- Преподавателю
- Технология
- Тема урока Приготовление желе
Тема урока Приготовление желе
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Амандосова Л.У. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования
«Профессионально-техническое училище№1»
Методическая разработка открытого урока на тему:
«Приготовление желе»
Разработала преподаватель Амандосова Л.У.
Байконур, 2011 г.
Цели урока: Ознакомит обучающихся технологию приготовления желе, изучить ассортимент, показатели качества желированных блюд. Рассмотреть способы оформления и подачи блюд.
Воспитательная: Воспитание целеустремленности в овладении основами профессионального мастерства.
Развивающая: Развитие творческого отношения к изучению учебного материала.
Тип урока: комбинированный.
Материально-техническое оснащение:
компьютер, мультимедиа, творческие презентации обучающихся и преподавателя, технологические карты практических заданий, буклет «Ассортимент желе», плакат схема «Технология приготовления желе».
Междисциплинарные связи с учебными дисциплинами:
Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве - тема «Санитарные правила при приготовлении холодных блюд»;
Техническое оснащение и организация рабочего места - тема «Техническое оснащение и организация рабочих мест в холодном цехе»;
Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров - тема «Качество сырья и продуктов для приготовления сладких блюд».
Ход урока:
-
Организационный момент: (1 мин) - проверка явки учащихся. Староста группы сообщает об отсутствующих и готовности группы к уроку.
-
Проверка ранее изученного материала: (5-6 мин) - опрос учащихся.
Преподаватель задаёт вопросы по ранее изученной теме:
-
Какие виды желирующих веществ известны?
(Для приготовления желированных блюд используют различные желирующих вещества: крахмал, желатин, агар, агароид.)
-
Дайте характеристику желирующих веществ: крахмал, желатин, агароид.
(Крахмал продукт переработки растительного сырья: картофеля, кукурузы. Это порошок белого цвета, плохо растворимый в холодной воде. В горячей воде набухает (растворяется), образуя коллоидный раствор - клейстер. Агароид (агар черноморский) вырабатывается из черноморской красной водоросли.)
-
Как надо подготовить крахмал?
(Крахмал растворяют в кипяченой холодной воде в соотношении 1:4.)
-
Для чего и какого блюда будем использовать крахмал, обоснуйте? (Картофельный крахмал используют для приготовления фруктово-ягодных киселей, кукурузный (маисовый) - для молочных киселей, т.к. не даёт синеватого оттенка.)
-
Как приготовить кисель из ягод?
(Ягоды клубники протирают и получают ягодное пюре и мезгу, готовят отвар из мезги, процеживают и варят сироп из отвара, вводят подготовленный крахмал и проваривают 1 - 2 минуты, добавляют пюре из клубники, охлаждают до 60-70оС, порционируют и защипывают сахаром.)
-
Какую посуду используют для подачи компотов, киселей?
(Компоты, кисели можно подавать в стаканах, чашках.)
-
Каковы показатели качества компота из сухофруктов?
(Компот из сухофруктов должен быть в стакане, 1/3 от объёма фрукты, цвет светло-коричневый, вкус кисло-сладкий, аромат яблок, груш, абрикос).
-
Что необходимо предпринять, чтобы на поверхности киселя не образовалась плёнка?
(Кисели защипывают сахаром, сахарной пудрой).
-
Сообщение темы и цели урока: 1 мин.
-
Преподаватель: тема нашего урока «Приготовление желе». Мы должны изучить технологию приготовлению желе, ассортимент, показатели качества желированных блюд. Рассмотреть способы оформления и подачи блюд.
-
Обучающихся: записывают тему в тетради.
-
Изучение нового материала: 3 мин. (использование мультимедиа в разделе презентация, рассказ, беседа, выступление обучающихся с опережающим заданием, работа с учебником, видеопоказ, обсуждение, решение кроссворда).
Преподаватель:
-
Сладкие желированные блюда с использованием желатина, агароида. К ним относят: желе, мусс, самбук, крем.
Желированные блюда с использованием желатина
К Р Е М
Ж Е Л Е
С А М Б У К
М У С С
Желированные сладкие блюда готовят с использование различного количества желированных веществ. Чаще всего используют желатин.
Желати́н пищево́й (желатина пищевая, фр. gelatine, от лат. gelatus - застывший) - белковое желирующее вещество, производится денатурацией коллагена, содержащегося в костях, хрящах, коже, жилах животных.
