- Преподавателю
- Технология
- Урок по швейному делу Накладная заплата
Урок по швейному делу Накладная заплата
Раздел | Технология |
Класс | 6 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Кужахметова Н.Ш. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок .
НАЛОЖЕНИЕ ЗАПЛАТЫ НАКЛАДНЫМ ШВОМ.
Цель. Наложить заплату накладным швом на образце.
Задачи.
-
Расширить знания, умения и навыки учащихся в области ремонта одежды. Научить воспитанниц находить правильные решения в жизненной ситуации - «бросить вещь или дать ей новую жизнь?». Закрепить у учащихся знания в технологии выполнения мелкого ремонта наложение заплаты - аппликации. Отрабатывать технологию наложения заплаты - аппликации.
-
Воспитывать нравственные качества личности, положительное отношение к труду, дисциплинированность, аккуратность, толерантность. -
Развивать логическое мышление через умение правильно определить вид (степень изношенности изделия) ремонта; выбрать наиболее рациональный способ ремонта, форму аппликации. Развивать мелкую моторику рук через отработку навыка (приёма) прикрепления аппликации к ремонтируемой одежде.
Урок комбинированного типа
1. орг момент. проверить готовы ли дети к уроку, все ли находится на столах, всели присутствуют на уроке.
Сообщить тему и цель урока.
Сообщить детям критерии оценки.
2. Повторение.
Я хочу начать урок с рассказа Николая Носова. (Незнайка, Живая шляпа).
О чем этот рассказ? Что сделал Бобка? Как называется такой вид работы? (ремонт одежды).
- какие виды ремонта одежды вы уже умеете делать? (пришивать пуговицы и вешалку, пришивать заплату).
- кто скажет, что такое заплата? (кусок ткани или кожи нашиваемый на разорванное место для починки).
- когда нужна заплата?
- подумайте, где чаще всего протирается одежда? (локти, колени). Показ слайда.
- какой формы могут быть заплаты? Они могут быть самой разнообразной формы и даже выглядеть как рисунок.
3. Изложение новой темы.
- На прошлом уроке мы уже начали изучать тему "Наложение заплаты".
И ребятам было дано подготовить сообщение. Давайте послушаем.
Давным-давно, в старину, когда зимние вечера становились длинными и тёмными, люди собирались в какую-нибудь избу на посиделки, чтоб себя показать, да на людей посмотреть. Они приходили на посиделки рукодельничать; пряли, вязали, вышивали, все женщины и девушки занимались почином одежды. Вроде бы проза жизни, но наши предки умели из всего сделать праздник. Праздник будничного бабьего труда. Назывался он праздник Починки. С малых лет девочки умели пуговицу пришить, "латочку" поставить. На таких посиделках бывало, что женщины присматривали будущих невест для своих сыновей.
И наши про бабушки чинили одежду и другие вещи, да не просто, лишь бы дыру закрыть, они старались этой заплатой украсить вещь и даже придать ей нарядный вид. По заплате в старину определяли хорошая ли рукодельница хозяйка. Залатать старенькие кафтаны и фуфайки старались так искусно, чтобы стали лучше новых. В этом был весь смысл рукоделья на Починки так исхитриться, чтобы заплатки выглядели украшением, чтобы люди со стороны сказали: «Что за мастер-портной шил? Ни у кого в округе ничего подобного нет!».
Недаром гласила народная мудрость: «Не все ходить в заново строченом, но иногда и в платаном», то есть заштопанном, заплатанном. Был и приговор специальный для Починок: Иголка сновала, а бабонька нашептывала: «Не носить плаченого, не видеть злаченого. Ныне в рубахе простой, а завтра - что у царевны самой». А еще в верхнюю одежду под ту или иную заплатку обязательно зашивали монетку, причитая: «Придет времечко, и на счастье найдется эта копеечка», Когда наставал черный день, ощупывались кафтаны да телогрейки, извлекались денежки, которые бывали очень кстати, выручали семью - ведь раньше копейка была дорога.
Ребята подготовившие сообщение поставьте по 2 балла.
Вы, наверное, слышали такое выражение: "Дать вещи вторую жизнь", как вы его понимаете?
(ответы детей)
Если одежда немного износилась, где-то появилась небольшая дырочка или на вещи появилось пятно, которое не отстирывается или вещь немного прожгли утюгом, то настоящая хозяйка никогда такую вещь не выкинет, а починит).
И мне хотелось, чтобы вы тоже стали настоящими хозяевами и умели дать вещи вторую жизнь.
- А чтобы заплата не испортила изделие необходимо соблюдать определенные правила. Я раздаю вам карточки, внимательно прочитайте начало предложения и соедини стрелочкой с подходящим по смыслу продолжением.
