• Преподавателю
  • Технология
  • Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у детей с ОВЗ - школа-интернат VIII вида с. Развильное

Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у детей с ОВЗ - школа-интернат VIII вида с. Развильное

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни

у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Здоровье - это вершина, на которую
постоянно нужно взбираться самому.
(Народная пословица)


В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым учебным заведением ставится задача - вести подготовку учащихся на высоком уровне, с применением современных методов организации учебно-воспитательного процесса, направленных на использование здоровьесберегающих технологий. Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации. Вот почему так необходима и образовательная и воспитательная деятельность школы в целом, педагогов-предметников, классных руководителей в частности по вопросам сохранения и укрепления здоровья и главная задача в формировании ЗОЖ возлагается на учителей физической культуры.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий ;
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Но сложившаяся на сегодняшний день система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство детей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют мало места для положительных эмоций.
Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. И в настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель физической культуры в состоянии сделать для здоровья ученика больше, чем врач и даже родители.
Поэтому целью деятельности учителей является формирование у обучающихся здорового образа жизни и интереса к занятиям физкультурой и спортом, а также подготовка обучающихся к жизни и к выполнению социальных функций.
Как правило, тяжело детей мотивировать придерживаться ЗОЖ, так как вокруг много неизвестного, соблазнительного, неиспробованного. Какие же мотивации лежат в основе формирования стиля здоровой жизни? Это самосохранение, когда человек знает, что то или иное действие впрямую угрожает жизни, он это действие не совершает («Я не совершаю определенные действия, так как они угрожают моему здоровью и жизни»); получение удовольствия самосовершенствования («Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство»); возможность для самосовершенствования («Если я буду, здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы»); достижение максимально возможной комфортности («Я здоров, меня не беспокоит физическое и психическое неудобство»).
Эти формулировки являются девизом для обучающихся, а для учителей нашей школы - это возможность управлять детьми и привлечь их к ЗОЖ.
Осознание школьниками необходимости самостоятельного накопления, сохранения здоровья и создание учителем всех необходимых условий для этого дают действенный, стойкий положительный эффект в формировании культуры здоровья детей и подростков.
Педагогический коллектив стремится создать благоприятные условия для обучения и повышения физической культуры детей, направленных на саморазвитие и формирование здорового образа жизни, накопление и сохранение здоровья посредством таких компонентов:
- образовательного процесса, который обеспечивает индивидуальный подход к особенностям каждого ученика путем дифференциации учебных нормативов в соответствии с уровнем его развития;
- выполнение 3 - х часовой недельной нагрузки по физической культуре;
- формирования мотивации физического самосовершенствования, накопления собственного здоровья через систему внешкольных и внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту, пропаганду спортивных достижений учащихся нашей школы, культивирование совершенствования физического развития;
- получения удовольствия и удовлетворения от процесса ведения здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом;
- создания оздоровительной системы физического воспитания с использованием базовых форм: уроков физической культуры; уроков по ЗОЖ; выполнения домашних заданий по физкультуре; самостоятельных тренировок любимым видом спорта; проведение зарядки; занятий в спортивных секциях в школе или учреждениях дополнительного образования; семейных занятий спортивными увлечениями (походов, прогулок на лыжах, вечерних пробежек, семейных соревнований «Мама, папа, я - дружная семья» и т д.); проведение Дня здоровья; проведение недели спорта; участие в спортивных праздниках; организация товарищеских встреч по различным спортивным играм; участие в районной спартакиаде.
В МОУ «ООШ № 78» воспитание ЗОЖ идет через:
- информационно - профилактическую работу (беседы, классные часы, праздники, конкурсы плакатов, рисунков, агитбригады по ЗОЖ);
- уроки по основам знаний проводятся с использованием презентаций, которые делают урок интересным, запоминающимся, наглядным;
- разработан календарный план воспитательной работы, куда включены: «День здоровья», школьная спартакиада, спортивные праздники, субботники, уборка школьной территории, урока класса, уборка буфета, акция «Чистый рейд»
- накапливается практический материал: на классных часах не только учитель-предметник, классный руководитель показывают презентации по ЗОЖ, но и разработанные детьми презентации, доклады, рефераты.

В подвижных играх участвовать должны не только дети, но и мы, учителя, таким образом, нами зарабатывается не только авторитет, но самое главное - уважение и детское доверие. Играть необходимо не только с малышами, но и с подростками, и не только в спортивные игры, а в самые разные подвижные, даже озорные.
Нам необходимо поощрять любые порывы детей. Даже малым отказом мы отворачиваем их от себя и теряем. Тяжело вернуть доверие ребенка. Поэтому наши ученики с удовольствием участвуют во всех спортивных мероприятиях.

Таким образом, в распоряжении образовательной системы имеются мощные возможности для позитивного воздействия на здоровье путем повышения уровня грамотности, воспитания культуры здоровья, приобщения к ведению здорового образа жизни. Не использовать их - значит не решать главную задачу образования - подготовку ребенка к самостоятельной жизни. Фундаментальный принцип педагогики: качество подготовки ученика к реальной жизни определяется, в конечном счете, профессионализмом учителя.

Воспитание здорового образа жизни школьника.

Образ жизни школьника до поры до времени поддается родительскому контролю: лет до 10-12 многим родителям вполне удается устанавливать свои порядки питания, режима дня и гигиенических мероприятий. Однако чем старше ребенок, тем сложнее становится диктовать свои условия - это нормальный ход развития. Ребенок учится рассуждать, обретает самостоятельность. Поэтому в период взросления зачастую происходят перемены и в образе жизни школьника, которые могут приобрести характер критического противостояния родителя и ребенка.

