Программа внеурочной деятельности Юная швея

Программа внеурочной деятельности «Юная швея» по духовно-нравственному направлению разработана в соответствии с авторской программой основного общего образования «Декоративно – прикладное искусство» О.А. Кожиной, (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение 2010), составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта. Шитье - за...
Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 93

Барабинского района Новосибирской области




Принята:

Педагогическим советом школы

Протокол от «29» августа 2014г. №14

Утверждаю:

Директор школы __________ Д.В. Судариков

Приказ от «29» августа 2014г. №239-од





ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
на 2014-2015 учебный год


«Юная швея»


Напраление: духовно-нравственное

Вид деятельности: творческая мастерская

Количество часов: 70 часов за 2 года обучения

Возраст школьников: 6,7 классы









Разработчик: Адутова Юлия Александровна

учитель технологии

I квалификационной категории














г. Барабинск


Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности «Юная швея» по духовно-нравственному направлению разработана в соответствии с авторской программой основного общего образования «Декоративно - прикладное искусство» О.А. Кожиной, (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение 2010), составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта.

Шитье - занятие интересное, увлекательное, и, самое главное, необходимое. Но, чтобы это занятие приносило удовольствие и видимый результат, необходимо овладеть определенными техническими навыками в области шитья и кроя одежды. Обучающиеся становятся участниками увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.

В современных условиях очень важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью. Проходят годы и люди становятся специалистами в различных областях человеческой деятельности. Но какой бы род занятий не избрали, какая бы специальность не стала любимым делом, очень важно научить учащегося быть хорошим хозяином и хозяйкой, уметь экономно использовать материалы.

Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности для творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками.


Цель программы: содействовать созданию условий для развития личности, социальной адаптации, самореализации учащихся.

Задачи программы:

1.Развивать творческие способности и технические навыки в процессе работы с тканью, швейной машиной, выкройкой. Стимулировать и поощрять творческий подход к работе.


2.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, чувство ответственности, умение доводить начатое дело до завершения.


3.Развивать эстетический вкус, умение найти свой стиль в одежде, умение сочетать цвет и фактуру тканей.


4.Формировать культуру взаимоотношений на занятиях, создавать условия для укрепления здоровья детей.


5.Создавать благоприятный психологический климат в коллективе.

Программа внеурочной деятельности «Юная швея» предназначена для учащихся 6,7 классов и рассчитана на два года обучения 70 часов. Отводится по 1 часу в 6 -7 классах

(35часов в год)








Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Юная швея»

Программа внеурочной деятельности «Юная швея» позволяет углубить знания учащихся полученные на уроках технологии.

На занятиях девочки знакомятся с историей шитья, моды, инструментами и различными приспособлениями, выполняют ручные стежки, отрабатывают упражнения в заправке нити в швейной машине, запоминают названия частей и деталей, учатся ухаживать за швейной машинкой и выполняют машинные строчки и швы. Затем добавляется крой, подборка ткани, выбор изделия для изготовления, выполнение эскиза изделия. В процессе выполнения несложных изделий отрабатываются технические навыки - работа с ниткой, иголкой, швейной машиной. Учащиеся получают знания о тканях, их свойствах, уходе за разными видами тканей, учатся измерять фигуру человека, использовать измерения для кроя, научатся работать с журналами мод. Выполнят несколько изделий простейшего кроя: юбка с накладными карманами, блузка с цельнокроеным рукавом. Далее работы усложняются, расширяется круг представлений детей о швейных технологиях, совершенствуются умения и навыки.

Овладение школьниками программой не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий.

Обучение проводится в двух направлениях:

- усвоение теоретических знаний;

- формирование практических навыков.

Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий.

Программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого и эстетического развития личности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

внеурочной деятельности «Юная швея»


Личностными результатами освоения обучающимися программы являются:

- проявление познавательных интересов и активности в данной области программы;

- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Метапредметными результатами освоения программы являются:

- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;

- виртуальное и натурное моделирование объектов и технологических процессов;

- отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

- использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;

- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения учащимися программы являются:

В познавательной сфере:

- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

- ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствую-щими культуре труда.

В трудовой сфере:

- планирование технологического процесса и процесса труда;

- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

- расчет себестоимости продукта труда;

- примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере:

- оценивание своей способности и готовности к труду;

- оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

- осознание ответственности за качество результатов труда;

- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

- дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

- моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда.

В коммуникативной сфере:

- публичная презентация и защита изделия, продукта труда или услуги;

- разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов.

В физиолого-психологической сфере:

- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

- сочетание образного и логического мышления в процессе изготовления изделия.

