Элективный курс по технологии (9 класс)

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования

Отдел образования Алтайского края

Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края

Муниципальное образовательное учреждение Тальменская средняя общеобразовательная школа №1








Программа элективных курсов для учащихся 9-х классов




«Мягкую игрушку положи под ушко. Художественные изделия из текстильных и поделочных материалов в интерьере детской комнаты».





Автор - составитель: учитель технологии Мальцева Елена Васильевна.

Муниципальное образовательное учреждение Тальменская средняя

общеобразовательная школа №1




Номинация: Развитие дополнительного образования детей в современных

условиях (Инновационный опыт по развитию способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи)




Инновационный потенциал опыта: метод проектов,

элементы личностно - ориентированного обучения.














Тальменка 2009


Аннотация


В чем особенность текстильного дизайна интерьера детской комнаты? Ну конечно же в элементах декора, характерных для этого вида помещения. Для привнесения в атмосферу этой комнаты ощущения игры, праздничности интерьер дополняют интересные вещи, забавные и веселые: подушки-игрушки, декоративные куклы, мягкие игрушки. Игрушки нравятся всем-и взрослым и детям. Игрушка для ребенка неизменный спутник и друг. Она знакомит с окружающим миром, пробуждает мысль, будит фантазию, воспитывает чувства. Любимые игрушки подолгу остаются частью быта ребенка, даже если он в них уже не играет.

Секрет популярности игрушки в том, что она способна создавать вокруг себя ощущение психологического комфорта, уюта и защищенности. Мягкий мишка пробуждает в детях любовь к живой природе и воспитывает человечность. Плюшевый медвежонок стал первым объектом, с которым у детей с самого раннего возраста устанавливался прочный эмоциональный контакт.

В гардеробе вашей семьи обязательно найдутся старые вещи, которые давно не носятся. Приложив к ним руки и терпение, вы можете дать им вторую жизнь. И тогда кусок старой бархатной юбки превратится в забавного медведя.

Предлагаю вам путешествие в мир игрушек.



Содержание

Аннотация 2

Содержание 3

Пояснительная записка 4

Цели: 5

Задачи: 5

Ожидаемые результаты 5

Учебно-тематический план 6

Содержание программы 7

Карта самодиагностики 11

Словарь терминов 12

Литература для учителя 13

Литература для учащихся 13

Приложения 14





Пояснительная записка

Программа курса разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (профильный уровень), которая составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

На изучение программы общетехнологической подготовки в 10классе отводится 34часа учебного времени.

Одним из направлений сферы трудовой деятельности при освоении общетехнологической подготовки является декоративно-прикладное искусство.

Курс «Художественные изделия из текстильных и поделочных материалов в интерьере детской комнаты» предназначен для знакомства учащихся с художественным проектированием и изготовлением изделий из текстильных и поделочных материалов, с основами текстильного дизайна; выработки навыков по изготовлению мягкой игрушки медведя, которая может украсить интерьер детской комнаты или послужить оригинальным подарком для людей любого возраста.

Школьники узнают историю возникновения игрушки-медвежонка Тэдди, познакомятся с технологической последовательностью изготовления медвежонка и научатся его изготавливать.

Курс носит прикладной характер. За время обучения учащиеся познакомятся с основами текстильного дизайна интерьера детской комнаты, с элементами декора, научатся изготавливать игрушку-медведя.

Полученный объем знаний и умений позволит учащимся благоустроить свои дома, организовать свой досуг, а так же может быть использован при гуманитарной профильной специализации.

В процессе изучения данного курса учащиеся знакомятся с элементами профессиональной деятельности учителя, воспитателя дошкольного учреждения, педагога дополнительного образования, актера кукольного театра, мастера-кукольника, художника-оформителя, дизайнера.

Современный рынок труда требует специалистов, умеющих творчески решать поставленные задачи, находить верные решения и реализовать их на практике.

Основной принцип реализации программы общетехнологической подготовки - обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников и элементы профессиональной деятельности.

Основными методами обучения являются беседа, дискуссия, мастер-класс, самостоятельная работа по теме, а так же метод проектной деятельности. В процессе выполнения творческого проекта учащиеся могут пользоваться литературой по прикладным видам творчества, а так же возможно использование услуг Интернет-ресурсов. Тему проекта можно придумать самостоятельно или выбрать из предложенных. Вот несколько тем проектов: «Магазин игрушек»,

«Игрушка в подарок», «Сувенир для младшего школьника», «Любимая игрушка», «Мишка в интерьере детской комнаты», «Мои медвежата», «Оформляем детскую комнату», «Подарок для души», «Мишка для любимой мамочки(сестры, брата и т. д.)».





Цели:

  1. Создать условия для освоения метода проектной творческой деятельности;

Политехнических и специальных технологических знаний и умений в выбранном направлении.

  1. Создать условия в определении профиля дальнейшего образования.

  2. Создать условия для развития качеств личности, значимых для выбранного направления профессиональной деятельности.

  3. Создать условия для воспитания инициативности и творческого подхода к трудовой деятельности; умения работать в коллективе; культуры поведения и общения.

  4. Создать условия для самопознания учащихся своих творческих способностей и возможностей.

Задачи:

  1. Способствовать формированию умений и навыков ручного труда, работе на швейной машине, что концентрирует внимание, стимулирует развитие памяти.

  2. Способствовать обучению учащихся конкретным технологиям изготовления мягкой игрушки -медведя своими руками.

  3. Вызвать интерес к народному творчеству- изготовлению игрушек, поделок и сувениров из текстильных и поделочных материалов.










Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • общие сведения из истории игрушки-медвежонка Тэдди.

