- Преподавателю
- Технология
- Программа внеурочной деятельности Юная швея
Программа внеурочной деятельности Юная швея
Раздел | Технология |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Адутова Ю.А. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 93
Барабинского района Новосибирской области
Принята:
Педагогическим советом школы
Протокол от «29» августа 2014г. №14
Утверждаю:
Директор школы __________ Д.В. Судариков
Приказ от «29» августа 2014г. №239-од
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
на 2014-2015 учебный год
«Юная швея»
Напраление: духовно-нравственное
Вид деятельности: творческая мастерская
Количество часов: 70 часов за 2 года обучения
Возраст школьников: 6,7 классы
Разработчик: Адутова Юлия Александровна
учитель технологии
I квалификационной категории
г. Барабинск
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Юная швея» по духовно-нравственному направлению разработана в соответствии с авторской программой основного общего образования «Декоративно - прикладное искусство» О.А. Кожиной, (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение 2010), составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта.
Шитье - занятие интересное, увлекательное, и, самое главное, необходимое. Но, чтобы это занятие приносило удовольствие и видимый результат, необходимо овладеть определенными техническими навыками в области шитья и кроя одежды. Обучающиеся становятся участниками увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.
В современных условиях очень важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью. Проходят годы и люди становятся специалистами в различных областях человеческой деятельности. Но какой бы род занятий не избрали, какая бы специальность не стала любимым делом, очень важно научить учащегося быть хорошим хозяином и хозяйкой, уметь экономно использовать материалы.
Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности для творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками.
Цель программы: содействовать созданию условий для развития личности, социальной адаптации, самореализации учащихся.
Задачи программы:
1.Развивать творческие способности и технические навыки в процессе работы с тканью, швейной машиной, выкройкой. Стимулировать и поощрять творческий подход к работе.
2.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, чувство ответственности, умение доводить начатое дело до завершения.
3.Развивать эстетический вкус, умение найти свой стиль в одежде, умение сочетать цвет и фактуру тканей.
4.Формировать культуру взаимоотношений на занятиях, создавать условия для укрепления здоровья детей.
5.Создавать благоприятный психологический климат в коллективе.
Программа внеурочной деятельности «Юная швея» предназначена для учащихся 6,7 классов и рассчитана на два года обучения 70 часов. Отводится по 1 часу в 6 -7 классах
(35часов в год)
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Юная швея»
Программа внеурочной деятельности «Юная швея» позволяет углубить знания учащихся полученные на уроках технологии.
На занятиях девочки знакомятся с историей шитья, моды, инструментами и различными приспособлениями, выполняют ручные стежки, отрабатывают упражнения в заправке нити в швейной машине, запоминают названия частей и деталей, учатся ухаживать за швейной машинкой и выполняют машинные строчки и швы. Затем добавляется крой, подборка ткани, выбор изделия для изготовления, выполнение эскиза изделия. В процессе выполнения несложных изделий отрабатываются технические навыки - работа с ниткой, иголкой, швейной машиной. Учащиеся получают знания о тканях, их свойствах, уходе за разными видами тканей, учатся измерять фигуру человека, использовать измерения для кроя, научатся работать с журналами мод. Выполнят несколько изделий простейшего кроя: юбка с накладными карманами, блузка с цельнокроеным рукавом. Далее работы усложняются, расширяется круг представлений детей о швейных технологиях, совершенствуются умения и навыки.
Овладение школьниками программой не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий.
Обучение проводится в двух направлениях:
- усвоение теоретических знаний;
- формирование практических навыков.
Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий.
Программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого и эстетического развития личности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности «Юная швея»
Личностными результатами освоения обучающимися программы являются:
- проявление познавательных интересов и активности в данной области программы;
- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
- виртуальное и натурное моделирование объектов и технологических процессов;
- отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися программы являются:
В познавательной сфере:
- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствую-щими культуре труда.
В трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
- расчет себестоимости продукта труда;
- примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
- оценивание своей способности и готовности к труду;
- оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
- дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
- моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда.
В коммуникативной сфере:
- публичная презентация и защита изделия, продукта труда или услуги;
- разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов.
В физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в процессе изготовления изделия.
Содержание курса внеурочной деятельности «Юная швея» (70 часов)
Вводное занятие (2 часа)
Вводное занятие. История развития шитья и моды. Исторические сведения о развитии мировой и отечественной техники и технологии и их роль в современном обществе.
