• Преподавателю
  • Технология
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ

В.С. Батраченко, С.В. Иванов

Воронежский государственный педагогический университет, [email protected]

Условия, в которых ученик может проявить свои творческие начала на практике, могут быть успешно созданы на уроке технологии. Это один из немногих школьных предметов, который позволяет помочь развить не только трудовые навыки, творческие способности, но и конкурентоспособное мышление учащегося.

Одним из важных результатов изучения предмета "Технология" является овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда. Основным методом в обучении проектной деятельности является метод проектов - это стержень программы предмета "Технологии". Под методом проектов понимается система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения усложняющихся практических заданий [1].

Во всем мире возросла роль прикладных знаний, что нашло свое отражение в появлении в учебных планах многих стран предмета "Технология", основным направлением которого является проектная деятельность. Раскрытие и реализация творческой личности учеников происходит в процессе выполнения творческих проектов. Участие школьников в олимпиадах по технологии способствует повышению престижности и качества технологической подготовки учащихся, развитию их творческих способностей, привлечению к выполнению оригинальных и практически ценных проектов, а также позволяет выявлять и поощрять наиболее способных учащихся и творчески работающих учителей технологии.

Острой стала проблема сокращения часов изучения предмета "Технология" в школах Российской Федерации. Изначально изучение технологии в школе было условно распределено на три этапа: 1-4, 5-9, 10-11-й классы. Предполагалось использование линейно-концентрического принципа, означающего возвращение на каждом из этих этапов к уже изученному, но на более высоком уровне [7].

В современном базисном учебном плане образовательного учреждения изучение технологии можно разделить на два этапа: 1-4 и 5-7-й классы. На занятиях по технологии учащиеся 5-7-х классов получают базовый уровень знаний, умений и навыков (ЗУН). Способность работать самостоятельно и творчески появляется позже, к 8-9-му классу, когда занятия по технологии в большинстве школ уже не проводятся. Выполнение проектов способствует не только формированию ЗУН, но и играет большую роль в развитии творческих способностей учащихся, в выявлении их интересов и склонностей, что в свою очередь формирует профессиональную направленность и желание заниматься исследовательской работой. Владение проектной деятельностью позволяет школьникам глубже оценить значимость "Технологии" в жизни человека и общества. В олимпиадах могут участвовать ученики с 8-го класса, но их проекты, как правило, ещё достаточно просты и далеки от совершенства [1].

В связи с этим у учителей технологии возникают проблемы при отборе и подготовке учеников 9-11 классов к участию в олимпиадах по технологии. В сложившейся ситуации учителю технологии необходимо заранее создать "команду" учеников, которая будет продолжать заниматься проектной деятельностью после 7-го класса во внеурочное время. Это возможно осуществить, организовав специализированный кружок на базе школьных учебных мастерских.

Внеклассные занятия продолжают и дополняют работу учащихся на уроках, но только в расширенном и углубленном виде. Кружковые занятия представляют для этого широкие возможности. В сочетании поурочной и внеклассной деятельности учащихся - путь к развитию их творческой активности и как следствие - стремление быть лучшим в своем деле. Внеклассная работа может носить индивидуальный или коллективный характер.

Кружки могут быть:

- предметно-техническими;

- творческие конструкторские (авиамодельные, судомодельные);

- учебно-технологические или кружки-курсы;

- декоративно-прикладного творчества и народных ремесел.

Рассмотрим пути эффективного использования ИКТ для становления конкурентоспособного специалиста на примере занятий школьников в судомодельном кружке. Судомоделирование - увлекательный вид творчества. Инженеру он помогает оценить правильность новой технической идеи, а школьнику - попробовать свои силы в конструировании. Построить модель судна - занятие очень сложное. Каждая модель - это уменьшенная копия реально существующих кораблей, с соответствующими техническими характеристиками, оснасткой и названием. Изготовление моделей требует немалых знаний, концентрации мышления и, конечно, терпения. Знания, умения и навыки, приобретенные в процессе судомоделирования, в сочетании с аккуратностью и настойчивостью способствуют гармоничному развитию творческой личности. Сложными, интересными и конкурентоспособными будут смотреться на олимпиадах по технологии стендовые модели от средневековых парусных до современных кораблей, изготовленные учениками в школьном судомодельном кружке.