  • материалы, инструменты, оборудование применяемые в работе по изготовлению мягкой игрушки ;

  • технологические приемы изготовления игрушки из текстильных и поделочных материалов;

  • правила безопасной работы: с иголками, ножницами, на швейной машине, с утюгом.

  • критерии выбранной сферы профессиональной деятельности.

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно выполнять творческий проект, искать оригинальные решения;

  • использовать в работе над проектом различные источники информации, включая интернет-ресурсы.

  • владеть умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими участниками трудового коллектива;

  • оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей;

  • ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности.









Учебно-тематический план

№ занятия

№ уро ка



ТЕМА

Общее кол-во часов

Кол-во часов

Виды проведения

Теория

Практика

1

1

2

Введение в курс. Проектирование.

Профессии типа: «Человек - художественный образ», «Человек-человек».

Теоретические занятия

2

3

4

Элементы профессиональной деятельности людей, связанных с данными типами профессий.

Декоративное оформление детской комнаты.

Теоретические занятия

3

5

6

Ткани и отделочные материалы.

Цвет и его свойства.

Теоретические занятия

4

7

8

Мягкая игрушка в интерьере.

Коллекционные мишки Тедди.

Теоретические занятия

5

9

10

Инструменты и принадлежности для работы.

Охрана труда.

Теоретические занятия

6

11

12

Ручные и машинные швы.

Выполнение их на образцах.

Практические занятия

7

13

14

Выбор темы.

Работа над творческим проектом.

Теоретические и практические занятия

8

15

16

Мягкая игрушка-медвежонок. Выкройки.

Раскрой игрушки.

Практические занятия

9

17

18

Изготовление головы.

Изготовление головы.

Практические занятия

10

19

20

Оформление головы.

Оформление головы.

Практические занятия

11

21

22

Изготовление туловища.

Оформление туловища.

Практические занятия

12

23

24

Изготовление передних лап.

Оформление передних лап.

Практические занятия

13

25

26

Подушечки для мишкиных лап.

Оформление лап.

Практические занятия

14

27

28

Изготовление задних лап.

Оформление задних лап.

Практические занятия

15

29

30

Подушечки для мишкиных лап.

Оформление лап.

Практические занятия

16

31

32

Соединение деталей изделия.

Оформление игрушки.

Практические занятия

17

33

34

Изготовление наряда для медведя.

Итоговое занятие. Защита проекта.

Теоретически и практические занятия


Содержание программы

п/п

Тема

Методические рекомендации

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Введение в курс. Проектирование.

Профессии типа: «Человек - художественный образ», «Человек-человек».

Знакомить с программой, с типами профессий. Знакомить с проектной деятельностью. (Приложение №1)

Слушают учителя, участвуют в обсуждении программы, записывают план работы над проектом.

2

Элементы профессиональной деятельности людей, связанных с данными типами профессий.

Декоративное оформление детской комнаты.

Знакомит с профессиями учителя, воспитателя дошкольного учреждения, педагога дополнительного образования, актера кукольного театра, мастера-кукольника, художника-оформителя, дизайнера.

Знакомит с оформлением интерьера детской комнаты. (Приложение №2)

Слушают учителя, участвуют в обсуждении, знакомятся с профессиограммами профессий.

Рассматривают примеры оформления детских комнат, предлагают свои варианты.

3

Ткани и отделочные материалы.

Цвет и его свойства.

Знакомит с видами тканей и отделочных материалов, применяемых при изготовлении мягких игрушек (Приложение№3).

Знакомит с цветовой гаммой и свойствами цвета (Приложение №4)

Слушают учителя, рассматривают образцы тканей и отделочных материалов.

Предлагают цветовую гамму для оформления детской комнаты.

4

Мягкая игрушка-мишка в интерьере.

Коллекционные мишки Тедди.

Показывает иллюстрации, фотографии медведей в интерьере детской комнаты.(Приложение №5)

Знакомит со сведениями из истории медвежонка Тедди. (Приложение №6).

Рассматривают иллюстрации и фотографии предложенные учителем, слушают учителя. Знакомятся с литературой, содержащей сведения о мягких игрушках.

5

Инструменты и принадлежности для работы.

Охрана труда.

Знакомит с инструментами и принадлежностями для изготовления мягких игрушек, с правилами безопасности труда при выполнении этого вида работы.

Слушают учителя, повторяют правила безопасности труда при работе с иголками, ножницами, на швейной машине, с утюгом.

6

Ручные и машинные швы.

Выполнение их на образцах.

Напоминает технику выполнения ручных и машинных швов, показывает их на образцах.

Слушают учителя, рассматривают образцы швов, выполняют их на практике.

7

Выбор темы.

Работа над творческим проектом.

Знакомит с последовательностью выполнения творческого проекта, с планом и содержанием проекта.

Выбирают тему проекта, подбирают сведения по теме своего проекта, делают записи.

8

Мягкая игрушка-медвежонок. Выкройки.

Раскрой игрушки.

Показывает образцы игрушек-медвежат, предлагает выкройки, рассказывает и показывает порядок раскроя (Приложение№7).

Рассматривают образцы игрушек-медвежат, выбирают выкройки, раскраивают игрушку.

9

Изготовление головы.

Демонстрирует образец данного этапа работы, показывает последовательность изготовления головы медведя.

Рассматривают образец, изготавливают голову медведя.

10

Оформление головы.

Демонстрирует образец данного этапа работы, показывает последовательность оформления головы медведя.

Рассматривают образец, оформляют голову медведя.

11

Изготовление туловища.

Оформление туловища.

