы уверенность и навыки. С некоторыми из них мы познакомились на прошлом уроке, давайте вспомним их.

2.2. Блиц - опрос «Изготовление выкройки швейного изделия» (в виде теста). Выполните тестовое задание, в каждом вопросе теста выберите один вариант ответа. За каждый правильный ответ 0,5 балла (на выполнение работы у вас 5 минут) - музыкальное сопровождение.

По мере выполнения работы проводится взаимопроверка. Листы с тестами сдают учителю (взаимоконтроль).

вопрос

варианты ответа

1

Укажите поясные изделия.

1. брюки, шорты, бриджи, юбки

2. бриджи, сарафан, юбки

3. юбки, блузки, шорты;

4. платье, блузки, сарафан

2

Выбери слова, относящиеся к теме «Изготовление юбки».

1. вытачка, пояс, заднее полотнище

2. карман, вытачка, кокетка

3. нагрудник, пояс, карман

3

Перечислите мерки, необходимые для построения чертежа юбки.

1.Ст, С6, Дю

2. Дст, Сг, Сб

3. Ст, Сб, Дн

4

Какова прибавка по линии талии?

1.2 см

2. 3см

3. 1 см

4. не нужен припуск

5

Направление долевой нити (нити основы) учитывают…

1. чтобы избежать ненужного вытягивания и усадки изделия в процессе носки

2. для наиболее экономного раскроя ткани

3. чтобы изделие меньше сминалось

4. для эстетичности изделия

5. для износостойкости изделия

6

Какое полотнище юбки шире?

1. переднее

2. заднее

7

Прибавка - это…

1. разница между размерами одежды и телом человека

2. разница между участками тела человека

3. разница между мерками

8

К коническим юбкам относятся…

1. солнце, полусолнце, колокол

2. клиньевая, клеш,

3. прямая, трапециевидная

9

По силуэту юбки бывают:

1. прямые, клиньевые, конические

2. прямые, трапециевидные, зауженные и расширенные к низу

3. прямые, расширенные к низу

10

Юбка - «Солнце» относится к:

1. прямой

2. конической

3. клиньевой

С тестами вы справились, а теперь вспомните и назовите конструктивные линии в прямой юбке?

2.3. Задание «Оформляем выкройку». Группам выдается лекало - выкройка юбки.

Задание: указать на лекале все конструктивные линии юбки.

Ответ: середина детали, вытачка, линия талии, линия бедер, линия бока, линия низа, боковая вытачка.

Давайте посмотрим на экран и проверим, все ли конструктивные линии вы назвали.

ΙІІ. Изучение нового материала

3.1. Мотивация учебной деятельности.

Проходит время, за веком век

Рожден для моды был человек.

Менялись годы и ритмы тоже,

Но мы без юбки прожить не можем.

Беседа: Дети, вы согласны с утверждением, что человек рожден для моды и мы не можем прожить без юбки?

Ответы учащихся.

Как сделать красивую и модную юбку мы сегодня и познакомимся на уроке.

3.2. Учитель: Объявление темы и целей урока.

Тема нашего урока «Моделирование прямой юбки»

1. Откройте тетради, запишите тему урока

3.3. Ожидаемые результаты (задачи урока)

1. По окончанию урока вы сможете:

- называть способы моделирования юбок;

- выполнять расчет количества ткани, необходимой для пошива изделия.

2. Уметь:

- изменять ширину юбки по линии низа путем сужения и закрытия вытачки;

- моделировать юбку с кокеткой на переднем полотнище;

- с помощью дополнительных деталей выполнять новые фасоны юбок.

3. Высказывать свое отношение к процессу моделирования.

3.4. Работа с понятиями.

Моделирование - это процесс разработки выкроек изделия по готовой модели или ее графическому изображению (запись определений в тетрадях).

При моделировании одежды, объектами являются фасон и силуэт (запись определений в тетрадях).

Фасон - образец, по которому сшито изделие.

Силуэт - внешний контур формы одежды, ее плоское изображение.

3.5. Учитель (беседа).