Агароид (агар черноморский). Вырабатывается из черноморской красной водоросли (филлофоры). Готовый продукт выпускается в виде хлопьев, порошка, пластин или листов толщиной не более 0,5 мм в виде пористых пластин.
Обучающиеся: слушают объяснения, осмысливают.
-
Подготовка желатина, агароида к использованию.
(Слайд 3,4,5 презентация 1)
Преподаватель:
Пищевой желатин - продукт, полученный вывариванием животной соединительной ткани, костей, кожи, который осветляют, высушивают и измельчают.
Агароид перед растворением замачивают в проточной водопроводной воде в течение 30-60 минут (агароид). Вес при этом увеличивается приблизительно в 6 раз (агар), агароид 8-10 раз. Набухший агароид хорошо растворяется в горячей воде и образует способные к застудневаниюрастворы. Кипячение растворов агароида в течение 30-60 минут незначительно отражается на их свойствах. Нагревание подкисленных растворов при температурах 60°С и выше снижает студнеобразующие свойства агароида.
Растворению желатина, агароида предшествует набухание их в холодной воде. Замачивание желатина осуществляют в течение 1 - 1,5 ч. За это время масса продукта увеличивается в 6 - 8 раз. При этом берут охлажденной кипяченой воды в 8 - 10 раз больше, чем желатина.
Обучающиеся: записывают схемы в тетради.
-
Технологический процесс приготовления желе.
(Слайд 6,7 презентация 1).
Преподаватель: технологический процесс приготовления желе состоит из различных технологических операций.
ПОДГОТОВКА ЖЕЛИРУЮЩЕГО ПРОДУКТАТехнологический процесс приготовления желе
ПРИГОТОВЛЕНИЕ СИРОПА
РАСТВОРЕНИЕ ЖЕЛАТИНА В СИРОПЕ
ОХЛАЖДЕНИЕ ЖЕЛЕ ДО 20 С И
РАЗЛИВАНИЕ В ФОРМЫ
ЗАСТЫВАНИЕ ЖЕЛЕ ПРИ 2-8С
ПОДГОТОВКА ЖЕЛЕ К ПОДАЧЕ
Обучающихся: записывают схему в тетради (слайд 6)
-
Ассортимент и технология приготовления желе.
(Слайд 8,9,10,11,12 презентация 1)
Преподаватель: Желе приготавливают из фруктово-ягодных отваров, соков, экстрактов, сиропов, эссенции, молока и варенья. В застывшем виде это блюдо представляет собой прозрачную студнеобразную массу (молочное желе непрозрачное). Густота и плотность желе зависят от температуры и количества желирующего вещества: желатина, агароида.
Многослойное желе. Для его приготовления можно использовать ягодное, кофейное или шоколадное, молочное желе и другие виды, каждый из которых наливают слоем в формочку или лоток, охлаждают и только после этого наливают следующий слой. Желательно использовать контрастные цвета.
-
Практическая работа с учебником - сравнительная характеристика рецептур. (Приложение 1).
Преподаватель: А сейчас поработаем с учебной литературой. Вам необходимо заполнить таблицу «Сравнительная характеристика желе».
-
Опрос учащихся по заполнению таблицы - сравнительный анализ.
-
Из каких ягод можно приготовить желе?
-
Как получить мезгу? Зачем используют мезгу?
-
Какие продукты входят в рецептуру «Желе яблочное»?
-
Из каких цитрусовых можно приготовить желе?
-
Для чего используют цедру цитрусовых?
-
Для чего в молочное желе добавляют ванилин?
-
Как можно подать желе?
-
С чем можно подать желе?
Преподаватель: качество желированных блюд определяется параметрами.
Желе
Внешний вид - форма, соответствует формочке, в которой желе приготавливали
Цвет - соответствует используемому продукту, может быть прозрачным или непрозрачным.
Вкус и запах - в меру сладкий, привкус и аромат продуктов, входящих в рецептуру.
Консистенция - однородная слегка упругая, студнеобразная.
Дефект - горький привкус.
-
Оборудование, посуда для приготовления и подачи желированных блюд.
(Слайд 17,18,19, 20,21 презентация 1).
-
Закрепление новых знаний:
-
Решение кроссворда по теме « Желированные блюда».
Обучающимся предлагается решить кроссворд.
-
Просмотр и обсуждение видеоролика: «Фруктовое желе».
-
Подведение итогов:
Анализ работы обучающихся на уроке. Выставление оценок с комментариями.
-
Домашнее задание: учебник Анфимова Н.А. «Кулинария» с 289-293, создание коллекции рецептов новых сладких блюд (презентация, сообщение).