Демонстрирует образец данного этапа работы, показывает последовательность изготовления и оформления туловища медведя.

Рассматривают образец, изготавливают и оформляют туловище медведя.

12

Изготовление передних лап.

Оформление передних лап.

Демонстрирует образец данного этапа работы, показывает последовательность изготовления и оформления передних лап медведя.

Рассматривают образец, изготавливают и оформляют передние лапы медведя.

13

Подушечки для мишкиных лап.

Оформление лап.

Проводит мастер-класс по данному виду работы, предлагает воспользоваться инструкционной картой по данному виду работы, показывает образец данного вида работы (Приложение №8).

Слушают учителя, рассматривают образец. Выполняют данный этап работы, пользуясь инструкционной картой.

14

Изготовление задних лап.

Оформление задних лап.

Демонстрирует образец данного этапа работы, показывает последовательность изготовления и оформления задних лап медведя.

Рассматривают образец, изготавливают и оформляют задние лапы медведя.

15

Подушечки для мишкиных лап.

Оформление лап.

Проводит мастер-класс по данному виду работы, предлагает воспользоваться инструкционной картой по данному виду работы, показывает образец данного вида работы

Слушают учителя, рассматривают образец. Выполняют данный этап работы, пользуясь инструкционной картой.

16

Соединение деталей изделия.

Оформление игрушки.

Показывает порядок соединения деталей игрушки. Показывает иллюстрации мишек в различных нарядах, образцы одежды. Рассказывает об особенностях выполнения одежды для медведей.

Слушают учителя, рассматривают иллюстрации мишек в нарядах, рассматривают готовую одежду для медведей.

17

Изготовление наряда для медведя.

Итоговое занятие. Защита проекта.

Оказывает помощь в работе, проверяет качество. Подводит итог в работе.

Придумывают и изготавливают наряд для своего медведя. Защищают свою проектную работу.


Карта самодиагностики

Ф.И.О. преподавателя______________________________________________________

Ф.И.О. учащегося ______________________________________________________

п/п

Тема

Динамика изменений

Оценка

На начало курса

К моменту окончания курса

Вывод

1

Элементы декора, характерные для детской комнаты.


2

Виды тканей применяемых для изготовления игрушки.


3

Влияние цвета на эмоциональное и психофизическое состояние человека.


4

Выбор цветового оформления детской комнаты.


5

Ручные и машинные швы применяемые для изготовления мягких игрушек.


6

Сведения из истории игрушки медвежонка Тедди.


Оценочный балл от 1 до 5.







Словарь терминов

Бархат-ткань с ворсом, изготавливаемая из натурального и искусственного шелка, хлопка, вискозы и других материалов.

Велюр- материал с мягкой, ворсовой, бархатистой лицевой поверхностью.

Декоративно-прикладное искусство- область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, и художественная обработка утилитарных предметов ( утварь, ткани, одежда, игрушки и т. д.)

Интерьер- с фр. Внутреннее архитектурно и художественно оформленное пространство помещения, его устройство, убранство.

Колорит- это система цветовых сочетаний, являющаяся одним из важнейших средств эмоциональной выразительности.

Мастер-класс- это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Насыщенность- это степень яркости цвета, изменяющаяся в зависимости от присутствия в нем серого.

Надсечь- надрезать ткань на 2-10 мм.

Проект- это самостоятельная творчески завершенная работа, выполненная учащимся под руководством учителя.

Припосадить- сметывая две детали, верхнюю держать свободнее, а нижнюю- чуть натягивать.

Приметать- временно присоединить деталь к изделию сметочными стежками.

Прогладить- слегка отгладить шов с лицевой стороны.

Разутюжить- разложить припуск на шов в разные стороны и слегка прогладить.

Сутюжить- с помощью пара убрать ненужные выпуклости или слабину на отдельных участках изделия.

Стачать- соединить детали машинной строчкой.

Сметать- временно соединить детали сметочными стежками.

Текстиль- изделия, выработанные из волокон нитей( ткани, трикотаж, нетканые материалы и т.п.)

Техника- совокупность приемов, используемых в каком-либо деле или в искусстве.

Технология- совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.

Фактура ткани- строение поверхности ткани.

Цветовой тон- это показатель, определяющий оттенок цвета по отношению к основному.

Шаблон- образец по которому изготовляются какие-нибудь одинаковые изделия. Лекало для выкраивания деталей.

Эскиз- предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.













Литература для учителя

  1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (профильный уровень), составленная на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

  2. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение.

1-4 классы

5-11 классы

3-е издание, дополненное, М «Просвещение», 2002

  1. Художественное лоскутное шитье. Учебно-методическое пособие для учителя.-М.: Школа -Пресс,2000.- 96с.: ил. (Б-ка журнала « Школа и производство») Вып.4.

  2. Технология. 10класс: Текстильный дизайн интерьера: элективный курс ( авт.- сост. О.В. Павлова. -Волгоград: Учитель, 2009.- 207с.: ил.

  3. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997.- 208с., ил. (серия : «Вместе учимся мастерить»).

  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки (Авт. Сост. Н.Г. Юрина.)- М.: ООО «Фирма « Издательство АСТ»»; ЗАО «Издательский дом «Семейная библиотека», 1999.-496с., ил.

  5. Журнал «Кукольный мастер» гл. ред. О. Лахина, осень, 2007г.

Литература для учащихся

  1. Технология: Учебник для учащихся 10класса общеобразовательной школы « под. ред. В.Д. Симоненко.-М.: Вентана-Графф, 2002.-288с.: ил.