Прежде чем приступить к моделированию ответьте на вопрос: Что нужно при моделировании одежды? Мы должны учитывать особенности своей внешности: фигуру, рост, что еще ? Кроме этого мы должны выбрать материал, отделку, а еще? И в конечном счете соответствовать направлениям современной моды, отвечать своему назначению и назначению одежды. В связи с этим мы моделируем одежду.

Ответ: Одеваться нужно учитывая цвет волос и глаз, покрой, швейное изделие должно соответствовать своему назначению.

Учитель: На основе чертежа прямой юбки можно моделировать огромное количество фасонов юбок: узких и широких, длинных и коротких, с кокетками, разрезами, складками (Моделирование разных фасонов).

На основе выкройки юбки (переднего и заднего полотнища), можно разработать разные покрои изделий. Этой работой занимаются модельеры, и сегодня на уроке каждая из вас будет выступать в роли модельера.

3.6. Игра «Ателье мод»

На макете выкройки-лекала прямой юбки с помощью дополнительных деталей учащиеся должны выполнить новый фасон юбки (работа на магнитной доске)

Учитель: Посмотрите как из прямой юбки с помощью дополнительных деталей и элементов мы получили новые фасоны юбок. При этом мы учитывали индивидуальные особенности человека, каждый подбирал свой фасон. Значит моделирование - это процесс творческий и индивидуальный.

ІV. Практическая работа. «Моделирование юбок. Расчет количества ткани, необходимой для пошива изделия »

4.1. Инструктаж по ТБ при работе с ножницами и клеем

Учитель: Давайте повторим правила безопасной работы с ножницами и с клеем.

Правила безопасной работы с ножницами:

1. Пользуйся ножницами с закругленными концами.

2. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

3. При работе внимательно следи за направлением резания.

4. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

5. Не держи ножницы лезвиями вверх.

6. Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями.

7. Не режь ножницами на ходу.

8. Не подходи к товарищу во время работы.

9. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

10. Во время работы удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

Правила безопасной работы с клеем

1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Учитель: На данном уроке рассмотрим несколько способов моделирования юбок. Так как при построении чертежа прямой юбки были получены чертежи переднего и заднего полотнищ, поэтому для моделирования эти части нужно разделить (разрезать) и смоделировать каждое полотнище. Также научимся рассчитывать количество ткани, необходимой для пошива изделия.

4.2. Рассмотрим первый способ моделирования «Сужение юбки по линии низа»

Ход работы.

4.2.1. Инструктаж учителя

1. На чертежах переднего и заднего полотнищ со стороны бокового среза уменьшить ширину юбки по линии низа на желаемую величину, например, на 3 см. (точки Н3 и Н4).

2. Затем, соединить точки Н3 и Н4 с точками Б2 и Б2.

3. Обвести контур по новым линиям.

4. Лишние части выкройки обрезать.

По данному способу есть вопросы?

Если вопросов нет, то приступим к выполнению практической работы по данному способу моделирования:

5. Обратитесь к технологической карте №1.

6. Возьмите шаблоны переднего и заднего полотнищ юбки и приступайте к выполнению работы согласно последовательности операций (на выполнение работы у вас 3 минуты).

4.2.2. Выполнение практической работы.

4.2.3. В тетрадях запишите 1 способ моделирования, который называется «Сужение юбки по линии низа». Теперь приклейте полученные детали в тетрадь.

4.3. Учитель: Познакомимся со вторым способом моделирования - «Расширение прямой юбки путем закрытия вытачек»

Немного расширенная прямая юбка очень удобна в носке.

Такое расширение несложно выполнить путем закрытия вытачек на основном чертеже прямой юбки.

Ход работы.

4.3.1.Инструктаж учителя

1. По осевым линиям вытачек переднего и заднего полотнищ провести вертикальные прямые линии до их пересечения с линией низа и разрезать выкройки по этим линиям не доходя до конца вытачек 0,1 см.

2. Раздвинуть выкройки в нижней части до полного закрытия вытачек

3. Оформить линию низа плавной кривой.

По данному способу есть вопросы?

Если вопросов нет, то приступим к выполнению практической работы по данному способу моделирования:

4. Откройте технологическую карту №2.

5. Возьмите шаблоны переднего и заднего полотнищ юбки и приступайте к выполнению работы согласно последовательности операций с
1-го пункта (на выполнение работы у вас 3 минуты).

