- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа кружка Чудесная мастерская
Рабочая программа кружка Чудесная мастерская
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Абдуллаева Л.А. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» города Саки Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель кафедры начального обучения
Протокол № ___
от «19» августа 2015г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ « Сакская СШ №1
им. Героя Советского Союза
В.К. Гайнутдинова»:
«24»августа 2015г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ « Сакская СШ №1
им. Героя Советского Союза
В.К. Гайнутдинова»:
Приказ № 225 от
«31» августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Чудесная мастерская»
Класс 3Б
Направление художественно-эстетическое
Количество часов 32 часа, 1 раз в неделю
Учитель Абдуллаева Ленара Алимовна
Рабочая программа разработана на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Программа кружка «Чудесная мастерская» является общекультурной программой художественно-эстетической направленности, которая предназначена для раскрытия творческих способностей в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Программа разработана для занятий с учащимися 3Б класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.
Занятия художественной практической деятельностью решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к творчеству. На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Программа внеурочной деятельности «Чудесная мастерская» разработана на основе документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г. регистрационный номер 17785);
- СанПин 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;
- Основная образовательная программа - Положение о разработке и утверждении рабочей программы внеурочной деятельности.
- Содержание данной программы подобрано в соответствии со спецификой МБОУ «Сакская средняя школа №1 имени Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова», учетом локальных актов, нормативных документов.
Цель программы:
-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно - прикладного искусства.
-Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи:
-Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе
с декоративно - прикладным искусством.
-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
- Приобщать школьников к народному искусству;
-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
-Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Содержание программы «Чудесная мастерская» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. В программу включены следующие направления декоративно - прикладного творчества: аппликация, бумагопластика, оригами, квиллинг и ниткография. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Программа «Чудесная мастерская» разработана для занятий с детьми младшего школьного возраста с учетом возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей, и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 32 часа (1час в неделю).
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально - логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
- формированию понятия о роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни;
- освоению современных видов декоративно - прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно - творческой деятельности,
пониманию связи художественно - образных задач с идеей и замыслами, умению
-обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
- знакомству с историей оригами, бумагопластики и ниткографии.
Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению декоративно - прикладное искусство «Чудесная мастерская» направлено на достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- учебно- познавательного интереса к декоративно - прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально - ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно - прикладного искусства, художественного конструирования ;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно - прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные
- различать изученные виды декоративно - прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно - выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно - прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно - образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно - прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно - историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно - творческой деятельности в целом.
Коммуникативные
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Предметные результаты
-
-уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
-
-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий. Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Выставки:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые - в конце года организуется выставка практических работ учащихся.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио - это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Учащиеся должны знать:
-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;
- виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;
-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания панно. Способы перенесения рисунка на основу;
- историю возникновения и развития техники оригами, бумагопластики, способы декоративного оформления готовых работ;
-основные виды декоративно-прикладного искусства, техника ниткография;
-основные приемы работы, заполнения простых фигур в технике ниткография;
-построение композиций с помощью простых геометрических фигур;
-основные правила по технике безопасности при работе с ножницами и иглами.
Учащиеся должны уметь:
-наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;
-моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;
-пользоваться средствами выразительности языка декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления;
-понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что
-в народном быту вещи имели не только практический смысл;
- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;
- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;
- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей
-наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;
- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах
-соблюдать правила по технике безопасности, выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами (ножницы, игла, канцелярский нож);
-добывать необходимую информацию (устную и графическую).
- анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;
- определять основные конструктивные особенности изделий;
- подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом
- соблюдать общие требования дизайна изделий;
- планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль.
Календарно - тематическое планирование 3Б
-
№ п/п
Название раздела и темы занятия
Кол-во
часов
Дата план.
Дата факт.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Знакомство с содержанием курса на год.
1
7.09
В мире бумажных фантазий. Панно из открыток (эффект 3 D).
1
14.09
Аппликация. Симметрия в природе - «Осенний мотив».
2
21.09
Аппликация. Объёмная аппликация методом торцевания.
28.09
Квиллинг. Основные приемы работы.
2
05.10
Картинка в технике квиллинг.
12.10
Оригами. Условные обозначения и основные приемы работы в технике оригами.
9
19.10
Оригами.
Базовые формы.
02.11
Изготовление сюрикена.
09.11
Изготовление фигурок зверей в технике оригами.
16.11,
23.11
Изготовление поделок к Новому году в технике оригами.
30.11,
07.12
Оригами. Изготовление елки.
14.12,
Оригами. Дед Мороз в технике оригами.
21.12
Модульное оригами. Основные приемы работы.
4
11.01
Изготовление простого изделия в технике модульное оригами.
18.01,
25.01
Изготовление сердечка в технике оригами.
01.02
Открытки - «валентинки».
1
08.02
Ниткография. Основные приемы работы. Открытка к празднику 23 февраля.
3
15.02
22.02
Изготовление открытки к 8 марта.
29.02,
07.03
Техника «Айрис-фолдинг». Основные приемы работы.
5
14.03
Выполнение открытки в технике «Айрис-фолдинг».
04.04
11.04
Пасхальный сувенир.
18.04
25.04
Подготовка и организация выставки работ.
2
16.05
23.05
Резерв времени.
2
Список литературы для учителя
-
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Кристалл, 2005.
-
Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 1999
-
Бурундукова Л.И. Волшебная изонить.-М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА,2013.-80 с.:ил.-(Новый мастер --класс на дому)
-
Кириченко Г.В. Оригами. Сделай сам/ Кириченко Г.В.-М.: Астрель; СПб.: Полигон,2012.256с.: ил.
-
Моргунова К.П. Забавные самоделки в технике "квилинг".-Донецк:"Издательство СКИФ".-64 с.:ил.
-
Олеся Емельянова. Фигуры из фольги: ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА»-М.: 2013.
Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007
-
Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
-
Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие пособия:
-
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
-
2. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
-
3. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.
-
4. Сайт Страна Мастеров
-
stranamasterov.ru
-
5. Сайт Всё для детей
-
allforchildren.ru