  2. Мир игрушек и поделок. Сост. О.В. Парулина.- Смоленск: Русичь,2000

  3. Мягкая игрушка.-М.: «Рипол классик»; СПб.: «Валери СПД», 2000 «Серия энциклопедия рукоделия».»

  4. medver.ru

  5. teddybear.ru




Приложения

Приложение 1

Проектирование

Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная под руководством учителя.

Работа над проектом включает в себя составление плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения проекта. В план проектирования включаются вопросы по конструированию, технологии, экологии, экономической оценке, реализации изделий, вопросы современного дизайна и т.д.

Результаты проектной деятельности должны поэтапно фиксироваться в виде описания и обоснования выбора цели деятельности. В содержание проекта включаются эскизы, чертежи, технологические карты, фотографии.

Использования метода проектирования позволит на деле реализовать деятельный подход в трудовом обучении интегрировать знания и умения, полученные при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Работа над творческим проектом дает возможность объединиться по интересам, обеспечивает разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе.

Работа над творческим проектом может выполняться и в домашней обстановке, возможна помощь родителей.

Можно выделить следующие этапы выполнения проекта:

  • Выбор темы проектного задания;

  • Оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта;

  • Сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы (журналы, книги, рекламные буклеты, сведения Интернет-ресурсов и т. д.);

  • Разработка идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических ограничений;

  • Планирование , организация и выполнение проекта, с учетом требований дизайна, текущий контроль и корректировка деятельности;

  • Оценка качества выполненной работы, защита проекта.


План работы над проектом

  1. Организационно-подготовительный:

    • выбор темы;

    • разработка идей;

    • обоснование выбора;

    • подбор литературы, материалов

  2. Технологический:

    • конструирование изделий;

    • изготовление изделия;

    • Решение дизайнерской задачи

  3. Заключительный:

    • оформление проекта;

    • защита творческого проекта;

Творческий проект будет проверкой ваших сил, знаний и творческих начал.

Предлагаю вам несколько направлений для творчества: «день рождения», «новый год», «крестины», «игрушка в подарок», «сувенир для младшего школьника», «любимая игрушка», «мишка в интерьере детской комнаты», «мои медвежата», «подарок для души», «мишка для любимой мамочки(сестры, брата, бабушки, подруги и т.д.)», «магазин игрушек», «оформляем детскую комнату» и т. д.

У вас есть все необходимые знания чтобы успешно выполнить тот проект, который вы выбрали. Старайтесь, работая над проектом, находить нестандартные решения, не бойтесь экспериментировать.

Успехов вам в вашей работе.

Приложение 2

Элективный курс по технологии (9 класс)

Рис. 1

Элективный курс по технологии (9 класс)

Рис. 2

Элективный курс по технологии (9 класс)

Рис. 3

Элективный курс по технологии (9 класс)

Рис. 4

Приложение 3

Ткани и отделочные материалы.

Ткани это текстильные изделия, образующиеся в процессе ткачества путем переплетения взаимно перпендикулярных продольных и поперечных нитей.

Продольные нити в тканях называются основными или основой; поперечные- уточными или утком.

По составу волокна ткани подразделяются на: натуральные и ткани из химических волокон.

Характер переплетения нитей и состав волокна определяют фактуру тканей, которая обусловливает различные цветовые и световые эффекты.( например, ворсовая ткань, расположенная по основе или утку, зрительно воспринимается по разному).

По фактуре ткани могут быть мягкими и жесткими, матовыми и блестящими, гладкими и рельефными, ворсовыми и т.д. Ткань- наиболее распространенная разновидность текстиля, основа для шитья.

От раскроя ткани при изготовлении швейных изделий остается много небольших кусочков ткани- лоскутков, которые являются прекрасным материалом для творчества.

Для изготовления мягкой игрушки пригодятся старые фетровые шляпы, поношенные шерстяные вещи, кусочки искусственного меха, лоскуты разноцветных сукон и плотного трикотажа.

Для изготовления игрушки- медведя лучше всего использовать ворсистые материалы: плюш, бархат, мохер, ворсолан.

Для создания объема сшитые формы игрушек набивают ватой, очесами вискозы, обрезками поролона, отходами трикотажного производства, ниткой- путанкой, мягким тряпьем, синтепоном, синтепухом. Надо следить за тем, чтобы поверхность формы была набита плотно, ровно, без бугров и впадин. Игрушки не набивают чрезмерно плотно: само название (мягкая игрушка) обязывает их быть мягкими. Для оформления игрушек понадобятся тесьма, ленты, кружево, шерстяные и хлопчатобумажные нитки разных цветов, бусины, бисер, блестки и т.д.

Сделанные вами игрушки вовсе не должны быть точной копией настоящих зверей. Вы можете сделать их из материала другого цвета, по- своему оформить. Ваша фантазия, ваши творческие находки при выборе материала, при изготовлении отдельных деталей помогут сделать игрушку более забавной.

Элективный курс по технологии (9 класс)

Рис. 5

Элективный курс по технологии (9 класс)

Рис. 6

Элективный курс по технологии (9 класс)

Рис. 7



Приложение 4

Цвет и его свойства.

Цвет одно из самых важных средств создания игрушечного образа. Мир игрушки- мир необычного. Поэтому и цвет игрушки чаще всего необычный, условный. В работе над мягкой игрушкой необходимо обращать внимание на цветовой набор материала, как для самих изделий, так и для их оформления. Безусловно, необходимо все знать о цвете, об основных и дополнительных цветах.

Овладеть искусством цветовых сочетаний помогает природа.

Красные и оранжевые цвета называют теплыми, потому что они как бы напоминают огонь.