4.3.2. Выполнение практической работы.

4.3.3. В тетрадях запишите 2 способ моделирования, который называется «Расширение прямой юбки путем закрытия вытачек» и приклейте полученные детали в тетрадь.

4.4. Учитель: Познакомимся со способом № 3 - « Юбка с кокеткой на переднем полотнище»

Кокетка - это декоративный элемент одежды. Юбка на кокетке более привлекательная и интересная. Кокетку можно выполнять из ткани другого цвета. Ниже кокетки, возможно, сделать складки, сборки или плиссировку согласно фасону. Кокетку несложно выполнить путем закрытия вытачек на основном чертеже прямой юбки.

Ход работы.

4.4.1. Инструктаж учителя.

1. На выкройке прямой юбки определяют линию кокетки желательного размера и отрезают.

2. Детали кокетки соединить по линии вытачки.

3. По осевым линиям вытачек переднего и заднего полотнищ провести вертикальные прямые линии до их пересечения с линией низа и разрезать выкройки по этим линиям, не доходя до конца вытачек 0,1 см.

4. Раздвинуть выкройки в нижней части до полного закрытия вытачек.

5. Оформить линию низа плавной кривой.

По данному способу есть вопросы?

Если вопросов нет, то приступим к выполнению практической работы по данному способу моделирования:

6. Откройте технологическую карту №3.

7. Возьмите шаблоны переднего и заднего полотнищ юбки и приступайте к выполнению работы согласно последовательности операции с
1-го пункта (на выполнение работы у вас 5 минут)

4.4.2. Выполнение практической работы.

4.4.3. В тетрадях запишите 3 способ моделирования, который называется «Юбка с кокеткой на переднем полотнище» и приклейте полученные детали в тетрадь.

4.5. Учитель (беседа): Ребята, посмотрите, как изменилась юбка! Какая вам больше понравилась? Как изменился фасон? Софи Лорен считала, что одежда - самое простое средство раскрытия личности. Поэтому, при моделировании необходимо учитывать особенности своей внешности: фигуру, рост, цвет волос и глаз, а также покрой, выбор материала, отделку. Изделие должно соответствовать направлениям современной моды, отвечать своему назначению и при этом создавать новый образ.

4.6. Учитель. Расчет количества ткани, необходимой для пошива изделия (от разной ширины ткани)

4.6.1. Рассказ учителя.

Расход ткани на юбку зависит от фасона юбки, ширины и обработки ткани.

Простейший расчет для прямых юбок выполняется по формуле:

Дю + 10 см,

где Дю- длина юбки, на обработку (при ширине ткани 140 см.) (1).

Для конических юбок существует другая формула:

Дю + От + 5 см,

где Дю - длина юбки. От - обхват талии) (2).

Если ширина ткани 80-90 см, то (значения формулы 1 и 2) умножаются на 2.

Проведем более детальный расчет расхода ткани, необходимой для пошива юбки.

Например: для пошива прямой юбки 46 размера длиной 40 см, при ширине ткани 150 см, необходимо:

1. 46 размер означает, что Сб = 46 см. За счет ширины сетки ББ1 будет
Сб + Пб = 46 + 2 =48 см.

2. Добавляем припуски на швы по бокам 2 шва х 3 см = 6 см, тогда половина ширины ткани 48 + 6 = 54 см.

3. Полная ширина юбки в 2 раза больше 55 х 2 = 110 см. Такая ширина проходит по ширине ткани.

4. Сбоку - остаток на пояс 150 - 110 = 40 см.

5. Длина юбки - 40 см. Прибавляем 5 см. на подшив низа и 1,5 см на обработку верхнего среза. Получаем 40 + 5 + 1,5 = 46,5 см.

Значит, нам необходимо 47 см. для пошива юбки 46 размера длиной 40 см, что полностью отвечает формуле (1).

4.6.2. Решение задач

Каждой группе выдается конверт с задачей: рассчитать количество ткани, необходимой для пошива изделия.

Задача №1. Сколько ткани шириной 1,5 м необходимо для пошива прямой юбки 48 размера длиной 50 см.

