Конспект по технологии на темуВиды фартуков. Правила оформления чертежей швейных изделий (5класс)

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5класс

Тема урока: «Виды фартуков. Общие правила оформления чертежей швейных изделий.(2ч.)

Цели урока:

  • Образовательные - ознакомить учащихся с видами одежды, с историей фартука, с правилами снятия мерок. Научить правильному измерению фигуры человека.

  • Развивающие - развивать у школьников пространственное представление о линиях, мысленно проводимых на фигуру человека через ориентированные точки. Научить определять положение этих линий по отношению друг к другу (снимать мерки).

  • Воспитательные - формировать у учащихся точность, внимание, сосредоточенность и аккуратность при выполнении работы, коммуникативность, умение работать в парах.

Задачи:

  • Закрепить знания, умения и навыки моделирования фартука.

  • Воспитывать творческие способности, эстетический вкус, аккуратность при работе.

Тип урока: комбинированный.

Методы проведения урока: Беседа, рассказ, объяснение, средства наглядности

Необходимое оборудование и материалы: сантиметровая лента, линейка, карандаш.

Ход урока.

1. Организационная часть.

2. Вводная часть

Сегодня мы начинаем с вами изучать большой раздел «Технология изготовления швейного изделия - фартука». И тема нашего первого урока «Виды фартуков. Общие правила оформления чертежей швейных изделий.

- Какие же задачи мы сегодня перед собой поставим? (Формулирование учащимися учебных задач):

- ознакомиться с видами и историей фартука;

- развивать в себе такие качества, как точность, внимание, сосредоточенность и аккуратность при выполнении работы.

3. Изучение новой темы.

Фартук является частью или элементом одежды.

И, нравится нам это или нет, а одежда играет значительную роль в жизни человека.

«Встречают по одежке, а провожают по уму» - недаром в народе ходит такая пословица.

А как вы её понимаете?

Но всё-таки первое впечатление о человеке складывается во многом благодаря его внешнему виду, манере одеваться, самой одежде.

- А для чего нужна одежда? В чем состоит её назначение?

Назначение одежды - прикрыть тело, защитить его от холода, грязи, определить статус человека, его положение в обществе.

Одежда очень многое может сказать о человеке (уч-ся приводят примеры).

Виды одежды.

Одежда по назначению делится на бытовую, производственную, спортивную, форменную.

Давайте более подробно рассмотрим каждую группу.

К бытовой относится повседневная торжественная, домашняя.

Конспект по технологии на темуВиды фартуков. Правила оформления чертежей швейных изделий(5класс)

К производственной - спецодежда для выполнения различных работ (одежда медиков, продавцов и т.д.).

Конспект по технологии на темуВиды фартуков. Правила оформления чертежей швейных изделий(5класс)Конспект по технологии на темуВиды фартуков. Правила оформления чертежей швейных изделий(5класс)

К форменной - одежда военных, милиционеров, железнодорожников и т.д.

Конспект по технологии на темуВиды фартуков. Правила оформления чертежей швейных изделий(5класс) Конспект по технологии на темуВиды фартуков. Правила оформления чертежей швейных изделий(5класс)

К спортивной - одежда для занятий спортом.

Конспект по технологии на темуВиды фартуков. Правила оформления чертежей швейных изделий(5класс)

- Как вы считаете, фартук относится к какому виду одежды?

Он может быть и частью бытовой одежды, и производственной одеждой, и элементом форменной одежды (ребята приводят примеры).

Классификация фартуков.

В наше время фартуки могут иметь различное назначение: повседневные, нарядные, мужские, женские, детские.

Фартуки могут быть:

- элементом рабочей одежды

- для сервировки стола при обслуживании гостей

- дополнением к национальному костюму

При выполнении домашних работ по уборке жилья или приготовлении пищи обычно надевают фартук и повязывают косынку. Головные уборы исключают возможность попадания волос в продукты и пищи. Фартуки шьют из хлопчатобумажной и льняной ткани, однотонной или набивной. Эти ткани хорошо стираются и утюжатся.

История фартука.

При изучении темы «Швейная машина» мы говорили о том, что каждый предмет, каждая вещь имеет свою историю. Своя история есть и у фартука.

Начинается она с Древнего Египта. Фараоны и мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой, которая прикреплялась спереди к поясу из узкой полоски кожи или сплетенных тростниковые стеблей.

Конспект по технологии на темуВиды фартуков. Правила оформления чертежей швейных изделий(5класс)

Интересно, что изначально фартук считался элементом сугубо мужского гардероба (его носили исключительно мужчины). С течением времени он видоизменялся, проникал из одной страны в другую, стал частью женского и детского костюма, знаком отличия людей благородного сословия и, наоборот, деталью униформы прислуги.

Начиная с эпохи средневековья, фартук становится постоянной принадлежностью рабочей одежды. Крестьянки, трактирщицы, поварихи и многие другие женщины низкого сословия использовали его для защиты своей одежды. Шили их из простых, доступных им тканей - льна, отбеленного полотна. Фартук носили кузнецы, сапожники, повара, цеховые мастера.

Конспект по технологии на темуВиды фартуков. Правила оформления чертежей швейных изделий(5класс)

Со временем женский передник стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XVII в. фартук непременно украшал жен именитых горожан.

Конспект по технологии на темуВиды фартуков. Правила оформления чертежей швейных изделий(5класс)

Фартук периодически входил в моду среди высших слоев населения.

Сейчас это странно слышать, но знатные дамы в 18 веке особенно любили надевать фартучек, отправляясь на прогулку. Их фартуки были сшиты из дорогих, изящных тканей. Часто - украшенные вышивкой и дорогими кружевами.