Светлые оттенки теплых тонов: желтый олицетворяет золото солнца и осенних листьев; розовый - весеннее цветение садов. Зеленый цвет считают спокойным; синий и фиолетовый цвета- холодными, т.к. они напоминают прохладу водоемов.

Красный цвет дарует человеку радость и уверенность в собственных силах, в то же время он является цветом агрессии, а в больших количествах сильнейшим раздражителем.

Желтый - легкий и ласкающий цвет, он несет в себе положительный заряд, повышает настроение, бодрит и хорошо сочетается с другими цветами.

Оранжевый цвет - символизирует тепло и свет. Поэтому приглушенный оранжевый тон сделает интерьер помещения, особенно если окна его выходят на север, более уютным и теплым, а вот присутствие же ярко-оранжевого в интерьере - это заявка на экстравагантность и оригинальность.

Голубой цвет способствует сосредоточению, сглаживанию конфликтов. Становясь более темным и насыщенным, голубой цвет превращается в синий - символ совершенства и бесконечности. Господство темно-синего в интерьере оказывает подавляющее действие на человека (вспомните стены в некоторых учреждениях, окрашенные в темно-синий цвет), а вот голубой и светло-синий дают успокаивающий эффект.

Белый цвет - это абсолютный, универсальный, сияющий цвет, который хорошо сочетается с любыми другими, придавая им нарядность. Белые стены воспринимаются как чистые, невесомые. На их фоне хорошо смотрятся и мебель из любого материала и любой окраски, и другие элементы интерьера (шторы, пуфики, подушки, панно и т.п.)

Фиолетовый цвет - сложен и многолик. Глубокий и насыщенный, он оказывает угнетающее воздействие; менее насыщенные, приглушенные тона (от бледно-сиреневого до пепельного и серо-фиолетового) придают интерьеру изысканность и оригинальность.

Белый цвет- это абсолютный, универсальный, сияющий цвет, который хорошо сочетается с любыми другими.

Черный цвет- позволяет контрастно подчеркнуть и выделить другие цвета.

Серый цвет в сочетании с другими цветами приобретает спокойность и деловитость. Оттенки серого, придающего другим цветам благородство, позволяют создать стиль утонченной элегантности.

Цвет- мощное средство воздействия на человека: он оживляет и придает силы, приводит в восторг и ввергает в уныние, создает ощущение тепла и холода, тесноты и простора. Цвет оказывает непосредственное влияние на эмоциональное и психофизическое состояние человека.

Как известно, все цвета получаются путем смешения в различных соотношениях трех основных цветов: красного, желтого, синего. При соединении их попарно в соответствующих пропорциях образуются три новых цвета- оранжевый, зеленый и фиолетовый. В процессе их смешения получается спектр основных цветов с 12 секторами, которые представлены в цветовом круге.

Элективный курс по технологии (9 класс)

Теплые тона делают интерьер помещения более комфортным и уютным, они повышают жизненный тонус и активизируют мыслительную деятельность. Холодная же часть спектра зрительно расширяет пространство, действует успокаивающе, но в то же время помогает сосредоточиться.

В детской комнате светло-желтые цвета создадут ощущение комфорта и уюта, помогут ребенку обрести жизнерадостность. Яркие краски негативно сказываются на психоэмоциональном состоянии: ребенок станет раздражительным, усталым, нервозным. Как видите, возможности цвета огромны, важно только научиться управлять им.





Приложение 5

Элективный курс по технологии (9 класс)

Рис. 8

Элективный курс по технологии (9 класс)Элективный курс по технологии (9 класс)

Рис. 9

Приложение 6

Как появился на свет медвежонок Тедди?

Из всех видов игрушек, мягкая игрушка - самая поздняя. Мягкие игрушки прототипы различных животных, которые заботливые мамы шили своим чадам из лоскутков ткани, набивали ватой, украшали, используя различные навыки рукоделия, вязание и вышивку, появились в XIX веке. В конце XIX века широкое развитие получило кустарное производство мягкой игрушки в промышленных масштабах.
Сначала ХХ века начался бум в производстве мягких игрушек и возник феномен плюшевого мишки, потому что повсеместно во всем мире, самой любимой игрушкой детей, и даже взрослых, стал плюшевый медвежонок, которого стали называть Тедди.

Точно установлено, что медвежонок Тедди родился в 1902 году. А вот за право называться его родиной до сих пор борются две страны Германия и США. В этих странах почти одновременно, осенью 1902 года появились первые игрушечные мишки, прямо стоящие на ногах, как куклы. Существует несколько историй о том, как возникла идея создания такой игрушки.