Содержание курса внеурочной деятельности «Юная швея» (70 часов)


Вводное занятие (2 часа)

Вводное занятие. История развития шитья и моды. Исторические сведения о развитии мировой и отечественной техники и технологии и их роль в современном обществе.


Швейные изделия (2 часа)


Швейные изделия - изделия, которые изготовлены ручным шитьем или с помощью швейной машины. Каждое изделие имеет свое название и назначение. Знакомство с предприятиями изготавливающими швейные изделия. Для отделки швейных изделий применяют отделочные материалы: тесьму, кружево, шитье.

Инструменты и приспособления (2 часа)


Для выполнения швейных работ нужны материалы, инструменты и приспособления.

Материалы - бумага, картон, нитки, ткань. Инструменты - ручные иглы и ножницы. Приспособления - булавки и наперсток. Правила безопасной работы иглой, ножницами.


Влажно - тепловая обработка (ВТО) (2 часа)


Качество и внешний вид швейных изделий во многом зависят от влажно-тепловой обработки, как в процессе пошива, так и при окончательной отделки изделий. Для выполнения влажно-тепловой обработки применяют утюг с терморегулятором и пароувлажнителем. Правила безопасной работы при ВТО.


Ручные работы (4 часа)

Швейные ручные работы выполняют иглой с применением ручных стежков и строчек, которые могут быть временными и постоянными. Понятие о стежке, строчке и шве. Правила выполнения ручных работ. Временное соединение деталей - сметывание; временное закрепление подогнутого края - замётывание; предохранение срезов от осыпания - обмётывание; ручная закрепка.

Практическая работа:

Изготовление образцов ручных работ


Элементы материаловедения (4 часа)

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных и искусственных волокон. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Виды переплетений нитей в тканях. Сравнительные характеристики тканей из натуральных и химических волокон. Способы обнаружения химических волокон в тканях.

Практические работы:

Изучение свойств нитей основы и утка.

Определение лицевой и изнаночной сторон, направления долевой нити в ткани.

Распознавание волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти.

Элементы машиноведения (6 часов)


Классификация машин швейного производства по назначению, степени механизации и автоматизации. Характеристики и области применения современных швейных, краеобме- точных и вышивальных машин с программным управлением.

Бытовая швейная машина, ее технические характеристики, назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила безопасной работы на универсальной бытовой швейной машине. Правила подготовки швейной машины к работе. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине.

Назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Виды неполадок в работе швейной машины, причины их возникновения и способы устранения. Уход за швейной машиной.

Практические работы:

Намотка нитки на шпульку.

Заправка верхней и нижней нитей.

Выполнение машинных строчек на ткани, закрепление строчки обратным ходом машины.

Устранение неполадок в работе швейной машины.

Чистка и смазка швейной машины.


Машинные работы (12 часов)


При изготовлении швейных изделий используют различные машинные швы. По назначению их объединяют в три группы: соединительные, краевые, отделочные. Соединительные швы скрепляют детали изделия - это стачной шов вразутюжку, стачной шов взаутюжку, настрочной и расстрочной швы. Краевые швы предоханяют срез от осыпания - шов вподгибку с открытым срезом, шов вподгибку с закрытым срезом. Отделочные швы украшают швейные изделия - вытачки, складки, рельефы. Технология выполнения машинных швов, их условные графические обозначения.

Практические работы:

Изготовление образцов соединительных швов

Изготовление образцов краевых швов

Изготовление образцов вытачек, складок, рельефов.



Конструирование, моделирование швейных изделий (10 часов)


Фигура человека и ее измерение. Общие сведения о строении фигуры человека. Особенности строения женской и детской фигуры. Основные точки и линии измерения. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежей основы. Расчетные формулы. Построение чертежей прямой юбки и блузы с цельнокроеным рукавом в натуральную величину по своим меркам на миллиметровой бумаге.

Особенности моделирования одежды. Понятие о композиции в одежде (материал, цвет, силуэт, пропорции, ритм). Виды отделки швейных изделий (вышивка, аппликация, тесьма, сочетание тканей по цвету и др.). Выбор модели и моделирование изделия.

Практические работы:

Снятие мерок и запись результатов измерений.

Построение чертежей в натуральную величину по своим меркам.

Моделирование юбки выбранного фасона.

Моделирование блузы выбранного фасона.


Технология изготовления швейных изделий (24 часа)

Подготовка ткани к раскрою (декатировка, выявление дефектов, определение направления долевой нити, лицевой и изнаночной стороны). Раскладка выкройки на ткани с учетом припусков на швы. Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани.

Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка. Раскрой ткани. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Подготовка деталей кроя к обработке. Обработка деталей кроя. Правила обработки накладных карманов. Сборка изделия (скалывание, сметывание, стачивание).

Проведение примерки, выявление и исправление дефектов.

Стачивание машинными швами и окончательная отделка изделия. Приемы влажно-тепловой обработки тканей из натуральных и химических волокон. Контроль качества готового изделия.

Практические работы:

Выполнение раскладки выкроек на различных тканях.

Обработка деталей кроя.

Обработка накладных карманов.

Скалывание и сметывание деталей кроя.

Проведение примерки, исправление дефектов.

Стачивание деталей и выполнение отделочных работ.

Влажно-тепловая обработка изделия.

Определение качества готового изделия.


Выставка-ярмарка (2 часа)


Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки - ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

Практическая работа:

Проведение выставки-ярмарки.




Тематический план



№ п/п

Наименование

разделов

Всего часов

Количество часов

Теория

Практика



класс



6

7

6

7

6

7

1

Вводное занятие

1

1

1

1

-

-

2

Швейные изделия

1

1

1

1

-

-

3

Инструменты и приспособления

1

1

-

-

1

1

4

Влажно-тепловая обработка

1

1

-

-

1

1

5

Ручные работы


2

2

-

-

2

2

6

Элементы материаловедения


2

2

1

1

1

1

7

Элементы машиноведения


3

3

1

1

2

2

8

Машинные работы


6

6

1

1

5

5

9

Конструирование и моделирование швейных изделий


5

5

1

1

4

4

10

Технология изготовления швейных изделий

12

12

-

-

12

12


Выставка-ярмарка

1

1

-

-

1

1


Итого:

35

35

6

6

29

29

Учебно - методическая, информационная, материально - техническая база

  1. Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова. - М., 2009.

  2. Бурда, - изд.Энне Бурда, журналы, 2004-2011.

  3. Волкова Н., Новоселова Т. Азбука кройки и шитья. -Феникс, 2004.

  4. «Декоративно - прикладное искусство» О.А. Кожиной, (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение 2010),Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова. - М., 2009.

  5. Гурбина Е. А. Занятия по прикладному искусству 5-7 классы. «Учитель», Волгоград 2010

  6. Левицкая, Л. В. Занятия по трудовому обучению / Л. В. Левицкая [и др.]. - М. : Просвещение, 2002.

  7. Маркуцкая С.Э. Тесты по технологии. «Обслуживающий труд» 5-7 классы. «Экзамен» - М.: 2009

  8. Мерсиянова, Г. Н. Швейное дело. 5-6 классы / Г. Н. Мерсиянова [и др.]. - М. : Просвещение, 2008.

  9. Межуева Ю.В. Рабочая тетрадь по технологии 6 класс / Саратов : «Лицей», 2006.

  10. Мозговая, Г. Г. Швейное дело. 7-8 классы / Г. Г. Мозговая, Г. Б. Картушина. - М. : Просвещение, 2009.

  11. Ханус, С. Как шить / С. Ханус. - М. : Легпромбытиздат, 1988.

  12. Хуравская, В. М. Десять творческих проектов для учащихся 6-9 классов / В. М. Хуравская, В. Д. Симоненко. - Брянск : НИЦ «Октид», 2000.

  13. Червякова В.Н. Технология обработки ткани. - М.: Просвещение, 1999.

  14. Энциклопедия. Шитье и рукоделие. М.:Большая Российская энциклопедия, 1998.



Оборудование и раздаточные материалы:

Швейные машины - 14 штук

Оверлог - 2 штуки

Утюг - 2 штуки

Гладильная доска - 1 штука

Ножницы - 15 штук

Набор ручных игл - 3 штуки

Наперсток - 10 штук

Сантиметровые ленты - 10 штук

Набор образцов ткани и ниток - 2 штуки

Нитки, ткань, ножницы, мелки, шаблоны, лекала, бумага - белая, цветная, миллиметровая, клей, фурнитура.