Решение:

1) Для 48 размера Сб. = 48 см. ББ1 = 48 + 2 = 50 см.

2) Припуски на швы 50 +(2 х 3) = 56 см. - половина ширины ткани.

3) Полная ширина 56 х 2 = 112 см. - проходит по ширине ткани 150 см.

4) Остаток на пояс 150 - 112 = 38 см.

5) Длина ткани Дю + 5 + 1,5 = 50 + 5 + 1,5 = 56,5 см.

Ответ: необходимо 57 см. ткани при ширине 150 см. для пошива прямой юбки 48 размера длиной 50 см.

Задача№2. Сколько необходимо ткани шириной 90 см. для пошива прямой юбки 48 размера длиной 50 см.

Решение:

1) Для 48 размера Сб = 48 см. ББ1 = 48 + 2 = 50 см.

2) Припуски на швы 50 +(2 х 3) = 56 см. - половина ширины ткани.

3) Полная ширина 56 х 2 = 112 см. - полная ширина юбки, итак больше 90 см, т.е., нужно 2 длины.

4) Длина ткани Дю + 5 + 1,5 = 50 + 5 + 1.5 = 56,5 см. 56.5 х 2 = 113 см ткани. Пояс со стороны.

Ответ: Для пошива юбки 48 размера длиной 50 см. необходимо 113 см ткани шириной 90 см.

V. Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся.

5.1. Работа в группах. Моделирование юбок (задание по карточкам).

Каждая группа выбирают 2 карточки с заданиями (на группу) с моделями юбок.

Задача: выполнить моделирование заданных фасонов (на выполнение работы у вас 5 минут) - музыкальное сопровождение.

5.2. Целевой обход учителя

Учитель обходит учащихся, контролирует и дает им консультации, проверяет правильность выполнения работы.

5.3. Демонстрация проекта (учащиеся демонстрируют полученную модель и объясняют процесс моделирования).

Учитель оценивает выполненные чертежи моделей юбок, отмечает лучшие работы, указывает на недостатки и ошибки, отмечает причины их возникновения.

VІ. Подведение итогов урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы изучили основные способы моделирования прямой юбки, научились выполнять расчет количества ткани, необходимой для пошива изделия.

6.1. Я предлагаю вам составить синквейн о моделировании. У вас на столах лежит памятка по составлению синквейна, вспомните правила его составления, и так:

СИНКВЕЙН - короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по следующим правилам:

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Ключевое слово:

МОДЕЛИРОВАНИЕ

творческое, индивидуальное

украшает, изменяет, учитывает

создает новый образ

ТВОРЧЕСТВО

6.2. Рефлексия. Учитель: А теперь поделимся впечатлением о нашем уроке. Каждый из вас закончит фразу.

Ребята поочередно высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана.

1. сегодня я узнала…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполняла задания…

5. я поняла, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовала, что…

8. я приобрела…

9. я научилась…

10. у меня получилось …

11. я смогла…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

VІІ. Домашнее задание (запись в дневнике).

Сделать выкройку прямой юбки в масштабе 1: 1 на бумаге. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

VIII. Психологическое настроение урока.

А сейчас я предлагаю вам выразить свое мнение об уроке. У каждого на столах лежат цветные полоски по цвету лучиков солнца. Возьмите полоску того цвета, которая соответствует …

«Солнышко».

Жёлтый - мне очень понравилось занятие, узнала много интересного.

Голубой - занятие не интересное, не было ни какой полезной информации.

Дети встают и приклеивают лучики к солнышку.

Помните: «В человеке все должно быть прекрасным: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.П.Чехов).

Благодарю вас за работу, желаю творческих успехов!

Литература:

1. Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) / под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2005.

2. Технология: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / В.Д.Симоненко, О.А.Кожина, Ю.В.Крупская; др. / под ред. В.Д.Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2005.

3. Современная энциклопедия. Том «Мода и стиль» / под ред. В.Володина, А.Черновой.- М.: Аванта +, 2002.

4. Технология. 6 класс: Поурочные планы по учебнику "Технология 6 класс" под ред. В. Д. Симоненко. /Сост. О. И. Павлова - Волгоград: Учитель - АСТ, 2006.


© 2010-2022