Немецкая история

В 1879 году женский журнал «Die Mod Ewe Itt», издаваемый в Германии, предложил своим читательницам в рубрике досуг сшить из мягкого фетра по приложенной к описанию выкройке игрушку - слоненка.
В маленьком Швабском городке Гинген (Giengen) жила девушка Маргарет Штайфф. С детства она была прикована к инвалидной коляске после перенесенного полиомиелита. У Маргарет был твердый характер, светлый ум и золотые руки. Она любила учиться и многому научилась. Она играла на нескольких музыкальных инструментах и очень хорошо шила. А еще у нее была необыкновенная любовь к игрушкам. Маргарет понравилась идея, предложенная журналом. Она сшила несколько забавных слоников и подарила их своим маленьким племянникам на Рождество, чем привела их в неописуемый восторг. Игрушки понравились не только детям, но и взрослым. С тех пор Маргарет стала придумывать и шить самые разные игрушки из ткани. У Маргарет был несомненный талант к изготовлению игрушек, поэтому по окончании гимназии 1880году родители помогли ей открыть небольшую мастерскую, где она начала вместе с сестрами шить и продавать многочисленные поделки из фетра и плюша. Постепенно мастерская разрослась и превратилась в фабрику мягкой игрушки «Steiff», где стали работать сыновья ее старшего брата. Фабрика выпускала различных игрушечных животных, в том числе и медведей. Первый игрушечный медведь, стоящий на четырех лапах был запатентован в 1901году в Германии, но это еще не был тот самый знаменитый во всем мире медвежонок Тедди.
Осенью 1902 года Рихард Штайфф, племянник владелицы фирмы «Steiff» Маргарет, в то время уже художник, окончивший специальную школу в Штутгарте, и работник компании искал прототип новой мягкой игрушки для очередного проекта. В творческих поисках он посетил представление заезжего американского цирка, чтобы посмотреть на зверей и их повадки. В цирке он увидел дрессированных медведей, которые ходили и танцевали на двух лапах. Его осенила мысль о создании игрушечного мишки, который по строению был бы подобен кукле, стоял на задних лапах, причем голова и лапы могли бы двигаться. Он принялся за эскиз. Воплотив на бумаге свой замысел, Рихард отдал готовый эскиз своей тетушке Маргарет, большой мастерице по изготовлению мягкой игрушки. Маргарет, в ту пору уже пожилая женщина, немедленно претворила в жизнь идею племянника. Она изготовила медведя по эскизу Рихарда, а он научил его двигать лапами, впервые разработав крепление лап к туловищу при помощи системы шнуров. Весной 1903 года на ярмарке кустарной промышленности в Лейпциге новый медвежонок компании «Steiff» «Тип 55 ПП», получил главный приз. Присутствовавший на ярмарке агент американского игрушечного фабриканта Джорджа Боргфельдта заказал в компании «Steiff» 3000 таких мишек. Его фирма стала поставлять игрушку через океан. Когда президент США Теодор Рузвельт увидел немецких мишек, то проникся к ним симпатией. Мишки понравились ему настолько, что своим симпатичным обликом пробудили самые добрые чувства к природе. Именно поэтому президент выступил в защиту живой природы, делая это одним из направлений своей политики. Медведей перестали истреблять. Это сказалось на поголовье. Если в 80-х гг. XX ст. в США насчитывалось около 160 000 экземпляров черного красавца (Ursus americanus), то теперь их около 750 000. Есть старая открытка, в центре которой силуэт президента Рузвельта, по бокам - умильные рожицы мишек и надпись: «Спасибо, Тедди». Говорят, с тех пор плюшевых мишек стали повсеместно называть именем Тедди. Так звучит немецкая версия обретения плюшевым мишкой сокращенного имени 26 президента США. Тогда же появилось высказывание: "Плюшевые мишки спасли своих живых сородичей". Рассказывают, что для оригинальности в декоре зала Белого дома, где должен был проходить прием по поводу свадьбы Алисы, дочери президента Рузвельта, устроители приема, зная страсть президента к охоте, заказали в Германии больших плюшевых медведей. А еще рассказывают, что именно эти медведи так понравились президенту Рузвельту, что возымели на него магическое влияние и окончательно покорили. Многие считают эту историю выдумкой. Но, тем не менее, в 1904 году компания «Steiff» отправила новые образцы плюшевых мишек в Сент-Луис (США) на всемирную выставку игрушек - и получила заказ уже на 12 тысяч Тедди. В 1905 году Рихард Штайфф запатентовал собственную фабричную марку - металлическую пуговицу в ухе плюшевого медведя, а через два года и его название. До первой Мировой войны компания «Steiff» изготовила миллионы teddy bears. У всех у них была фирменная клипса в ухе - и именно эти медведи являются сегодня главными объектами коллекционирования. Мишки Маргарет Штайфф участвовали и в общественной жизни. Когда случилась трагедия с «Титаником», фирма выпустила мишек черного, траурного цвета. Все это разнообразие тиражировалось в Германии в рисованных открытках. Особенно ценились открытки с автографом Маргарет, которая пользовалась у сограждан огромным авторитетом. Деньги от их продажи шли на благотворительные нужды. Маргарет Штайфф умерла в 62 года. Благодарные немцы чтут ее память. Питомцы Маргарет стали не только культовыми на родине, но и разлетелись по всему свету.

Американская история


14 ноября 1902 года, двадцать шестой президент США Теодор Рузвельт посетил штаты Миссисипи и Луизиана, чтобы уладить между ними пограничный спор. Поскольку Рузвельт был большим любителем охоты, он решил поохотиться на медведя в этих лесистых местах. Найти медведя не удалось. Охота не получилась. Чтобы не дать президенту вконец расстроиться, предприимчивые сопровождающие из его свиты приказали, во что бы то ни стало доставить на поляну, где президент отдыхал после неудачной охоты, медведя. Медведя нашли, доставили и привязали к дереву, росшему на поляне, чтобы президент как бы невзначай увидел его. Теодор Рузвельт, увидев медведя, мгновенно оценил ситуацию, возмутился содеянным и воскликнул: «Пощадите медведя!». Президент не был способен просто так убить беззащитного зверя.