Ресурсы интернета:

ru.wikipedia.org/wiki/Детали_швейных_изделий

works.doklad.ru/

dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/6243

poshivchik.ru/istoriya-poyavleniya-razvitiya-odezhdy.html

erudition.ru/ref/id.26125_1.html

festival.1september.ru/

htrudovik.ucoz.ua/load/12-1-0-360

ttp://openclass.ru/lessons/48792

wiki.pskovedu.ru/index.php/

sdelaet.ru/?page_id=72

disint.ru/one_photo.php?p=i/photogallery/dk-008.jpg



















Календарно-тематическое планирование для 6 класса


№ п/п

Тема занятия

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Сроки проведе-ния

Вводное занятие (1 час)

1

Вводное занятие

1

1



Швейные изделия (1 час)


2

Швейные плечевые изделия

1

1



Инструменты и приспособления (1 час)


3

Инструменты, приспособления

1


1


Влажно-тепловая обработка (1 час)


4

Влажно-тепловая обработка (ВТО)

1


1


Ручные работы (2 часа)


5

Ручные стежки временного назначения

1


1


6

Прямые, косые сметочные стежки

1


1


Элементы материаловедения (2 часа)


7

Прядильное и ткацкое производство

1

1



8

Натуральные волокна. Их свойства

1


1


Элементы машиноведения (3 часа)


9

Бытовая швейная машина

1

1



10

Заправка верхней и нижней нити. Приемы работы на швейной машине

1


1


11

Регулирующие механизмы.

1


1


Машинные работы (6 часов)


12

Виды машинных швов

1

1



13

Стачной шов вразутюжку, взаутюжку

1


1


14

Настрочной, расстрочной швы

1


1


15

Шов вподгибку соткрытым, закрытым срезами

1


1


16

Вытачки

1


1


17

Рельефы

1


1


Конструирование и моделирование швейного изделия (5 часов)


18

Снятие мерок для построения чертежа выкройки.

1

1



19

Построение выкройки плечевого изделия

1


1


20

Изготовление выкройки плечевого изделия

1


1


21

Моделирование швейного плечевого изделия

1


1


22

Работа с журналами мод

1


1


Технология изготовления швейного изделия (12 часов)


23

Подготовка выкройки и ткани к раскрою.

1


1


24

Раскрой плечевого изделия

1


1


25

Предохранение срезов от осыпания

1


1


26

Сметывание деталей кроя

1


1


27

Подготовка изделий к примерке

1


1


28

Проведение примерки. Устранение дефектов

1


1


29

Обработка боковых срезов в изделии

1


1


30

Обработка выреза горловины

1


1


31

Обработка рукавов

1


1


32

Обработка низа изделия

1


1


33-34

Окончательная отделка изделия

2


2


Выставка-ярмарка (1 час)


1

Выставка изделий

1


1



Итого:

35

6

29




























Календарно-тематическое планирование для 7 класса


№ п/п

Тема занятия

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Сроки проведе-ния

Вводное занятие (1 час)

1

Вводное занятие

1

1



Швейные изделия (1 час)


2

Швейные поясные изделия

1

1



Инструменты и приспособления (1 час)


3

Инструменты, приспособления

1


1


Влажно-тепловая обработка (1 час)


4

Влажно-тепловая обработка (ВТО)

1


1


Ручные работы (2 часа)


5

Ручные стежки временного назначения

1


1


6

Заметочные, потайные подшивочные стежки

1


1


Элементы материаловедения (2 часа)


7

Искусственные волокна. Их свойства

1

1



8

Ткани для постельного белья

1


1


Элементы машиноведения (3 часа)


9

Промышленные швейные машины

1

1



10

Приспособления к швейным машинам

1


1


11

Уход за швейной машиной

1


1


Машинные работы (6 часов)


12

Виды машинных швов

1

1



13

Бельевые швы: двойной, запошивочный

1


1


14

Обтачной, окантовочный швы

1


1


15

Виды карманов. Накладной карман

1


1


16

Виды складок

1


1


17

Обработка односторонней складки

1


1


Конструирование и моделирование швейного изделия (5 часов)


18

Снятие мерок для построения чертежа выкройки.

1

1



19

Построение выкройки поясного изделия

1


1


20

Изготовление выкройки поясного изделия

1


1


21

Моделирование швейного поясного изделия

1


1


22

Работа с журналами. Бурда Моден

1


1


Технология изготовления швейного изделия (12 часов)


23

Подготовка выкройки и ткани к раскрою.

1


1


24

Раскрой поясного изделия

1


1


25

Обметывание деталей

1


1


26

Сметывание деталей кроя

1


1


27

Подготовка изделий к примерке

1


1


28

Проведение примерки. Устранение дефектов

1


1


29

Обработка боковых срезов в изделии

1


1


30

Обработка среднего шва

1


1


31

Обработка пояса

1


1


32

Обработка низа изделия

1


1


33-34

Окончательная отделка изделия

2


2


Выставка-ярмарка (1 час)


1

Выставка изделий

1


1



Итого:

35

6

29





© 2010-2022