Эффективность работы кружка судомоделирования зависит не только от руководителя, но и от материально-технического оснащения: необходимо специально оборудованное помещение (школьная мастерская), инструменты, детали и материалы. Можно выделить основные направления совершенствования работы в судомодельном кружке:

1. Разработка методического обеспечения занятий.

2. Расширение материальной базы кружка.

3. Разработка электронного пособия (ЭП).

Учителю технологии необходимо заинтересовать учеников и настроить их на выполнение продолжительной творческой работы. Отдавая должное важности первого и второго направления и понимая сложности их реализации [5], сосредоточимся на вопросах разработки и внедрения ЭП, ориентированного на комплексное решение задач планирования, функционирования и развития кружка указанного профиля.

Применение ЭП предполагает повышение интереса у учащихся к судомоделированию, организацию их самостоятельной работы со справочным и графическим материалом, участие в совершенствовании материальной базы [4, 5], осуществление самоконтроля во время занятий, а также развитие творческого потенциала в виртуальной среде. Взаимодействие учеников с ЭП предполагает формирование конкурентной атмосферы:

  1. Каждый учащийся старается найти как можно больше справочной информации для своего проекта - модели судна и активно участвует в наполнении соответствующих разделов ЭП.

  2. Каждый учащийся подробно фиксирует при помощи фотоаппарата/видеокамеры технологическую последовательность сборки модели корабля и вставляет накопленный материал в ЭП.

  3. Прохождение тестов учащимися позволяет закрепить полученные в судомодельном кружке знания и составить рейтинг учащихся.

Использование ЭП освобождает руководителя кружка от рутинной работы в организации учебного процесса. Структура разработанного нами ЭП «Верфь» [6] предоставляет руководителю следующие широкие возможности: быстрый и лёгкий доступ к систематизированной информации, доведение до учащихся большего количества дополнительного и справочного материала, проверка знаний учащихся различными способами, а также демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор.

ЭП «Верфь» используется руководителем кружка судомоделирования и является удобным наглядным пособием для учеников. В нем представлены различные разделы, часть из которых в настоящее время находится в стадии разработки раздел «История мореходства» посвящён истории развития флота, знаменитым морским первопроходцам и их открытиям.

В разделе «Типы кораблей» представлены основные типы парусных судов с описанием, эскизами и краткой исторической справкой.

Раздел «Основы моделирования» заключает в себе базовую информацию о конструкции моделей судов и приёмах их изготовления.

В разделе «Программа кружка» представлены цели, задачи и подробная рабочая программа кружковой работы, рассчитанная на три года.

В разделе «Пошаговая технология» на данный момент представлена пошаговая технология изготовления четырёх моделей парусных кораблей (ботик Петра I, древнеримская корбита; каравелла "Нинья"; нао "Санта-Мария").

В разделах «Работы учеников» и «Работы учителей» находятся фотографии моделей на разных стадиях изготовления.

«Галерея моделей» - раздел, в котором находятся фотографии прототипов моделей парусных кораблей, которые служат наглядным примером для учеников.

Кроме того, имеются следующие разделы: «Чертежи», «Видеоматериалы», «Словарь морских терминов», «Проверь себя».

Прежде чем приступить к разработке ЭП нами был проанализирован ряд программных продуктов: eBooksWriter LITE, eBook Maestro, TurboSite, eAuthor, TurboSite, Learning Content Development System (LCDS), Microsoft Office FrontPage 2003. С нашей точки зрения, для судомодельного кружка должен содержать тексты, таблицы, иллюстрации, чертежи, фото- и видеоматериалы.

Наиболее доступным и простым в использовании бесплатным программным продуктом с нашей точки зрения является TurboSite. С помощью данной программы можно создать HTML-сайт, электронный учебник или пособие, не обладая знаниями языков программирования и навыками разметки текста [3].

Наполнение различным контентом ЭП, разработанного в программе TurboSite, можно осуществлять несколькими способами:

1. Добавление информации непосредственно через сам программный продукт.

2. Добавление информации посредством приложений, созданных в сторонних программных продуктах (например, iSpring Suite).