16 ноября 1902 года, карикатурист Клиффорд Берриман опубликовал в газете «Washington Post » рисунок, подпись под которым гласила: «Drawing the line in Mississippi», что можно было понять двояко. С одной стороны как «Демаркация в Миссисипи» с другой как «Демонстрация в Миссисипи стандартов порядочности». Рисунок получился забавный. Главная удача художника состояла в том, что привязанный к дереву зверь превратился на рисунке в смешного маленького медвежонка с круглыми глазками и большими ушами. Сентиментальные американцы немедленно прониклись симпатией к своему президенту и медведям. Некий эмигрант из России Моррис Миктом выставил в витрине своего небольшого магазинчика игрушечного медвежонка, сшитого его женой Розой из кусочков ткани и набитого опилками. Рядом с игрушкой он повесил вырезку из газеты. У витрины останавливались прохожие, им нравилась игрушка, многие хотели ее купить. Роза и Моррис стали изготавливать медвежат на продажу. По преданию, когда игрушка уже хорошо продавалась, Моррис Миктом написал письмо Теодору Рузвельту и попросил разрешения назвать медвежонка сокращенным от Теодор именем «Тедди». Разрешение было получено. Так в Америке появилась игрушка - медвежонок Тедди. Вскоре владелец свечной лавки Моррис Миктом открыл игрушечную фирму "Ideal Novelty and Toy Co". Тедди пользовался огромным успехом. В 1903 году крупная игрушечная фирма «Батлер бразерс» (она, кстати, просуществовала до 1984 года) заключила с Миктомом соглашение о массовом производстве плюшевых медвежат. С того времени в обиход вошло это словосочетание - teddy bears.

Триумфальное шествие плюшевого Мишки по миру.

В 1908 году первые мишки появились в Англии. В 10-х гг. прошлого века открылся магазин игрушек от компании «Steiff» сначала в Англии, а затем в Америке.

К середине 1910-х годов фирмы по производству мишек, получивших имя Тедди, открываются по всей Европе, но в моду входят английские мишки.

Серьезное производство мишек в Англии началось в 1915 году. Английские медведи были мягче на ощупь и миловиднее, чем их немецкие братья. Они и задавали моду в 20-30 г.г. прошлого века. С середины 20х г.г. по всему миру получил распространение новый художественный тип мишки Teddy Bears - фэнтези. Эти разноцветные, музыкальные и механические медведи умели прыгать и даже выделывать балетные па. Успех Тедди достиг небывалого размаха. Вскоре появились медведи-школьники, в чьих рюкзачках лежали миниатюрные книжки и карандаши, мишки-военные со всей амуницией, наградами и даже звездочками на погонах, пожарные, моряки, клоуны и т.д., и т.д. С годами Тедди стал еще симпатичнее: вместо глаз из пуговиц появились гораздо более выразительные стеклянные глазки, вместо плюша стали использовать высококачественный мохер, опилки были заменены фибром, что сделало игрушку более мягкой и приятной на ощупь. Итак, в начале ХХ века практически во всех странах мира были созданы компании, специализирующиеся на выпуске медвежат. Только в Европе их насчитывалось более сорока.

В конце сороковых годов XX столетия в Лондоне открылся первый Клуб медвежонка Тедди, ставший впоследствии международным центром энтузиастов-любителей мишек.

В 1984 году был открыт первый Музей Медведей в Англии.

27 октября в США, Великобритании и скандинавских странах отмечают День Плюшевого Мишки.
.В 2003 году исполнилось 100 лет со дня начала массового выпуска плюшевых медведей.
В 2003 году проходил чемпионат "Евро-Тедди", в котором участвовали более двухсот изготовителей из Европы и Америки.

В 2005 году фирме «Steiff», которая первая в мире запатентовала медвежонка Тедди, с фирменной пуговкой в ухе исполняется 125 лет.

Американский историк Фрэнк Мерфи автор исследования "Легенда о Медвежонке Тедди" (The Legend of the Teddy Bear) приводит ряд любопытных фактов. Первая книга сказок о приключениях плюшевого мишки написана писательницей Эллис Скотт и издана в 1907 году в США. В разных странах мира вышло до сегодняшнего дня около 400 книг различных авторов, в которых главным героем был плюшевый мишка. Наиболее широкую известность получила сказка английского писателя Алана Александра Милна (1882 - 1956 годы) "Винни-Пух" которая, впервые была издана в 1926 году. В 1909 году в США появилась первая песенка о плюшевом мишке "Два Шага Медвежонка Тедди" (The Teddy Bear Two Step). После этого только в США и Великобритании было создано около 80-ти песен на эту же тему. Первый мультфильм о плюшевом мишке был снят в 1909 году. Великий мультипликатор Уолт Дисней снял свой первый мультфильм о плюшевом мишке в 1924 году, а в 1975 году создал фильм о Винни-Пухе.

В чем секрет долголетия успеха плюшевого Мишки?

Когда в начале ХХ века родился знаменитый медвежонок Тедди, в мир детства вошла уютная игрушка неопределенного пола. Отныне играть в куклы стало любимым занятием не только девочек, но и мальчиков, для которых раньше это занятие было предосудительным. С точки зрения педагогики мягкие игрушки влияют на развитие детей положительно. И пусть плюшевый мишка не развивает логическое мышление и координацию движений, дети все равно засыпают в обнимку с набитым опилками зверем, всхлипывая от жалости и любви к нему, потому что в мире стальных выхолощенных игрушек нашего времени Мишка остается для малышей островом любви и защиты. Психологи ценят эту игрушку за благотворное влияние, пробуждающее в детях любовь к живой природе и воспитывающее человечность.

Сейчас плюшевые мишки не только детские игрушки, по и антиквариат, объекты коллекционирования, за обладание которыми, так активно борются взрослые.