Работа по карточкам №1
- Проверьте правильность ответов, и поставьте соответствующее количество баллов.
- Сейчас я прошу взять каждого свою работу, которую вы выполняли на предыдущем уроке. Внимательно посмотрите. Вам надо вспомнить что уже сделано и отметить эти пункты в технологической карте.
- одного ученика вызвать к доске чтобы убрать выполненные пункты плана.
Проверить правильность ответов.
Поставьте соответствующее количество баллов.
Послушайте очень внимательно последовательность выполнения работы, так как эту работу предстоит вам выполнить самостоятельно.
- Разбор технологической карты.
Физминутка.
- Еще раз посмотрите на технологическую карту и скажите какие инструменты и оборудование понадобятся для работы.
Работая с инструментами и оборудованием, что важно соблюдать? (Т/Б).
Я сейчас буду зачитывать правила работы с инструментами и оборудованием, вы внимательно слушайте и если это правильно, то хлопаете в ладоши два раза, а если не правильно, то не хлопаете.
-
игла - острый инструмент. Пользоваться иглой надо осторожно.
-
Хранить иглы в определённом месте.
-
нитку надо откусывать зубами.
-
Не оставлять ножницы раскрытыми.
-
Передавать их лезвием вперёд
-
Включать и выключать утюг мокрыми руками.
-
ставить утюг на подставку.
-
следить за температурой утюга.
-
работая за швейной машиной, надо сидеть напротив иглы.
-
наклоняться близко к движущимся частям машины.
-
не подставлять пальцы близко к лапке.
-
заправляя нитку в иглу убрать ногу с педали.
Поставьте соответствующее количество баллов.
Еще раз внимательно посмотрели на технологическую карту.
Если все хорошо поняли последовательность выполнения работы, можно приступать к изготовлению образца.
Проверяем качество выполненной работы, в соответствии с требованиями.
Проверка качества работы.
-
Заплата не стягивает ткань.
-
Машинная строчка ровная, выполнена точно по краю подгиба.
-
Влажно-тепловая обработка выполнена качественно.
Меняемся образцом с соседом и проверяем правильность выполнения.
Поставьте соответствующее количество баллов.
Оформить образец в альбоме.
Учитель, проверяет качество выполненных работ, учитывая оценку, которую поставил себе ученик, выставляет оценку за урок.
Заключительная часть.
Ребята чем запомнился вам этот урок?
Какое ваше самочувствие, настроение ?
Сможете ли после нашего урока поставить заплату на одежду, если вам потребуется?
Давным-давно, в старину, когда зимние вечера становились длинными и тёмными, люди собирались в какую-нибудь избу на посиделки, чтоб себя показать, да на людей посмотреть. Они приходили на посиделки рукодельничать; пряли, вязали, вышивали, все женщины и девушки занимались почином одежды. Вроде бы проза жизни, но наши предки умели из всего сделать праздник. Праздник будничного бабьего труда. Назывался он праздник Починки. С малых лет девочки умели пуговицу пришить, "латочку" поставить. На таких посиделках бывало, что женщины присматривали будущих невест для своих сыновей.
И наши про бабушки чинили одежду и другие вещи, да не просто, лишь бы дыру закрыть, они старались этой заплатой украсить вещь и даже придать ей нарядный вид. По заплате в старину определяли хорошая ли рукодельница хозяйка. Залатать старенькие кафтаны и фуфайки старались так искусно, чтобы стали лучше новых. В этом был весь смысл рукоделья на Починки так исхитриться, чтобы заплатки выглядели украшением, чтобы люди со стороны сказали: «Что за мастер-портной шил? Ни у кого в округе ничего подобного нет!».
Недаром гласила народная мудрость: «Не все ходить в заново строченом, но иногда и в платаном», то есть заштопанном, заплатанном. Был и приговор специальный для Починок: Иголка сновала, а бабонька нашептывала: «Не носить плаченого, не видеть злаченого. Ныне в рубахе простой, а завтра - что у царевны самой». А еще в верхнюю одежду под ту или иную заплатку обязательно зашивали монетку, причитая: «Придет времечко, и на счастье найдется эта копеечка», Когда наставал черный день, ощупывались кафтаны да телогрейки, извлекались денежки, которые бывали очень кстати, выручали семью - ведь раньше копейка была дорога.
№1
Прочитай внимательно начало предложения и соедини стрелочкой его продолжением.
Предложение
Продолжение предложения
Заплата на изделии получается не заметной потому что
рисунок яркий
Долевая нить на заплате и на ремонтируемой
подобран лоскут ткани совсем другого рисунка.
На изнаночной стороне
одежде совпадает.
Наложение заплаты можно выполнять
подобран лоскут ткани точно по рисунку.
На лицевой стороне
рисунок бледный, узелки, волоски.
ручным и машинным способом.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.