На примере судомодельного кружка рассмотрим эффективность использования программных продуктов iSpring. Компания iSpring - ведущий разработчик профессиональных инструментов для организации электронного обучения.

iSpring QuizMaker - это функциональный и одновременно простой в использовании инструмент для создания интерактивных Flash тестов, анкет и опросов. Данная программа может понадобиться руководителю кружка с целью проведения опроса среди детей и их родителей по интересующему вопросу в сети Интернет [8].

Для создания интерактивных материалов, обеспечивающих наглядность и быстрый доступ к информации, руководитель судомодельного кружка может воспользоваться программой iSpring Kinetics [2].

Для кружка судомоделирования в данном программном продукте при активном участии учеников педагог может разрабатывать такие интерактивные материалы как:

1. Справочные электронные пособия по судомоделированию с имитацией перелистывания страниц и возможностью добавления изображений.

2. Каталоги различных типов кораблей с их подробным описанием, аудио-, фото- и видеоматериалами.

3. Каталоги видов корабельной артиллерии, морских узлов, дельных вещей и др.

4. Словарь морских терминов.

5. Временная шкала (эпохи, события связанные с историей кораблей).

6. Список часто задаваемых учениками вопросов.

Интерфейс программы iSpring Kinetics интуитивно понятен и приятен с точки зрения эстетики. Добавление материала происходит в несколько кликов компьютерной мышью. Программа имеет массу возможностей: форматирование текста, добавление гиперссылок, изображений, звука, видео, Flash-файлов.

Готовый материал можно публиковать в сети Интернет, конвертировать, форматировать и вставлять в презентацию. Демонстрация интерактивных приложений возможна с экрана монитора, интерактивной доски, планшетного компьютера и других устройств без потери качества и функциональности.

Интерактивные приложения, созданные в программе iSpring Kinetics, можно систематизировать в электронном пособии (на базе программы Turbosite). Таким образом, доступ к информации будет осуществляться оперативно без использования подключения к сети Интернет.

Воспроизведение приложений на интерактивной доске обязательно заинтересует юных судомоделистов. Демонстрация интерактивного материала, разработанного с помощью программы iSpring Kinetics, будет способствовать развитию познавательной активности учащихся и их соревновательной деятельности.

Целесообразно обозначить в этой статье позиции, по которым осуществляется целенаправленная подготовка учеников к олимпиаде по технологии:

  1. Тестовые задания по предмету технология (5-11 классы).

  2. Практические навыки работы руками (деревообработка, металлообработка)

  3. Составление пояснительной записки к проекту.

  4. Создание презентации к проекту.

  5. Изготовление творческого проекта.

Возникает вопрос по первому пункту данного списка. Каким образом ученики 8-11 классов, закончившие обучение по предмету «Технология» в седьмом классе, будут выполнять тестовые задания на олимпиаде по всему курсу (5-11 классы)? Учитель технологии - руководитель кружка может воспользоваться ЭП при подготовке учеников-кружковцев к данному тестовому заданию следующим образом:

  1. Узнать и получить в электронном варианте тестовые задания для олимпиады по технологии прошлых лет.

  2. Воспользоваться вышеописанным программным продуктом iSpring QuizMaker для составления тестов.

  3. Загрузить файл с тестовыми заданиями по олимпиаде по технологии в ЭП в соответствующий раздел.

  4. Каждый ученик-кружковец имеет возможность: пройти тестовые задания дома, использовав файл из ЭП; пройти тест под руководством учителя на персональном компьютере (ПК), где уже установлено ЭП (в учебных мастерских, в которых проходят занятия по судомоделированию); получить файл с тестовыми заданиями дома через сеть Интернет, при условии, что ЭП реализовано в виде сайта.

Таким образом, при помощи ИКТ может решаться вопрос с подготовкой учеников по теоретическим основам судомоделирования и предмета «Технология». Одним из достоинств данного способа является удобство в фиксации результатов учеников при ответе на тестовые вопросы. Для создания конкурентоспособной атмосферы учитель может публиковать в ЭП результаты учеников. Мотивацией для испытуемых в данном случае является то, что ученики с лучшими результатами допускаются до участия в олимпиаде по технологии.