Швейные изделия (2 часа)
Швейные изделия - изделия, которые изготовлены ручным шитьем или с помощью швейной машины. Каждое изделие имеет свое название и назначение. Знакомство с предприятиями изготавливающими швейные изделия. Для отделки швейных изделий применяют отделочные материалы: тесьму, кружево, шитье.
Инструменты и приспособления (2 часа)
Для выполнения швейных работ нужны материалы, инструменты и приспособления.
Материалы - бумага, картон, нитки, ткань. Инструменты - ручные иглы и ножницы. Приспособления - булавки и наперсток. Правила безопасной работы иглой, ножницами.
Влажно - тепловая обработка (ВТО) (2 часа)
Качество и внешний вид швейных изделий во многом зависят от влажно-тепловой обработки, как в процессе пошива, так и при окончательной отделки изделий. Для выполнения влажно-тепловой обработки применяют утюг с терморегулятором и пароувлажнителем. Правила безопасной работы при ВТО.
Ручные работы (4 часа)
Швейные ручные работы выполняют иглой с применением ручных стежков и строчек, которые могут быть временными и постоянными. Понятие о стежке, строчке и шве. Правила выполнения ручных работ. Временное соединение деталей - сметывание; временное закрепление подогнутого края - замётывание; предохранение срезов от осыпания - обмётывание; ручная закрепка.
Практическая работа:
Изготовление образцов ручных работ
Элементы материаловедения (4 часа)
Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных и искусственных волокон. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Виды переплетений нитей в тканях. Сравнительные характеристики тканей из натуральных и химических волокон. Способы обнаружения химических волокон в тканях.
Практические работы:
Изучение свойств нитей основы и утка.
Определение лицевой и изнаночной сторон, направления долевой нити в ткани.
Распознавание волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти.
Элементы машиноведения (6 часов)
Классификация машин швейного производства по назначению, степени механизации и автоматизации. Характеристики и области применения современных швейных, краеобме- точных и вышивальных машин с программным управлением.
Бытовая швейная машина, ее технические характеристики, назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.
Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила безопасной работы на универсальной бытовой швейной машине. Правила подготовки швейной машины к работе. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине.
Назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Виды неполадок в работе швейной машины, причины их возникновения и способы устранения. Уход за швейной машиной.
Практические работы:
Намотка нитки на шпульку.
Заправка верхней и нижней нитей.
Выполнение машинных строчек на ткани, закрепление строчки обратным ходом машины.
Устранение неполадок в работе швейной машины.
Чистка и смазка швейной машины.
Машинные работы (12 часов)
При изготовлении швейных изделий используют различные машинные швы. По назначению их объединяют в три группы: соединительные, краевые, отделочные. Соединительные швы скрепляют детали изделия - это стачной шов вразутюжку, стачной шов взаутюжку, настрочной и расстрочной швы. Краевые швы предоханяют срез от осыпания - шов вподгибку с открытым срезом, шов вподгибку с закрытым срезом. Отделочные швы украшают швейные изделия - вытачки, складки, рельефы. Технология выполнения машинных швов, их условные графические обозначения.
Практические работы:
Изготовление образцов соединительных швов
Изготовление образцов краевых швов
Изготовление образцов вытачек, складок, рельефов.
Конструирование, моделирование швейных изделий (10 часов)
Фигура человека и ее измерение. Общие сведения о строении фигуры человека. Особенности строения женской и детской фигуры. Основные точки и линии измерения. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежей основы. Расчетные формулы. Построение чертежей прямой юбки и блузы с цельнокроеным рукавом в натуральную величину по своим меркам на миллиметровой бумаге.
Особенности моделирования одежды. Понятие о композиции в одежде (материал, цвет, силуэт, пропорции, ритм). Виды отделки швейных изделий (вышивка, аппликация, тесьма, сочетание тканей по цвету и др.). Выбор модели и моделирование изделия.
Практические работы:
Снятие мерок и запись результатов измерений.
Построение чертежей в натуральную величину по своим меркам.
Моделирование юбки выбранного фасона.
Моделирование блузы выбранного фасона.
Технология изготовления швейных изделий (24 часа)
Подготовка ткани к раскрою (декатировка, выявление дефектов, определение направления долевой нити, лицевой и изнаночной стороны). Раскладка выкройки на ткани с учетом припусков на швы. Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани.
Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка. Раскрой ткани. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Подготовка деталей кроя к обработке. Обработка деталей кроя. Правила обработки накладных карманов. Сборка изделия (скалывание, сметывание, стачивание).