-
Придать краям в месте разрыва ткани квадратную или прямоугольную форму. Определить направление долевой нити.
-
Подобрать ткань для заплаты по рисунку.
-
Раскроить деталь заплаты, в два раза большую, чем размер отверстия, совмещая рисунок детали и заплаты.
-
Срезать уголки и подогнуть срезы детали заплаты на лицевую сторону на 5 мм., заметать по сгибу.
-
Наложить подготовленную деталь заплаты лицевой стороной на изнаночную сторону изделия, закрыв место ремонта, приколоть булавками. наметать.
-
Настрочить деталь заплаты с изнаночной стороны на расстоянии 1-2 мм. от подогнутого края, удалить нитки временного назначения.
-
Выполнить надсечки с лицевой стороны в углах отверстия.
-
Подогнуть надрезанные края внутрь, наметать, приутюжить.
-
Проложить машинную строчку по краю подгиба, приутюжить заплату.
Тест
Тема: «Наложение заплаты».
1. На хороших джинсах маленькая дырочка, что делать
а). бросить, б). наложить заплату - аппликацию, в). купить новые джинсы.
2. Размер заплаты для ремонта должен быть
а). размер аппликации больше дырочки, б). размер аппликации наравне с краями дырочки, в). размер аппликации меньше дырочки.
3. Накладывая заплату, получишь для домашнего бюджета
а). убыток, б). выгоду, в) экономию.
4. Заплата аккуратней будет выглядеть, если она прикреплена к изделию
а). машинной строчкой, после наметывания заплаты,
б). машинной строчкой, без наметывания заплаты.
5. Нитки для прикрепления потайными стежками заплаты лучше взять
а). контрастного цвета по отношению к аппликации, б). одинакового цвета с аппликацией, в). не имеет значения цвет ниток.
6. Для прикрепления к изделию заплату
а). накладывают на лицевую сторону,
б). на изнаночную сторону изделия,
в). не имеет значения с какой стороны накладывать заплату - аппликацию.
7. По технологии длина стежка наметывания к изделию заплаты соответствует
а). 1,5-2см., б). 0,3-0,5см., в). 0,7-1см.
8. Во время выполнения ручных работ ножницы должны находиться:
а). справа с сомкнутыми концами или слева, если швея левша;
б). лежат на изделии или ткани с открытыми концами;
в). не имеет значения, где находятся.
9. Ручные иглы и булавки во время работы находятся:
а). на столе; б). в игольнице; в). во рту.
10. Загорелся провод у электрического утюга, надо:
а). отключить утюг от электросети и сообщить учителю;
б). кричать «Пожар!»; в). залить водой пламя.
Рассказ. Заплатка
У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:
- Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!
Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких зеленых штанов не было.
Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.
Мама рассердилась:
- Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?
- Я больше не буду! Зашей, мама!
- Сам зашей.
- Так я же ведь не умею!
- Сумел порвать, сумей и зашить.
- Ну, я так буду ходить, - проворчал Бобка и пошел во двор.
Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.
- Какой же ты солдат, - говорят, - если у тебя штаны порваны?
А Бобка оправдывается:
- Я просил маму зашить, а она не хочет.
- Разве солдатам мамы штаны зашивают? - говорят ребята. - Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить.
Бобке стало стыдно. Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать ее к штанам.
Дело это было нелегкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой.
- Чего ты колешься? Ах ты, противная! - говорил Бобка иголке и старался схватить ее за самый кончик, так чтоб не уколоться.
Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче.
- Ну, куда же это годится? - ворчал Бобка, разглядывая штаны. - Еще хуже, чем было! Придется все наново переделывать.
Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил ее, опять приложил к штанам, хорошенько обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать ее снова.
Теперь он шил не спеша, аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту. Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.
Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.
- Вот молодец! - говорили они. - А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.
А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:
- Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну, ничего. Когда-нибудь оторвется - обязательно сам пришью.
Лист оценивания.
-
Устная работа на уроке.
Правильный ответ на один вопрос - 2 балла.
Работа с карточкой №1.
Без ошибок - 5 баллов
1 ошибка - 4 балла
2 ошибки - 3 балла
3 ошибки - 2 балла
Работа с технологической картой.
Без ошибок - 5 баллов
1 ошибка - 4 балла
2 ошибки - 3 балла
3 ошибки - 2 балла
Техника безопасности.
Без ошибок - 5 баллов
1 ошибка - 4 балла
2 ошибки - 3 балла
3 ошибки - 2 балла
Практическая работа.
Замечаний к качеству нет - 5
Одно замечание - 4 балла
Два замечания - 3 балла
Три замечания -2 балла
Оценка "5" - 21 баллов и более.
Оценка "4" - 15 -20 баллов.
Оценка "3" - ниже 15 баллов.