Навык работы руками ученик приобретает со временем на уроке технологии и в судомодельном кружке, отрабатывая на уроках в школьных мастерских различные технологические операции и занимаясь изготовлением творческого проекта (в частности в судомодельном кружке).

Не менее важными вопросами являются: составление пояснительной записки, создание презентации и изготовление творческого проекта, где ученик не сможет обойтись без помощи и консультаций учителя. Со структурой пояснительной записки и правилами ее написания и оформления учитель может ознакомить учеников на занятиях кружка, а также оказать помощь в создании презентации, позволяющей более наглядно и интересно изложить данный справочный материал. Файл презентации загружается учителем в ЭП и демонстрируется ученикам на уроке или на занятиях в кружке с пояснениями. Все пояснительные записки учеников можно сохранять в ЭП и таким образом каждый учитель может со временем собрать банк проектов, а ученики будут заинтересованы в том, чтобы именно их пояснительная записка к проекту оказалась в ЭП руководителя кружка.

Учитель, помогающий учащемуся выполнять творческий проект, должен подсказать ему, как подготовить качественную презентацию и провести предзащиту, научить автора проекта правильно пользоваться материалом, размещенным на слайдах. Примеры правильного и неправильного оформления презентации к докладу учитель может продемонстрировать в программе MS PowerPoint, разработав учебную презентацию с рекомендациями. Файл данной презентации может стать частью справочных материалов в ЭП.

Больше всего времени при подготовке к олимпиаде тратится на изготовление учеником творческого проекта, в котором учитель - руководитель кружка играет важную роль как организатор, консультант и помощник. Если на базе школьных учебных мастерских открыт судомодельный кружок, то подбор проекта к олимпиаде по технологии ограничен лишь выбором модели судна. Процесс сборки модели необходимо фиксировать на фотокамеру, чтобы впоследствии учитель с учеником могли подробно проиллюстрировать технологический процесс сборки конкретной модели судна. Таким образом, в ЭП может образоваться отдельный раздел, посвященный процессу сборки различных моделей кораблей. Это поможет новым участникам кружка при выборе модели заранее ознакомиться с ходом работы и опираться на опыт предыдущих учеников.

Между участниками кружка обязательно возникнет соревновательный момент, важность которого в процессе выполнения проекта будет только возрастать. У каждого ученика будет желание сделать свою модель корабля быстрее, красивее и качественнее, что, бесспорно, является стимулом к формированию необходимых качеств будущего перспективного конкурентоспособного специалиста в области моделирования и конструирования техники.

Литература:

  1. Бабина Н.Ф. Технология: методика обучения и воспитания / учебное пособие для студентов 2-4 курсов физико-математического факультета, профиль "Технология", 3-4 курсов направления "Технологическое образование", магистрантов 2-го года обучения по программе "Профессиональное образование" / Н.Ф. Бабина. - Воронеж : ВГПУ, 2013. - 492 с.

  2. Батраченко В.С., Иванов С.В., Микулин А.В. Предложения по организации современного занятия в системе дополнительного образования детей// Тезисы докладов VIII Региональной научно-практической конференции. - Воронеж: ВГПУ, 2014. - 194 с.

  3. Батраченко В.С., Иванов С.В., Микулин А.В. Цифровой образовательный ресурс как элемент модернизации судомодельного кружка // Тезисы докладов VII Региональной научно-практической конференции. - Воронеж: ВГПУ, 2013. - 262 с.

  4. Иванов С.В. Комплект приспособлений для кружка судомоделирования // Тезисы докладов студенческой научной конференции. Вып. 16. - Воронеж: Воронежский педуниверситет, 2012.

  5. Иванов С.В. Материально-техническое обеспечение кружка судомоделирования // Тезисы докладов студенческой научной конференции. Вып. 15. - Воронеж: Воронежский педуниверситет, 2011.

  6. Иванов С.В. Совершенствование электронного пособия // Тезисы докладов студенческой научной конференции по итогам работы за 2012 год. Вып. 15. - Воронеж: Воронежский педуниверситет, 2013.

  7. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе // Школа и производство, 1998, №4. С. 5-7.

  8. Образовательная платформа. iSpring. - (URL: edusf.ru/project/ispring.aspx).


© 2010-2022