Проведение примерки, выявление и исправление дефектов.
Стачивание машинными швами и окончательная отделка изделия. Приемы влажно-тепловой обработки тканей из натуральных и химических волокон. Контроль качества готового изделия.
Практические работы:
Выполнение раскладки выкроек на различных тканях.
Обработка деталей кроя.
Обработка накладных карманов.
Скалывание и сметывание деталей кроя.
Проведение примерки, исправление дефектов.
Стачивание деталей и выполнение отделочных работ.
Влажно-тепловая обработка изделия.
Определение качества готового изделия.
Выставка-ярмарка (2 часа)
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки - ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа:
Проведение выставки-ярмарки.
Тематический план
№ п/п
Наименование
разделов
Всего часов
Количество часов
Теория
Практика
класс
6
7
6
7
6
7
1
Вводное занятие
1
1
1
1
-
-
2
Швейные изделия
1
1
1
1
-
-
3
Инструменты и приспособления
1
1
-
-
1
1
4
Влажно-тепловая обработка
1
1
-
-
1
1
5
Ручные работы
2
2
-
-
2
2
6
Элементы материаловедения
2
2
1
1
1
1
7
Элементы машиноведения
3
3
1
1
2
2
8
Машинные работы
6
6
1
1
5
5
9
Конструирование и моделирование швейных изделий
5
5
1
1
4
4
10
Технология изготовления швейных изделий
12
12
-
-
12
12
Выставка-ярмарка
1
1
-
-
1
1
Итого:
35
35
6
6
29
29
Учебно - методическая, информационная, материально - техническая база
-
Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова. - М., 2009.
-
Бурда, - изд.Энне Бурда, журналы, 2004-2011.
-
Волкова Н., Новоселова Т. Азбука кройки и шитья. -Феникс, 2004.
-
«Декоративно - прикладное искусство» О.А. Кожиной, (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение 2010),Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова. - М., 2009.
-
Гурбина Е. А. Занятия по прикладному искусству 5-7 классы. «Учитель», Волгоград 2010
-
Левицкая, Л. В. Занятия по трудовому обучению / Л. В. Левицкая [и др.]. - М. : Просвещение, 2002.
-
Маркуцкая С.Э. Тесты по технологии. «Обслуживающий труд» 5-7 классы. «Экзамен» - М.: 2009
-
Мерсиянова, Г. Н. Швейное дело. 5-6 классы / Г. Н. Мерсиянова [и др.]. - М. : Просвещение, 2008.
-
Межуева Ю.В. Рабочая тетрадь по технологии 6 класс / Саратов : «Лицей», 2006.
-
Мозговая, Г. Г. Швейное дело. 7-8 классы / Г. Г. Мозговая, Г. Б. Картушина. - М. : Просвещение, 2009.
-
Ханус, С. Как шить / С. Ханус. - М. : Легпромбытиздат, 1988.
-
Хуравская, В. М. Десять творческих проектов для учащихся 6-9 классов / В. М. Хуравская, В. Д. Симоненко. - Брянск : НИЦ «Октид», 2000.
-
Червякова В.Н. Технология обработки ткани. - М.: Просвещение, 1999.
-
Энциклопедия. Шитье и рукоделие. М.:Большая Российская энциклопедия, 1998.
Оборудование и раздаточные материалы:
Швейные машины - 14 штук
Оверлог - 2 штуки
Утюг - 2 штуки
Гладильная доска - 1 штука
Ножницы - 15 штук
Набор ручных игл - 3 штуки
Наперсток - 10 штук
Сантиметровые ленты - 10 штук
Набор образцов ткани и ниток - 2 штуки
Нитки, ткань, ножницы, мелки, шаблоны, лекала, бумага - белая, цветная, миллиметровая, клей, фурнитура.