Самое главное - с самого раннего возраста нужно подходить к вопросу здорового образа жизни, действуя гибко и стараясь индивидуализировать образ жизни ребенка.

Воспитание здорового образа жизни: какова основная цель?

Смысл воспитания здорового образа жизни у школьников сводится к эффективной мотивации, причем конечной целью должен становиться не столько текущий благоприятный образ жизни, сколько формирование самомотивации - понимание, «прочувствование» необходимости ведения здорового образа жизни. Поэтому многие мудрые родители и педагоги формулируют для себя основное правило руководства примерно так: лучше пойти на уступки и разрешить ребенку что-то запретное и не совсем полезное, чем чрезмерно давить на него, переходя индивидуальный порог психологической выносливости. И действительно, лучше периодически позволять не совсем здоровую пищу, чем стать причиной депрессии или озлобленности с соответствующими негативными последствиями.

Каждый человек, даже самый маленький, - это свободная личность.

Главная задача воспитания здорового образа жизни школьника-

построение индивидуального плана здорового образа жизни.

Требование полного выполнения всех правил, как правило, приводит к развитию выраженного внутреннего конфликта у школьника, что может в конечном итоге вести к реакциям отрицания. Выросший ребенок, почувствовав возможность неподчинения родителям, нередко начинает делать все наперекор устоявшимся привычкам: вволю есть сладкое и жирное, курить и пить алкоголь, часами засиживаться перед телевизором и компьютером, забросить даже самые элементарные гигиенические процедуры. Чтобы избежать развития такой крайне нежелательной реакции, необходим индивидуальный план здорового образа жизни, который будет включать наиболее значимые для конкретного ребенка пункты в приемлемой для него форме.

Формирование полезных стереотипов.

Когда ряд действий повторяется регулярно, начиная с самого раннего возраста, то эти самые действия становятся привычкой: человек, даже не осознавая смысла своих манипуляций, делает что-то просто потому, что так привык. Полезные стереотипы - вещь крайне полезная, однако не стоит забывать и о понимании смысла тех или иных мероприятий. Как можно раньше объясняйте своему ребенку пользу чистки зубов, мытья рук и т.п., строя разговор с учетом уровня интеллекта и степени зрелости психики.

Собственный пример.

Пример родителя может стать для ребенка решающим фактором формирования здорового образа жизни. Однако в то время как в дошкольном возрасте авторитет родителя практически абсолютен и ребенок не склонен сомневаться в правильности действий своих мамы и папы, то уже в более старшем возрасте этот авторитет нужно заслужить. Отношения взаимного доверия и любви, успешность родителя помогут сохранить действенность собственного примера не только в вопросах образа жизни, но и при принятии важнейших жизненных решений.

Развитие мотивации

Мотивация на здоровый образ жизни должна строиться на особенностях конкретного возраста школьника и его личностных особенностях.

Попробуем перечислить основные моменты, мотивирующие на соблюдение правил здорового образа жизни.

Мотивация самосохранения

Действует преимущественно при наличии существенной проблемы со здоровьем или при опасных обстоятельствах. Аллергик, перенесший анафилактический шок, вряд ли будет есть шоколад, если отчетливо помнит, что именно этот продукт стал причиной угрожающего для жизни состояния. Сколь бы вкусным ни было лакомство, оно не станет соблазном для такого человека.

Именно мотивация самосохранения может стать решающей для отказа от употребления наркотиков. Если ребенок с детства знает о частоте «молодых» смертей у наркоманов, то это может оказаться сильной мотивирующей силой.

Однако попытки необоснованного использования мотивации самосохранения могут принести только вред: родитель, говорящий о смертельной опасности курения, не сможет долго «морочить голову» ребенку: увидев, сколько людей разных возрастов курит и продолжает вести активную жизнь, школьник только потеряет доверие к родителю, а это сделает дальнейшие воспитательные усилия бесполезными. Говоря о вреде курения лучше делать акцент на саму зависимость, как потерю свободы, и на проблемы со здоровьем у курильщиков.

Также следует помнить, что мотивация самосохранения у детей относительно невысока: дети часто «носят розовые очки» и уверены, что с ними ничего страшного произойти не может.

Мотивация подчинения правилам общества

Именно благодаря мотивации такого типа окружение ребенка может оказать существенное влияние на его образ жизни. Это становится наиболее значимым в подростковом возрасте, когда школьники, общаясь тесными компаниями, перенимают друг у друга привычки и предпочтения. В этом отношении компания с выраженными спортивными установками может стать отличной базой для формирования здорового образа жизни школьника.

Мотивация удовольствия

Удовольствие от здорового тела является сильным стимулом соблюдения правил здорового образа жизни. Больной ребенок не может вволю побегать и поиграть, а это мотивирует его к правильному поведению, нацеленному на скорейшее выздоровление.

Воспитание здорового образа жизни школьника стоит самых больших стараний и усилий: нужно показывать на своём личном примере, что учитель за здоровый образ жизни, больше общаться и проводить время вместе на свежем воздухе (прогулки, экскурсии), а самое главное, любить и уважать в своем школьнике свободу личности - и тогда всё получится! Но не менее важное - родители тоже должны быть примером для своих собственных детей!

Приложение.

Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у детей с ОВЗ - школа-интернат VIII вида с. Развильное

Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у детей с ОВЗ - школа-интернат VIII вида с. Развильное


© 2010-2022