Были и детские фартуки

Конспект по технологии на темуВиды фартуков. Правила оформления чертежей швейных изделий(5класс)

Из детской повседневной одежды переднички плавно перекочевали в гимназическую и школьную форму.

Конспект по технологии на темуВиды фартуков. Правила оформления чертежей швейных изделий(5класс)

Фартук входит в состав многих национальных костюмов, в том числе и русского.

Конспект по технологии на темуВиды фартуков. Правила оформления чертежей швейных изделий(5класс)

Передник, запон, занавеска, голянка, засов, нагрудник, нагрудень, фартук, хвартук - это все название одного и того же предмета! В разных губерниях были различные его варианты: с лямками и туникообразные, закрепленные над грудью и на талии, короткие и длинные...

Конспект по технологии на темуВиды фартуков. Правила оформления чертежей швейных изделий(5класс)

Нагрудники имеют очень красивую вышивку.

- Знаете ли вы, какое основное значение имела вышивка на Руси? Охранительное. Наши предки считали, что если вышить ворот, манжеты, подол, разрез горловины заклинательными символами, то это не позволит проникнуть злым духам в тело человека.

Во время первой мировой войны фартук становится необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными мастерами, механиками и т.п. Таким образом, из «одежды горничных» фартук превратился в рабочую одежду. Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью одежды для работы в домашних условиях и на производстве.

Однако в наши дни на производстве вместо фартука все чаще используют новую специальную одежду. Многие работники предпочитают удобные и практичные халаты или комбинезоны. Исчезает фартук и из гардероба домохозяек. Возможно, что этот вид одежды со временем останется только в музеях и книгах по истории костюма.

Физкультминутка.

  • Откинуться на спинку стула, выпрямить ноги вперед, руки опущены. Опустить голову, закрыть глаза, расслабиться (15-20 сек.)

  • Быстро поморгать. Крепко зажмуриться, открыть глаза (3-4 раза)

  • Сидя на стуле, руки опущены. 1-2 - поднять плечи, пытаясь коснуться мочек ушей; 3-4 -опустить (повторить 4-6 раз)

  • Сидя на стуле, руки опущены, ноги, согнуты в коленях, поставить на пол. 1-2 - поднять пятки, опустить; 3-4 - поднять носки, опустить (повторить 3-4 раза)

Правила оформления швейных изделий.

Давайте запишем с вами в какой последовательности идет изготовление фартука. Помогайте мне.

1.Эскиз фартука

2.Снятие мерок

3.Построение выкройки фартука.

4.Моделирование.

5.Раскрой.

6. Пошив фартука

Определите на каком этапе мы находимся?

Правильно -моделирование.

Конструирование одежды тесно связано с моделированием. Моделирование - это процесс создания новой одежды по фасону и отделке.

Работа по моделированию проводится в определенной последовательности:

  • - Ознакомление с фасонами изделия;

  • - Ознакомление со способами изменения выкройки;

  • - Выполнение элементов моделирования;

  • - Ознакомление с сочетанием цветов.

Давайте рассмотрим модели фартуков:

  • Чем отличаются 2 этих фартука?

  • Какие детали фартуков имеют разную форму?

  • Какая отделка используется в изделиях?

  • Приглашаю к доске 2х учениц работать с лекалами

Девочки работают, создавая модель фартука, подбирая нужные детали, используя различные заготовки карманов, грудки и нижней части.

Вопрос:

Как можно создать новую модель при помощи измененных деталей выкройки? (девочки создают модель)

Лекала заготавливаю заранее из цветной бумаги, разных форм и деталей.

Отдельные детали изделия, входящие в один комплект должны сочетаться между собой по форме: если нагрудник имеет верхний срез в виде уголка, то и нижняя часть фартука и карманы должны быть срезаны уголком а не округлены. Если за основу принимается округлая форма: то надо скруглить срезы деталей фартука (карманов, нагрудной и нижней части фартука).

Отделка.

Отделкой может служить вышивка, аппликация, отделка тесьмой, кружевом, можно использовать ткань другого цвета.

Цвет.

Цвет - одно из самых выразительных средств в костюме. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. При всех индивидуальных особенностях есть научно обоснованные общие закономерности восприятия цветов. Например, красный цвет - это символ Солнца, огня, крови, жизни; но он же означает тревогу, опасность, угрозу для жизни. Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черный цвет с точки зрения физики - пустота, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл - все «ночное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.

Основными принято считать 4 чистых цвета : красный, зеленый, желтый, синий. Все остальные оттенки получаются путем их смешения и добавления черного и белого - ахроматических, т. е. «нецветных» цветов различные оттенки серого, неяркие коричневато-зеленоватые тона называют нейтральными. Если в состав цвета входит красный или желтый - он воспринимается как теплый, а зеленый и особенно синий придают «холодность

Закрепление полученных знаний.

  1. Для чего предназначены различные виды спецодежды? (спецодежда предохраняет платье человека от воздействия воды, пыли, грязи, различных химических веществ и т. д.).

  2. В современном мире люди каких профессий используют спецодежду?

  3. Из каких тканей их изготовляют? (ткани могут быть различными. Чаще всего это х/б, льняные ткани и износоустойчивые со специальными пропитками или прокладками).

  4. Где применяются фартук и косынка (шапочка)?

  5. В какой стране берет своё начало история фартука? Представители какого пола носили в те времена фартук?

Домашнее задание. Знать все о фартуках и нарисовать модель своего фартука.

Рефлексия. Подведение итогов.


  • было интересно…

  • было трудно…

  • я научилась…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…

Анализ работы. Выставление оценок


6


© 2010-2022