Ресурсы интернета:
ru.wikipedia.org/wiki/Детали_швейных_изделий
works.doklad.ru/
dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/6243
poshivchik.ru/istoriya-poyavleniya-razvitiya-odezhdy.html
erudition.ru/ref/id.26125_1.html
festival.1september.ru/
htrudovik.ucoz.ua/load/12-1-0-360
ttp://openclass.ru/lessons/48792
wiki.pskovedu.ru/index.php/
sdelaet.ru/?page_id=72
disint.ru/one_photo.php?p=i/photogallery/dk-008.jpg
Календарно-тематическое планирование для 6 класса
№ п/п
Тема занятия
Общее кол-во часов
Теория
Практика
Сроки проведе-ния
Вводное занятие (1 час)
1
Вводное занятие
1
1
Швейные изделия (1 час)
2
Швейные плечевые изделия
1
1
Инструменты и приспособления (1 час)
3
Инструменты, приспособления
1
1
Влажно-тепловая обработка (1 час)
4
Влажно-тепловая обработка (ВТО)
1
1
Ручные работы (2 часа)
5
Ручные стежки временного назначения
1
1
6
Прямые, косые сметочные стежки
1
1
Элементы материаловедения (2 часа)
7
Прядильное и ткацкое производство
1
1
8
Натуральные волокна. Их свойства
1
1
Элементы машиноведения (3 часа)
9
Бытовая швейная машина
1
1
10
Заправка верхней и нижней нити. Приемы работы на швейной машине
1
1
11
Регулирующие механизмы.
1
1
Машинные работы (6 часов)
12
Виды машинных швов
1
1
13
Стачной шов вразутюжку, взаутюжку
1
1
14
Настрочной, расстрочной швы
1
1
15
Шов вподгибку соткрытым, закрытым срезами
1
1
16
Вытачки
1
1
17
Рельефы
1
1
Конструирование и моделирование швейного изделия (5 часов)
18
Снятие мерок для построения чертежа выкройки.
1
1
19
Построение выкройки плечевого изделия
1
1
20
Изготовление выкройки плечевого изделия
1
1
21
Моделирование швейного плечевого изделия
1
1
22
Работа с журналами мод
1
1
Технология изготовления швейного изделия (12 часов)
23
Подготовка выкройки и ткани к раскрою.
1
1
24
Раскрой плечевого изделия
1
1
25
Предохранение срезов от осыпания
1
1
26
Сметывание деталей кроя
1
1
27
Подготовка изделий к примерке
1
1
28
Проведение примерки. Устранение дефектов
1
1
29
Обработка боковых срезов в изделии
1
1
30
Обработка выреза горловины
1
1
31
Обработка рукавов
1
1
32
Обработка низа изделия
1
1
33-34
Окончательная отделка изделия
2
2
Выставка-ярмарка (1 час)
1
Выставка изделий
1
1
Итого:
35
6
29
Календарно-тематическое планирование для 7 класса
№ п/п
Тема занятия
Общее кол-во часов
Теория
Практика
Сроки проведе-ния
Вводное занятие (1 час)
1
Вводное занятие
1
1
Швейные изделия (1 час)
2
Швейные поясные изделия
1
1
Инструменты и приспособления (1 час)
3
Инструменты, приспособления
1
1
Влажно-тепловая обработка (1 час)
4
Влажно-тепловая обработка (ВТО)
1
1
Ручные работы (2 часа)
5
Ручные стежки временного назначения
1
1
6
Заметочные, потайные подшивочные стежки
1
1
Элементы материаловедения (2 часа)
7
Искусственные волокна. Их свойства
1
1
8
Ткани для постельного белья
1
1
Элементы машиноведения (3 часа)
9
Промышленные швейные машины
1
1
10
Приспособления к швейным машинам
1
1
11
Уход за швейной машиной
1
1
Машинные работы (6 часов)
12
Виды машинных швов
1
1
13
Бельевые швы: двойной, запошивочный
1
1
14
Обтачной, окантовочный швы
1
1
15
Виды карманов. Накладной карман
1
1
16
Виды складок
1
1
17
Обработка односторонней складки
1
1
Конструирование и моделирование швейного изделия (5 часов)
18
Снятие мерок для построения чертежа выкройки.
1
1
19
Построение выкройки поясного изделия
1
1
20
Изготовление выкройки поясного изделия
1
1
21
Моделирование швейного поясного изделия
1
1
22
Работа с журналами. Бурда Моден
1
1
Технология изготовления швейного изделия (12 часов)
23
Подготовка выкройки и ткани к раскрою.
1
1
24
Раскрой поясного изделия
1
1
25
Обметывание деталей
1
1
26
Сметывание деталей кроя
1
1
27
Подготовка изделий к примерке
1
1
28
Проведение примерки. Устранение дефектов
1
1
29
Обработка боковых срезов в изделии
1
1
30
Обработка среднего шва
1
1
31
Обработка пояса
1
1
32
Обработка низа изделия
1
1
33-34
Окончательная отделка изделия
2
2
Выставка-ярмарка (1 час)
1
Выставка изделий
1
1
Итого:
35
6
29