Они одеты в наряды известных фирм от Hermes, Christian Dior, Sonia Rikiel, и стали атрибутами высокой моды. Ведь не для детских же игр один южнокорейский миллионер, не стремящийся афишировать свое имя, приобрел мишку в одежде от Louis Vuitton за 1,5 миллиона франков.
И не случайно в конце XX века модельер маркиз Жан-Шарль де Кастельбажак, чьи модели носили Джон Леннон и Папа Римский, создал пальто из плюшевых мишек и представил миру «медвежью» коллекцию, каждый экземпляр которой стоит примерно двадцать тысяч франков. Маркизу принадлежит известная фраза: «Раньше людей защищал щит, сегодня игрушечный медведь. Вы едва ли сможете вести себя агрессивно с человеком, в руках которого плюшевый мишка». Видимо, в этом и состоит секрет популярности игрушки, способной создавать вокруг себя ощущение психологического комфорта, уюта и защищенности.

Коллекционные мишки Тедди.

Официальный рынок коллекционных медведей сформировался 20 лет назад, когда аукционные дома стали регулярно проводить специальные торги. Владельцы плюшевых коллекций с начала восьмидесятых годов придумали своей страсти научное название - арктофилия. Тогда и самих коллекционеров стали называть арктофилами. Серьезно рассуждая о художественных достоинствах экспонатов своих коллекций, о выгодном вложении капитала, арктофилы, зачастую, просто не способны расстаться с любимыми игрушками, которые часто хранят с детства. Эксперт аукциона Christie`s Лейла Маньера не раз упоминала в прессе о том, что довольно часто продавцы в последнюю минуту отзывают медвежат с аукциона, настолько пугает их расставание со своими игрушками.

Цены тоже часто не подчиняются логике. Например, медвежата британской компании «Bing» гораздо более редкие, чем мишки немецкой компании «Steiff», остаются менее любимыми коллекционерами и стоят дешевле. Интересно, что среди арктофилов много представителей сильного пола - ведь медведь не кукла, играть в него не зазорно и мальчику, а коллекционировать - и мужчине. И даже полковнику.
Например, самый дорогой медвежонок в мире, выпущенный фирмой «Steiff», принадлежал британскому полковнику Бобу Хендерсону. В 1994 году медвежонку полковника исполнилось 90 лет от роду. В том же году под именем Teddy Girl (Тедди девочка) медвежонок был продан на аукционе Christie`s за 110 тыс. фунтов стерлингов.

Один из самых дорогих лотов на торгах аукциона Christie`s был черный медведь фирмы Steiff. После гибели "Титаника" 14 апреля 1912 года, когда Европа и Америка были в трауре, Компания Steiff предприимчиво выпустила 50 дюжин черных мишек. Траурный мишка довольно большой (высота 50 см), предварительно был оценен в 20-30 тыс. фунтов. В 2000 г. на аукционе Christie`s черного мишку времен гибели «Титаника» купили за 150 000 евро.

Еще один редчайший медвежонок - мишка-термос от Steiff. В его брюшко вкладывается металлическая емкость для кипятка, а прореха зашнуровывается. Медведь-термос оказался штукой довольно непрактичной, с 1907-го по 1914 год их выпустили всего 90 экземпляров - зато теперь за ними охотятся коллекционеры. Он стоит 15-20 тыс. фунтов.

Мишка фирмы Steiff высотой 118 см по прозвищу Teddy Roosevelt Pooh, обладающий всеми признаками, характерными для ранних изделий фирмы: горбатая спинка, вытянутая мордочка, очень длинные передние лапы, из лохматого мохера золотисто-коричневого цвета и со стеклянными глазками, был оценен в 10-15 тыс. фунтов.

На торги выставлялся разноцветный медведь-клоун с часами внутри от фирмы Cramer, производства 1929года. (предварительная оценка в 1-1,5 тыс. фунтов)

Медведь из редкого турецкого плюша бирюзового цвета от фирмы Farnell, конца 1920 года, выставлялся на торги аукциона Christie`s по предварительной цене в 1,5-2 тыс. фунтов.
Однако никогда нельзя прогнозировать, какой из выставленных на торги медвежат окажется дороже. Ведь даже при массовом фабричном производстве у всех мишек почему-то получается разное выражение физиономии, поэтому для арктофила решающее значение может иметь не редкость предмета, его сохранность или ликвидность, а неожиданное душевное движение навстречу этому трогательному плющевому существу.

Между тем антикварные мишки быстро разлетелись по коллекциям, и поиском раритетов стало заниматься все сложнее. Фирмы, производящие игрушки, смогли найти альтернативные пути для удовлетворения вкусов и потребностей коллекционеров. Появились художники, вручную создающие уникальных медведей и продающие их исключительно на специализированных выставках и фестивалях.

Приложение 7

Выкройки

Элективный курс по технологии (9 класс)

Элективный курс по технологии (9 класс)

Элективный курс по технологии (9 класс)

Приложение 8

Подушечки для мишкиных лап

Элективный курс по технологии (9 класс)

Фото 1. Лекало - трафарет подошвы. Внешняя (лицевая) и внутренняя (изнаночная) стороны подошвы.

Элективный курс по технологии (9 класс)

Фото 2. Соединяем выкроенные детали подошвы воедино наметочным швом по окружности.

Элективный курс по технологии (9 класс)

Фото 3. Основным ручным или машинным швом прострачиваем очертания подушечек.

В серединке каждой подушечки с изнаночной стороны делаем поперечные надрезы маникюрными ножницами, не затрагивая лицевую сторону подошвы.

Элективный курс по технологии (9 класс)

Фото 4. Через надрезы плотно равномерно набиваем каждую подушечку синтепухом с помощью небольшой деревянной палочки (можно использовать подточенную спичку).

Элективный курс по технологии (9 класс)

Фото 5. Каждый надрез на подушечках после набивки заштопать.



© 2010-2022